СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тропы и стилистические фигуры. Метафора.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация была составлена для подготовки выпускников 11 класса к сдаче ЕГЭ.  Содержит теоретические сведения и практические задания по теме " Тропы и стилистические фигуры речи. Метафора."

Просмотр содержимого документа
«Тропы и стилистические фигуры. Метафора.»

Метафора

Метафора

Что такое метафора? Метафора  (от др.-греч.  μεταφορά — «перенос», «переносное значение» ) — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака. Чтобы появилась метафора, следует найти точки соприкосновения двух предметов или явлений в чем-то, например: озеро как зеркало — зеркало озера ;  руки как золото — золотые руки ;  волосы как серебро — серебряные волосы . Именно поэтому метафору считают скрытым сравнением, в котором отображаются как постоянные, так и временные, преходящие, случайные сходства предметов. Но в отличие от сравнения метафора выражает устоявшиеся сходства предметов.

Что такое метафора?

Метафора  (от др.-греч.  μεταφορά — «перенос», «переносное значение» ) — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.

Чтобы появилась метафора, следует найти точки соприкосновения двух предметов или явлений в чем-то, например:

озеро как зеркало — зеркало озера ; руки как золото — золотые руки ; волосы как серебро — серебряные волосы .

Именно поэтому метафору считают скрытым сравнением, в котором отображаются как постоянные, так и временные, преходящие, случайные сходства предметов. Но в отличие от сравнения метафора выражает устоявшиеся сходства предметов.

В основе метафорической связи значений существительного  «нос»  лежит сходство предметов по форме и расположению в пространстве: часть лица человека, морды животного; клюв птицы; выступающая часть чайника, кувшина; передняя часть ступни, обуви и чулка; передняя часть морского судна, самолёта   и т.д. На основе внешнего сходства получили одинаковые наименования швейная и хирургическая  игла, лист  хвойного дерева (игла сосны, ели, кедра) и  игла  некоторых животных (ежа, дикобраза). Метафоричными являются связи  животное — человек  и отсюда возникшие наименования людей в переносном смысле:   баран, осёл, свинья, лиса, сорока, волк, медведь, петух, вол.

В основе метафорической связи значений существительного  «нос»  лежит сходство предметов по форме и расположению в пространстве:

  • часть лица человека, морды животного;
  • клюв птицы;
  • выступающая часть чайника, кувшина;
  • передняя часть ступни, обуви и чулка;
  • передняя часть морского судна, самолёта   и т.д.

На основе внешнего сходства получили одинаковые наименования швейная и хирургическая  игла, лист  хвойного дерева (игла сосны, ели, кедра) и  игла  некоторых животных (ежа, дикобраза).

  • Метафоричными являются связи  животное — человек  и отсюда возникшие наименования людей в переносном смысле:
  •   баран, осёл, свинья, лиса, сорока, волк, медведь, петух, вол.
Общность признака делают возможным вот такие переносы признака лица на предмет: безмолвная женщина — безмолвная улица; деликатный человек — деликатный вопрос; бойкий мальчик — бойкий спор; мудрый старик — мудрое решение; любопытная соседка — любопытный вопрос. Перенос значения одного слова на другой, то есть возникновение метафоры, связан с их сходством: подобие формы:   дамская шляпка — шляпка гвоздя, копна сена — копна волос; цветовая близость:   янтарные бусы — янтарный блеск; золотое кольцо — золотая листва; общность функции:   дворники расчистили снег — автомобильные дворники; горит свеча — горит лампочка; сторож (охранник) — сторож (кухонное приспособление, не дающее подгореть молоку); похожесть в расположении:   подошва обуви — подошва горы.

Общность признака делают возможным вот такие переносы признака лица на предмет:

  • безмолвная женщина — безмолвная улица;
  • деликатный человек — деликатный вопрос;
  • бойкий мальчик — бойкий спор;
  • мудрый старик — мудрое решение;
  • любопытная соседка — любопытный вопрос.

Перенос значения одного слова на другой, то есть возникновение метафоры, связан с их сходством:

  • подобие формы:   дамская шляпка — шляпка гвоздя, копна сена — копна волос;
  • цветовая близость:   янтарные бусы — янтарный блеск; золотое кольцо — золотая листва;
  • общность функции:   дворники расчистили снег — автомобильные дворники; горит свеча — горит лампочка; сторож (охранник) — сторож (кухонное приспособление, не дающее подгореть молоку);
  • похожесть в расположении:   подошва обуви — подошва горы.
Примеры метафоры в русской литературе И может быть — на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной. (А.С.Пушкин) Нам дорога твоя отвага, огнём душа твоя полна. (М.Ю. Лермонтов) Пора золотая была, да сокрылась. (А.Кольцов) Осень жизни , как и осень года, надо благодарно принимать. (Э. Рязанов) Луна будет улыбаться весь вечер. (А. Чехов) Тоска необъятная жрала его, и безымянный червь точил его сердце. (Н. Гоголь) И над серостью наших бесед в дымной комнате машут крыльями опоздавшие птицы газет . (Р. Рождественский) Прапорщики воткнулись глазами в царя. (А. Толстой)

Примеры метафоры в русской литературе

  • И может быть — на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной. (А.С.Пушкин)
  • Нам дорога твоя отвага, огнём душа твоя полна. (М.Ю. Лермонтов)
  • Пора золотая была, да сокрылась. (А.Кольцов)
  • Осень жизни , как и осень года, надо благодарно принимать. (Э. Рязанов)
  • Луна будет улыбаться весь вечер. (А. Чехов)
  • Тоска необъятная жрала его, и безымянный червь точил его сердце. (Н. Гоголь)
  • И над серостью наших бесед в дымной комнате машут крыльями опоздавшие птицы газет . (Р. Рождественский)
  • Прапорщики воткнулись глазами в царя. (А. Толстой)
Какие могут возникнуть трудности? Метафору как изобразительный приём иногда сложно отличить от языковой метафоры, отражающейся в переносном значении слова.   На уроке физкультуры дети учились прыгать через коня.   Языковая метафора, как правило, закреплена в толковом словаре как переносное значение слова.   В предложении выше метафора «конь» не используется как изобразительный приём, это обычное переносное значение слова. Ценность же метафоры как изобразительного приёма заключается в её новизне и неожиданности обнаруженного автором сходства:   И осень огненный парик срывает ливневыми лапами. Иногда бывает трудно различить эпитет и метафору.   Ночь цвела золотыми огнями.   Метафора – изобразительный приём, основанный на перенесении значения по подобию, сходству, аналогии, например: Море смеялось. Эта девушка – прекрасный цветок.   Эпитет – это частный случай метафоры, выраженной в художественном определении, например: свинцовые тучи, волнистый туман. В приведенном примере содержатся и метафора (ночь цвела огнями), и эпитет (золотыми)

Какие могут возникнуть трудности?

  • Метафору как изобразительный приём иногда сложно отличить от языковой метафоры, отражающейся в переносном значении слова. На уроке физкультуры дети учились прыгать через коня. Языковая метафора, как правило, закреплена в толковом словаре как переносное значение слова. В предложении выше метафора «конь» не используется как изобразительный приём, это обычное переносное значение слова. Ценность же метафоры как изобразительного приёма заключается в её новизне и неожиданности обнаруженного автором сходства: И осень огненный парик срывает ливневыми лапами.
  • Иногда бывает трудно различить эпитет и метафору. Ночь цвела золотыми огнями. Метафора – изобразительный приём, основанный на перенесении значения по подобию, сходству, аналогии, например: Море смеялось. Эта девушка – прекрасный цветок. Эпитет – это частный случай метафоры, выраженной в художественном определении, например: свинцовые тучи, волнистый туман. В приведенном примере содержатся и метафора (ночь цвела огнями), и эпитет (золотыми)
Практика усвоим изученное на примерах из литературы

Практика

усвоим изученное на примерах из литературы

Практика 1) Найдите метафоры в стихотворении С. А. Есенина: Не жалею, не зову, не плачу,  Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.  Увяданья золотом охваченный,  Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться,  Сердце, тронутое холодком,  И страна берёзового ситца  Не заманит шляться босиком. Дух бродяжий, ты всё реже, реже  Расшевеливаешь пламень уст.  О моя утраченная свежесть,  Буйство глаз и половодье чувств. 1) ___________________ Правильный ответ: 1) увяданья золотом охваченный 2) ___________________ 3) ___________________ 2) сердце, тронутое холодком 3) страна берёзового ситца  4) пламень уст 4) ___________________ 5) буйство глаз 5) ___________________  6) ___________________ 6) половодье чувств

Практика

1) Найдите метафоры в стихотворении С. А. Есенина:

Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна берёзового ситца Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий, ты всё реже, реже Расшевеливаешь пламень уст. О моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств.

1) ___________________

Правильный ответ:

1) увяданья золотом охваченный

2) ___________________

3) ___________________

2) сердце, тронутое холодком

3) страна берёзового ситца 4) пламень уст

4) ___________________

5) буйство глаз

5) ___________________ 6) ___________________

6) половодье чувств

Практика 2) К словам в левой колонке подберите слова из правой колонки так, чтобы получились метафоры. Формы слова можно изменять ! 1) ___________________ 1. железный  2. глухой  3. золотой  4. луч  5. ледяной  6. луковки  7. медь  8. шоколадный  9. ядовитый  10. факел а) человек  б) воля  в) церкви  г) волосы  е) сердце  ё) загар  ж) надежда  з) ночь  и) знания  й) голова Эталонный ответ: 2) ___________________ 1. б) железная воля 2. з) глухая ночь  3. й) золотая голова 3) ___________________ 4) ___________________ 4. ж) луч надежды 5. е) ледяное сердце 5) ___________________ 6. в) луковки церквей 6) ___________________ 7) ___________________ 7. г) медь волос 8) ___________________ 8. ё) шоколадный загар 9) ___________________ 9. а) ядовитый человек 10) __________________ 10. и) факел знаний Возможны и другие варианты.   3) Определите, сходство каких признаков лежит в основе этих метафор.

Практика

2) К словам в левой колонке подберите слова из правой колонки так, чтобы получились метафоры. Формы слова можно изменять !

1) ___________________

1. железный 2. глухой 3. золотой 4. луч 5. ледяной 6. луковки 7. медь 8. шоколадный 9. ядовитый 10. факел

а) человек б) воля в) церкви г) волосы е) сердце ё) загар ж) надежда з) ночь и) знания й) голова

Эталонный ответ:

2) ___________________

1. б) железная воля

2. з) глухая ночь 3. й) золотая голова

3) ___________________

4) ___________________

4. ж) луч надежды

5. е) ледяное сердце

5) ___________________

6. в) луковки церквей

6) ___________________

7) ___________________

7. г) медь волос

8) ___________________

8. ё) шоколадный загар

9) ___________________

9. а) ядовитый человек

10) __________________

10. и) факел знаний

Возможны и другие варианты.

3) Определите, сходство каких признаков лежит в основе этих метафор.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!