СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературоведческие термины.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературоведческие термины.

Акростих- стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, образуют какое-либо слово, чаще всего – имя.

Акцентный стих (тоническое стихосложение) – стихотворение, основанное на одинаковом количестве ударений в строке независимо от количества слогов (Маяковский)

Аллегория – иносказательное изображение предмета (напр. басни, сказки)

Аллитерация – стилистический прием, заключающийся в повторении однородных согласных звуков. Усиливает звуковую и интонационную выразительность стиха.

Амфибрахий- трехсложный стихотворный размер с ударением на второй слог (силлабо-тоническое стихосложение)

Анапест - трехсложный стихотворный размер с ударением на последний  слог (силлабо-тоническое стихосложение)

Анафора – одна из стилистических фигур, единоначатие, т. е. повторение одного и того же слова или группы слов в начале строк или строф.

Антитеза – стилистическая фигура, оборот поэтической речи, в котором противопоставляются понятия, образы и т.д.

Антропоморфизм- один из видов олицетворения, когда предмет уподобляется человеку, наделяется его качествами .

Архаизм – устаревшее слово.

Ассонанс – повторение в строке, строфе однородных гласных звуков.

Афоризм – краткое изречение, глубокая обобщенная мысль.

Баллада – лиро-эпическое стихотворение (чаще романтическое), в основе которого лежит историческое событие.

Басня – краткий нравоучительный рассказ , основанный на аллегории.

Бедная рифма- рифмуемые слова, в которых созвучны лишь ударные гласные: зову-иду, вода-дома.

Белый стих- стих без рифмы, метрический.

Бессоюзие – стилистический прием, в котором отсутствуют союзы, вследствие чего речь приобретает сжатость, компактность.

Богатая рифма – наиболее полное совпадение в рифмуемых словах звуков: матовая-выматывая.

Былина – жанр УНТ, героико-патриотическая песня о боготырях и народных героях.

Внутренняя рифма_ рифма не в конце стихотворных строк, а внутри их: «у наших ушки на макушке

Вульгаризм – грубое, не принятое в литературе слово.

Герой – действующее лицо литературного произведения.

Гипербола- стилистическая фигура, образное выражение, основанное на чрезмерном преувеличении какого-либо действия, предмета, явления.

Градация – стилистическая фигура, основанная на последовательном нагнетании или ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и т.д.

Гротеск- стиль, в котором искажается действительность, совмещается реальное и фантастическое, трагическое и комическое, сарказм и юмор ( сказки Салтыкова-Щедрина).

Дактиль- трехсложный стихотворный размер с ударением на первый слог (силлабо-тоническое стихосложение)

Двустишие – одна из простейших строф, сочетание двух стихотворных строк.

Деталь- выразительная подробность в произведении, одно из средств создания художественного образа.

Диалог- разговор 2 или нескольких лиц.

Диссонанс – один из видов неточной рифмы, в которой не совпадают ударные гласные: мудр-выдр.

Драма – один из родов художественной литературы, произведения, предназначенные для постановки на сцене.

Жанр – вид литературы ( сказка, роман, комедия и т.д.)

Женская рифма – двусложная рифма с ударением на первом из двух слогов: отрада-награда.

Завязка, элемент композиции, определяющий начало действия.

Загадка – жанр УНТ, в основе которого лежит иносказание.

Заумь ( заумный язык)- язык, непонятный даже сочинителю.

Звукопись- прием, усиливающий выразительность поэтической речи. Проявляется в таких формах, как аллитерация, ассонанс, звукоподражание.

Идея – главная мысль художественного произведения.

Идиллия – жанр поэтической поэзии, изобр. человека в гармонии с природой ( чаще сентиментилизм)

Инверсия – необычный , нарушенный порядок слов.

Иносказание – см. аллегория

Интонация – выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение к тому, о чем говорят.

Интрига – обострение сюжета, чаще драматического.

Ирония – выражение насмешки в произведении.

Катрен – четверостишие. «Умом Россию не понять….»

Классицизм – худож. направление, для которого характерны гражданская тематика, соблюдение норм и правил (теория трех единств: места, времени, действия) !7 – нач. 19 вв.

Клаузула – заключение, концовка.

Коллизия – столкновение, противоречие, борьба в произведении.

Комедия- вид драмы, основанный на комическом.  Комическое- смешное в произведении.

Композиция – построение худ. произведения.

Конфликт – противоборство характеров, идей, настроений в произведении.

Кульминация – наивысшая точка в развитии действия, самый напряженный момент.

Легенда – произведение, созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.

Лейтмотив – ведущий мотив, главная тема, преобладающее настроение.

Летопись- жанр древнерусской литературы, памятник исторической прозы.

Лирика- род литературы, в основе которого лежит изображение чувств, переживаний, настроений.

Лирическое отступление – композиционный приём, для которого характерно отклонение от прямого сюжетного повествования.

Лирический герой- образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания.

Литота- 1) стилистическая фигура, заключающаяся в отрицании противоположного ( он неглупый)

               2) преуменьшение (обратная гипербола) : «мужичок с ноготок»

Мадригал- интимно-шуточное стихотворение, содержащее комплимент

Мемуары – воспоминания.

Метафора – один из основных тропов, употребление слов не в прямом, а в переносном значении, в основе лежит скрытое сравнение(горячее сердце, он потерял голову)

Метонимия- 1. Упоминание имени автора вместо его произведения ( ты читал Пушкина?)

2.Упоминание произведения или его деталей, биографических сведений, по которому угадывается автор( певец Людмилы и Руслана)

3. перенос названия одного предмета на другой предмет ( чайник кипит, вся улица загудела)

Метр - стихотворный размер, основанный на последовательном чередовании однородных стоп.

Монолог – развернутое высказывание одного лица.

Мотив – устойчивый элемент литературного текста, единица сюжета.

Мужская рифма – связанные рифмой слова, оканчивающиеся ударным слогом.

Неологизм – новое слово.

Новелла – эпический прозаический жанр, близкий к рассказу, но отличающийся острым сюжетом, отсутствием композиционной четкости.

Образ – художественное изображение человека, природы в произведении.

Ода- торжественное стихотворение (классицизм)

Оксюморон – стилистическая фигура, сочетание контрастных по значению слов ( страшно красивая, пышное природы увяданье)

Октава- строфа из 8 строк со следующей схемой рифм: авававсс

Олицетворение- перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы.

Опоясанная рифма(опоясная) – рифмовка стихов авва

Памфлет- публицистическое произведение с резко выраженной обличительной направленностью.

Параллелизм –композиционный прием, подчеркивающий связь нескольких элементов, расположенных параллельно в смежных фразах, строфах.

Пародия – подражание произведению, стилю, направлению.

Пейзаж- элемент композиции, описание природы.

Перифраза- 1. Замена слова описательным оборотом речи, в котором указаны признаки этого предмета, который прямо не назван

2.использование писателем формы известного произведения для создания нового.

Повесть – эпический жанр.

Подтекст – подспудный, неявный смысл.

Портрет – изображение внешности героя( лицо, фигура, поза, мимика, жесты, одежда, внутренний мир).

Послание – жанр монологической поэзии.

Постоянный эпитет – см. эпитет ( красна девица, богатырская сила).

Поэма – лиро-эпическое произведение.

Предание- сказание о реальных лицах и событиях прошлого.

Притча- небольшое произведение, схожее с басней, в прозе или стихах.

Прототип- прообраз, реальное лицо, на основе которого автор создал литературного героя.

Развязка -  элемент композиции, заключительный момент в развитии действия.

Размер стихотворный – заданная схема строения стихотворной строки.

Рассказ- небольшое эпическое произведение.

Реализм – литературное направление, в котором отражается реальная действительность.

Ремарка- замечание, пояснение автора в тексте пьесы.

Реминисценция- упоминание другого произведения в тексте.

Ритм- повторение ударных слогов через равные промежутки.

Риторические фигуры – стилистические обороты, усиливающие выразительность речи( риторический вопрос, восклицание, обращение)

Рифма- повтор звуков в конце строк.

Роман- эпический жанр крупного размера.

Романтизм- направление , в произведениях которого создается идеальный мир, герой. 18-19вв.

Сарказм - вид комического, язвительная насмешка, высшая степень иронии.

Сатира – вид литературы, ставящий задачей критику, обличение, высмеивание отрицательных явлений действительности.

Свободный стих – стих, близкий к прозе, так как в нем не сохраняются особенности стихотворной речи , нарушены размер, рифмы, количество слогов в строках)

Сентиментализм- направление, для которого характерны чувствительность, интерес к внутреннему миру, 18 век.

Силлабическое стихосложение – система построения стиха, в основе которой лежит равносложие.

Силлабо-тоническое стихосложение – система построения стиха, основанная на правильном чередовании ударных и безударных слогов.

Символ- многозначный образ, знак.

Синекдоха- троп, называние большего вместо меньшего и наоборот.1. целое вместо части.

2. часть вместо целого. 3.единственное вместо множественного.

Сказ- произведение в форме бытового говора.

Сказка- эпический жанр фантастического характера.

Старославянизмы- устаревшие слова ( очи, уста, персты, ланиты)

Сонет- стихотворение из 14 строк, четырнадцатистишие.

Сравнение- сопоставление одного явления или предмета с другим.

Стопа- условная единица, которой определяется стихотворный размер. Стопа бывает двусложной и трехсложной.

Строфа- сочетание стихов, образующее единство.

Сюжет- ряд событий в произведении.

Тема- круг жизненных явлений, изображенных  в произведении.

Тип -  обобщенный образ.

Тоническое стихосложение - система построения стиха, в основе которой лежит ритмичность, упорядоченность ударных слогов.

Трагедия- драматический жанр, в основе которого лежит трагическое событие.

Троп- поэтический оборот, употребление слов, фраз и выражений в переносном, образном смысле.

Умолчание- стилистическая фигура, начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя.

Фабула- см. «сюжет»

Фантастика- неправдоподобное, вымышленное, нереальное в литературе.

Фольклор- УНТ

Хокку- трехстишное лирическое стихотворение в японской поэзии.

Хорей – двусложный стихотворный размер с ударением на первый слог.

Цезура- внутристиховая пауза, подчеркивает интонацию, придает строке более четкое ритмическое звучание.

Эвфония – благозвучие в произведении ( когда много стилистических приемов)

Эзопов язык- художественная речь, насыщенная недомолвками, ироническими намеками, иносказанием.

Экспозиция – изображение положения действующих лиц до начала действия.

Экспромт- небольшое произведение, сочиненное без подготовки.

Элегия- стихотворение, проникнутое грустью.

Эллипсис-пропуск в речи какого-либо легко подразумеваемого слова.

Эпиграмма- короткое сатирическое стихотворение, зло высмеивающее какое-либо явление.

Эпиграф- короткий текст перед произведением, выражающий тему, идею, настроение.

Эпизод- отрывок, в котором говорится о законченном событии.

Эпилог - заключительная часть произведения, чаще всего сообщающая о судьбе героев.

Эпистолярная литература – произведения в форме письма.

Эпитет – троп, образное определение предмета.

Эпифора- повтор в конце строк (противоп. анафоре)

Эпопея – самый крупный эпический жанр.

Эпос- род литературы, в основе которого лежит действие, повествование о событиях.

Эссе- небольшое прозаическое произведение свободной формы.

Юмор- вид комического, изображение в смешном виде.

Ямб -  двусложный стихотворный размер с ударением на второй слог.

Симплока- сочетание анафоры и эпифоры.

Лексический повтор – повторение слов или оборотов в тексте.

Многосоюзие

Парцелляция – это разделение единого по смыслу высказывания на несколько самостоятельных, обособленных предложений (на письме - при помощи знаков препинания, в речи - интонационно, при помощи пауз)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Литературоведческие термины.»

Литературоведческие термины.

Акростих- стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, образуют какое-либо слово, чаще всего – имя.

Акцентный стих (тоническое стихосложение) – стихотворение, основанное на одинаковом количестве ударений в строке независимо от количества слогов (Маяковский)

Аллегория – иносказательное изображение предмета (напр. басни, сказки)

Аллитерация – стилистический прием, заключающийся в повторении однородных согласных звуков. Усиливает звуковую и интонационную выразительность стиха.

Амфибрахий- трехсложный стихотворный размер с ударением на второй слог (силлабо-тоническое стихосложение)

Анапест - трехсложный стихотворный размер с ударением на последний слог (силлабо-тоническое стихосложение)

Анафора – одна из стилистических фигур, единоначатие, т. е. повторение одного и того же слова или группы слов в начале строк или строф.

Антитеза – стилистическая фигура, оборот поэтической речи, в котором противопоставляются понятия, образы и т.д.

Антропоморфизм- один из видов олицетворения, когда предмет уподобляется человеку, наделяется его качествами .

Архаизм – устаревшее слово.

Ассонанс – повторение в строке, строфе однородных гласных звуков.

Афоризм – краткое изречение, глубокая обобщенная мысль.

Баллада – лиро-эпическое стихотворение (чаще романтическое), в основе которого лежит историческое событие.

Басня – краткий нравоучительный рассказ , основанный на аллегории.

Бедная рифма- рифмуемые слова, в которых созвучны лишь ударные гласные: зову-иду, вода-дома.

Белый стих- стих без рифмы, метрический.

Бессоюзие – стилистический прием, в котором отсутствуют союзы, вследствие чего речь приобретает сжатость, компактность.

Богатая рифма – наиболее полное совпадение в рифмуемых словах звуков: матовая-выматывая.

Былина – жанр УНТ, героико-патриотическая песня о боготырях и народных героях.

Внутренняя рифма_ рифма не в конце стихотворных строк, а внутри их: «у наших ушки на макушке

Вульгаризм – грубое, не принятое в литературе слово.

Герой – действующее лицо литературного произведения.

Гипербола- стилистическая фигура, образное выражение, основанное на чрезмерном преувеличении какого-либо действия, предмета, явления.

Градация – стилистическая фигура, основанная на последовательном нагнетании или ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и т.д.

Гротеск- стиль, в котором искажается действительность, совмещается реальное и фантастическое, трагическое и комическое, сарказм и юмор ( сказки Салтыкова-Щедрина).

Дактиль- трехсложный стихотворный размер с ударением на первый слог (силлабо-тоническое стихосложение)

Двустишие – одна из простейших строф, сочетание двух стихотворных строк.

Деталь- выразительная подробность в произведении, одно из средств создания художественного образа.

Диалог- разговор 2 или нескольких лиц.

Диссонанс – один из видов неточной рифмы, в которой не совпадают ударные гласные: мудр-выдр.

Драма – один из родов художественной литературы, произведения, предназначенные для постановки на сцене.

Жанр – вид литературы ( сказка, роман, комедия и т.д.)

Женская рифма – двусложная рифма с ударением на первом из двух слогов: отрада-награда.

Завязка, элемент композиции, определяющий начало действия.

Загадка – жанр УНТ, в основе которого лежит иносказание.

Заумь ( заумный язык)- язык, непонятный даже сочинителю.

Звукопись- прием, усиливающий выразительность поэтической речи. Проявляется в таких формах, как аллитерация, ассонанс, звукоподражание.

Идея – главная мысль художественного произведения.

Идиллия – жанр поэтической поэзии, изобр. человека в гармонии с природой ( чаще сентиментилизм)

Инверсия – необычный , нарушенный порядок слов.

Иносказание – см. аллегория

Интонация – выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение к тому, о чем говорят.

Интрига – обострение сюжета, чаще драматического.

Ирония – выражение насмешки в произведении.

Катрен – четверостишие. «Умом Россию не понять….»

Классицизм – худож. направление, для которого характерны гражданская тематика, соблюдение норм и правил (теория трех единств: места, времени, действия) !7 – нач. 19 вв.

Клаузула – заключение, концовка.

Коллизия – столкновение, противоречие, борьба в произведении.

Комедия- вид драмы, основанный на комическом. Комическое- смешное в произведении.

Композиция – построение худ. произведения.

Конфликт – противоборство характеров, идей, настроений в произведении.

Кульминация – наивысшая точка в развитии действия, самый напряженный момент.

Легенда – произведение, созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.

Лейтмотив – ведущий мотив, главная тема, преобладающее настроение.

Летопись- жанр древнерусской литературы, памятник исторической прозы.

Лирика- род литературы, в основе которого лежит изображение чувств, переживаний, настроений.

Лирическое отступление – композиционный приём, для которого характерно отклонение от прямого сюжетного повествования.

Лирический герой- образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания.

Литота- 1) стилистическая фигура, заключающаяся в отрицании противоположного ( он неглупый)

2) преуменьшение (обратная гипербола) : «мужичок с ноготок»

Мадригал- интимно-шуточное стихотворение, содержащее комплимент

Мемуары – воспоминания.

Метафора – один из основных тропов, употребление слов не в прямом, а в переносном значении, в основе лежит скрытое сравнение(горячее сердце, он потерял голову)

Метонимия- 1. Упоминание имени автора вместо его произведения ( ты читал Пушкина?)

2.Упоминание произведения или его деталей, биографических сведений, по которому угадывается автор( певец Людмилы и Руслана)

3. перенос названия одного предмета на другой предмет ( чайник кипит, вся улица загудела)

Метр - стихотворный размер, основанный на последовательном чередовании однородных стоп.

Монолог – развернутое высказывание одного лица.

Мотив – устойчивый элемент литературного текста, единица сюжета.

Мужская рифма – связанные рифмой слова, оканчивающиеся ударным слогом.

Неологизм – новое слово.

Новелла – эпический прозаический жанр, близкий к рассказу, но отличающийся острым сюжетом, отсутствием композиционной четкости.

Образ – художественное изображение человека, природы в произведении.

Ода- торжественное стихотворение (классицизм)

Оксюморон – стилистическая фигура, сочетание контрастных по значению слов ( страшно красивая, пышное природы увяданье)

Октава- строфа из 8 строк со следующей схемой рифм: авававсс

Олицетворение- перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы.

Опоясанная рифма(опоясная) – рифмовка стихов авва

Памфлет- публицистическое произведение с резко выраженной обличительной направленностью.

Параллелизм –композиционный прием, подчеркивающий связь нескольких элементов, расположенных параллельно в смежных фразах, строфах.

Пародия – подражание произведению, стилю, направлению.

Пейзаж- элемент композиции, описание природы.

Перифраза- 1. Замена слова описательным оборотом речи, в котором указаны признаки этого предмета, который прямо не назван

2.использование писателем формы известного произведения для создания нового.

Повесть – эпический жанр.

Подтекст – подспудный, неявный смысл.

Портрет – изображение внешности героя( лицо, фигура, поза, мимика, жесты, одежда, внутренний мир).

Послание – жанр монологической поэзии.

Постоянный эпитет – см. эпитет ( красна девица, богатырская сила).

Поэма – лиро-эпическое произведение.

Предание- сказание о реальных лицах и событиях прошлого.

Притча- небольшое произведение, схожее с басней, в прозе или стихах.

Прототип- прообраз, реальное лицо, на основе которого автор создал литературного героя.

Развязка - элемент композиции, заключительный момент в развитии действия.

Размер стихотворный – заданная схема строения стихотворной строки.

Рассказ- небольшое эпическое произведение.

Реализм – литературное направление, в котором отражается реальная действительность.

Ремарка- замечание, пояснение автора в тексте пьесы.

Реминисценция- упоминание другого произведения в тексте.

Ритм- повторение ударных слогов через равные промежутки.

Риторические фигуры – стилистические обороты, усиливающие выразительность речи( риторический вопрос, восклицание, обращение)

Рифма- повтор звуков в конце строк.

Роман- эпический жанр крупного размера.

Романтизм- направление , в произведениях которого создается идеальный мир, герой. 18-19вв.

Сарказм - вид комического, язвительная насмешка, высшая степень иронии.

Сатира – вид литературы, ставящий задачей критику, обличение, высмеивание отрицательных явлений действительности.

Свободный стих – стих, близкий к прозе, так как в нем не сохраняются особенности стихотворной речи , нарушены размер, рифмы, количество слогов в строках)

Сентиментализм- направление, для которого характерны чувствительность, интерес к внутреннему миру, 18 век.

Силлабическое стихосложение – система построения стиха, в основе которой лежит равносложие.

Силлабо-тоническое стихосложение – система построения стиха, основанная на правильном чередовании ударных и безударных слогов.

Символ- многозначный образ, знак.

Синекдоха- троп, называние большего вместо меньшего и наоборот.1. целое вместо части.

2. часть вместо целого. 3.единственное вместо множественного.

Сказ- произведение в форме бытового говора.

Сказка- эпический жанр фантастического характера.

Старославянизмы- устаревшие слова ( очи, уста, персты, ланиты)

Сонет- стихотворение из 14 строк, четырнадцатистишие.

Сравнение- сопоставление одного явления или предмета с другим.

Стопа- условная единица, которой определяется стихотворный размер. Стопа бывает двусложной и трехсложной.

Строфа- сочетание стихов, образующее единство.

Сюжет- ряд событий в произведении.

Тема- круг жизненных явлений, изображенных в произведении.

Тип - обобщенный образ.

Тоническое стихосложение - система построения стиха, в основе которой лежит ритмичность, упорядоченность ударных слогов.

Трагедия- драматический жанр, в основе которого лежит трагическое событие.

Троп- поэтический оборот, употребление слов, фраз и выражений в переносном, образном смысле.

Умолчание- стилистическая фигура, начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя.

Фабула- см. «сюжет»

Фантастика- неправдоподобное, вымышленное, нереальное в литературе.

Фольклор- УНТ

Хокку- трехстишное лирическое стихотворение в японской поэзии.

Хорей – двусложный стихотворный размер с ударением на первый слог.

Цезура- внутристиховая пауза, подчеркивает интонацию, придает строке более четкое ритмическое звучание.

Эвфония – благозвучие в произведении ( когда много стилистических приемов)

Эзопов язык- художественная речь, насыщенная недомолвками, ироническими намеками, иносказанием.

Экспозиция – изображение положения действующих лиц до начала действия.

Экспромт- небольшое произведение, сочиненное без подготовки.

Элегия- стихотворение, проникнутое грустью.

Эллипсис-пропуск в речи какого-либо легко подразумеваемого слова.

Эпиграмма- короткое сатирическое стихотворение, зло высмеивающее какое-либо явление.

Эпиграф- короткий текст перед произведением, выражающий тему, идею, настроение.

Эпизод- отрывок, в котором говорится о законченном событии.

Эпилог - заключительная часть произведения, чаще всего сообщающая о судьбе героев.

Эпистолярная литература – произведения в форме письма.

Эпитет – троп, образное определение предмета.

Эпифора- повтор в конце строк (противоп. анафоре)

Эпопея – самый крупный эпический жанр.

Эпос- род литературы, в основе которого лежит действие, повествование о событиях.

Эссе- небольшое прозаическое произведение свободной формы.

Юмор- вид комического, изображение в смешном виде.

Ямб - двусложный стихотворный размер с ударением на второй слог.

Симплока- сочетание анафоры и эпифоры.

Лексический повтор – повторение слов или оборотов в тексте.

Многосоюзие

Парцелляция – это разделение единого по смыслу высказывания на несколько самостоятельных, обособленных предложений (на письме - при помощи знаков препинания, в речи - интонационно, при помощи пауз)
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!