СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типы учебной мотивации. Презентация

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к выступлению на методическом совете, педсовете или методическом объединении.

Просмотр содержимого документа
«Типы учебной мотивации. Презентация»

Автор: Александрова З.В., учитель физики и информатики, МБОУ СОШ №5 пгт Печенга, Мурманская область 2022 г. Типы учебной мотивации  подростков

Автор: Александрова З.В., учитель физики и информатики,

МБОУ СОШ №5 пгт Печенга, Мурманская область

2022 г.

Типы учебной мотивации

подростков

 Мотивация  Слово «мотивация»  произошло от латинского глагола «movere», двигать. Мотивация – это ключ к успеху в учебе. Ведь мотивированный школьник энергичен, с энтузиазмом учится и с удовольствием и без особых трудностей достигает успехов, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.    Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья.

Мотивация

Слово «мотивация»  произошло от латинского глагола «movere», двигать. Мотивация – это ключ к успеху в учебе. Ведь мотивированный школьник энергичен, с энтузиазмом учится и с удовольствием и без особых трудностей достигает успехов, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья.

 Мотивация  Мотивация (Битянова М.Р.) – это особое внутреннее состояние ума и воли, определенная психологическая сила, которая придает действиям человека целенаправленность, осмысленность, делает предлагаемую ему деятельность значимой, ценной лично для него.   Учебная мотивация  — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.   Типы учебной мотивации могут быть описаны через систему таких ключевых понятий, как ведущая потребность и ценностное отношение к знанию.

Мотивация

Мотивация (Битянова М.Р.) – это особое внутреннее состояние ума и воли, определенная психологическая сила, которая придает действиям человека целенаправленность, осмысленность, делает предлагаемую ему деятельность значимой, ценной лично для него.

Учебная мотивация  — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.

Типы учебной мотивации могут быть описаны через систему таких ключевых понятий, как ведущая потребность и ценностное отношение к знанию.

 Мотивация Мотивация, формирующая стремление учиться, подразделяется на:  внутреннюю – развивающую интерес к самому процессу научения, стремлению узнавать новое;  внешнюю – стимулирующую стремление учиться для того, чтобы соответствовать требованиям окружающих людей (родителей, учителей, одноклассников).

Мотивация

Мотивация, формирующая стремление учиться, подразделяется на:

  • внутреннюю – развивающую интерес к самому процессу научения, стремлению узнавать новое;

  • внешнюю – стимулирующую стремление учиться для того, чтобы соответствовать требованиям окружающих людей (родителей, учителей, одноклассников).
 Мотивация  В средней школе мотивация к учебе у подростков начинает меняться. И все потому, что ведущими становятся другие потребности и мотивы. Теперь жажда новых знаний уходит на второй план, а на замену ей приходит желание самореализоваться в своей среде, быть признанным одноклассниками и друзьями.  Сложный подростковый период начинает сказываться не только на взаимоотношениях с родителями, но и на учебных результатах.

Мотивация

В средней школе мотивация к учебе у подростков начинает меняться. И все потому, что ведущими становятся другие потребности и мотивы. Теперь жажда новых знаний уходит на второй план, а на замену ей приходит желание самореализоваться в своей среде, быть признанным одноклассниками и друзьями.

Сложный подростковый период начинает сказываться не только на взаимоотношениях с родителями, но и на учебных результатах.

 Мотивация По способу достижения результата, выделяют следующие виды мотивации:  достижения успеха, при которой ребенок стремится получить новое знание, освоить умение или навык, поскольку ему важен успешный результат, от достижения которого он получает удовольствие;  исключение неудачи, когда ребенок учится ради того, чтобы не получать плохих оценок и не быть наказанным.

Мотивация

По способу достижения результата, выделяют следующие виды мотивации:

  • достижения успеха, при которой ребенок стремится получить новое знание, освоить умение или навык, поскольку ему важен успешный результат, от достижения которого он получает удовольствие;

  • исключение неудачи, когда ребенок учится ради того, чтобы не получать плохих оценок и не быть наказанным.
 Мотив самореализации должен стать основной движущей силой в учебной мотивации. Подросток начинает больше внимания обращать на окружение, оценивать, кто каких результатов в жизни добился, подражать своим кумирам. Чтобы не пустить ситуацию на самотек, нужно быть в курсе, чем интересуется ребенок, какие увлечения являются для него самыми важными.         Увлеченность нужно использовать для того, чтобы подросток начал изучать мир профессий, и определяться, на какие предметы нужно сделать особенный акцент.

Мотив самореализации должен стать основной движущей силой в учебной мотивации. Подросток начинает больше внимания обращать на окружение, оценивать, кто каких результатов в жизни добился, подражать своим кумирам. Чтобы не пустить ситуацию на самотек, нужно быть в курсе, чем интересуется ребенок, какие увлечения являются для него самыми важными.

Увлеченность нужно использовать для того, чтобы подросток начал изучать мир профессий, и определяться, на какие предметы нужно сделать особенный акцент.

Основные положения формирования учебной мотивации  1 подход  применяется на практике педагогами начального общего образования и рассматривает мотивацию как возбуждаемый интерес;   2 подход основан на формировании познавательного интереса учебной деятельности;  3 подход основан на формировании ценностного отношения к знаниям.

Основные положения формирования учебной мотивации

1 подход применяется на практике педагогами начального общего образования и рассматривает мотивацию как возбуждаемый интерес;

2 подход основан на формировании познавательного интереса учебной деятельности;

3 подход основан на формировании ценностного отношения к знаниям.

1 тип – «Исследователь»  Привлекает само по себе новое знание. «Ужасно интересно всё то, что неизвестно». Ради получения (открытия) нового знания или даже просто прикосновения к тайне они готовы жертвовать и личными интересами, и интересами других людей. И даже безопасностью.   Общественная польза и даже этическая сторона получаемого знания не имеет для них большого значения.

1 тип – «Исследователь»

Привлекает само по себе новое знание. «Ужасно интересно всё то, что неизвестно». Ради получения (открытия) нового знания или даже просто прикосновения к тайне они готовы жертвовать и личными интересами, и интересами других людей. И даже безопасностью.

Общественная польза и даже этическая сторона получаемого знания не имеет для них большого значения.

2 тип – «Проектировщик»  Знания – это инструмент достижения цели. Цель есть – учится, в случае, если знания не нужны для достижения цели – не учится). Сами по себе знания не имеют ценности, но если есть замысел – есть деятельность.   Трудно учиться впрок. Проектировщики ориентированы на реализацию себя, своего потенциала в мире людей.

2 тип – «Проектировщик»

Знания – это инструмент достижения цели. Цель есть – учится, в случае, если знания не нужны для достижения цели – не учится). Сами по себе знания не имеют ценности, но если есть замысел – есть деятельность.

Трудно учиться впрок. Проектировщики ориентированы на реализацию себя, своего потенциала в мире людей.

3 тип – «Призер»  Мотивация к обучению построена на амбициях, самоутверждении.  Отдельные представители этого типа могут самоутверждаться и в собственных глазах, но большинству нужно расти на фоне и относительно других.   Интересны те ситуации получения знания, в которых есть соревнование, публичность, возможность показать себя с лучшей стороны.

3 тип – «Призер»

Мотивация к обучению построена на амбициях, самоутверждении.

Отдельные представители этого типа могут самоутверждаться и в собственных глазах, но большинству нужно расти на фоне и относительно других.

Интересны те ситуации получения знания, в которых есть соревнование, публичность, возможность показать себя с лучшей стороны.

4 тип – «Активист»  Важным может быть само знание, если оно несет общественную пользу, помогает людям, улучшает их жизнь.   Если предлагается социально значимая задача, с интересом включается в понимание и освоение нового знания.   Мыслят лучше с другими, чем самостоятельно.

4 тип – «Активист»

Важным может быть само знание, если оно несет общественную пользу, помогает людям, улучшает их жизнь.

Если предлагается социально значимая задача, с интересом включается в понимание и освоение нового знания.

Мыслят лучше с другими, чем самостоятельно.

5 тип – «Испытатель»  Мотивация построена на ценностном отношении к знаниям в связи с проверкой себя.  Важно преодолевать трудности, подходить к получению знаний творчески, неординарно. Критерий обучения – что именно я получу, где именно мне пригодятся эти знания.   Сильная сторона «испытателя» -мощная мотивация на обучение как вызов – «я хочу, мне интересно»

5 тип – «Испытатель»

Мотивация построена на ценностном отношении к знаниям в связи с проверкой себя.

Важно преодолевать трудности, подходить к получению знаний творчески, неординарно. Критерий обучения – что именно я получу, где именно мне пригодятся эти знания.

Сильная сторона «испытателя» -мощная мотивация на обучение как вызов – «я хочу, мне интересно»

Практическая работа Определить тип мотивации вымышленных и реальных героев:  Тимур – Незнайка – Петр 1 – Шерлок Холмс – Онегин – Мальвина –

Практическая работа

  • Определить тип мотивации вымышленных и реальных героев:

  • Тимур –
  • Незнайка –
  • Петр 1 –
  • Шерлок Холмс –
  • Онегин –
  • Мальвина –
Пять мотивационных типов школьников Тип Ведущая потребность и ценностное отношение к знаниям Исследователь Потребность в исследовании, познании, открытии. Знание как самоценность. Проектировщик Потребность самореализации в значимой, взрослой деятельности. Знание как средство решения проектной задачи; знание для дела. Испытатель Потребность в преодолении, испытании себя. Знание, как личный вызов, материал для саморазвития. Активист Потребность в социальном признании, социально значимом действии.  Знания как средство установления отношений или оказания помощи. Призер Потребность в достижении, самоутверждении, получении высокого (по сравнению с другими) результата.  Знания как средство социального роста, удовлетворения амбиций.

Пять мотивационных типов школьников

Тип

Ведущая потребность и ценностное отношение к знаниям

Исследователь

Потребность в исследовании, познании, открытии. Знание как самоценность.

Проектировщик

Потребность самореализации в значимой, взрослой деятельности. Знание как средство решения проектной задачи; знание для дела.

Испытатель

Потребность в преодолении, испытании себя. Знание, как личный вызов, материал для саморазвития.

Активист

Потребность в социальном признании, социально значимом действии. Знания как средство установления отношений или оказания помощи.

Призер

Потребность в достижении, самоутверждении, получении высокого (по сравнению с другими) результата. Знания как средство социального роста, удовлетворения амбиций.

2. Двумя-тремя фразами от имени героя объясните, зачем ему нужно участвовать в проекте Исследователь Проектировщик пройти до конца узнать неизвестное доказать понять почему, проверить предположение решить проблему Испытатель создать воплотить, усовершенство-вать внедрить предложить способ понять, как изменить пройти до конца осуществить Активист проверить на прочность развить у себя понять про себя доказать себе, опровергнуть Призер увлечь сообща доказать сделать вместе помочь другим изменить впечатлить показать свои возможности доказать другим, продемонстри-ровать преимущества получить усовершенство-вать

2. Двумя-тремя фразами от имени героя объясните, зачем ему нужно участвовать в проекте

Исследователь

Проектировщик

  • пройти до конца
  • узнать неизвестное
  • доказать
  • понять почему, проверить предположение
  • решить проблему

Испытатель

  • создать
  • воплотить, усовершенство-вать
  • внедрить
  • предложить способ
  • понять, как
  • изменить
  • пройти до конца
  • осуществить

Активист

  • проверить на прочность
  • развить у себя
  • понять про себя
  • доказать себе, опровергнуть

Призер

  • увлечь
  • сообща доказать
  • сделать вместе
  • помочь другим
  • изменить
  • впечатлить
  • показать свои возможности
  • доказать другим, продемонстри-ровать преимущества
  • получить
  • усовершенство-вать
3. Подобрать тип проекта Практико-ориентированный Информационный проект Игровой проект Учебно - исследовательский Творческий

3. Подобрать тип проекта

  • Практико-ориентированный
  • Информационный проект
  • Игровой проект
  • Учебно - исследовательский
  • Творческий

4. Определите количество участников Коллективный проект Групповой проект Индивидуальный проект Парный проект Коллективный проект Групповой проект Индивидуальный проект Парный проект

4. Определите количество участников

  • Коллективный проект Групповой проект Индивидуальный проект Парный проект
  • Коллективный проект
  • Групповой проект
  • Индивидуальный проект
  • Парный проект

5. Какой продукт в результате реализации проекта будет получен   Сценарий праздника  Рукописная книга  Бизнес – план  Система школьного самоуправления  Модель  Видеофильм  Слайд-шоу  Законопроект  Прогноз  Аналитическая справка  Макет журнала  Презентация

5. Какой продукт в результате реализации проекта будет получен

  • Сценарий праздника
  • Рукописная книга
  • Бизнес – план
  • Система школьного самоуправления
  • Модель
  • Видеофильм
  • Слайд-шоу
  • Законопроект
  • Прогноз
  • Аналитическая справка
  • Макет журнала
  • Презентация

6.Каким образом презентовать результаты Исследователь Проектировщик дискуссия пресс-конференция интеллектуа льная игра защита на ученом совете Испытатель мастер-класс стендовый доклад Активист интеллектуа льная игра защита пресс-конференция Призер пресс-конференция ролевая игра Информацион-ный лист публичный отчет доклад шоу праздник-спектакль

6.Каким образом презентовать результаты

Исследователь

Проектировщик

  • дискуссия
  • пресс-конференция
  • интеллектуа
  • льная игра
  • защита на ученом совете

Испытатель

  • мастер-класс
  • стендовый доклад

Активист

  • интеллектуа
  • льная игра
  • защита
  • пресс-конференция

Призер

  • пресс-конференция
  • ролевая игра
  • Информацион-ный лист
  • публичный отчет
  • доклад
  • шоу
  • праздник-спектакль
Какая помощь педагога может понадобиться Тимуру – на этапе презентации (отразить проделанную работу в полном объеме). Незнайке – на этапе реализации плана (продумать четкий план). Петру 1 – на этапе постановки цели (помочь отсеять второстепенное, определить ресурсы). Шерлок Холмсу – трудно на этапе реализации плана (на момент сбора информации). Онегину – на этапе целеполагания (определить перспективы). Мальвине - трудно на этапе реализации плана (организовать других на решение поставленных задач), трудно на этапе защиты проекта (будет зависима от одобрения или порицания группы)

Какая помощь педагога может понадобиться

  • Тимуру – на этапе презентации (отразить проделанную работу в полном объеме).
  • Незнайке – на этапе реализации плана (продумать четкий план).
  • Петру 1 – на этапе постановки цели (помочь отсеять второстепенное, определить ресурсы).
  • Шерлок Холмсу – трудно на этапе реализации плана (на момент сбора информации).
  • Онегину – на этапе целеполагания (определить перспективы).
  • Мальвине - трудно на этапе реализации плана (организовать других на решение поставленных задач), трудно на этапе защиты проекта (будет зависима от одобрения или порицания группы)
 Основная цель обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное.  Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать, к чему он стремится в воспитании и обучении детей.

Основная цель обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное.

Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать, к чему он стремится в воспитании и обучении детей.

Как повысить мотивацию к учёбе: советуют профессионалы

Многие родители хотели бы видеть своих детей, радостно бегущими в школу, с удовольствием и самостоятельно выполняющими уроки, приносящими пятерки и грамоты за успехи в учебе. Но все это может исчезнуть. Часто сами взрослые виноваты в том, что у ребенка снижается интерес к учебе:

  • Родители – основной пример для детей. Если взрослые сами не развиваются, не читают, не имеют интереса к какой-то конкретной деятельности, а их любимое занятие – компьютерные игры и телевизор, то такой же результат получат в будущем и у своих детей.
  • Поощряйте самостоятельность, которую ребенок проявляет в учебе. Гиперопека приведет к тому, что выполнение домашних заданий будет совместной повинностью до окончания школы, а некоторые студенты и в вузе будут готовиться к сдаче сессий вместе с родителями.
  • Не сравнивайте своего ребенка с более успешными Леной, Иваном или Сашей. Сравнивать достигнутые результаты нужно только с теми, которых достиг сам ребенок, а не его сосед по парте. Иначе комплекс неполноценности обеспечен, а от мотивации на учебе не останется и следа.
  • Никогда не отчитывайте ребенка в присутствии третьих лиц. Лучше промолчите, успеете высказать все свои претензии дома.
  • Не предлагайте ребенку готовых решений, пусть он ищет варианты сам. Помогайте находить их, но так, чтобы развивать поисковое мышление.
  • Пореже кнут – почаще пряник. Отрицательное мотивирование никто не отменял, но воспитание на страхе никому не приносило счастья.
  • Погода в доме – важный фактор. Если в семье часто случаются конфликты, взрослые бранятся друг с другом, выясняя отношения, у детей снижается познавательная активность, замещаясь на эмоциональные переживания, с которыми они не умеют справляться.
Использованные ресурсы: https://www.liveinternet.ru/users/5255350/post421614211  http://chitalochka-ru.ru/shkolnyie-sekretyi/kak-razvivat-uchebnuyu-motivatsiyu.html  https://www.youtube.com/watch?time_continue=13&v=J9PAHz1N6MM  https://multiurok.ru/index.php/blog/uchiebnaia-motivatsiia-kak-zhie-sformirovat-u-shkol-nika-zhielaniie-uchit-sia.html  https://mystroimmir.ru/psihologiya/rebenok.html

Использованные ресурсы:

https://www.liveinternet.ru/users/5255350/post421614211

http://chitalochka-ru.ru/shkolnyie-sekretyi/kak-razvivat-uchebnuyu-motivatsiyu.html

https://www.youtube.com/watch?time_continue=13&v=J9PAHz1N6MM

https://multiurok.ru/index.php/blog/uchiebnaia-motivatsiia-kak-zhie-sformirovat-u-shkol-nika-zhielaniie-uchit-sia.html

https://mystroimmir.ru/psihologiya/rebenok.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!