Автор: Александрова З.В., учитель физики и информатики,
МБОУ СОШ №5 пгт Печенга, Мурманская область
2022 г.
Типы учебной мотивации
подростков
Мотивация
Слово «мотивация» произошло от латинского глагола «movere», двигать. Мотивация – это ключ к успеху в учебе. Ведь мотивированный школьник энергичен, с энтузиазмом учится и с удовольствием и без особых трудностей достигает успехов, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.
Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья.
Мотивация
Мотивация (Битянова М.Р.) – это особое внутреннее состояние ума и воли, определенная психологическая сила, которая придает действиям человека целенаправленность, осмысленность, делает предлагаемую ему деятельность значимой, ценной лично для него.
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
Типы учебной мотивации могут быть описаны через систему таких ключевых понятий, как ведущая потребность и ценностное отношение к знанию.
Мотивация
Мотивация, формирующая стремление учиться, подразделяется на:
- внутреннюю – развивающую интерес к самому процессу научения, стремлению узнавать новое;
- внешнюю – стимулирующую стремление учиться для того, чтобы соответствовать требованиям окружающих людей (родителей, учителей, одноклассников).
Мотивация
В средней школе мотивация к учебе у подростков начинает меняться. И все потому, что ведущими становятся другие потребности и мотивы. Теперь жажда новых знаний уходит на второй план, а на замену ей приходит желание самореализоваться в своей среде, быть признанным одноклассниками и друзьями.
Сложный подростковый период начинает сказываться не только на взаимоотношениях с родителями, но и на учебных результатах.
Мотивация
По способу достижения результата, выделяют следующие виды мотивации:
- достижения успеха, при которой ребенок стремится получить новое знание, освоить умение или навык, поскольку ему важен успешный результат, от достижения которого он получает удовольствие;
- исключение неудачи, когда ребенок учится ради того, чтобы не получать плохих оценок и не быть наказанным.
Мотив самореализации должен стать основной движущей силой в учебной мотивации. Подросток начинает больше внимания обращать на окружение, оценивать, кто каких результатов в жизни добился, подражать своим кумирам. Чтобы не пустить ситуацию на самотек, нужно быть в курсе, чем интересуется ребенок, какие увлечения являются для него самыми важными.
Увлеченность нужно использовать для того, чтобы подросток начал изучать мир профессий, и определяться, на какие предметы нужно сделать особенный акцент.
Основные положения формирования учебной мотивации
1 подход применяется на практике педагогами начального общего образования и рассматривает мотивацию как возбуждаемый интерес;
2 подход основан на формировании познавательного интереса учебной деятельности;
3 подход основан на формировании ценностного отношения к знаниям.
1 тип – «Исследователь»
Привлекает само по себе новое знание. «Ужасно интересно всё то, что неизвестно». Ради получения (открытия) нового знания или даже просто прикосновения к тайне они готовы жертвовать и личными интересами, и интересами других людей. И даже безопасностью.
Общественная польза и даже этическая сторона получаемого знания не имеет для них большого значения.
2 тип – «Проектировщик»
Знания – это инструмент достижения цели. Цель есть – учится, в случае, если знания не нужны для достижения цели – не учится). Сами по себе знания не имеют ценности, но если есть замысел – есть деятельность.
Трудно учиться впрок. Проектировщики ориентированы на реализацию себя, своего потенциала в мире людей.
3 тип – «Призер»
Мотивация к обучению построена на амбициях, самоутверждении.
Отдельные представители этого типа могут самоутверждаться и в собственных глазах, но большинству нужно расти на фоне и относительно других.
Интересны те ситуации получения знания, в которых есть соревнование, публичность, возможность показать себя с лучшей стороны.
4 тип – «Активист»
Важным может быть само знание, если оно несет общественную пользу, помогает людям, улучшает их жизнь.
Если предлагается социально значимая задача, с интересом включается в понимание и освоение нового знания.
Мыслят лучше с другими, чем самостоятельно.
5 тип – «Испытатель»
Мотивация построена на ценностном отношении к знаниям в связи с проверкой себя.
Важно преодолевать трудности, подходить к получению знаний творчески, неординарно. Критерий обучения – что именно я получу, где именно мне пригодятся эти знания.
Сильная сторона «испытателя» -мощная мотивация на обучение как вызов – «я хочу, мне интересно»
Практическая работа
- Определить тип мотивации вымышленных и реальных героев:
- Тимур –
- Незнайка –
- Петр 1 –
- Шерлок Холмс –
- Онегин –
- Мальвина –
Пять мотивационных типов школьников
Тип
Ведущая потребность и ценностное отношение к знаниям
Исследователь
Потребность в исследовании, познании, открытии. Знание как самоценность.
Проектировщик
Потребность самореализации в значимой, взрослой деятельности. Знание как средство решения проектной задачи; знание для дела.
Испытатель
Потребность в преодолении, испытании себя. Знание, как личный вызов, материал для саморазвития.
Активист
Потребность в социальном признании, социально значимом действии. Знания как средство установления отношений или оказания помощи.
Призер
Потребность в достижении, самоутверждении, получении высокого (по сравнению с другими) результата. Знания как средство социального роста, удовлетворения амбиций.
2. Двумя-тремя фразами от имени героя объясните, зачем ему нужно участвовать в проекте
Исследователь
Проектировщик
- пройти до конца
- узнать неизвестное
- доказать
- понять почему, проверить предположение
- решить проблему
Испытатель
- создать
- воплотить, усовершенство-вать
- внедрить
- предложить способ
- понять, как
- изменить
- пройти до конца
- осуществить
Активист
- проверить на прочность
- развить у себя
- понять про себя
- доказать себе, опровергнуть
Призер
- увлечь
- сообща доказать
- сделать вместе
- помочь другим
- изменить
- впечатлить
- показать свои возможности
- доказать другим, продемонстри-ровать преимущества
- получить
- усовершенство-вать
3. Подобрать тип проекта
- Практико-ориентированный
- Информационный проект
- Игровой проект
- Учебно - исследовательский
- Творческий
4. Определите количество участников
- Коллективный проект Групповой проект Индивидуальный проект Парный проект
- Коллективный проект
- Групповой проект
- Индивидуальный проект
- Парный проект
5. Какой продукт в результате реализации проекта будет получен
- Сценарий праздника
- Рукописная книга
- Бизнес – план
- Система школьного самоуправления
- Модель
- Видеофильм
- Слайд-шоу
- Законопроект
- Прогноз
- Аналитическая справка
- Макет журнала
- Презентация
6.Каким образом презентовать результаты
Исследователь
Проектировщик
- дискуссия
- пресс-конференция
- интеллектуа
- льная игра
- защита на ученом совете
Испытатель
- мастер-класс
- стендовый доклад
Активист
- интеллектуа
- льная игра
- защита
- пресс-конференция
Призер
- пресс-конференция
- ролевая игра
- Информацион-ный лист
- публичный отчет
- доклад
- шоу
- праздник-спектакль
Какая помощь педагога может понадобиться
- Тимуру – на этапе презентации (отразить проделанную работу в полном объеме).
- Незнайке – на этапе реализации плана (продумать четкий план).
- Петру 1 – на этапе постановки цели (помочь отсеять второстепенное, определить ресурсы).
- Шерлок Холмсу – трудно на этапе реализации плана (на момент сбора информации).
- Онегину – на этапе целеполагания (определить перспективы).
- Мальвине - трудно на этапе реализации плана (организовать других на решение поставленных задач), трудно на этапе защиты проекта (будет зависима от одобрения или порицания группы)
Основная цель обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное.
Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать, к чему он стремится в воспитании и обучении детей.
Как повысить мотивацию к учёбе: советуют профессионалы
Многие родители хотели бы видеть своих детей, радостно бегущими в школу, с удовольствием и самостоятельно выполняющими уроки, приносящими пятерки и грамоты за успехи в учебе. Но все это может исчезнуть. Часто сами взрослые виноваты в том, что у ребенка снижается интерес к учебе:
- Родители – основной пример для детей. Если взрослые сами не развиваются, не читают, не имеют интереса к какой-то конкретной деятельности, а их любимое занятие – компьютерные игры и телевизор, то такой же результат получат в будущем и у своих детей.
- Поощряйте самостоятельность, которую ребенок проявляет в учебе. Гиперопека приведет к тому, что выполнение домашних заданий будет совместной повинностью до окончания школы, а некоторые студенты и в вузе будут готовиться к сдаче сессий вместе с родителями.
- Не сравнивайте своего ребенка с более успешными Леной, Иваном или Сашей. Сравнивать достигнутые результаты нужно только с теми, которых достиг сам ребенок, а не его сосед по парте. Иначе комплекс неполноценности обеспечен, а от мотивации на учебе не останется и следа.
- Никогда не отчитывайте ребенка в присутствии третьих лиц. Лучше промолчите, успеете высказать все свои претензии дома.
- Не предлагайте ребенку готовых решений, пусть он ищет варианты сам. Помогайте находить их, но так, чтобы развивать поисковое мышление.
- Пореже кнут – почаще пряник. Отрицательное мотивирование никто не отменял, но воспитание на страхе никому не приносило счастья.
- Погода в доме – важный фактор. Если в семье часто случаются конфликты, взрослые бранятся друг с другом, выясняя отношения, у детей снижается познавательная активность, замещаясь на эмоциональные переживания, с которыми они не умеют справляться.
Использованные ресурсы:
https://www.liveinternet.ru/users/5255350/post421614211
http://chitalochka-ru.ru/shkolnyie-sekretyi/kak-razvivat-uchebnuyu-motivatsiyu.html
https://www.youtube.com/watch?time_continue=13&v=J9PAHz1N6MM
https://multiurok.ru/index.php/blog/uchiebnaia-motivatsiia-kak-zhie-sformirovat-u-shkol-nika-zhielaniie-uchit-sia.html
https://mystroimmir.ru/psihologiya/rebenok.html