СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение мотивации учащихся к обучению через использование ИКТ»

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования.

Причины обращения к проблеме:

а) неудовлетворённость организацией взаимодействия на уроке между учителем и учеником;

б) пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий, во внеурочной деятельности по предмету и увеличивающуюся тенденцию потребления знаний в уже готовом виде из-за низкой сформированности исследовательских, креативных, информационно- технологических и коммуникативных умений.

в) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.

г) невозможность в полной мере реализовать свой творческий потенциал в связи с недостаточным использованием новых образовательных технологий в условиях модернизации образования.

Противоречия:

- между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках иностранного языка; - между высокими требованиями, предъявляемыми к языковому образованию школьников и недостаточно сформированными общественными умениями и навыками; - между возрастающей практической значимостью школьного курса иностранного языка и дефицитом учебного времени;

 

 Как «замотивировать» школьников на изучение иностранного языка? Этот вопрос особенно актуален для меня как учителя иностранного языка.

         Поэтому стратегической целью представленного проекта является формирование положительных мотивов к изучению иностранного языка в условиях общеобразовательной школы.

 

 

Объект исследования: мотивация учащихся к обучению.

Предмет исследования: процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся иностранным языкам через использование ИКТ.

Гипотеза исследования: процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся иностранным языкам будет эффективным, если:

  • определены теоретические основы развития позитивной мотивации к обучению учащихся;
  • выявлена совокупность факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению учащихся;
  • разработана методика развития позитивной мотивации к обучению иностранным языкам через использование ИКТ;
  • обеспечено педагогическое сопровождение развития позитивной мотивации к обучению учащихся иностранным языкам через использование ИКТ;
  • процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся иностранным языкам через использование ИКТ является направлением и конечной целью специально организованной работы.

 

 

Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме мотивации обучения иностранному языку.
  • Используя специальные диагностические методики в тесном сотрудничестве с школьным психологом выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся.
  • Выявить дидактические средства, способствующие формированию положительных мотивов к изучению иностранного языка.
  • Проверить эффективность предложенных средств в реальной практике.
  • Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.

  Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был применён комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы и исследований по проблеме мотивации учащихся к обучению; изучение и обобщение практического опыта по теме исследования; изучение документов Российской Федерации, определяющих политику государства в области образования; педагогический эксперимент, включающий анкетирование, тестирование, прогнозирование, моделирование, независимые экспертные оценки, наблюдения, беседы, контент-анализ, тренинга, развивающие игры; статистическая обработка результатов опытно-экспериментальной работы.

 

Научная новизна исследования состоит:

  • в определении теоретических основ развития позитивной мотивации к обучению учащихся иностранным языкам: подходы, закономерности, содержание и его компоненты, критерии, показатели;
  • в выявлении совокупности факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению (социальных, побудительных, образовательных, организационных, коммуникативных, психологических);
  • в разработке методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся иностранным языкам через ИКТ, позволяющей дифференцировать обучение с учётом познавательных потребностей, ближайших интересов и актуального состояния мотивации учащихся к обучению;
  • в разработке технологического алгоритма педагогического сопровождения развития позитивной мотивации к обучению учащихся, представленный в единстве трёх фаз: аналитической, коррекционно-развивающей и посткоррекционно-развивающей.

Исследование проводилось в период с 2006 г. по 2009 г. и состояло из нескольких этапов:

Первый этап (2006 - 2007 гг.) - теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, уточнение и наполнение содержанием понятия "позитивная мотивация", разработка и определение задач формирующего эксперимента.

Второй этап (2007 - 2008 гг.) - практическая организация опытно-экспериментальной работы по анализу мотивации к обучению учащихся. Разработка и реализация методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся иностранным языкам через использование ИКТ.

Третий этап (2008 - 2009 гг.) - уточнение и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы.

Прогнозируемые риски и методы их коррекции:

1. Неготовность учителей работать, используя ИКТ - методы коррекции: Повышение квалификации, привлечение к сотрудничеству сотрудников ВУЗов.

2. Неготовность педагогов к работе в модели формирования положительных мотивов к обучению -  методы коррекции:  изучение теоретических и практических аспектов повышения мотивации к обучению: повышение квалификации, обобщение опыта, мастер классы на пед.советах.

3. Невозможность быстрой и оперативной  информатизации научно- методической деятельности преподавателей - методы коррекции: разработка  учебно-методического обеспечения по иностранному языку с целью обеспечения      формирования положительных мотивов к обучению в данной предметной дисциплине.

Ресурсное обеспечение процесса обучения иностранному языку в свете мотивации, заявленное в проекте, является достаточным для его реализации:

  • кабинет иностранного языка снабжен комплектами дидактических материалов, в достаточном объеме дополнительная литература (учебники, энциклопедии, учебно-познавательная, занимательная литература);
  • имеется компьютер, электронные пособия по иностранному языку, накапливаются обучающие компьютерные презентации, подготовленные учителем и учащимися.

Кроме того, в школе имеется постоянный выход в Интернет, мультимедийный кабинет, библиотека с читальным залом, выходом в Интернет; профессиональный педагог-психолог, в его распоряжении кабинет со всем необходимым для проведения диагностических тестовых процедур.

Предполагаемый результат:

  • устойчивая внутренняя мотивация к изучению иностранного языка;
  • сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно, на длительный срок;
  • способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности в течение длительного времени;
  • социальные компетентности, развивается социальный опыт учащихся.

    Концепция модернизации российского образования до 2010 года предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», для чего необходима целенаправленная работа учителя и педагогического коллектива школы в целом.

  Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Сегодня школьникам уже не достаточно овладеть суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает - научить их хотеть учиться. Следовательно, актуальность темы обусловлена следующим:

  • мотивация выполняет важные функции в обучении: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость;
  • необходимость переосмысления известных методических решений по актуализации мотивационных механизмов учащихся с учетом специфики школы и личностных особенностей учащихся.

  Обучение в школе включает различные виды воздействия на мотивацию учения. Очень эффективным является путь воспитания мотивации через учебную деятельность. Многочисленные психологические исследования (П.Я.Гальперин и П.Голу, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.К.Маркова и др.) показали, что характер мотивации можно программировать через тип учения. Так, если содержание обучения строится не как готовое задание, а как система задач для учащихся, если ученики подводятся к самостоятельному обнаружению теоретических положений учебного курса, если у них отрабатывается учебная деятельность в единстве ее компонентов, то у школьников складывается внутренняя, достаточно устойчивая, обобщенная мотивация к учению.

  Проблема мотивации учения меня интересовала  с самого начала педагогической деятельности. Ознакомившись с научно-методической, психолого-педагогической литературой по данной теме, убедилась, что психологическое «изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика» (А.К.Маркова).

  У  каждого  ученика  есть  как  некоторый   наличный   уровень положительной мотивации, на который  можно  опереться,  так  и  перспективы, резервы ее развития.

  Итак, первое, с чего я начинаю это анализ мотивационной сферы ученика. Предметом анализа для меня становятся такие компоненты мотивационной сферы ученика, как его мотивы, цели, эмоции, а также состояние умения учиться (знания, учебная деятельность, обучаемость), весьма сильно влияющего на мотивацию. Пользуюсь приемами изучения и диагностики мотивационной сферы учащихся, предложенных А.К. Марковой. Сводная карта состояния и хода формирования мотивации учения школьников помогает охватить всю программу изучения мотивационной сферы учащихся в целом, а также более точно определить уровень, на котором находится отдельный ученик.

  В соответствии со сводной картой состояния мотивации учения составляю оценочный лист уровней мотивации и умения учиться учащихся, который дает возможность представить соотношение разных уровней и компонентов мотивации у каждого ученика класса и видеть картину в целом:

 

 

 

 

 

 

  Рассмотрим пути и методы формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности в классах.

  Существуют традиционные методы повышения мотивации: использование красочных иллюстраций, дополнительных источников информации (газеты, журналы, методические пособия, учебники разных авторов), методических карточек, аудиозаписей; проведение минуток для релаксации, тематических игр, пение, игры.

  Сейчас на помощь пришли информационно-коммуникационные технологии.

  Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Поэтому я считаю, что использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является необходимостью современного школьного образования. Общаясь с ребятами на уроках немецкого языка, я сделала для себя вывод: диалоговые и иллюстрационные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру.  

  Использование ИКТ на уроках немецкого языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют  орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок более интересным.

  Большим подспорьем для учителя при планировании урока является работа в программе Microsoft Power Point. Я пришла к выводу, что при помощи этой программы можно создать любой урок, и он будет ярким и насыщенным. Для себя я назвала такую работу «Конструктором». Вначале появляется общая идея урока, например, раньше при обобщении материала использовалась форма путешествия по станциям, теперь формы, полагаясь на фантазию учителя, можно легко разнообразить: можно «собирать яблоки в корзину», «оформлять букет маме», «делать необходимые покупки» и т.д. Каждое выполненное задание будет помогать учащимся  выполнить все задачи урока, каждый этап урока будет четко отслеживаться, и, кроме того, учащиеся сразу смогут оценить свою деятельность. Я хотела бы рассказать об одном таком уроке.

  В 3 классе в конце I полугодия необходимо провести обобщающий урок по теме ‘’Food’’. Мне пришла идея провести урок в виде подготовки к Новому году. Мы с детьми должны были «нарядить» новогоднюю елку. За каждое правильно выполненное задание на елочке появлялась игрушка. Ребята действительно ждали, появится она или нет, и их радости  не было границ, когда она появлялась.

  Использование данной технологии позволило мне: 1.значительно  сэкономить время на уроке  . 2.повысить уровень наглядности в ходе обучения. 3. внести элементы занимательности, оживить учебный процесс

4.выполнить все поставленные задачи.

   Работая над проектом, я систематизировала, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении. Наиболее эффективно это

1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);

 2) при закреплении изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);

3) в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

4) при самостоятельной работе учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);

5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов;

7)во время тренировки конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).

  В процессе работы я пришла к выводу, что компьютерные технологии помогают:

•        привлекать пассивных слушателей;

•        делать занятия более наглядными;

•        обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности;

•        приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;

•        обеспечивать моментальную обратную связь;

•        повышать интенсивность учебного процесса;

•        воспитывать терпимость, восприимчивость к разнообразию культур и духовного опыта других народов;

•        активизировать познавательную активность учащихся, а, следовательно, желание изучать предмет;

•        объективно оценивать действия учащихся;

•        накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса;

•        реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

•        дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе. (Изменяется  содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.)

   Именно использование компьютерных технологий позволяет мне:

1.сделать содержание курса нестандартным и привлекательным для ученика (сюжетное построение учебника, использование интересного и познавательного материала, отбор лексики, наличие игр, стихов и песен).

2.обеспечить посильность усвоения учебного материала для учащихся разного уровня подготовки.

3.давать разноуровневые задания, задания для групповой работы, проекты.

4.обеспечить повторение и ротацию ранее пройденного материала на фоне новизны видов деятельности.

5.снабдить курс необходимыми справочными материалами.

  Таким образом,  использование ИКТ на уроках английского языка, сотрудничество учителей и учащихся способствуют повышению мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности учащегося.

Диагностика успешности образовательного процесса. Результативность.   В конце учебного года в классах проводится итоговое тестирование всех видов речевой деятельности. Качественный показатель данного тестирования представлен в виде графика по классам, а средний качественный показатель представлен на гистограмме. Уже в конце 2006-2007 учебного года наметилась положительная динамика, а к концу 2008-2009 учебного года результаты значительно улучшились и стабилизировались. Так, в 2006-2007 у.г. 70% моих учеников получили хорошие и отличные оценки,   в 2007-2008 уч.г. – 71%, в 2008-2009 – 74,6 %.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, на основании анализа данных результатов можно утверждать, что широкое применение информационно-коммуникационных технологий для повышения мотивации при обучении иностранным языкам обосновано.

 

 

 

Список литературы

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года// Начальная школа. – 2002. -№ 4.

2. А.К.Маркова , Т.А.Маттис, А.Б.Орлов, Формирование мотивации учения: Кн. для учителя, Просвещение, 1990

3. А.К.Маркова, Формирование мотивации учения в школьном возрасте

Просмотр содержимого документа
«Повышение мотивации учащихся к обучению через использование ИКТ»»

9






Педагогический проект

по теме «Повышение мотивации учащихся к обучению через использование ИКТ»

учителя иностранного языка

МОУ СОШ №21 г. Нижневартовск

Исмагиловой Альмиры Анваровны



Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования.

Причины обращения к проблеме:

а) неудовлетворённость организацией взаимодействия на уроке между учителем и учеником;

б) пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий, во внеурочной деятельности по предмету и увеличивающуюся тенденцию потребления знаний в уже готовом виде из-за низкой сформированности исследовательских, креативных, информационно- технологических и коммуникативных умений.

в) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.

г) невозможность в полной мере реализовать свой творческий потенциал в связи с недостаточным использованием новых образовательных технологий в условиях модернизации образования.

Противоречия:

- между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках иностранного языка;
- между высокими требованиями, предъявляемыми к языковому образованию школьников и недостаточно сформированными общественными умениями и навыками;
- между возрастающей практической значимостью школьного курса иностранного языка и дефицитом учебного времени;

Как «замотивировать» школьников на изучение иностранного языка? Этот вопрос особенно актуален для меня как учителя иностранного языка.

Поэтому стратегической целью представленного проекта является формирование положительных мотивов к изучению иностранного языка в условиях общеобразовательной школы.



Объект исследования: мотивация учащихся к обучению.

Предмет исследования: процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся иностранным языкам через использование ИКТ.

Гипотеза исследования: процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся иностранным языкам будет эффективным, если:

  • определены теоретические основы развития позитивной мотивации к обучению учащихся;

  • выявлена совокупность факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению учащихся;

  • разработана методика развития позитивной мотивации к обучению иностранным языкам через использование ИКТ;

  • обеспечено педагогическое сопровождение развития позитивной мотивации к обучению учащихся иностранным языкам через использование ИКТ;

  • процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся иностранным языкам через использование ИКТ является направлением и конечной целью специально организованной работы.




Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме мотивации обучения иностранному языку.

  • Используя специальные диагностические методики в тесном сотрудничестве с школьным психологом выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся.

  • Выявить дидактические средства, способствующие формированию положительных мотивов к изучению иностранного языка.

  • Проверить эффективность предложенных средств в реальной практике.

  • Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был применён комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы и исследований по проблеме мотивации учащихся к обучению; изучение и обобщение практического опыта по теме исследования; изучение документов Российской Федерации, определяющих политику государства в области образования; педагогический эксперимент, включающий анкетирование, тестирование, прогнозирование, моделирование, независимые экспертные оценки, наблюдения, беседы, контент-анализ, тренинга, развивающие игры; статистическая обработка результатов опытно-экспериментальной работы.


Научная новизна исследования состоит:

  • в определении теоретических основ развития позитивной мотивации к обучению учащихся иностранным языкам: подходы, закономерности, содержание и его компоненты, критерии, показатели;

  • в выявлении совокупности факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению (социальных, побудительных, образовательных, организационных, коммуникативных, психологических);

  • в разработке методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся иностранным языкам через ИКТ, позволяющей дифференцировать обучение с учётом познавательных потребностей, ближайших интересов и актуального состояния мотивации учащихся к обучению;

  • в разработке технологического алгоритма педагогического сопровождения развития позитивной мотивации к обучению учащихся, представленный в единстве трёх фаз: аналитической, коррекционно-развивающей и посткоррекционно-развивающей.

Исследование проводилось в период с 2006 г. по 2009 г. и состояло из нескольких этапов:

Первый этап (2006 - 2007 гг.) - теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, уточнение и наполнение содержанием понятия "позитивная мотивация", разработка и определение задач формирующего эксперимента.

Второй этап (2007 - 2008 гг.) - практическая организация опытно-экспериментальной работы по анализу мотивации к обучению учащихся. Разработка и реализация методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся иностранным языкам через использование ИКТ.

Третий этап (2008 - 2009 гг.) - уточнение и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы.

Прогнозируемые риски и методы их коррекции:

1. Неготовность учителей работать, используя ИКТ - методы коррекции: Повышение квалификации, привлечение к сотрудничеству сотрудников ВУЗов.

2. Неготовность педагогов к работе в модели формирования положительных мотивов к обучению - методы коррекции: изучение теоретических и практических аспектов повышения мотивации к обучению: повышение квалификации, обобщение опыта, мастер классы на пед.советах.

3. Невозможность быстрой и оперативной информатизации научно- методической деятельности преподавателей - методы коррекции: разработка учебно-методического обеспечения по иностранному языку с целью обеспечения формирования положительных мотивов к обучению в данной предметной дисциплине.

Ресурсное обеспечение процесса обучения иностранному языку в свете мотивации, заявленное в проекте, является достаточным для его реализации:

  • кабинет иностранного языка снабжен комплектами дидактических материалов, в достаточном объеме дополнительная литература (учебники, энциклопедии, учебно-познавательная, занимательная литература);

  • имеется компьютер, электронные пособия по иностранному языку, накапливаются обучающие компьютерные презентации, подготовленные учителем и учащимися.

Кроме того, в школе имеется постоянный выход в Интернет, мультимедийный кабинет, библиотека с читальным залом, выходом в Интернет; профессиональный педагог-психолог, в его распоряжении кабинет со всем необходимым для проведения диагностических тестовых процедур.

Предполагаемый результат:

  • устойчивая внутренняя мотивация к изучению иностранного языка;

  • сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно, на длительный срок;

  • способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности в течение длительного времени;

  • социальные компетентности, развивается социальный опыт учащихся.

Концепция модернизации российского образования до 2010 года предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», для чего необходима целенаправленная работа учителя и педагогического коллектива школы в целом.

Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Сегодня школьникам уже не достаточно овладеть суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает - научить их хотеть учиться. Следовательно, актуальность темы обусловлена следующим:

  • мотивация выполняет важные функции в обучении: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость;

  • необходимость переосмысления известных методических решений по актуализации мотивационных механизмов учащихся с учетом специфики школы и личностных особенностей учащихся.

Обучение в школе включает различные виды воздействия на мотивацию учения. Очень эффективным является путь воспитания мотивации через учебную деятельность. Многочисленные психологические исследования (П.Я.Гальперин и П.Голу, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.К.Маркова и др.) показали, что характер мотивации можно программировать через тип учения. Так, если содержание обучения строится не как готовое задание, а как система задач для учащихся, если ученики подводятся к самостоятельному обнаружению теоретических положений учебного курса, если у них отрабатывается учебная деятельность в единстве ее компонентов, то у школьников складывается внутренняя, достаточно устойчивая, обобщенная мотивация к учению.

Проблема мотивации учения меня интересовала с самого начала педагогической деятельности. Ознакомившись с научно-методической, психолого-педагогической литературой по данной теме, убедилась, что психологическое «изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика» (А.К.Маркова).

У  каждого  ученика  есть  как  некоторый   наличный   уровень положительной мотивации, на который  можно  опереться,  так  и  перспективы, резервы ее развития.

Итак, первое, с чего я начинаю это анализ мотивационной сферы ученика. Предметом анализа для меня становятся такие компоненты мотивационной сферы ученика, как его мотивы, цели, эмоции, а также состояние умения учиться (знания, учебная деятельность, обучаемость), весьма сильно влияющего на мотивацию. Пользуюсь приемами изучения и диагностики мотивационной сферы учащихся, предложенных А.К. Марковой. Сводная карта состояния и хода формирования мотивации учения школьников помогает охватить всю программу изучения мотивационной сферы учащихся в целом, а также более точно определить уровень, на котором находится отдельный ученик.

В соответствии со сводной картой состояния мотивации учения составляю оценочный лист уровней мотивации и умения учиться учащихся, который дает возможность представить соотношение разных уровней и компонентов мотивации у каждого ученика класса и видеть картину в целом:







Рассмотрим пути и методы формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности в классах.

Существуют традиционные методы повышения мотивации: использование красочных иллюстраций, дополнительных источников информации (газеты, журналы, методические пособия, учебники разных авторов), методических карточек, аудиозаписей; проведение минуток для релаксации, тематических игр, пение, игры.

Сейчас на помощь пришли информационно-коммуникационные технологии.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Поэтому я считаю, что использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является необходимостью современного школьного образования. Общаясь с ребятами на уроках немецкого языка, я сделала для себя вывод: диалоговые и иллюстрационные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру.

Использование ИКТ на уроках немецкого языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют  орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок более интересным.

Большим подспорьем для учителя при планировании урока является работа в программе Microsoft Power Point. Я пришла к выводу, что при помощи этой программы можно создать любой урок, и он будет ярким и насыщенным. Для себя я назвала такую работу «Конструктором». Вначале появляется общая идея урока, например, раньше при обобщении материала использовалась форма путешествия по станциям, теперь формы, полагаясь на фантазию учителя, можно легко разнообразить: можно «собирать яблоки в корзину», «оформлять букет маме», «делать необходимые покупки» и т.д. Каждое выполненное задание будет помогать учащимся выполнить все задачи урока, каждый этап урока будет четко отслеживаться, и, кроме того, учащиеся сразу смогут оценить свою деятельность. Я хотела бы рассказать об одном таком уроке.

В 3 классе в конце I полугодия необходимо провести обобщающий урок по теме ‘’Food’’. Мне пришла идея провести урок в виде подготовки к Новому году. Мы с детьми должны были «нарядить» новогоднюю елку. За каждое правильно выполненное задание на елочке появлялась игрушка. Ребята действительно ждали, появится она или нет, и их радости не было границ, когда она появлялась.

Использование данной технологии позволило мне:
1.значительно сэкономить время на уроке  .
2.повысить уровень наглядности в ходе обучения.
3. внести элементы занимательности, оживить учебный процесс

4.выполнить все поставленные задачи.

Работая над проектом, я систематизировала, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении. Наиболее эффективно это

1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);

 2) при закреплении изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);

3) в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

4) при самостоятельной работе учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);

5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов;

7)во время тренировки конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).

В процессе работы я пришла к выводу, что компьютерные технологии помогают:

• привлекать пассивных слушателей;

• делать занятия более наглядными;

• обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности;

• приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;

• обеспечивать моментальную обратную связь;

• повышать интенсивность учебного процесса;

• воспитывать терпимость, восприимчивость к разнообразию культур и духовного опыта других народов;

• активизировать познавательную активность учащихся, а, следовательно, желание изучать предмет;

• объективно оценивать действия учащихся;

• накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса;

• реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

• дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе. (Изменяется  содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.)

Именно использование компьютерных технологий позволяет мне:

1.сделать содержание курса нестандартным и привлекательным для ученика (сюжетное построение учебника, использование интересного и познавательного материала, отбор лексики, наличие игр, стихов и песен).

2.обеспечить посильность усвоения учебного материала для учащихся разного уровня подготовки.

3.давать разноуровневые задания, задания для групповой работы, проекты.

4.обеспечить повторение и ротацию ранее пройденного материала на фоне новизны видов деятельности.

5.снабдить курс необходимыми справочными материалами.

Таким образом, использование ИКТ на уроках английского языка, сотрудничество учителей и учащихся способствуют повышению мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности учащегося.

Диагностика успешности образовательного процесса. Результативность.
В конце учебного года в классах проводится итоговое тестирование всех видов речевой деятельности. Качественный показатель данного тестирования представлен в виде графика по классам, а средний качественный показатель представлен на гистограмме. Уже в конце 2006-2007 учебного года наметилась положительная динамика, а к концу 2008-2009 учебного года результаты значительно улучшились и стабилизировались. Так, в 2006-2007 у.г. 70% моих учеников получили хорошие и отличные оценки,   в 2007-2008 уч.г. – 71%, в 2008-2009 – 74,6 %.



















Таким образом, на основании анализа данных результатов можно утверждать, что широкое применение информационно-коммуникационных технологий для повышения мотивации при обучении иностранным языкам обосновано.




Список литературы

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года// Начальная школа. – 2002. -№ 4.

2. А.К.Маркова , Т.А.Маттис, А.Б.Орлов, Формирование мотивации учения: Кн. для учителя, Просвещение, 1990

3. А.К.Маркова, Формирование мотивации учения в школьном возрасте, Москва, Просвещение, 1983

4. «Компьютер на уроке», И.П.Высоцкий, Н.П.Данилова, журнал. «Информатика и образование, №7, 1999г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!