Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель ШМО Зам. дир. по УВР Директор МОУ «СОШ № _»
__________/ Ф.И.О. / ____________/Ф.И.О./ ____________/Ф.И.О. /
Протокол №_______ Приказ № ____________
«___»___________20___г «___»___________20___г «___»___________20___г
Учебно- тематический план по русскому языку
в 4 классе МОУ «СОШ №__________________________________________»
на ____________________ учебный год.
учителя начальных классов: Ф.И.О.
Количество часов: 5 ч/нед.
Пояснительная записка к тематическому планированию по русскому языку.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык. А.В.Полякова». (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008 - 320 с.) Программа обеспечена следующим методическим комплектом: Полякова А. В. Русский язык: 4 класс. В 2-х ч. –М.: Просвещение, 2009г Полякова А. В. Тетради по русскому языку для 4 класса Программа предусматривает обучение в 4 классе в объеме 170 часов, по 5 уроков в неделю. Содержание курса русского языка разработано на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие учащихся, и является составной частью целостной дидактической системы развивающего обучения Л.В.Занкова. Цели обучения русскому языку:
-ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
-формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
-развитие устной и письменной речи учащихся;
-развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству;
-развитие таких качеств, как коммуникативная компетентность, владение навыками самостоятельной деятельности, владение активными формами познания.
Задачи:
-формировать у младших школьников научное представление о системе и структуре родного языка;
-развивать логическое и абстрактное мышление, представление о родном (русском) языке как части окружающего мира;
-формировать умения находить, вычленять и характеризовать языковые единицы изучаемого уровня;
-формировать навыки самоконтроля;
-формировать умения правильно отбирать и использовать языковые средства, исходя из условий речевой ситуации.
Общая характеристика учебного предмета. В общем развитии младших школьников предмету «Русский язык» принадлежит очень важная роль. Обучение русскому языку влияет на качество обучения всем другим школьным предметам, становится базой развития интеллектуальных и творческих способностей, закладывает основы социально-личностного развития младших школьников. Центральным звеном изучения является раскрытие коммуникативной функции языка, средством осуществления которой является речь.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне и обеспечивает реализацию основных положений концепции образования младших школьников. В содержание программы включён материал, превышающий уровень обязательных требований, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению, расширить кругозор учащихся, познакомить их с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка. Учащиеся регулярно выполняют различные виды разбора слов и предложений повышенной трудности, решают орфографические задачи, разгадывают ребусы. Это увлекает учащихся, расширяет кругозор, развивает наблюдательность и мышление, активизирует познавательный интерес.
Курс русского языка способствует развитию таких качеств, как коммуникативная компетентность, владение навыками самостоятельной деятельности, владение активными формами познания. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса. Применяются следующие формы организации учебного процесса: фронтальные, индивидуальные, групповые, коллективные. Чаще всего сочетаются фронтальная и индивидуальная работа с групповой работой. В работе используются следующие технологии обучения: здоровьесберегающие технологии (физкультминутки); проблемное обучение (используются сведения по различным темам на опережение); дифференцированное обучение (при изучении и закреплении материала учащиеся получают задания соответственно своему индивидуальному развитию);информационные. Применяются такие виды контроля, как: вводный, тематический, промежуточный и итоговый. Активно используются такие формы контроля – зачёт, контрольная работа, тестирование, смотр знаний.
Встраивание в методическую систему личностно-ориентированной технологии обучения, индивидуализация, дифференциация, применение проектно-исследовательских методов способствует развитию ключевых компетентностей личности.
Выполнение программы ориентировано на организацию учебного процесса как сотрудничества учителя и учащихся, детей между собой.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков.
Развернутое тематическое планирование по русскому языку.
№ урока | Содержание тем | Кол-во часов по теме | Общее кол-во по разделу | Характеристика деятельности | По плану | Проведено фактически |
-
| Виды предложений. Сложное предложение | 1 | | Формировать представление о сложном предложении | | |
-
| Сложное предложение. | 1 | | | | |
-
| Союзы в сложном предложении | 1 | | Формировать представление о способах соединения простых предложений в сложное. | | |
-
| Сложное предложение и предложения с однородными членами. | 1 | | Различать сложное предложение и предложение с однородными членами | | |
-
| Сложное предложение и предложения с однородными членами. | 1 | | Различать сложное предложение и предложение с однородными членами | | |
-
| Проверочная работа по теме «Отличие сложных предложений от предложений с однородными членами» | 1 | | | | |
-
| Входной контроль (диктант) | 1 | | | | |
-
| Работа над ошибками | 1 | | | | |
-
| Общее понятие о местоимении | 1 | | Формировать представление о местоимении как части речи | | |
-
| Личные местоимения | 1 | | | | |
-
| Личные местоимения | 1 | | | | |
-
| Склонение личных местоимений | 1 | | Развивать умение изменять местоимения по лицам и числам | | |
-
| Склонение личных местоимений | 1 | | | | |
-
| Склонение местоимений 3-го лица | 1 | | | | |
-
| Предлоги перед местоимениями | 1 | | | | |
-
| Предлоги перед местоимениями | 1 | | | | |
-
| Проверочная работа по теме «Склонение местоимений» | 1 | | | | |
-
| Правописание гласных и согласных в приставках | 1 | | Развивать умение правильно писать приставки. | | |
-
| Обучающее изложение с элементами сочинения по теме «Лебеди» | 1 | | | | |
-
| Работа над ошибками | 1 | | | | |
-
| Правописание гласных и согласных в приставках | 1 | | | | |
-
| Правописание гласных и согласных в приставках | 1 | | | | |
-
| Проверочная работа по теме «Правописание приставок». Сочинение- миниатюра | 1 | | | | |
-
| Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Настоящее время глагола. | 1 | | Формировать представление об изменениях глаголов по лица и числам. | | |
-
| Личные окончания глаголов | 1 | | | | |
-
| Личные окончания глаголов | 1 | | | | |
-
| Контрольный диктант по теме «Правописание приставок» | 1 | | | | |
-
| Работа над ошибками | 1 | | | | |
-
| Будущее простое время глаголов | 1 | | | | |
-
| Будущее простое время глаголов. Текст | 1 | | | | |
-
| Будущее простое время глаголов. Текст | 1 | | | | |
-
| Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам | 1 | | | | |
-
| Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам | 1 | | | | |
-
| Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам | 1 | | | | |
-
| Проверочная работа по теме «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам» | 1 | | | | |
-
| Обучающее изложение «Туман на море» | 1 | | | | |
-
| Работа над ошибками | 1 | | | | |
-
| Связь слов в глагольных словосочетаниях | 1 | | Развить умение определять глагольные словосочетания | | |
-
| Связь слов в глагольных словосочетаниях | 1 | | | |
-
| Проверочная работа по теме «Связь слов в глагольных словосочетаниях» | 1 | | | | |
-
| Неопределённая форма глагола | 1 | | Формировать представление о неопределённой форме глагола | | |
-
| Неопределённая форма глагола | 1 | | | | |
-
| Роль неопределённой формы глагола в предложении | 1 | | | | |
-
| Образование глаголов в прошедшем времени | 1 | | | | |
-
| Правописание частицы не с глаголами | 1 | | | | |
-
| Контрольный диктант за 1 триместр | 1 | | | | |
-
| Работа над ошибками | 1 | | | | |
-
| 1 и 2 спряжение глаголов | 1 | | Развить умение определять спряжение глагола, познакомить с личными окончаниями глаголов | | |
-
| 1 и 2 спряжение глаголов | 1 | | | |
-
| 1 и 2 спряжение глаголов | 1 | | | | |
-
| Определение спряжения глаголов с безударными личными окончаниями | 1 | | | | |
-
| Спряжение глаголов | 1 | | | | |
-
| Спряжение глаголов | 1 | | | | |
-
| Глаголы – исключения | 1 | | | | |
-
| Глаголы – исключения | 1 | | | | |
-
| Правописание безударных окончаний глаголов | 1 | | Развитие умений написания безударных окончаний глаголов | | |
-
| Правописание безударных окончаний глаголов | 1 | | | | |
-
| Правописание безударных окончаний глаголов | 1 | | | | |
-
| Проверочный диктант по теме «Правописание безударных окончаний глаголов» | 1 | | | | |
-
| Работа над ошибками | 1 | | | | |
-
| Наречие | 1 | | Ознакомление с признаками наречия как части речи, с написанием наречий | | |
-
| Наречие | 1 | | | |
-
| Наречие | 1 | | | |
-
| Значение наречий | 1 | | | | |
-
| Контрольный диктант за 1-е полугодие | 1 | | | | |
-
| Работа над ошибками | 1 | | | | |
-
| Образование наречий от прилагательных | 1 | | | | |
-
| Контрольное списывание | 1 | | | | |
-
| Работа над ошибками | 1 | | | | |
-
| Способы образования наречий | 1 | | | | |
-
| Способы образования наречий | 1 | | | | |
-
| Правописание наречий | 1 | | | | |
-
| Правописание наречий | 1 | | | | |
-
| Правописание наречий | 1 | | | | |
-
| Правописание наречий | 1 | | | | |
-
| Контрольный диктант по теме «Правописание наречий» | 1 | | | | |
-
| Работа над ошибками | 1 | | | | |
-
| Сочинение по картине В.М.васнецова «Богатыри» | 1 | | | | |
-
| Редактирование сочинения | 1 | | | | |
-
| Второстепенные члены предложения. Обстоятельство | 1 | | Развитие умения находить обстоятельства | | |
-
| Второстепенные члены предложения. Обстоятельство | 1 | | | |
-
| Второстепенные члены предложения. Обстоятельство места. | 1 | | | | |
-
| Второстепенные члены предложения. Обстоятельство времени | 1 | | | | |
-
| Изложение по теме «Серебряный хвост» | 1 | | | | |
-
| Работа над ошибками | 1 | | | | |
-
| Обстоятельства места и времени | 1 | | | | |
-
| Обстоятельства образа действия | 1 | | | | |
-
| Классификация обстоятельств по видам. | 1 | | | | |
-
| Проверочная работа по теме «Второстепенные члены предложения». | 1 | | | | |
-
| Работа над ошибками | 1 | | | | |
-
| Склонение прилагательных мужского и среднего рода с твёрдым согласным звуком на конце основы ( с твёрдой основой) | 1 | | Развить умение склонять имена прилагательные, познакомить с падежными окончаниями прилагательных. | | |
-
| Склонение прилагательных мужского и среднего рода с твёрдым согласным звуком на конце основы ( с твёрдой основой) | 1 | | | |
-
| Склонение прилагательных мужского и среднего рода с твёрдым согласным звуком на конце основы ( с твёрдой основой) | 1 | | | |
-
| Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода с твёрдой основой | 1 | | | | |
-
| Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода с твёрдой основой | 1 | | | | |
-
| Проверочная работа по теме «Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода с твёрдой основой». Сочинение – миниатюра. Работа над ошибками | 1 | | | | |
-
| Проверочная работа по теме «Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода с твёрдой основой». Сочинение – миниатюра. Работа над ошибками | 1 | | | | |
-
| Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой основой | 1 | | | | |
-
| Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой основой | 1 | | | | |
-
| Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой основой | 1 | | | | |
-
| Склонение прилагательных во множественном числе | 1 | | | | |
-
| Склонение прилагательных во множественном числе | 1 | | | | |
-
| Проверочная работа по теме «Склонение прилагательных во множественном числе» контрольное списывание. | 1 | | | | |
-
| Работа над ошибками | 1 | | | | |
-
| Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой | 1 | | | | |
-
| Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой. Родительный падеж. Переход прилагательного в существительное. | 1 | | | | |
-
| Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой. Дательный падеж | 1 | | | | |
-
| Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой. Творительный падеж | 1 | | | | |
-
| Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой | 1 | | | | |
-
| Проверочная работа по теме «Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой» словарный диктант | 1 | | | | |
-
| Работа над ошибками | 1 | | | | |
-
| Склонение прилагательных женского рода с мягкой основой | 1 | | | | |
-
| Склонение прилагательных женского рода с мягкой основой. Винительный и творительный падежи | 1 | | | | |
-
| Правописание безударных окончаний имён прилагательных и способы их проверки | 1 | | | | |
-
| Правописание безударных окончаний имён прилагательных и способы их проверки | 1 | | | | |
-
| Диктант по теме «Правописание безударных окончаний имён прилагательных» | 1 | | | | |
-
| Работа над ошибками | 1 | | | | |
-
| Склонение прилагательных во множественном числе | 1 | | | | |
-
| Склонение прилагательных во множественном числе | 1 | | | | |
-
| Склонение прилагательных во множественном числе | 1 | | | | |
-
| Проверочная работа. Сочинение – миниатюра. | 1 | | | | |
-
| Работа над ошибками | 1 | | | | |
-
| Образование имён прилагательных от основ существительных при помощи суффикса | 1 | | | | |
-
| Образование имён прилагательных от основ существительных при помощи суффикса | 1 | | | | |
-
| Образование имён прилагательных от основ существительных при помощи суффикса | 1 | | | | |
-
| Контрольная работа за 3-ю четверть | 1 | | | | |
-
| Работа над ошибками | 1 | | | | |
-
| Обучающее сочинение | 1 | | | | |
-
| Редактирование сочинения | 1 | | | | |
-
| Правописание глаголов с суффиксами –ся, -сь. | 1 | | Развить умения написания возвратных глаголов | | |
-
| Правописание глаголов с суффиксами –ся, -сь. | 1 | | | | |
-
| Правописание глаголов с суффиксами –ся, -сь. | 1 | | | | |
-
| Правописание «ь» в глаголах 2-го лица | 1 | | | | |
-
| Правописание «ь» в глаголах 2-го лица | 1 | | | | |
-
| Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице | 1 | | | | |
-
| Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице | 1 | | | | |
-
| Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице | 1 | | | | |
-
| Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице | 1 | | | | |
-
| Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице | 1 | | | | |
-
| Диктант по теме «Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице» | 1 | | | | |
-
| Работа над ошибками | 1 | | | | |
-
| Простое и сложное предложение | 1 | | | | |
-
| Простое и сложное предложение | 1 | | | | |
-
| Простое и сложное предложение | 1 | | | | |
-
| Простое и сложное предложение | 1 | | | | |
-
| Простое и сложное предложение | 1 | | | | |
-
| Простое и сложное предложение | 1 | | | | |
-
| Простое и сложное предложение | 1 | | | | |
-
| Текст. Определение темы и основной мысли. Смысловые связи между частями текста | 1 | | Развить умения определять тему текста и основную мысль | | |
-
| Текст. Определение темы и основной мысли. Смысловые связи между частями текста | 1 | | | | |
-
| Прямая речь | 1 | | Формировать представление о прямой речи и знаках препинания | | |
-
| Прямая речь | 1 | | | | |
-
| Прямая речь | 1 | | | | |
-
| Итоговый диктант за год | 1 | | | | |
-
| Работа над ошибками | 1 | | | | |
-
| Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи | 1 | | | | |
-
| Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи | 1 | | | | |
-
| Учебно – деловая речь | 1 | | | | |
-
| Составление содержательного и стилистически точного продолжения к тексту (рассказ, сказка, описание, рассуждение) | 1 | | | | |
-
| Контрольное изложение | 1 | | | | |
-
| Упражнение на группировку текстов по стилю (диалог, монолог) | 1 | | | | |
-
| Фразеологизмы. Их значение в тексте | 1 | | | | |
-
| Вопросительные и восклицательные предложения. Знаки препинания на конце прямой речи. | 1 | | | | |
-
| Олицетворения в тексте. Образные сравнения | 1 | | | | |
-
| Контрольное списывание | 1 | | | | |
-
| Различные виды объявлений: почтовые бланки (переводов, телеграмм, посылок), конверты, инструкции, заявления. | 1 | | | | |
-
| Предварительный отбор материала для сочинения. Использование словарей, газет, журналов. Составление планов. | 1 | | | | |
-
| Сочинение | 1 | | | | |
-
| Редактирование сочинения | 1 | | | | |
-
| Обобщающий урок по теме «Речь» | 1 | | | | |
Содержание тем учебного курса.
Курс содержит сведения по морфологии и синтаксису, взаимодействующие с другими разделами языка - фонетикой и лексикой, словообразованием, орфоэпией и графикой, а также сведения, нацеленные на формирование орфографических навыков.
Грамматика и орфография
Предложение. Сложное предложение. Союзы в сложных предложениях (на ознакомительном уровне).
Обобщение сведений о видах предложений (нераспространенные, распространенные, простые, с однородными членами).
Местоимение. Общее понятие о местоимении.
Личные местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица в форме единственного и множественного числа.
Склонение личных местоимений.
Предлоги перед личными местоимениями.
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Суффикс - л в глаголах прошедшего времени.
Неопределенная форма глагола. Суффиксы глаголов неопределенной формы -ти, -ть и глаголы на -чь.
Понятие о частицах (на ознакомительном уровне). Отрицательная частица не, правописание не с глаголами.
I и II спряжения глаголов. Глаголы-исключения. Правописание личных окончаний глаголов.
Мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица в единственном числе.
Неопределенная форма -ться и 3-е лицо -тся глаголов.
Наречие (на ознакомительном уровне).
Значение наречий (на ознакомительном уровне). Образование наречий от косвенных падежей существительных (кругом, сначала), от прилагательных с помощью суффиксов о и е.
Правописание наречий: о и е на конце наречий (горячо, певуче), на конце наречий с приставками с-, из-, до- (справа, издалека, докрасна), о на конце наречий с приставками в-, на-, за- (вправо, налево, засветло).
Второстепенный член предложения -обстоятельство (ознакомление).
Склонение имен прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего рода, склонение имен прилагательных во множественном числе.
Правописание безударных окончаний имен прилагательных в
единственном и множественном числе.
Образование прилагательных от основ имен существительных при помощи суффиксов –ск-, -н-, -ист-
К концу обучения в четвёртом классе обучающиеся научатся:
знать/понимать: классификацию звуков и букв;
уметь: анализировать звуки речи, произношение и написание слов;
Морфология
Местоимение
В результате изучения темы обучающийся должен знать/понимать:
личные местоимения, склонение местоимений; предлоги перед местоимениями;
правописание местоимений с предлогами;
правило обозначения гласных и согласных в приставках;
уметь:
распознавать местоимения, определять их число и лицо;
писать раздельно местоимения с предлогом;
употреблять местоимения в устной и письменной речи;
распознавать приставки и предлоги;
правильно писать гласные и согласные в приставках.
Глагол
В результате изучения темы обучающийся должен знать/понимать:
особенности изменения глаголов в будущем времени;
изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам;
понятие о неопределенной форме глагола;
роль неопределенной формы глагола в предложении;
образование глаголов в прошедшем времени;
правописание частицы НЕ с глаголами;
понятие о спряжении; определение спряжения глаголов;
признаки 1 и 2 спряжения глаголов; глаголы-исключения;
личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения;
правописание -тся и –ться в 3 лице глаголов;
правописание Ь во 2 лице глаголов;
уметь:
изменять глаголы по временам, лицам и числам;
определять время, лицо и число глаголов;
правильно выделять и писать личные окончания глаголов;
находить и образовывать глаголы в будущем простом и сложном времени;
различать глаголы настоящего и будущего времени;
разбирать глаголы по составу;
находить основу глаголов неопределенной формы;
распознавать и правильно употреблять глаголы неопределенной формы; определять спряжение по неопределенной форме;
правильно писать частицу НЕ с глаголами; отличать возвратные глаголы;
писать глаголы с суффиксом –сь(-ся); писать Ь во 2 лице глаголов;
писать –ться в неопределенной форме и –тся в 3 лице глаголов;
употреблять глаголы в письменной и устной речи.
Наречие
В результате изучения темы обучающийся должен
знать/понимать:
значение наречий, их образование;
правописание суффиксов на конце наречий, правописание наречий с приставками;
уметь:
употреблять наречие, ставить вопросы к наречиям, определять их;
образовывать наречия от прилагательных, существительных;
правильно писать наречия.
Имя прилагательное
В результате изучения темы обучающийся должен
знать/понимать:
особенности склонения имен прилагательных мужского, среднего и женского рода;
правописание окончаний прилагательных в единственном и множественном числе;
способы образования имен прилагательных;
уметь:
распознавать падежи прилагательных;
склонять имена прилагательные; образовывать имена прилагательные;
правильно писать падежные окончания прилагательных в единственном и множественном числе;
употреблять прилагательные в устной и письменной речи;
подбирать к прилагательным слова, близкие и противоположные по значению.
Синтаксис и пунктуация
В результате изучения темы обучающийся должен
знать/понимать:
понятие сложного предложения; признаки сложного предложения;
способы соединения простых предложений в сложном;
союзы в сложных предложениях; признаки сложного предложения;
виды связи в сложном предложении, виды сложных предложений.
второстепенные члены предложения: дополнение, определение и обстоятельства места, времени, образа действия; понятие прямая речь;
уметь:
выделять второстепенные члены предложения: дополнение и определение;
производить разбор предложения по членам предложения и частям речи; определять предложения по цели высказывания и по интонации;
выделять главные и второстепенные члены предложения;
составлять из слов и по схеме предложения; распознавать виды предложений;
ставить знаки препинания в сложных предложениях и в простых с однородными членами;
различать сложное предложение и предложение с однородными членами;
находить определения, дополнения и обстоятельства места, времени, образа действия;
В результате изучения русского языка обучающийся 4 класса должен
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
работы со словарем (алфавит);
соблюдения орфоэпических норм;
создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях
повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
Перечень учебно- методического обеспечения.
Развёрнутое тематическое планирование по системе Л.В. Занкова
Полякова А.В. Русский язык: Учебник для 4 класс: в 2-х частях 2-е издание, М.: Просвещение 2013г.
Полякова А.В. методические рекомендации по русскому языку для 3 - 4 класса: Издательство «Учитель» 2009г.
Сборник программа для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В.Занкова
Е.П. Фефилова, О.И. Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту А.В. Поляковой 4 класс.