СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование. Русский язык. 2 класс. УМК "Перспектива"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование. Русский язык. 2 класс. УМК "Перспектива"

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование. Русский язык. 2 класс. УМК "Перспектива"»

Рабочая программа

на 2016-2017 учебный год


Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • «О рабочих программах учебных предметов»письмо МИНОБРНАУКИ России от 28.10.2015г. № 08-1786

  • Приказ МИНОБРНАУКИ России № 1576 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009г. № 373»

  • Приказ МИНОБРНАУКИ России № 1577 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом МОиН РФ от 17.12.2010г. № 1897»

  • Учебный план образовательного учреждения на 2016/2017 учебный год


Предмет: русский язык. 2 класс.

Система обучения: традиционная.

Программа: Перспектива. Русский язык. Л.Ф.Климанова; Т.В.Бабушкина. Традиционная система. Программа по русскому языку для четырёхлетней начальной школы. М.: «Просвещение». 2011г.

Количество часов в неделю по программе 5

Количество часов в неделю по учебному плану 5

Количество часов в год 170


1 четверть - 45 3 четверть - 50

2 четверть - 35 4 четверть - 40




Практическая часть программы:


Вид работы

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год

Диктант

2

1

1

1

5

Словарный диктант

1

1

1

1

4

Контрольная работа

-

-

1

1

2

Изложение

1

1

-

-

2

Сочинение

1

1

-

2

4

Проверочная работа.

6

6

10

5

27




  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

Обучающийся научится:

• понимать значимость речи для процесса общения;

• испытывать чувство гордости за родной язык;

• осознавать потребность в освоении лексического богатства родного языка;

• уважительно относиться к языку и его традициям;

• осознавать необходимость свободного владения языком для успешного общения;

• применять навыки культурного поведения при общении.


Обучающийся получит возможность:

• развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование «вежливых» слов и т. п.);

• испытывать потребность в общении;

• осмыслить значение общения;

• понимать культурную значимость орфографически верной письменной речи;

• осознавать необходимость писать грамотно;

• сформировать интерес к изучению истории русского языка;

• понимать значение орфоэпически правильно звучащей речи для успешного общения людей, для определения культурного уровня человека;

• стремиться к совершенствованию своей произносительной культуры;

• развивать потребность к постоянному обогащению своего словаря;

• проявлять интерес к топонимике родного края (к истории географических названий), к истории слов (в том числе и личных имён);

• научиться уважительному отношению к художественным произведениям, испытывать интерес к ним, воспитывать в себе внимательное отношение к использованию слова в художественной речи;

• создавать собственные словесные произведения по образцу;

• понимать изобразительные возможности гласных и согласных звуков в речи, использовать эти возможности при создании собственных речевых произведений;

• осознать потребность обращения к справочной лингвистической литературе (орфографическому и орфоэпическому словарям) как непременное условие общей культуры;

• добросовестно относиться к труду и его результатам (на примере знакомства с деятельностью В. И. Даля) и негативное отношение к лени;

• усвоить уважительное отношение семейным ценностям;

• осмыслить необходимость в чувстве сопереживания близким, попавшим в трудные ситуации;

• сформировать навыки поведения в экстремальных ситуациях;

• научиться проявлять интерес и уважение к различным профессиям и их представителям;

• научиться относиться с уважением к обычаям других народов и стран;

• расширять свой кругозор путём знакомства с новыми географическими объектами, старинными городами, выдающимися людьми;

• сформировать интерес и любовь к живой природе;

• сформировать гуманное отношение к домашним животным;

• соблюдать правила поведения при проведении дидактических игр в классе;

• оценивать степень своего продвижения в освоении учебного материала;

• понимать необходимость постепенности в усвоении знаний (на примере повторного обращения к употреблению разделительного твёрдого знака).


Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

• использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;

• работать с моделями слова, звуковыми схемами;

• пользоваться наглядно-образными схемами для классификации языковых единиц;

• контролировать свою речь в процессе общения.


Обучающийся получит возможность научиться:

• находить сходство и различие языковых единиц (звук и буква, гласные и согласные звуки, слово и предложение, корень и приставка, суффикс; тексты разных типов и т. д.);

• сравнивать языковые единицы по разным критериям;

• развивать логическое мышление (при восстановлении последовательности предложений в тексте, при делении текста на предложения, при прогнозировании возможного содержания и типа текста по его заглавию, по изображённой на рисунке жизненной ситуации, при распределении слов на группы);

• развивать абстрактное мышление при классификации слов по частям речи;

• классифицировать языковые единицы по различным критериям;

• работать с предложенными алгоритмами и самостоятельно или с помощью учителя составлять алгоритмы (например, алгоритмы проверки орфограмм);

• понимать значение алгоритма для осуществления своей деятельности;

• сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы;

• работать с различными словарями и справочниками, составленными по алфавитному принципу;

• развивать речь (при составлении словосочетаний и предложений из заданных слов и по рисунку, при изменении слов—названий предметов по числам, при работе с прозаическими текстами и составлении собственных текстов, при изложении текста, при доказательстве верности своего решения, при объяснении выбора проверочных слов, при подборе обобщающих слов, при составлении собственных речевых произведений по заданной теме, по жизненным впечатлениям, при подборе пословиц с заданным словом, при составлении загадок, составлении диалогов, характерных для различных коммуникативных ситуаций, и т. п.);

• развивать внимание (например: нахождение «третьего лишнего», работа с картинками, нахождение ещё не изученных орфограмм и т.п.);

• понимать значение орфоэпически грамотного произношения слов при общении;

• понимать важность орфографически правильного написания слов для общения, понимания письменной речи;

• понимать обучающую задачу дидактических игр;

• принимать участите в составлении учебных лингвистических словарей;

• применять полученные знания для решения практических задач.

Предметные результаты

Развитие речи. Речевое общение

Обучающийся научится:

• ориентироваться в ситуации общения, использовать правила речевого этикета (в групповых формах работы и других видах сотрудничества);

• различать устные и письменные формы общения;

• составлять рассказ о себе и своей семье по заданному алгоритму;

• составлять предложение на заданную тему, правильно оформлять его на письме и в устной речи;

• понимать важность слова для точного называния предметов и явлений, формировать представление о неисчерпаемости лексического богатства русского языка;

• понимать необходимость осознания значения слова и его написания;

• называть основные языковые единицы (звуки, буквы, слова, предложения, текст);

• писать изложение текста из 40—55 слов по составленному плану.


Обучающийся получит возможность научиться:

• поддерживать диалог с собеседником при помощи репликам и вопросамов, проявлять к собеседнику внимание, терпение, уважение к чужому мнению;

• понимать и уметь объяснить значение жестов, мимики и рисунка для передачи информации;

• составлять и расшифровывать «рисуночное письмо»;

• составлять тексты разных типов и стилей, в том числе деловой текст (записка, письмо, объявление, поздравление);

• иметь наглядно-образное представление о структуре языка (единицах, из которых он состоит).


Главный помощник в общении — родной язык

Фонетика, графика, орфография

Обучающийся научится:

• понимать преимущества звукобуквенного письма;

• осознавать необходимость знания букв для передачи устной речи на письме; использовать знание алфавита;

• понимать, какова роль гласных и согласных звуков в различении слов;

• систематизировать знания о звуках и буквах русского языка, понимать различие между звуками и буквами;

• находить и объяснять расхождения в количестве звуков и букв в слове;

• передавать на письме мягкость и твердость согласных звуков (обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, ю, я, и; твёрдость — с помощью букв а, о, э, у, ы);

• разграничить две функции букв е, ё, ю, я, и: а) обозначение мягкости согласных звуков; б) обозначение двух звуков;

• правилам деления слов на слоги, определять количество слогов в слове;

• находить ударный слог в слове, понимать смыслоразличительную функцию ударения (на примере омографов);

• понимать различия между звонкими и глухими согласными звуками; понимать, почему парные звонкие и глухие согласные в конце слова являются орфограммой;

• понимать отличие алгоритма объяснения проверяемого написания букв безударных гласных звуков и парных по звонкости-глухости согласных, проверяемых и непроверяемых ударением;

• верно писать буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн, понимать, почему они носят традиционный характер и являются орфограммами;

• переносить слова по слогам в соответствии с правилами;

• правилам употребления прописной буквы;

• правильно писать слова с удвоенными согласными;

• правильно писать слова с непроизносимыми согласными;

• уметь использовать мягкий знак в качестве разделительного и как показатель мягкости согласных звуков;

• употреблять при написании слов разделительные твёрдый и мягкий знаки, объяснять разницу в употреблении разделительных твёрдого и мягкого знаков.


Обучающийся получит возможность научиться:

• различать произношение некоторых слов, характерное для литературной речи, и варианты произношения, которые встречаются в просторечии;

• понимать неоднозначность соотношения «звук-буква», объяснять случаи расхождения в написании и произношении при передаче звуков в слабых позициях (безударные гласные, парные звонкие-глухие согласные в конце слова);

• особенностям орфографического и орфоэпического словарей, понимать их назначение;

• иметь представление о единообразном написании слова.


Лексика

Обучающийся научится:

• формировать ценностное отношение к слову;

• расширять свой лексический запас словами разных тематических групп;

• иметь представление о слове как двусторонней языковой единице, имеющей материальную форму (звучание или написание) и значение;

• составлять двусторонние модели слов;

• формировать представление о понятийном (обобщающем) значении слова;

• понимать различие в функциях имён собственных и нарицательных.


Обучающийся получит возможность:

• научиться понимать назначение толкового словаря, уметь с ним работать;

• научиться понимать принцип возникновения нескольких значений у одного слова, объяснять значение многозначного слова в конкретном случае;

• углубить знания об омонимах, различать омонимы и многозначные слова;

• углубить знания о синонимах, понимать возможные различия слов-синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности);

• научиться выбирать синонимы в зависимости от ситуации общения;

• расширить знания об антонимах, подбирать антонимы к словам разных частей речи;

• понимать выразительные возможности фразеологических оборотов, объяснять значение устойчивых оборотов.


Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

• называть части слова;

• выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней;

• разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;

• выделять приставку в слове, определять значение, которое приставки привносят в слово;

• различать предлоги и приставки;

• находить суффикс в слове, определять значение, которое придает слову суффикс, и его роль в образовании новых слов;

• правильно употреблять окончание в устной и письменной речи (простейшие случаи ударного окончания);

• объяснять роль окончания для связи слов в предложении и в словосочетании.


Обучающийся получит возможность научиться:

• формировать представление о слове как объединении морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих определённое значение;

• понимать принцип единообразного написания морфем;

• составлять слова с предложенными морфемами.


Морфология

Обучающийся научится:

• определять части речи по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам;

• понимать роль использования слов каждой части речи в произведениях словесного творчества.

Обучающийся получит возможность:

• научиться понимать грамматическую общность слов, относящихся к определённым частям речи;

• получить образное представление о языке как о чётко организованной структуре.


Имя существительное

Обучающийся научится:

• находить имена существительные в предложении по вопросу и общему значению предметности;

• определять различия между одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными существительными;

• осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных, обобщать все известные способы употребления заглавной буквы;

• определять число имён существительных.


Обучающийся получит возможность научиться:

• верно употреблять существительные, имеющие вариативные формы окончаний (в родительном падеже множественного числа).


Глагол

Обучающийся научится:

• находить глаголы в предложении по вопросу и общему значению действия;

• определять число глаголов.

Обучающийся получит возможность научиться:

• ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени;

• на практическом уровне изменять глаголы по временам.


Имя прилагательное

Обучающийся научится:

• находить в предложении имена прилагательные по их основному грамматическому значению и по вопросу;

• определять связь имени прилагательного с именем существительным в числе;

• классифицировать имена прилагательные на основе различия в их значении.

Обучающийся получит возможность научиться:

• редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными;

• образовывать имена прилагательные от других частей речи.


Синтаксис

Предложение

Обучающийся научится:

• выделять предложение из связного текста, правильно оформлять его на письме;

• определять тип предложения по цели высказывания и по интонации.

Обучающийся получит возможность научиться:

• определять отношения между словами в предложении на основе вопроса от слова к слову;

• составлять предложения разных типов.


Текст

Обучающийся научится:

• озаглавливать текст;

• определять тему и главную мысль текста;

Обучающийся получит возможность научиться:

• практически различать текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение;

• составлять план текста на основе памяток, образцов;

• составлять текст заданного типа, в том числе деловые тексты (записка, объявление, поздравительное письмо).

  1. Содержание учебного предмета

Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.), а также совокупность правил, определяющих написание слов (орфографию).

Речевое общение. Текст.

  • Коммуникативно-речевые умения и навыки. Практическое представление о ситуации общения с использованием образно-символических моделей: партнеры по речевому общению (собеседники), тема, цель и результат общения.

  • Речевой и неречевой способы общения: наблюдения за ролью языка в общении людей, несловесные средства (интонация, жесты, мимика, выразительные движения), их значение в речевом общении.

  • Общее представление об устной и письменной речи как формах общения. Из истории письменной речи. Составление высказываний с учетом цели общения,

  • обстановки и ролевых отношений партнеров, реальных или воображаемых — героев произведений (по аналогии или по образцу).

  • Умение воспринимать речь партнера: понимать смысл высказывания, уточнять его с помощью вопросов, находить в высказывании опорные слова (с помощью учителя), чувствовать интонацию конца предложения, конца смысловой части

  • высказывания (текста).

  • Умение строить высказывание в устной и письменной форме: обдумывать предстоящий ответ; отбирать необходимые языковые средства, понимать цель общения: что-то сообщить, объяснить, описать; проверять и контролировать себя (с помощью учителя).

  • Совершенствование звуковой стороны речи, устранение недочетов в произношении. Развитие интереса к произносительной стороне речи на основе игр со звуками речи, чтения скороговорок и чистоговорок и наблюдения за звукописью в стихотворениях.

  • Практическое овладение приемами интонационно-выразительной речи (громкость, темп и др.), умение использовать их в зависимости от ситуации и цели общения.

Текст. Общее представление о тексте (текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу). Тема текста. Роль заглавия. Наблюдение за особенностями текстов (описание, рассуждение, повествование), их жанровым разнообразием (загадка, сказка, рассказ, стихотворение).

  • Наблюдение за ролью слова в художественном тексте. Умение находить в тексте главную мысль (с помощью учителя), подбирать заглавие к тексту. Самостоятельное изложение повествовательного (или описательного) текста по заданным вопросам. Составление и запись текста по предложенному началу, серии картинок на определенную тему из жизни детей, о любимой игрушке, о летних или зимних каникулах и др.

  • Составление текста делового стиля: письма, записки, объявления (с помощью учителя).

Речевой этикет. Использование формул речевого этикета

  • в процессе ведения диалога. Изменение форм речевого этикета в зависимости от ситуации и цели общения (здравствуйте, привет, рады приветствовать вас и др.).

  • Культура речевого общения (со взрослыми; со сверстниками при работе в парах, в коллективно-распределенной деятельности), умение слушать партнера, поддерживать диалог вопросами и репликами.

Язык в речевом общении

  • Язык — главный, но не единственный помощник в общении. Роль языка, жестов, мимики, интонации в речевом общении. Элементарные сведения из истории языка. Развитие интереса к родному языку и желания его изучать; формирование умения эффективно использовать возможности языка в процессе речевого общения.

  • Формирование элементарных представлений о языке как знаковой системе на основе простейших наглядно-образных моделей слов и предложений.

  • Слово, его звуко-буквенная форма. Звуки и буквы, их различие. Звуки гласные и согласные, их различие. Буквы, не обозначающие звуков: ь, ъ.

  • Дифференциация согласных звуков: твердые и мягкие, звонкие и глухие. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, я, и, а также мягкого знака (ь) в конце и середине слова между согласными. Практическое умение писать в словах твердый знак (ъ).

  • Шипящие согласные звуки (ж, ш, ч, щ); традиционное написание букв и, а, у после шипящих в сочетаниях жи — ши, ча — ща, чу — щу. Правописание слов с сочетанием букв чк, чн, щн.

  • Слог. Его звуковая структура; слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Правила переноса слов по слогам, перенос слов с буквами й, ь (майка, пальто).

  • Ударение. Роль ударения в различении смысла слова (кружки — кружки, замки — замки). Ударные и безударные слоги (моря — море).

  • Произношение ударных и безударных гласных звуков в слове. Обозначение на письме гласных звуков в ударных и безударных слогах. Способы их проверки.

  • Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение на письме звонких и глухих согласных звуков в конце слова (дуб — дубы). Разделительный мягкий знак (ь); удвоенные согласные (класс, группа).

  • Алфавит. Значение алфавита. Знание алфавитного порядка букв, алфавитные названия букв. Умение расположить слова в алфавитном порядке и пользоваться словарями, ориентируясь на алфавитное расположение букв в них.

  • Различение букв по начертанию: заглавные и строчные, печатные и рукописные.

  • Упражнения в звуко-буквенном анализе слов.

  • Наблюдение за интонацией: мелодикой (движением голоса), темпом речи (быстрым, медленным), силой звучания голоса (громко — тихо); нахождение созвучий в окончаниях строк стихотворных произведений.

  • Слово и его значение. Слово как двусторонняя единица языка. Различение в слове двух сторон: звучания слова и его значения.

  • Наблюдение за номинативной функцией слова (называть предметы окружающего мира, их свойства и действия).

  • Имена собственные и нарицательные, местоимения: я, ты, он, она. Заглавная буква в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.

  • Практическое знакомство с синонимами и антонимами, с многозначностью слова.

  • Упражнения в составлении тематических групп слов, их классификации, выделение общего компонента в их лексическом значении, нахождение слов с обобщающим значением.

  • Из истории происхождения слов. Фразеологические выражения, использование их в речи. Знакомство со словарями — орфографическим и толковым.

  • Состав слова. Словообразование. Первые наблюдения за строением слова на наглядно-образных моделях. Первоначальное знакомство с составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание; выделение корня слова на основе подбора однокоренных слов (с помощью учителя). Сопоставление значения и написания однокоренных слов.

  • Наблюдение за единообразным написанием корней в родственных словах.

  • Образование новых слов с помощью приставок; правописание приставок. Обозначение на письме безударных гласных звуков в корне слова. Обозначение на письме парных звонких и глухих согласных звуков в корне слова. Корень — смысловой центр слова.

  • Слово как часть речи. Целостное представление о частях речи на основе наглядно-образных моделей; выделение в словах общего значения предметности, признака действия; сопоставление групп слов, объединенных по разным основаниям (содержательная и формально-грамматическая классификация слов).

  • Имя существительное. Основные признаки. Представление о значении предметности, одушевленности и неодушевленности, вопросах существительных (кто? что?). Изменение существительных по числам. Роль имен существительных в речи.

  • Глагол. Основные признаки. Выявление групп слов с общим значением действия предметов по вопросам: что делать? что делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставить вопрос к глаголу. Изменение глаголов по числам. Роль глаголов в речи.

  • Имя прилагательное. Основные признаки. Наблюдение за словами с общим значением признака предмета (цвет, форма, размер и т. п.), их группировкой по вопросам Роль прилагательных в речи.

  • Предлоги. Правило написания предлогов с другими словами. Сопоставление предлогов и приставок. Наблюдение за ролью предлогов в словосочетаниях.

  • Предложение. Признаки предложения, смысловая и интонационная законченность предложения. Дифференциация предложений по цели высказывания. Коммуникативная роль предложения в общении.

  • Главные члены предложения. Умение определять, какой член предложения является

  • подлежащим, а какой — сказуемым. Наблюдение за порядком слов в предложении. Связь слов в предложении.

  • Практическое знакомство со словосочетанием (умение выделять словосочетание из предложения с помощью вопросов).


  1. Тематическое планирование


«Мир общения». Повторение. (17 ч)

Даёт целостное представление о языке, о таких его единицах, как звук, буква, слово, предложение, текст. Буква ь для обозначения мягкости согласных в середине слова (перед твердым и мягким соглас­ным); случаи, когда ь не пишется (чк, чн и др. сочетания). Использование букв ь и ъ как разделительных (предупреди­тельных) при обозначении звука [и'].

«Звуки и буквы. Слог. Ударение».(71 ч)

Основная цель данного раздела связана с освоением орфографических правил и формированием грамотного письма. Понятие орфограмма, необходимость выбора буквы как ее признак. Наиболее частотные орфограм­мы как «главные опасности письма»: орфограммы безудар­ных гласных и парных по глухости-звонкости согласных. Запись с пропуском орфограмм («с окошками») как способ письма без ошибок. Орфографический словарь, его назначе­ние и порядок поиска слов.

Понятие орфографическое правило, применение правил как способ решения орфографических задач. Выбор буквы на кон­це слов, называющих предметы (сливА, яблонЯ, деревО, морЕ, сливЫ, яблокИ), действия (игралА, игралО, игралИ; играТЬ, играеТ), на месте звука [yl (клУбника, тЮльпан, на сливУ, на яблонЮ). Наличие двух орфограмм в безударных слогах жи-ши (жИвут).

Решение орфографических задач в корнях слов: прове­рочные слова как помощники при выборе правильной бук­вы. Общее правило и способы подбора проверочных слов для корневых орфограмм безударных гласных и парных по глухо­сти-звонкости согласных (на конце слова и перед другими согласными) в названиях предметов, действий, признаков. Пользование орфографическим словарем как способ выяс­нения непроверяемых написаний.

Возможность непроизносимых согласных звуков в кор­нях слов и способы решения орфографической задачи. Удво­енные согласные в корне слова и на границе частей слов. Правило выбора разделительного (предупредительного) знака: ь или ъ. Написание наиболее распространенных приставок и суффиксов. Буквы в окончаниях слов при их изменении как еще не решаемые орфографические задачи.

«Слово и его значение» (20 ч)

Данный раздел посвящен формированию элементарных представлений о лексическом значении слова, его многозначности, синонимах и антонимах. Предмет как общее название слов, отвечающих на вопросы кто? что? Слова и их значения; семьи слова, родственные слова, корень слова, понятие однокоренные слова, слова близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы); отличие однокоренных слов от синонимов и слов с омонимичными («похожими») корнями. Способ нахождения корня в словах. Изменение слов по числам и «по команде вопросов», по­нятие об окончании, в том числе нулевом (об «окончании-не­видимке»). Приставки и суффиксы: их назначение, место в словах. Анализ состава слова, основные действия при его проведе­нии. Разграничение приставок и предлогов. Наиболее распро­страненные значения приставок и суффиксов, использование их в речи и написание.

«Состав слова» (18 ч)

Первые наблюдения за строением слова на наглядно-образных моделях. Первоначальное знакомство с составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание; выделение корня слова на основе подбора однокоренных слов (с помощью учителя). Сопоставление значения и написания однокоренных слов.

Наблюдение за единообразным написанием корней в родственных словах.

Образование новых слов с помощью приставок; правописание приставок. Обозначение на письме безударных гласных звуков в корне слова. Обозначение на письме парных звонких и глухих согласных звуков в корне слова. Корень — смысловой центр слова.

«Части речи» (32 ч)

Внимание учеников переключается с конкретного лексического значения слова на его грамматическое значение. Знакомство с такими грамматическими категориями, как имя существительное, имя прилагательное, глагол.

«Предложение. Текст» (12 ч)

Назначение предложения, признаки (наличие выраженной мысли и в устной речи интонации ее конца, связь слов); оформление границ предложений в уст­ной и письменной речи. Возможность запятых и других зна­ков внутри предложений; запятые при перечислении, перед словами-помощниками а, но. Виды предложений по цели: повествовательные, вопроси­тельные, побудительные. Разговор двух людей (диалог), обращение (на уровне общего представления), их оформление в письменной речи (выделение реплик диалога «черточками», восклицательный знак при обращении). Правила вежливос­ти при разговоре по телефону. Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные; их оформление при письме. Способы построения предложений при ответе на вопрос «Почему?»; грамотная их запись (общее знаком­ство). Побудительные предложения с выражением совета, просьбы, пожелания, требования; особенности их произне­сения; оформление предложений со словом пожалуйста в письменной речи. Отличие текста от предложения: развитие мысли и потому наличие нескольких предложений. Тема и основная мысль как стержень текста. Требования к хорошему тексту, правила его обдумывания и улучшения после записи. Пересказ как способ передачи мыслей автора, изложение как письменный пересказ.

В учебник включены небольшие словари различного типа, что позволяет активизировать самостоятельную поисковую деятельность учащихся.























Календарно — тематическое планирование

по русскому языку


Дата план

Дата факт

Тема урока

Количество часов

Примечания


Раздел «Мир общения».(17 часов)


1

1



Мир общения. Собеседники.

1


2

2



История письма.

1


3

3



Письменная речь.

1


4

4



Условия письменного сообщения.

1


5

5



Учимся писать письма.

1


6

6



Слово, предложение и текст в речевом общении.

1


7

7



Слова с непроверяемым написанием.


1


8

8



Слово и предложение.

1


9

9



Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

1


10

10



Восклицательные и невосклицательные предложения.

1


11

11



Основные свойства текста.

1


12

12



Последовательность предложений в тексте.

1


13

13



Типы текстов.

1


14

14



Главный помощник в общении – родной язык.

1


15

15



Богатства языка.

1


16

16



Контрольная работа по разделу «Мир общения»

1


17

17



Работа над ошибками

1



Раздел «Звуки и буквы. Слог. Ударение». (71 час)


18

1



Гласные и согласные звуки и буквы

1


19

2



Алфавит. Роль алфавита.

1


20

3



Изобразительные возможности гласных и согласных звуков в речи

1


21

4



Соотношения «звук-буква» в словах

1


22

5



Правописание безударных гласных, парных согласных

1


23

6



Общение людей. Виды речи.

1


24

7



Звук [й’] и буква Й

1


25

8



Перенос слов с буквой Й в середине слова

1


26

9



Изложение по сказке К.Ушинского «Утренние лучи»

1


27

10



Звук [э] и буква Э

1


28

11



Написание слов с буквой Э

1


29

12



Твёрдые и мягкие согласные звуки.

1


30

13



Обозначение твёрдых и мягких звуков на письме.

1


31

14



Волшебный мягкий знак.

1


32

15



Перенос слов с мягким знаком

1


33

16



Обозначение мягкости согласных с помощью букв Е,Ё, Ю, Я, И

1


34

17



Твёрдые и мягкие согласные звуки

1


35

18



Обозначение мягких согласных звуков на письме.

1


36

19



Две функции букв Е, Ё, Ю, Я, И

1


37

20



Способы обозначения мягких согласных звуков на письме.

1


38

21



Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Повторение изученных орфограмм.

1


39

22



Шипящие согласные звуки.

1


40

23



Правописание слов с сочетаниями Жи-Ши

1


41

24



Отработка навыка правописания слов с сочетаниями ЖИ-ШИ

1


42

25



Правописание буквосочетаний ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

1


43

26



Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ

1


44

27



Повторение изученных орфограмм: буквосочетания с шипящими согласными звуками

1


45

28



Шипящие согласные звуки

1


46

29



Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЩН

1


47

30



Учимся писать изложение

1


48

31



Контрольный диктант по теме: «Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧН,ЧК, ЩН»


1

49

32



Работа над ошибками

1


50

33



Правила деления слов на слоги

1


51

34



Слог. Перенос слов.

1


52

35



Закрепление изученного материала.

1


53

36



Ударение.

1


54

37



Ударение. Ударный слог.

1


55

38



Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме.

1


56

39



Проверка слов с безударной гласной, которая обозначается буквой Е,е

1


57

40



Родственные слова.

1


58

41



Смысловая связь в родственных словах

1


59

42



Правописание безударных гласных.

1


60

43



Урок – игра «Знатоки русского языка»

1


61

44



Безударные гласные, непроверяемые ударением

1


62

45



Написание непроверяемых безударных гласных

1


63

46



Правописание слов с двумя безударными гласными

1


64

47



Слова с двумя безударными гласными.

1


65

48



Проверочная работа по теме «Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме»

1

66

49



Работа над ошибками

1


67

50



Звонкие и глухие согласные звуки.

Обозначение их на письме.

1


68

51



Парные согласные

1


69

52



Звонкие и глухие парные согласные в конце слова

1


70

53



Непарные по звонкости-глухости согласные

1


71

54



Звонкие и глухие парные согласные в середине слова

1


72

55



Способы проверки парных согласных в середине слова

1


73

56



Закрепление пройденного материала

1


74

57



Проверочная работа по теме: «Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.»

1

75

58



Слова с удвоенными согласными

1


76

59



Правила переноса слов с удвоенными согласными

1


77

60



Правописание слов с удвоенными согласными

1


78

61



Непроизносимые согласные

1


79

62



Причины появления непроизносимых согласных в словах

1


80

63



Правописание слов с непроизносимой согласной

1


81

64



Разделительный мягкий знак

1


82

65



Две функции мягкого знака в словах

1


83

66



Разделительный мягкий знак и мягкий знак как показатель мягкости согласного

1


84

67



Написание поздравительного письма

1


85

68



Разделительный мягкий и твёрдый знаки

1


86

69



Написание объявления

1


87

70



Контрольная работа по разделу «Звуки и буквы. Слог. Ударение».

1

88

71



Работа над ошибками

1




Раздел «Слово и его значение». (20 часов)


89

1



Что рассказало слово

1


90

2



Понятийное (обобщающее) значение слова

1


91

3



Разновидности толковых словарей

1


92

4



Имена собственные и нарицательные

1


93

5



Правописание имён собственных

1


94

6



Имена собственные и нарицательные

1


95

7



Слова с несколькими значениями

1


96

8



Многозначные слова

1


97

9



Роль слов с переносным значением

1


98

10



Слова похожие, но разные (омонимы)

1


99

11



Слова, близкие по значению (синонимы)

1


100

12



Использование синонимов в речи.

1


101

13



Роль слов-синонимов в речи.

1


102

14



Слова, противоположные по значению (антонимы)

1


103

15



Закрепление изученного материала

1


104

16



Устойчивые сочетания слов

1


105

17



Тематические группы слов

1


106

18



Обобщение изученного материала

1


107

19



Повторение раздела «Слово и его значение»

1


108

20



Контрольный тест

1


Раздел «Состав слова». (18 часов)


109

1



Как собрать и разобрать слово

1


110

2



Морфемный состав слова

1


111

3



Корень – главная часть слова. Однокоренные слова.

1


112

4



Правописание однокоренных слов

1


113

5



Правописание безударных гласных звуков в корне слова

1


114

6



Проверочная работа по теме «Безударные гласные в корне слова»

1

115

7



Работа над ошибками

1


116

8



Повторение изученного

1


117

9



Правописание слов с изученными орфограммами

1


118

10



Приставка

1


119

11



Употребление разделительного твёрдого знака

1


120

12



Разделительные твёрдый и мягкий знаки

1


121

13



Суффикс

1


122

14



Роль суффиксов в речи

1


123

15



Окончание

1


124

16



Состав слова (обобщение знаний)

1


125

17



Контрольная работа по разделу «Состав слова»

1

126

18



Работа над ошибками

1




Раздел «Части речи».

(32 часов)


127

1



Что такое части речи

1


128

2



Части речи

1


129

3



Общие признаки слов

1


130

4



Имя существительное

1


131

5



Составление словосочетаний с именами существительными

1


132

6



Собственные и нарицательные имена существительные

1


133

7



Правописание собственных имён

существительных

1


134

8



Употребление заглавной буквы в именах собственных

1


135

9



Категория числа имени существительного

1


136

10



Имена существительные с вариатив-ными окончаниями в родительном падеже множественного числа

1


137

11



Проверочная работа по теме: «Имя существительное»

1

138

12



Глагол

1


139

13



Тематические группы глаголов

1


140

14



Изменение глаголов по числам

1


141

15



Глаголы и нормы речевого этикета

1


142

16



Изменение глаголов по временам

1


143

17



Роль глагола в образовании предложения

1


144

18



Проверочная работа по теме «Глагол»

1

145

19



Работа над ошибками

1


146

20



Имя прилагательное

1


147

21



Роль имён прилагательных в речи

1


148

22



Число имени прилагательного

1


149

23



Имена прилагательные тематических групп

1


150

24



Сочинение-миниатюра

1


151

25



Части речи (обобщение знаний)

1


152

26



Словесные средства создания художественного образа

1


153

27



Предлог

1


154

28



Правописание предлогов

1


155

29



Способы разграничения предлога и приставки

1


156

30



Литературные нормы употребления предлогов в речи

1


157

31



Контрольная работа по разделу «Части речи»

1

158

32



Работа над ошибками

1



Раздел «Предложение. Текст».

(12 часов)


159

1



Предложение

1


160

2



Главные члены предложения

1


161

3



Второстепенные члены предложения

1


162

4



Распространённое и нераспростра-нённое предложения

1


163

5



Связь предложений в тексте

1


164

6



Связь и оформление предложений в тексте.

1


165

7



Типы текстов

1


166

8



Записка

1


167

9



Письмо

1


168

10



Приглашение

1


169

11



Проверочная работа по теме: «Предложение. Текст»

1

170

12



Общение человека с природой

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!