Тема: Задача (условие, вопрос)
Цель: формировать новые понятия.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представление о структуре задачи.
- Формировать умение различать условие задачи, вопрос;
Правильно оформлять решение задачи.
- Совершенствовать умение составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
- Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
- Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
-работать по коллективно составленному плану;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
-высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
-Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради.
-Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи.
-Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
Личностные:
- Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
-Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- Проговаривать последовательность действий на уроке;
-работать по коллективно составленному плану;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
-Уметь оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других;
-совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
-Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на урок. (Познавательные УУД).
Методы: репродуктивный, эвристический, проблемный
Оборудование: карточки с названиями этапов исследования, карточки с выражениями, набор цифр у детей, карточки с названиями составных частей задачи, шапочка магистра, тексты задач
Ход урока:
1.Самоопределение к деятельности. (Организация класса).
1). Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
2). Какое настроение, чтобы урок получился удачный?
«Солнышко». Моё настроение похоже на: солнышко;
Солнышко с тучкой;
Тучку;
Тучку с дождиком;
Тучку с молнией
3). – Урок я хочу начать словами китайской мудрости (на доске)
Я слышу – и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
– Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать учителя и друг друга, наблюдать, стараться запоминать и понимать.
Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».
- Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)
- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания?
«Что я не знаю? », «Сам найду способ»
2. Актуализация знаний:
1). Начнём урок с разминки.
2 3 3 2 2 3 3 2 2 3 3 2 2 3 3 2 …
2). O+O=8
+++=8
▲+▲+=8
8-5=▲
☼-▲=☼
3). Задачи в стихах.
1. Пять весёлых медвежат 2. На тарелке восемь слив,
За малиной в лес спешат. Рядом с ними груша.
Испугался вдруг один Сколько фруктов, сосчитай,
Убежал и след простыл. Съест сейчас Андрюша? (9)
Сколько смелых медвежат
За малиной в лес спешат? (4) 3. Пять грибочков под осинкой
И под ёлкой - тоже пять.
Помогите - ка Ирине
Все грибочки сосчитать! (10)
2) Возникновение проблемной ситуации.
-Послушайте два рассказа и сравните их:
1 .Мишутка нашёл 6 грибочков, а белочка 1 грибочек. Сколько всего грибов набрали звери?
2. Мишутка нашёл 6 грибочков, а белочка 1 грибочек. Мишутка и белочка
– Звери, потому - что их тело покрыто шерстью.
-Как вы думаете, какой из этих рассказов можно поместить в учебник «Математика», а какой в учебник «Окружающий мир»?
Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
3.Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
1) Учитель. Юные мои математики, не хотите ли узнать ещё что-то о задаче и её составных частях?
- С этой целью предлагаю провести исследование по теме. В конце урока мы должны получить проект под названием «Задача".
2) (работа в группах: составление плана действий)
- Наметим наш план действий:
1- этап - карточка с восклицательным знаком (надпись "Подумать!")
2- Этап - "Узнать из книг" (рисунок книги)
3- Этап - "Наблюдение и эксперимент" (рисунок ладони)
4-этап - "Обобщение материала" (нарисован вопросительный знак)
4. Работа по теме урока
1этап – карточка с восклицательным знаком (надпись «Подумать! »)
Найдите задачу!
3) Практическая работа. (У доски работают 2 ученика)
- Сразу скажу, что в задаче то, что нам известно, называется УСЛОВИЕМ. А то, что нужно найти - ВОПРОСОМ задачи. Прочитайте в нашей задаче условие. А теперь вопрос задачи. (На листочках - УСЛОВИЕ, ВОПРОС)
- Давайте проверим это знание вторым этапом.
2-этап - "Узнать из книг" (рисунок книги)
- Из какой книги вы сейчас можете узнать о задаче? (Из учебника). Исследуйте эту страницу и найдите подсказку. (Страница 88)
(Чтение по учебнику чему должны научиться)
- Итак, действительно, задача состоит из УСЛОВИЯ, ВОПРОСА.
- Закрепим это знание.
(Работа – объяснение у доски)
4.Физкультминутка
Качу, лечу
Во весь опор.
(Выполняют ходьбу на месте.)
Я сам – шофёр
(Имитируют управление автомобильным рулём.)
И сам – мотор.
(Круговые движения плечами вперёд назад.)
Нажимаю на педаль,
(Имитируют нажимание на педаль.)
И машина мчится вдаль!
(Бег на месте.)
5. Первичное закрепление.
3- Этап
1) - Давайте выясним точно, что является, какой частью задачи. Для этого давайте прочитаем № 1 с.88. (Вписываем в листочки, какие слова? РЕШЕНИЕ, ОТВЕТ)
- Закрепим это знание.
4 -этап - "Наблюдение и эксперимент" (рисунок ладони)
- Вернемся к нашим задачам и проанализируем их: а можем ли мы им помочь превратиться в настоящие задачи? Каких частей не хватает?
В 1-й - задать ВОПРОС.
В 3-й - дополнить УСЛОВИЕ недостающими данными.
- Давайте устно решим их.
3- Этап - «Обобщение материала" (нарисован вопросительный знак)
На листочках и на доске записаны слова столбиком: ЗАДАЧА, УСЛОВИЕ, ВОПРОС, РЕШЕНИЕ, ОТВЕТ
- Если условие неполное, не хватает чисел - можно решить задачу?
- Если нет вопроса, можно ли считать такую запись задачей?
2) - Посмотрите на доску. Весь собранный материал у нас расположен в строгой последовательности. Это и есть наш проект, который мы должны были составить к концу урока
Задача состоит из условия, вопроса. Задачу можно решить и дать ответ на вопрос.
3) Работа в группах
- Ребята, давайте вспомним правила работы в группах.
(Соедини вопрос с условием задачи)
4 медвежонка РЕШЕНИЕ
На поляне играли 6 медвежат,
2 медвежонка убежали ВОПРОС
Сколько медвежат осталось играть ОТВЕТ
6-2=4 УСЛОВИЕ
Самооценка работы группы.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
а) Решите задачу, страница 88 № 2
-самопроверка по эталону.
- Самооценка работы ученика.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторения.
а) Решение задачи (страница 88 №3)
б) Решение примеров (страница 89 №4), с комментированием
8. Рефлексия деятельности урока.
- Мы с вами сегодня занимались совершенно новой для вас работой. Ваше впечатление об этой работе - трудно ли было на уроке, не очень или легко? Хотели бы вы еще когда-нибудь провести исследование? А нужно ли проводить такие
Исследования? (Можно узнать много интересного)
-Хотите узнать, что будем делать завтра на уроке
Вернемся на лесную поляну и будем учиться составлять задачи по картине.
- - отличное - хорошее
- плохое
Приложения к уроку № 1
Правила работы в паре (группе):
1.Работай дружно и не спеша.
2.Уважай соседа.
3.Помогай ему.
4.Не кричи и не шуми.
5.Говори спокойно, понятно.
Правила алгоритма
Учитель | Ученик |
Какое было задание, что надо было сделать? | Объясняет задание. |
Сравни со своим ответом. Тебе удалось выполнить задание? | Сравнивает и решает – (да или нет). |
Правильно или с ошибкой? | Без ошибок (если надо обратимся к классу). |
Сам или с чьей-то помощью? | Сам! |
Значит, ты можешь себя наградить за выполнение задания. И получить одобрение ребят. | Берёт или рисует награду. |
Алгоритм самооценки:
1. Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было получить в результате?
2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём?
4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
«Узнать из книг»
!
«Подумать!»
Наблюдение и эксперимент
?
Обобщение материала
На поляне играли 6 медвежат,
2 медвежонка убежали ВОПРОС
Сколько медвежат осталось играть ОТВЕТ
6-2=4 УСЛОВИЕ
4 медвежонка РЕШЕНИЕ