Класс: 1 класс.
УМК: «Школа России».
Учебный предмет: Математика.
Урок подготовила и провела учитель начальных классов МОУ "Атемарская средняя общеобразовательная школа» Запорожец Ирина Анатольевна.
Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей: Моро М. И. , Волкова С. И., Степанова С.В.
Тема урока: Задача (условие, вопрос).
Цель: Познакомиться с понятием «задача», научиться выделять части задачи.
Задачи:
Предметные:
- Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради.
- Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи.
- Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
Метапредметные:
Личностные УУД:
-формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики;
- формировать представление о значении математики в жизни человека;
- формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
-формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
- овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи;
-в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
- формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по коллективно составленному плану;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- высказывать своё предположение
Познавательные УУД:
-формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;
- под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов;
- под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы (подведения под понятие);
-строить небольшие математические высказывания в устной форме (2-3 предложения);
- давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа.
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Коммуникативные УУД:
- принимать участие в работе парами и группами;
- понимать задаваемые вопросы;
-выражать свою точку зрения;
-адекватно воспринимать другое мнение и позицию.
Цели урока:
Познакомить обучающихся с составными частями задачи.
Содействовать развитию умений выделять в задаче условие, вопрос, выбирать ход решения, формулировать ответ.
Учить выделять главное, сопоставлять, сравнивать, включать в систему имеющихся знаний, осуществлять самоконтроль и взаимопроверку.
Развивать внимание, память, усидчивость.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Оборудование урока: слайдовая презентация, раздаточный материал, карточки с надписями.
Этап урока | Ход урока | УУД, формирующиеся на данном этапе |
1. Организационный момент | - Все встали. Давайте улыбнемся друг другу и гостям. Пусть хорошее настроение поможет совершить вам открытия на этом уроке, а помощниками будут внимание, находчивость, смекалка. Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие в удивительную страну Математика. Но чтобы запомнить всё, что мы там увидим, нам надо быть очень внимательными. Поэтому как всегда перед путешествием нам нужна гимнастика для ума. - С чего обычно начинается урок математики? (С устного счёта) | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. (коммуникативные УУД) Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД) |
2. Актуализация знаний | 1) Скажите, пожалуйста, какое сегодня число? Месяц? Время года? День недели? Какой он по счету? Если сегодня среда, то сколько дней осталось до субботы? 2) - Назовите соседей чисел: 6, 8, 9.; - Назовите предыдущее число 5, 3, 10; - Назовите последующее число 4, 7, 8; - На сколько 5 больше 3? - На сколько 10 меньше 7? 3) А сейчас работаем парами, на каждом столе лежит домик, его нужно «заселить» жильцами. Каждая пара, выполнив задание, должна подать сигнал. 4) Игра «Составь поезд» Номера вагонов зашифрованы с помощью примеров. Вычислите примеры и узнайте номер вагона. 5) Посмотрите на экран и ответьте, что вы видите? (геометрические фигуры) На какие группы можно разделить эти геометрические фигуры? По каким признакам? (по форме, по цвету, по размеру) 6) На экране примеры 4 + 2 и 3+ 2. - Чем похожи выражения? (знаком действия, вторым числом – слагаемым). - Разным будет ответ или одинаковым? (Разным). - В каком выражении ответ будет больше? (в первом). - Как проверить? (посчитать). - Посчитайте. - Прочитай примеры по-разному: используя и новые слова. («плюс», «слагаемое», «увеличить») 7) Логическая разминка (работа по учебнику №7 с.89) - Прочитайте задание. На какой вопрос надо ответить? (Как зовут каждого мальчика-рыболова?) (Толя, Саша, Дима) | Анализ с целью выделения признаков (познавательные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД) |
3. Мотивация учебной деятельности. | А) Ребус на доске: ЗА Ответ – задача. - А что такое задача? Хотите узнать? (Да) - Так какова тема нашего урока? (Задача) - Узнаем, как построена задача; будем учиться решать задачи, записывать решение задачи и ответ. Учитель вывешивает табличку «Задача». | Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (познавательные УУД) Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. (регулятивные УУД) |
4. Самоопределение к деятельности. | - Прочитайте тексты. Какой текст является задачей? (Задание выполняется устно) - фронтальная проверка. 1)У реки растут 4 осины и 3 липы. 2) У реки растут 4 осины и 3 липы. Сколько всего деревьев растёт у реки? 3) Сколько всего деревьев растёт у реки? 4) У реки растут 4 осины и 3 липы. Сколько всего берёз растёт у реки? -У нас получились разные варианты. - А почему некоторые не предложили свои варианты? (Мы не знаем) - В каком месте возникло затруднение и почему? (Не знаем, что такое задача) Физкультминутка. | Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы на основе простейших математических модулей. (познавательные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД) |
5. Работа по теме урока. | А) Знакомство со структурой задачи. Подводящий диалог. - Чем отличается 2 текст от первого? (Во 2 тексте есть вопрос) - Вы можете на него ответить? (Да) - Значит в задаче должен быть … (вопрос) - Что такое вопрос задачи? (Это то, о чём нас спрашивают, что нужно узнать) Задача Вопрос - Прочитайте 3 рассказ, это задача? (Сколько всего растет деревьев у реки?) (Нет) - Почему, ведь вопрос есть. (Нет данных) - Значит в задаче, кроме вопроса должно быть … (Условие) - Что такое условие задачи? (Это то, что нам известно) Задача Условие Вопрос - Прочитай текст. (У реки растут 4 осины и 3 липы. Сколько всего берёз растёт у реки?) - Это задача? (Нет) - Почему, ведь есть условие и вопрос? (Вопрос не подходит к условию) - Значит, в задаче вопрос связан с условием. Задача Условие /\ Вопрос Б) Сопоставление с учебником. Стр.88 №1. Оформление решения задачи (на доске и в тетрадях) - Прочитайте задачу. - Назовите условие задачи. Что известно? - Назовите вопрос задачи. Что неизвестно? - Прочитайте решение задачи. - Почему её так решили? - Назовите ответ. -Какая тема урока сегодня? (задача) - Как же узнать задачу? Из каких частей она состоит? (Задача состоит из условия и вопроса, относящегося к условию). | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД) Уметь работать по коллективно составленному плану (регулятивные УУД) |
6. Первичное закрепление | - Прочитайте и решите, какой рассказ можно назвать задачей. 1) В вазу положили 7 яблок, 2 груши. 2) Сколько всего фруктов в вазе? 3) На полке 6 детских книг и 2 учебника. Сколько всего книг на полке? -Под каким номером задача? (Задача под №3: есть условие, вопрос) - Решите задачу, запишите решение и ответ. - Почему первый и второй рассказы не будут задачей? (В первом рассказе нет вопроса, во втором нет – условия). - Соедините стрелкой Решение задачи: стр.88 №2. - Прочитай задачу, нарисуй схему в тетради, запиши решение и ответ. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; высказывать своё предположение. (регулятивные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. (коммуникативные УУД) |
7. Самостоятельная работа. | Стр.88 №3. - Запишите решение задачи. Фронтальная проверка. - У кого всё правильно? - У кого есть ошибки? - В чём ошибки? - В чём причина ошибок? Самооценка. | Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (регулятивные УУД) Способность к самооценке. (личностные УУД) |
8. Рефлексия учебной деятельности | - Какую цель ставили? (Узнать, что такое задача. Из каких частей состоит.) - Достигли цели? (Да) - Какая тема урока была? (Задача) - Какие математические термины вы сегодня узнали? (задача, условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ задачи) - Для чего нужно уметь решать задачи? (Они встречаются в жизни постоянно. Решаем задачи, когда варим суп, едем на машине и т.д.) - Расскажите по схеме, чему научились на уроке? - ЗНАЮ Я - ЗАПОМНИЛ - СМОГ - Оцените свою деятельность на уроке с помощью светофора | Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (регулятивные УУД) Личностные УУД |
9. Домашнее задание. | | |
Используемая литература:
1. Методические рекомендации к учебнику «Математика», 1 класс, Моро М.И., Москва, «Просвещение» 2011 г.