СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка. Многозначные слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Многозначные слова" по программе "Начальная школа 21 век"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка. Многозначные слова»

Технологическая карта урока русского языка


Программа, автор (ы)

УМК «Начальная школа ХХ1 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой

Русский язык. Учебник для 2-го класса

Класс

2 кл. (2-ое полугодие)

Раздел (содержательная линия)

Развитие речи

Тема урока

Многозначные слова

Цель урока

Формировать и развивать ЦО (ценностное отношение) совместной учебной деятельности по определению и применению многозначных слов в речи

Основное содержание урока

(тип урока)

Комбинированный

Термины и понятия

Многозначные слова, переносное значение слов

Технологии

Системно-деятельностный метод обучения, развивающая технология, здоровьесберегающая, личностно-ориентированый метод обучения, исследовательский, поисковый


Планируемый результат


Личностные умения


Метапредметные умения

(познавательные у.у.д.,

регулятивные у.у.д.,

коммуникативные у.у.д.)

Предметные умения

















Л1: Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; творческий подход к выполнению заданий.

Л2: Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Л3: Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

М1: Способность принимать и

сохранять цели и задачи учебной

деятельности, находить

средства и способы ее осуществления.

М2: Умения планировать,

контролировать и оценивать учебные

действия в соответствии

с поставленной задачей и

условиями ее выполнения.

М3: Умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и четко излагать свою точку зрения и аргументировать ее, умения работать в параах

П1: различать предложение, словосочетание, слово

П2: выявлять слова, значение которых требует уточнения

П3: определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового сорваря






Организация образовательного процесса


Межпредметные связи

Ресурсы

(информационный, демонстрационный)

Форы работы

Литературное чтение (развитие речи)

1. Русский язык. С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю.Романова.

Учебник 2 кл. ч.2, М.: Вентана-Граф. – 2013.

2. Классная доска.

3. Компьютер.

4. Проекционный экран.

5. Проектор

-фронтальная работа с классом;

-индивидуальная работа учащихся;

-работа в парах

-работа в группах



















Технология изучения темы урока

.


Этап урока


Результаты этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

1.

Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Формальная готовность к уроку.

Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка

Формирование и развитие ЦО (ценностного отношения) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке

Действия педагога


Действия обучающихся


-Приготовьтесь к уроку русского языка

-Настраиваются на работу

2.

Актуализация знаний, мотивация

Осознание необходимости получения новых знаний

Воспроизведение знаний и способов действий, необходимых для открытия новых знаний. Определение границ знания и незнания

-Ребята, сегодня на уроке вас ждут тайны русского языка. Будьте внимательны к словам родного языка и друг к другу.

-Вы уже знаете, что слово состоит из звуков и имеет значение.

-Что изучает фонетика? Лексика? Где можно найти лексическое значение незнакомых тебе слов?


-Послушайте стихотворение А.Л. Барто.

«Разговор с дочкой»

«Мне не хватает теплоты», -

Она сказала дочке.

Дочь удивилась: «Мерзнешь ты

И в летние денечки?»

«Ты не поймешь, еще мала», -

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит: «Я поняла!»-

И тащит одеяло.

-Как вы думаете, почему дочка не поняла маму?

-Какое значение в этом тексте имеет слово теплота?

-Найдите в толковом словаре значение слова теплота

-А теперь рубрика «Тайны языка»:

-Как называются слова, имеющие одно или несколько значений? (чтение правила с.27)











-Фонетика изучает звуки

-Лексика изучает значение слова

-В словаре













-Дочка еще маленькая, она не ходит в школу и не понимает значения слов

-Наверное, внимание и забота

-






-У слова появляются другие значения, когда слово называет предметы, признаки, действия, чем-то похожие между собой


3.

Постановка учебной задачи


Сформулированная и зафиксированная учебная задача

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему

-Сформулируйте, о чём мы будем говорить на уроке, тему урока.

Я предлагаю исследовать причины появления у слова нескольких значений.


-Как появляются многозначные слова

4.

Решение учебной задачи

Новое знание, понятие, правило, способ деятельности, способ использования алгоритма

Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания, понятия, правила, способа деятельности

-Давайте вспомним, как проходит работа ученого-исследователя.

  • 1.Определение темы, проблемы исследования

  • 2.Выдвижение гипотезы

  • 3.Выбор методов исследования

  • 4.Составление плана исследования

  • 5.Сбор, обработка информации

  • 6.Анализ и обобщение полученных материалов

  • 7.Подготовка отчёта исследования

87.Защита сообщений

  • 8.Обсуждение итогов завершённой работы


-Итак, тема нашего исследования «Причины появления у слова нескольких значений».

Гипотеза: значения слов появились на основании сходства.

Как вы думаете, какие существуют способы, с помощью которых можно проверить высказанные гипотезы?





























-Можно спросить у взрослых, посмотреть в справочной литературе, в Интернете, подумать самому

5.

Первичное закрепление (применение алгоритма на практике)

Умение действовать по алгоритму, правилу

Формирование и развитие ЦО к умению выполнять задание по алгоритму

-Давайте разделимся на группы и попытаемся исследовать слова:





-Работать будем по плану:

  1. Запиши слово, определи часть речи, выдели орфограмму.

  2. Разбери слово по составу.

  3. Напиши слово в транскрипции.

  4. Перечисли известные тебе значения слова;

5.Составь словосочетания, употребив эти слова в переносном значении.

6.Придумай и запиши предложение с этим словом.

7.Дай лексическое значение изучаемому слову, а затем сравни с определением мастеров слова (С.И.Ожегова, В.И.Даля)

8.Сделай вывод.


Поможет вам в работе учебник стр.28

Анализ и обобщение полученных материалов

-Какой вывод можно сделать о проделанной вами работе?

- Почему у слов появилось несколько значений? Давайте, сравним ваш вывод с выводом учебника. Страница 36.

-Многие слова, которые мы сейчас знаем как многозначные, раньше имели только одно значение, но постепенно у них стали появляться и другие значения, помимо основного. Многие слова, которые в современном русском языке однозначны, могут со временем стать многозначными.



-1 группа – кисть

-2 группа – корень

-3 группа – ручка


Первая группа: кисть – сущ.

-Кисть руки, кисть винограда, кисть для покраски пола.

-У Коли гибкая кисть руки.

-Мама купила кисть винограда

-Папа купил кисть для покраски пола.



Вторая группа: корень – сущ.

-Корень дерева, корень у зуба, корень в слове

-У берёзы большие корни.

-У бабашки удалили больной корень.

-Петя правильно нашёл и выделил в слове корень.


Третья группа: ручка – сущ.

-Дверная ручка, ручка для письма, детская ручка

-Дежурный протёр дверную ручку.

-Наташа писала письмо ручкой.

-Ребёнок помахал ручкой.







-Анализ и обобщение полученных материалов: слова, которые имеют два и более значений, называют многозначными. В тексте слово всегда употребляется в одном значении. У слова появляются другие значения, когда слово называет предметы, признаки, действия, чем-то похожие между собой

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой в классе


Умение применять алгоритмы

Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий

- Составьте словосочетания, употребив эти слова в переносном значении, обсудите и запишите

(самостоятельная работа)



-Проверка (дети читают словосочетания, а учитель показывает на слайде соответствующую картинку: носик чайника, носик ботинка; головка чеснока, лука, цветка, сыра; ушко игольное, у ведра, цветок –медвежье ушко, у деревянного тазика ушко (ушат); ножка стола, стула; глазок дверной, картофельный; ручка шариковая, у двери, у чайника, чашки)

-Какой вывод можно сделать о проделанной нами работе?



-Напомните, с какими частями речи

мы работали?

Вывод: имена существительные имеют несколько значений.




-1 группа – носик, ушко

-2 группа – головка, ножка

-3 группа – глазок, ручка













-Слова имеют несколько значений и употребляются в прямом и переносном смысле


-Имена существительные






7.

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний

Использование нового знания, правила в деятельности, в выполнении заданий

Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий

- Как вы думаете, слова других частей речи могут иметь несколько значений?

-Прочитайте на странице 29 учебника стихотворение Я.Райниса «Соловушка»

Объясните, в каких значениях употреблено слово золотой. Если затрудняетесь, обратись за помощью к словарику.

-Объясните значение словосочетания золотой человек ( золотое сердце, золотой характер)


-Какие словосочетания со словом золотой вы знаете?


-В каких значениях употреблено слово золотой в этих выражениях?

-Напомните, к какой части речи относится слово золотой.

-Какой вывод можем сделать?


- Могут ли глаголы быть многозначными?

-Прочитайте стихотворение.

В.Орлова «Часы».

Говорят: «Часы стоят».

Говорят: «Часы спешат».

Говорят: «Часы идут,

Но немножко отстают».

Мы смотрели с Мишкой вместе,

Но часы стоят на месте!

-Какое это стихотворение по настроению?

-Найдите и выпишите слова, употребленные в переносном значении


-Объясните значение слова идут

-В словаре Ожегова дано 26 значений слова идут.

-Какой частью речи являются эти слова?

-Сделайте вывод

-Значит, многозначными могут быть и имена существительные, и прилагательные, и глаголы.


-Могут










-Золотой человек – золотое сердце, золотой характер (добрый, хороший человек)


-Золотые руки, золотые листья, золотой ключик, золотое кольцо, золотой голос

-В переносном


-Имя прилагательное


-Имена прилагательные могут иметь несколько значений











-Шуточное


Стоят, спешат, идут, отстают




-Быть в действии




-Глаголы

-Глаголы могут быть многозначными и иметь несколько значений


8.

Оценка


Умение определять уровень овладения новым знанием, правилом, способом деятельности

Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий

Сегодня на уроке (продолжи)

я узнал...

я понял...

мне было интересно...

мне было трудно...


-я узнал...

-я понял...

-мне было интересно...

-мне было трудно...


9.

Итог занятий. Рефлексия деятельности

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения

-Какова тема урока? Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?


-Что нужно для того, чтобы правильно определить смысл многозначного слова?

-Где можно выяснить значение непонятных тебе слов?

-Какие словари вы знаете?



-Многозначные слова

-Мы научились определять значение многозначных слов


-Понять прочитанное





-В словаре

-Словарь Ожегова и Даля

10.

Домашнее задание

Умение применять знания в самостоятельной деятельности


Формирование и развитие ЦО к умению самостоятельно выполнять домашнее задание, находить нужную информацию


-Найти в толковом словарике 2 многозначных слова, придумать словосочетания с переносными значениями этих слов.



-Толковы словарь, 2 многозначных слова





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!