.
Этап урока | Результаты этапа | Цель этапа | Взаимодействие в образовательном процессе |
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Формальная готовность к уроку. Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка | Формирование и развитие ЦО (ценностного отношения) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке | Действия педагога | Действия обучающихся |
-Приготовьтесь к уроку русского языка | -Настраиваются на работу |
2. Актуализация знаний, мотивация | Осознание необходимости получения новых знаний | Воспроизведение знаний и способов действий, необходимых для открытия новых знаний. Определение границ знания и незнания | -Ребята, сегодня на уроке вас ждут тайны русского языка. Будьте внимательны к словам родного языка и друг к другу. -Вы уже знаете, что слово состоит из звуков и имеет значение. -Что изучает фонетика? Лексика? Где можно найти лексическое значение незнакомых тебе слов? -Послушайте стихотворение А.Л. Барто. «Разговор с дочкой» «Мне не хватает теплоты», - Она сказала дочке. Дочь удивилась: «Мерзнешь ты И в летние денечки?» «Ты не поймешь, еще мала», - Вздохнула мать устало. А дочь кричит: «Я поняла!»- И тащит одеяло. -Как вы думаете, почему дочка не поняла маму? -Какое значение в этом тексте имеет слово теплота? -Найдите в толковом словаре значение слова теплота -А теперь рубрика «Тайны языка»: -Как называются слова, имеющие одно или несколько значений? (чтение правила с.27) | -Фонетика изучает звуки -Лексика изучает значение слова -В словаре -Дочка еще маленькая, она не ходит в школу и не понимает значения слов -Наверное, внимание и забота - -У слова появляются другие значения, когда слово называет предметы, признаки, действия, чем-то похожие между собой |
3. Постановка учебной задачи | Сформулированная и зафиксированная учебная задача | Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему | -Сформулируйте, о чём мы будем говорить на уроке, тему урока. Я предлагаю исследовать причины появления у слова нескольких значений. | -Как появляются многозначные слова |
4. Решение учебной задачи | Новое знание, понятие, правило, способ деятельности, способ использования алгоритма | Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания, понятия, правила, способа деятельности | -Давайте вспомним, как проходит работа ученого-исследователя. 1.Определение темы, проблемы исследования 2.Выдвижение гипотезы 3.Выбор методов исследования 4.Составление плана исследования 5.Сбор, обработка информации 6.Анализ и обобщение полученных материалов 7.Подготовка отчёта исследования 87.Защита сообщений -Итак, тема нашего исследования «Причины появления у слова нескольких значений». Гипотеза: значения слов появились на основании сходства. Как вы думаете, какие существуют способы, с помощью которых можно проверить высказанные гипотезы? | -Можно спросить у взрослых, посмотреть в справочной литературе, в Интернете, подумать самому |
5. Первичное закрепление (применение алгоритма на практике) | Умение действовать по алгоритму, правилу | Формирование и развитие ЦО к умению выполнять задание по алгоритму | -Давайте разделимся на группы и попытаемся исследовать слова: -Работать будем по плану: Запиши слово, определи часть речи, выдели орфограмму. Разбери слово по составу. Напиши слово в транскрипции. Перечисли известные тебе значения слова; 5.Составь словосочетания, употребив эти слова в переносном значении. 6.Придумай и запиши предложение с этим словом. 7.Дай лексическое значение изучаемому слову, а затем сравни с определением мастеров слова (С.И.Ожегова, В.И.Даля) 8.Сделай вывод. Поможет вам в работе учебник стр.28 Анализ и обобщение полученных материалов -Какой вывод можно сделать о проделанной вами работе? - Почему у слов появилось несколько значений? Давайте, сравним ваш вывод с выводом учебника. Страница 36. -Многие слова, которые мы сейчас знаем как многозначные, раньше имели только одно значение, но постепенно у них стали появляться и другие значения, помимо основного. Многие слова, которые в современном русском языке однозначны, могут со временем стать многозначными. | -1 группа – кисть -2 группа – корень -3 группа – ручка Первая группа: кисть – сущ. -Кисть руки, кисть винограда, кисть для покраски пола. -У Коли гибкая кисть руки. -Мама купила кисть винограда -Папа купил кисть для покраски пола. Вторая группа: корень – сущ. -Корень дерева, корень у зуба, корень в слове -У берёзы большие корни. -У бабашки удалили больной корень. -Петя правильно нашёл и выделил в слове корень. Третья группа: ручка – сущ. -Дверная ручка, ручка для письма, детская ручка -Дежурный протёр дверную ручку. -Наташа писала письмо ручкой. -Ребёнок помахал ручкой. -Анализ и обобщение полученных материалов: слова, которые имеют два и более значений, называют многозначными. В тексте слово всегда употребляется в одном значении. У слова появляются другие значения, когда слово называет предметы, признаки, действия, чем-то похожие между собой |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе | Умение применять алгоритмы | Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий | - Составьте словосочетания, употребив эти слова в переносном значении, обсудите и запишите (самостоятельная работа) -Проверка (дети читают словосочетания, а учитель показывает на слайде соответствующую картинку: носик чайника, носик ботинка; головка чеснока, лука, цветка, сыра; ушко игольное, у ведра, цветок –медвежье ушко, у деревянного тазика ушко (ушат); ножка стола, стула; глазок дверной, картофельный; ручка шариковая, у двери, у чайника, чашки) -Какой вывод можно сделать о проделанной нами работе? -Напомните, с какими частями речи мы работали? Вывод: имена существительные имеют несколько значений. | -1 группа – носик, ушко -2 группа – головка, ножка -3 группа – глазок, ручка -Слова имеют несколько значений и употребляются в прямом и переносном смысле -Имена существительные |
7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний | Использование нового знания, правила в деятельности, в выполнении заданий | Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий | - Как вы думаете, слова других частей речи могут иметь несколько значений? -Прочитайте на странице 29 учебника стихотворение Я.Райниса «Соловушка» Объясните, в каких значениях употреблено слово золотой. Если затрудняетесь, обратись за помощью к словарику. -Объясните значение словосочетания золотой человек ( золотое сердце, золотой характер) -Какие словосочетания со словом золотой вы знаете? -В каких значениях употреблено слово золотой в этих выражениях? -Напомните, к какой части речи относится слово золотой. -Какой вывод можем сделать? - Могут ли глаголы быть многозначными? -Прочитайте стихотворение. В.Орлова «Часы». Говорят: «Часы стоят». Говорят: «Часы спешат». Говорят: «Часы идут, Но немножко отстают». Мы смотрели с Мишкой вместе, Но часы стоят на месте! -Какое это стихотворение по настроению? -Найдите и выпишите слова, употребленные в переносном значении -Объясните значение слова идут -В словаре Ожегова дано 26 значений слова идут. -Какой частью речи являются эти слова? -Сделайте вывод -Значит, многозначными могут быть и имена существительные, и прилагательные, и глаголы. | -Могут -Золотой человек – золотое сердце, золотой характер (добрый, хороший человек) -Золотые руки, золотые листья, золотой ключик, золотое кольцо, золотой голос -В переносном -Имя прилагательное -Имена прилагательные могут иметь несколько значений -Шуточное Стоят, спешат, идут, отстают -Быть в действии -Глаголы -Глаголы могут быть многозначными и иметь несколько значений |
8. Оценка | Умение определять уровень овладения новым знанием, правилом, способом деятельности | Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий | Сегодня на уроке (продолжи) я узнал... я понял... мне было интересно... мне было трудно... | -я узнал... -я понял... -мне было интересно... -мне было трудно... |
9. Итог занятий. Рефлексия деятельности | Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности | Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения | -Какова тема урока? Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока? -Что нужно для того, чтобы правильно определить смысл многозначного слова? -Где можно выяснить значение непонятных тебе слов? -Какие словари вы знаете? | -Многозначные слова -Мы научились определять значение многозначных слов -Понять прочитанное -В словаре -Словарь Ожегова и Даля |
10. Домашнее задание | Умение применять знания в самостоятельной деятельности | | Формирование и развитие ЦО к умению самостоятельно выполнять домашнее задание, находить нужную информацию | | -Найти в толковом словарике 2 многозначных слова, придумать словосочетания с переносными значениями этих слов. | -Толковы словарь, 2 многозначных слова |