СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка «Как появляются многозначные слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка «Как появляются многозначные слова»

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка «Как появляются многозначные слова»»

Технологическая карта урока русского языка

УМК: «Начальная школа 21 века»

Класс: 2

Предмет: русский язык

Дата проведения: 12.03.2021

Тема: «Как появляются многозначные слова»

Цель: выяснить, как появляются значения у слов

Задачи:

Образовательная: формировать умение определять значение у слов;

Развивающая:

- развивать умение находить многозначные слова и определять их значение;

Воспитывающая:

- создать условия для формирования бережного отношения к природе;

- формировать уважительное отношение к слову автора, к старшим;

Оборудование: учебник Евдокимовой О. А, Иванова С. В. «Русский язык. 2 класс. 2 часть», презентация, правило на с. 35, с.36, иллюстрации в учебнике

Тип урока: открытие новых знаний

Формы работы на уроке: общеклассная, индивидуальная

Методы:

  1. Наблюдения над фактами языка

  2. Метод самостоятельной работы

  3. Метод индукции

  4. Метод решения орфографических задач

Приемы:

- работа над упражнением 1 и 2;

- работа с правилом на с. 35 и с. 36;

- работа с материалом учебника на с. 34 – 35;

- чтение стихотворения на с. 36;

- дидактическая игра.

Контроль: устный и письменный



План урока:

  1. Организационный момент (1-2 мин)

  2. Актуализация знаний (5 мин)

  3. Подготовка к получению новой темы (5 мин)

  4. Наблюдение над фактами языка (8-10 мин)

  5. Обобщение структурных и семантических понятий (5 мин)

  6. Физминутка (1-2 мин)

  7. Применение понятия (8-10 мин)

  8. Итог урока (3 мин)

  9. Задание на дом и рефлексия (1-2 мин)

















Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

  1. Организационный момент

Цель: настроить учащихся на работу

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Александровна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы выполняйте действия, которые услышите.

Я тетрадь свою открою и наклонно положу.

Я друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу.

Сяду ровно, не согнусь, за работу я возьмусь.

Запишем число, классная работа.


Приветствуют учителя, выполняют действия.

Регулятивные:

 Выработка учебной мотивации, установление  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

  1. Актуализация знаний

Цель: проверить усвоение ранее полученных знаний

Прежде, чем приступить и изучению новой темы, давайте проведем минутку чистописания, напишем сочетание букв оя. Обратите внимание на соединение, это буквосочетание понадобиться нам при написании словарного слова.

Какую цель поставим перед собой?

Не забываем, как откуда начинаем писать букву: ставим ручку чуть выше нижней линии рабочей строки. Слева – направо пишем полуовальную линию, коснувшись нижней линии. Поднимаем ее вверх, закругляем влево, коснувшись верхней линии рабочей строки. Опускаем вниз, и соединяем с началом.

А я посмотрю, умеете ли вы правильно писать. Пропишем одну строчку.

Прописывают соединение







Правильно и красиво прописать

Познавательные:

- определение учащимися темы и цели урока;

Регулятивные:

- планирование своей деятельности;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

  1. Подготовка к изучению новой темы

Цель: создать мотив к изучению новой темы.

А сейчас отгадайте загадку:

Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает,

Кто зовет к нам холода?

Знаешь ты? Конечно, да!

Что это, ребята?

Какие опасные места встретились нам в этом слове?

Запишите это слово. Пишу на доске. Обратите внимание на соединение букв оя, которое мы прописывали.

Поставим ударение в этом слове. Сколько слогов?

Как вы думаете, что означает это слово? А ответ на этот вопрос мы найдем, заглянув в толковый словарик.

Давайте поставим тире и запишем значение. Ноябрь – одиннадцатый месяц календарного года.

Посмотрите, сколько у него значений?

Так как называются слова, у которых одно значение?

Послушайте еще одну загадку:

Я порядок соблюдаю

Нарушителей ругаю

Нынче в классе я не шумный

Потому что я …….

Запишем слово. Сразу поставим ударение и разделим слово на слоги.

Давайте найдем это слово в толковом словаре и посмотрим, сколько же значений оно имеет.



Поставьте двоеточие и запишите значения: 1) человек, исполняющий какие – то обязанности 2) необходимый, рабочий

Объясняю значение

Посмотрите, сколько значений имеет слово дежурный!

Так, как мы назовем слова, у которых много значений?

Предположите тему сегодняшнего урока.

Сегодня мы с вами будем говорить о многозначных словах. Какую же цель на уроке мы поставим?

Скажите, а с помощью чего мы будем устанавливать значение слов?

А кто автор этого словаря?

Правильно! Этим мы и займемся на сегодняшнем уроке. Запишите, пожалуйста, тему: Как появляются многозначные слова и откройте страницу 35 учебника.







- ноябрь


нОябрь – непроверяемая гласная в корне, и сочетание букв б и р.



Но-ябрь (2 слога)

- месяц года





Одно

Однозначные






Дежурный


1.Исполняющий в порядке очереди какие-л. служебные или общественные обязанности.2. Заранее приготовленное для немедленного использования при надобности. Постоянно употребляемый, используемый. 








Многозначные


Многозначные слова



Узнать, как появляются многозначные слова


С помощью Толкового словаря

Владимир Иванович Даль

Познавательные:

- выполнение упражнений на повторение ранее изученного материала;

- выдвижение гипотез и их обоснование, доказательство;

- формулирование правила по теме урока;

Регулятивные:

- планирование своей деятельности на уроке;

Коммуникативные:

- построение учебного диалога с учителем;

  1. Наблюдение над фактами языка

Цель: дать новое лингвистическое понятие

Рассмотрите рисунки и прочитайте подписи к предложениям.

Давайте объясним значение выделенных слов. Итак, в первом предложении выделенное слово «иголку». Как вы понимаете значение этого слова?

Хорошо, давайте проверим по толковому словарю значение этого слова. Но мы с вами ищем не слово «иголка», а игла. Итак, есть в толковом словаре значение слова «игла» как инструмент для шитья? Зачитайте.

Запишите в свои тетради:

  1. Игла – инструмент для шитья

Разбираем второе предложение. Зачитайте его.

Какое слово выделено? Какое значение данного слова здесь показано?

Давайте посмотрим значение этого слова в толковом словаре. Есть ли оно?

Запишите:

  1. Игла – лист хвойных деревьев

Посмотрите! Мы уже нашли два значения одного и того же слова.


Есть еще какие – то значения слова «игла» в толковом словаре?

Хорошо, идем дальше, третье предложение:

Ученые – археологи нашли старинную золотую чашу. Какое слово выделено?

Как вы думаете, какое значение это слово имеет в данном предложении?

Давайте проверим наши предположения. Смотрим в словарь. Ищем слово «золотой».

Ну что, мы были правы?

Запишите:

  1. Золото – металл желтого цвета. Золотой – сделанный из золота.

И последнее 4 предложение: Наступила золотая осень. Посмотрите, ребята, золотая. Это какая?

Давайте сравним значение. Ищем подходящее значение к слову «золотой».

Давайте запишем:

  1. Золотой – подобный цвету золота

Посмотрите, сколько значений слов мы с вами нашли. И это далеко не все значения, которые мы знаем.




Читают подписи




Мальчик помог бабушке вдеть нитку в иголку, то есть нитку в ушко иглы для шитья.




Да,  Тонкий металлический стержень с заострённым концом и ушком для вдевания нити, используемый для сшивания.

У сосны иголки длиннее, чем у ели.


Иголки

Хвойные иглы на деревьях


В толковом словаре Игла имеет значение как «лист хвойных деревьев»




Металлический стержень обычно с заострённым концом, различного назначения и вида. И твердые, колючие образования на теле у некоторых животных (ежа, дикобраза)



Золотую



Золото, металл. Чаша сделана из золота

Химический элемент, тяжелый, мягкий ковкий металл желтого цвета.

Да





Желтая, когда все листья на деревьях желтеют.


Блестяще-жёлтый, подобный цвету золота.











Познавательные:

- открытие учеником нового знания, знакомство с лингвистическим понятием;

- построение объяснения в устной форме;

Регулятивные:

- контроль своей деятельности по результатам выполнения задания;

- организация письменной самостоятельной деятельности;

Коммуникативные:

- построение диалога с учителем

  1. Обобщение структурных и семантических признаков, понятий.

Цель: научить обобщать, делать выводы.


Итак, какой же вывод мы можем сформулировать? Когда мы с вами можем говорить о том, что у слов есть другие значения?

В первых двух предложениях мы видим сходство, почему?

А во втором случае?

Давайте запишем. Поставим фигурную скобочку, объединим первое и второе предложение – и напишем: сходство по форме; теперь так же объединяем 3 и 4 предложения и это будет сходство по признаку.

Посмотрите на правило внизу страницы 35. Зачитайте его.

То есть, это слова, которыми мы можем выразить сразу несколько состояний. Посмотрите на картинку под правилом:

Туристы идут в поход и Часы идут правильно. Что мы видим?



Правильно.

Мы можем сделать вывод, что слова бывают с прямым и переносным значением.


Если слово употребляется в разных смыслах.



По форме

По признаку








У слова появляются другие значения, когда слово называет предметы, признаки, действия, чем – то похожие между собой.




Туристы идут – передвигаются с помощью ног.

Часы идут – двигаться, перемещаться в пространстве, длительность


Познавательные:

- выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные:

- контроль своей деятельности

  1. Физминутка

А сейчас немного отдохнем.

Включаю видеофизминутку


Выполняют движения за видео

Регулятивные:

- смена деятельности, отдых


  1. Применение понятия

Цель: закрепить полученные знания на практике

А сейчас предлагаю вам выполнить упражнение 1 на с. 36. Но выполнить в необычной форме.

Посмотрите на доску.

С одной стороны я разместила словосочетания, а с другой стороны разделила доску на две колонки. Первая, как вы уже заметили, «Прямое значение», а вторая «Переносное». Ваша задача выбрать из этих словосочетаний те, которые относятся к прямому значению и те, которые относятся к переносному. Есть желающие поработать у доски?

Остальные ребята записывают в тетрадях упражнение 1 и делят страницу на 2 колонки, как на доске. И в каждый столбик записывают соответствующие словосочетания.

Словосочетания: хвост зайца, золотое сердце, стальная проволока, хвост очереди, стальная воля, золотое украшение.

А тот, кто работает у доски, не просто распределяет, он еще и объясняет, почему у этого слова прямое, а почему переносное значение.

У себя в тетрадях в скобочках себе поясняйте значение слов, работу я пройду проверю у каждого.







Молодцы. (оцениваю учащегося)

*Резерв, если время останется

Найдите упражнение 2.

Прочитаем стихотворение

Давайте посмотрим, что означают выделенные слова в тексте? Озябшие, то есть, какие? Далее, посмотрите, стадо белого тумана – стадо. Выгоняет. Бредет. Расплываются лужи.





















Выходит ученик, распределяет слова по столбикам, объясняет значение выделенных слов.




Ответы:

Прямое значение: хвост зайца (часть тела), стальная проволока (сделано из металла - стали), золотое украшение (сделанное из золота).

Переносное значение: хвост очереди (вереница людей, стоящих друг за другом), стальная воля (сильная, крепкая воля), золотое сердце (доброе, искреннее)




Читают стихотворение


Холодные, заветренные.


Большой сгусток тумана. Освобождает. Льет, идет. Разливаются, распространяются.


Регулятивные:

- контроль своей деятельности по результатам выполнения заданий;

- организация самостоятельной письменной работы;

Познавательные:

- выполнение упражнений из учебника;


  1. Итог урока.

Цель: сформулировать новое знание.

Так как же появляются многозначные слова?

Давайте сформулируем правило.



Многозначные слова появляются с помощью значений слов. Мы можем одно слово употребить в разных смыслах.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- сотрудничество с учителем и одноклассниками;

  1. Задание на дом и рефлексия

Цель: дать установку на тренировку определенных умений, оценка качества полученных знаний.

Дома вам нужно будет выполнить задание на с. 37. Это похожее задание, которое мы выполняли в начале урока. Вам нужно рассмотреть рисунки, прочитать предложения к ним. Объяснить значение выделенных слов с помощью словаря. Работу выполняете письменно, записываете предложение. Выписываете выделенное слово и рядом пишите его значение.


А сейчас оцените свою деятельность на уроке.

Поднимите руку те, кто сегодня понял тему очень хорошо и ко мне не осталось вопросов.

А теперь поднимите руку те, кто понял, но не все, и осталось несколько вопросов.

И теперь те, кто совсем ничего не понял.


Спасибо за урок, до свидания!




Регулятивные:

- контроль и оценка своей деятельности;

Познавательные:

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности




Методист: ______________/Эмрих Т. М.

Учитель:_________________/Наумова М. Б.

Оценка:____________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!