Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. – Добрый день, друзья мои! – Добрый день, ответим мы. Как две ниточки связали доброты и теплоты. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Чистописание | Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо | Л л л Л М м м М | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают калли-графический почерк | Правильное написание |
III. Постановка учебной задачи (учебник, с. 41–42) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | – Прочитайте название раздела, с которым начинаем знако- миться. – Чему будем учиться? – Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Поче- мучки. – Цель нашего урока состоит в том, чтобы найти ответ на этот вопрос | – Слова, слова, слова… Читают. – Что такое лексическое значение слова? | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем | Беседа по вопросам |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Работа с рисунком. Слова – названия пред- метов (упр. 48) | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический, творческий. Работа с рисунком, рассказ, беседа, письмо | – Рассмотрите рисунок, прочитайте задания к нему, выпол- ните их | Рассматривают рисунок, называют и записывают слова – названия предметов. Составляют и записывают предложение | Думают, размышляют, высказывают свое мнение. Осуществляют поиск информации на рисунке. Описывают рисунок, используя выразительные средства языка | Работа с рисунком, составление и запись предло- жений |
2. Слова – названия окружающих предметов (учебник, с. 42) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | – Обратите внимание! Все, что нас окружает, можно назвать словом. Прочитайте, что называют слова | Читают, выполняют задание | Осуществляют поиск необходимой инфор- мации для выполнения учебной задачи в учебнике | Чтение, беседа по вопросам |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Мы с сорокой-белобокой Дружно делаем уроки. Мы писали, и считали, И от этого устали. Встали по порядку, Сделаем зарядку. Крылья расправляем, По комнате летаем. Приседаем столько раз, Сколько пальчиков у нас. Головою повертели, Снова за уроки сели | Выполняют движения по тексту под руковод-ством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Правильное выполнение дви- жений |
3. Развитие речи (упр. 49) | Фронтальная. Словесный, творческий. Чтение, беседа, письмо | – Прочитайте стихотворные строки. – Ответьте на вопросы, выполните задания | Читают, отвечают на вопросы, выполняют задания | Развивают речь, учатся говорить, рассказывать, сочинять текст. Осуществляют само-проверку | Беседа по вопросам, письмо |
4. Лексическое значение слова береза (упр. 50) | Фронтальная. Словесный, наглядный. Работа с рисунком, чтение, беседа, письмо | – Рассмотрите рисунок, прочитайте текст к нему. – Ответьте на вопросы упраж- нения. – Что называется лексическим значением слова? | Рассматривают рисунок, читают о лекси- ческом значении слова «береза». Отвечают на вопросы | Знакомятся с определением понятия «лексическое значение слова». Извлекают необходимую информацию из учебной литературы | Беседа по вопросам |
5. О происхож- дении слов (учебник, с. 44) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | – Кто много читает, тот много знает. Прочитайте страничку для любознательных. – О происхождении каких слов вы узнали? | Читают. – Лопух, лопата, лопоухий | Расширяют свой кругозор, проявляют любознательность. Наблюдают за этимо- логией слова | Беседа по вопросам |
6. Словарно-орфографическая работа. Береза, лопата | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Чтение, письмо | – Прочитайте словарные слова, спишите их, запомните напи- сание | Читают словарные слова, пишут. Запоми- нают правописание | Усваивают написание непроверяемых слов | Письмо словарных слов |
V. Закрепление знаний и способов действий. Работа в рабочей тетради (№ 29) | Индивидуальная, коллективная. Словесный, практический, творческий. Рисунок, чтение, беседа, письмо | – Прочитайте задания в упраж- нении и выполните их | Рисуют иллюстрации к словам. Сравнивают рисунки. Составляют предложение по рисунку и записывают его | Проявляют творчество. Воплощают слово в рисунке. Осуществляют сравнение рисунков. Устанавливают причинно-следственные связи | Рисунок, беседа по вопросам, письмо предложения |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – На какой вопрос нужно было ответить Почемучке? Какой вид работы понравился больше? – О чем хотели бы узнать подробнее? | Отвечают на вопросы | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморе- гуляция |
Этапы урока | Формы, методы, приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
действия | умения |
I. Мотивирование к учебной деятельности. | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | – Прозвенел звонок и смолк, начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели. На меня все посмотрели И работать захотели. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Проявляют готовность к работе на уроке |
II. Чистописание | Фронтальная, индивидуальная | М г л р т Л | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают калли-графический почерк |
III. Постановка учебной задачи (учебник, с. 41–42) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Поче- мучки. Цель нашего урока - найти ответ на этот вопрос | – Что такое однозначные и многозначные слова? | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем |
IV. Усвоение новых знаний. 1. Многозначные слова (упр. 58) | Фронтальная. Словесный. Работа с рисунком | Организует работу с упражнением, рисунком, знакомит с понятием «многозначные слова» | Читают, отвечают на вопросы, составляют и записывают предложение | Высказывают свое мнение, приводят доказательства |
2. Схема «Однозначные и много- значные слова» (упр. 59) | Коллективная. Словесный, наглядный. Беседа по схеме | Организует работу со схемой, беседу по упражнению | Читают схему, отвечают на вопросы | Овладевают умением работать со схемой. Думают, размышляют, высказывают мнение |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Зайка Средний и указательный палец – «ушки зайки», остальные сложены щепотью и изображают мордочку зайки. Скачет, скачет зайка, Ты его поймай-ка! | Выполняют движения по тексту под руковод-ством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня |
3. Лексические значения слова дорога (упр. 60) | Коллективная. Словесный, проблемный, практический | Предлагает прочитать в упражнении стихотворение и выполнить задания к нему. | Читают, объясняют значения слов. Составляют и записывают предложение. | Объясняют лексическое значение слов. Умеют работать коллективно. |
4. Словарно-орфографическая работа. Дорога | Чтение, беседа, письмо | Знакомит с написанием слова «дорога» | | |
5. Многозначное слово лисички. Работа в рабочей тетради (№ 32) | Парная. Словесный, практический. Беседа, письмо | Объясняет задание, контролирует его выполнение | Читают, расставляют знаки препинания, объясняют значения слов | Правильно используют знаки препинания. Определяют лексическое значение слов. |
6. Игра «Отгадайте слово». Работа в рабочей тетради (№ 33) | Групповая. Словесный, практический. Игра | Объясняет задание, контролирует его выполнение | – Уж, грач, Родина, лопата | Умеют работать в группе, договариваться и приходить к общему решению |
V. Закрепление знаний .Работа со словарем. Многозначные слова (упр. 61) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. | Организует работу с упраж- нением, толковым словарем | Объясняют значения многозначных слов. Составляют предло- жения, подчеркивают главные члены | Распознают многозначные слова, определяют их лексическое значение, работают с толковым словарем |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Что нового узнали на уроке? – Какой вид работы понравился больше?О чем хотели бы узнать подробнее? | Отвечают на вопросы | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке |