СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологические карты уроков русского языка во 2 классе. Раздел "Слова, слова, слова..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Темы.Лексическое значение слова (2 урока). Однозначные и многозначные слова Планирование составлено на основе авторских программ В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык" и ориентировано на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России».

Просмотр содержимого документа
«Технологические карты уроков русского языка во 2 классе. Раздел "Слова, слова, слова..."»

Урок 20


Тема

Лексическое значение слова

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления с понятием лексическое значение слова, с правописанием словарных слов: береза, лопата; способствовать формированию умения объяснять значение слов

Тип урока

Постановочный

Планируемые
результаты

Осваивают первоначальные научные представления о лексике как элементе системы и структуры русского языка; рассматривают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры

Личностные
результаты

Осознают эстетические потребности и ценности

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: обладают способностью принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из иллюстрации; овладевают базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; постановка и решение проблем – самостоятельно создают способы решения проблем.

Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого
этикета

Ход урока


Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Фронтальная. Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

– Добрый день, друзья мои!

– Добрый день, ответим мы. Как две ниточки связали доброты и теплоты.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя


II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная.

Практический. Письмо

Л л л Л М м м М

Выполняют письмо

по образцу

Вырабатывают калли-графический почерк

Правильное написание

III. Постановка учебной задачи

(учебник,
с. 41–42)

Фронтальная. Словесный.

Чтение, беседа

– Прочитайте название раздела, с которым начинаем знако-
миться.

– Чему будем учиться?

– Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Поче-
мучки.

– Цель нашего урока состоит
в том, чтобы найти ответ
на этот вопрос

– Слова, слова, слова…



Читают.

– Что такое лексическое значение слова?

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

Беседа по вопросам

IV. Усвоение
новых знаний
и способов
действий.

1. Работа с рисунком. Слова – названия пред-
метов (упр. 48)

Фронтальная. Словесный,
наглядный,
практический, творческий.

Работа с рисунком, рассказ,
беседа, письмо

– Рассмотрите рисунок, прочитайте задания к нему, выпол-
ните их

Рассматривают рисунок, называют и записывают слова – названия предметов. Составляют и записывают
предложение

Думают, размышляют, высказывают свое мнение. Осуществляют
поиск информации
на рисунке. Описывают рисунок, используя выразительные средства языка

Работа
с рисунком, составление

и запись предло-
жений

2. Слова – названия окружающих предметов
(учебник, с. 42)

Фронтальная. Словесный.

Чтение, беседа

– Обратите внимание! Все, что нас окружает, можно назвать
словом.

Прочитайте, что называют
слова

Читают, выполняют
задание

Осуществляют поиск необходимой инфор-
мации для выполнения учебной задачи
в учебнике

Чтение,
беседа по вопросам

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Мы с сорокой-белобокой

Дружно делаем уроки.

Мы писали, и считали,

И от этого устали.

Встали по порядку,

Сделаем зарядку.

Крылья расправляем,

По комнате летаем.

Приседаем столько раз,

Сколько пальчиков у нас.

Головою повертели,

Снова за уроки сели

Выполняют движения

по тексту под руковод-ством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня, активно участвуют
в физкультминутке

Правильное выполнение дви-
жений

3. Развитие речи (упр. 49)

Фронтальная. Словесный,
творческий.

Чтение, беседа, письмо

– Прочитайте стихотворные строки.

– Ответьте на вопросы,
выполните задания

Читают, отвечают

на вопросы, выполняют задания

Развивают речь, учатся говорить, рассказывать, сочинять текст. Осуществляют само-проверку

Беседа по вопросам, письмо

4. Лексическое значение слова
береза (упр. 50)

Фронтальная. Словесный,
наглядный.

Работа с рисунком, чтение,
беседа, письмо

– Рассмотрите рисунок, прочитайте текст к нему.

– Ответьте на вопросы упраж-
нения.

– Что называется лексическим значением слова?

Рассматривают рисунок, читают о лекси-
ческом значении слова
«береза». Отвечают
на вопросы

Знакомятся с определением понятия «лексическое значение слова». Извлекают необходимую информацию

из учебной литературы

Беседа по вопросам

5. О происхож-
дении слов
(учебник, с. 44)

Фронтальная. Словесный.

Чтение, беседа

– Кто много читает, тот много знает. Прочитайте страничку для любознательных.

– О происхождении каких слов вы узнали?


Читают.


– Лопух, лопата,
лопоухий

Расширяют свой
кругозор, проявляют любознательность.

Наблюдают за этимо-
логией слова

Беседа по вопросам

6. Словарно-орфографическая работа.

Береза, лопата

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный.

Чтение, письмо

– Прочитайте словарные слова, спишите их, запомните напи-
сание

Читают словарные
слова, пишут. Запоми-
нают правописание

Усваивают написание непроверяемых слов

Письмо
словарных слов

V. Закрепление знаний и способов действий.

Работа в рабочей тетради (№ 29)

Индивидуальная, коллективная. Словесный, практический, творческий.

Рисунок, чтение, беседа, письмо

– Прочитайте задания в упраж-
нении и выполните их

Рисуют иллюстрации

к словам. Сравнивают рисунки. Составляют предложение по рисунку и записывают его

Проявляют творчество. Воплощают слово в рисунке. Осуществляют сравнение рисунков. Устанавливают

причинно-следственные связи

Рисунок,
беседа по вопросам, письмо предложения

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– На какой вопрос нужно было ответить Почемучке? Какой вид работы понравился больше?

– О чем хотели бы узнать
подробнее?

Отвечают на вопросы

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморе-
гуляция


Урок 21


Тема

Лексическое значение слова

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления с понятием лексическое значение слова, правописанием словарного слова ягода, со словарями; для формирования умения объяснять значение слов

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета

Личностные
результаты

Проявляют уважительное отношение к иному мнению

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: осуществляют поиск решения учебной задачи.

Познавательные: общеучебные – учатся работать в материальной и информационной среде начального
общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»; логические – класси-
фицируют слова (объединяют в группы по существенному признаку).

Коммуникативные: умеют работать в паре, контролируют действия партнера

Ход урока

Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Фронтальный.

Словесный.

Слово учителя

Приветствует учащихся.

– С добрым утром! Начат день.

Первым делом гоним лень!

Утром надо не зевать,

А проснуться и вставать!

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое
рабочее место

Проявляют готовность к работе на уроке


II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная.

Практический. Письмо

Москва

Липецк

Выполняют письмо

по образцу

Вырабатывают калли-графический почерк

Правильное написание

III. Постановка учебной задачи (учебник,

с. 41–42)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Какое открытие для себя вы сделали на прошлом уроке?


– Узнали, что такое
лексическое значение слова

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

Беседа по вопросам

– Сегодня продолжим знакомство с лексическим значением слов


IV. Усвоение
новых знаний
и способов
действий.

1. Работа с толковым словарем
(упр. 51)

Фронтальная. Словесный.

Работа со словарем, беседа

Предлагает объяснить название «толковый словарь», определить значение слова «шоссе»

Определяют значение слова по словарю

Овладевают умением работать с толковым словарем

Работа

со словарем

2. Работа с орфо-графическим словарем (упр. 52)

Коллективная. Словесный,
практический.

Чтение, беседа, письмо

Организует работу с упраж-
нением и орфографическим
словарем

Проверяют написание слов по словарю, записывают предложения

Овладевают умением работать с орфографическим словарем,
грамотно списывать

Работа

со словарем, письмо

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Мы покинем этот класс,

Станем тиграми сейчас.

Ну-ка выпрямись, дружок.

Тигр делает прыжок.

А теперь еще один.

Ну а прыгнув, посидим.

Поглядим по сторонам

И присядем по местам

Выполняют движения

по тексту под руковод-ством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня,

активно участвуют
в физкультминутке

Правильное выполнение дви-
жений

3. Работа в рабочей тетради
(№ 28)

Фронтальная. Словесный.

Чтение, беседа

Предлагает прочитать
и выполнить задание

Читают, объясняют смысл предложений,

отвечают на вопрос

Высказывают свое
мнение

Беседа по вопросам

4. Лексическое значение слов (упр. 53, 54).

5. Словарно-орфографическая работа. Ягода

Коллективная. Словесный,
наглядный.

Чтение, беседа, письмо

Организует работу с упраж-
нением.


Знакомит с написанием слова «ягода»

Выполняют упражнение, объясняют значения слов.

Запоминают право-
писание

Объясняют лексическое значение слов.

Находят в тексте незнакомые слова, коллективно объясняют их значение. Усваивают правописание слова

Беседа,
письмо,
нахождение главных
членов предложения

6. Работа в парах (упр. 55)

Парная.

Словесный,
практический. Чтение, беседа, письмо

Объясняет задание к упражнению, контролирует выполнение

Выполняют упраж-
нение

Устанавливают причинно-следственные связи. Умеют работать в паре, контролируют действия партнера

Беседа по вопросам, составление

и запись предло-
жений

7. Классификация слов по лексическому значению (упр. 56, 57)

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный,
проблемный, практический. Чтение, беседа, письмо

Организует работу с упраж-
нениями.

Помогает выделять лексические значения слов, в соответствии с ними группировать слова

Читают, определяют лексическое значение,
записывают слова

по группам.

Предлагают названия групп

Осуществляют классификацию слов по тематическим группам. Устанавливают причинно-следственные

связи

Запись групп слов по лекси-
ческому
значению

V. Закрепление знаний и способов действий.

Работа в рабочей тетради (№ 30)

Индивидуальная, коллективная. Словесный,

практический. Чтение, беседа, письмо

– Прочитайте задания в упраж-
нении и выполните их

Читают слова, делят

их на группы, подбирают общее название,
дополняют группы.

Составляют предло-
жения

Определяют лексическое значение слов,
классифицируют их
по тематическим группам. Грамотно осуществляют письмо

Беседа по вопросам, письмо слов и предложений

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Закончите предложения:

• Я сегодня узнал…

• Я научился…

• Мне было…

• Я рад…

Заканчивают предло-
жения в зависимости

от своего состояния, впечатления от урока

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморе-
гуляция



Урок 22


Тема

Однозначные и многозначные слова

Педагогическая цель и задачи

Создать условия для ознакомления с однозначными и многозначными словами, правописанием словарного слова дорога; для формирования умения объяснять значение слов и работать с толковым словарем

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые
результаты

Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей
культуры

Личностные
результаты

Демонстрируют целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве
и разнообразии природы

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в словаре; используют
знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – анализируют смысл слова,
устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: в коммуникации строят понятные для окружающих высказывания

Ход урока

Этапы урока

Формы, методы,

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

действия

умения

I. Мотивирование к учебной
деятельности.

Фронтальная. Словесный.

Слово учителя

– Прозвенел звонок и смолк, начинается урок. Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели.

На меня все посмотрели

И работать захотели.

Приветствуют учителя. Организуют свое
рабочее место

Проявляют готовность к работе на уроке

II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная

М г л р т Л

Выполняют письмо

по образцу

Вырабатывают калли-графический почерк

III. Постановка учебной задачи

(учебник,
с. 41–42)

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Поче-
мучки. Цель нашего урока - найти ответ на этот вопрос

– Что такое однозначные и многозначные
слова?

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

IV. Усвоение
новых знаний.

1. Многозначные слова (упр. 58)

Фронтальная. Словесный.

Работа с рисунком

Организует работу с упражнением, рисунком, знакомит с понятием «многозначные слова»

Читают, отвечают

на вопросы, составляют и записывают предложение

Высказывают свое
мнение, приводят
доказательства


2. Схема «Однозначные и много-
значные слова» (упр. 59)

Коллективная. Словесный,
наглядный.

Беседа по схеме

Организует работу со схемой, беседу по упражнению

Читают схему,
отвечают на вопросы

Овладевают умением работать со схемой.

Думают, размышляют, высказывают мнение

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Зайка

Средний и указательный
палец – «ушки зайки», остальные сложены щепотью и изображают мордочку зайки.

Скачет, скачет зайка,
Ты его поймай-ка!

Выполняют движения

по тексту под руковод-ством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня


3. Лексические значения слова
дорога (упр. 60)

Коллективная. Словесный,
проблемный, практический

Предлагает прочитать
в упражнении стихотворение
и выполнить задания к нему.

Читают, объясняют значения слов. Составляют и записывают предложение.

Объясняют лексическое значение слов.

Умеют работать коллективно.

4. Словарно-орфографическая работа. Дорога

Чтение, беседа, письмо

Знакомит с написанием слова «дорога»



5. Многозначное слово лисички.

Работа в рабочей тетради (№ 32)

Парная.

Словесный,
практический.

Беседа, письмо

Объясняет задание, контролирует его выполнение

Читают, расставляют знаки препинания,
объясняют значения слов

Правильно используют знаки препинания. Определяют лексическое значение слов.

6. Игра «Отгадайте слово». Работа

в рабочей тетради (№ 33)

Групповая.

Словесный,

практический.

Игра

Объясняет задание, контролирует его выполнение

– Уж, грач, Родина,
лопата

Умеют работать в группе, договариваться
и приходить к общему решению

V. Закрепление знаний .Работа со словарем. Многозначные слова (упр. 61)

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный,
практический.


Организует работу с упраж-
нением, толковым словарем

Объясняют значения многозначных слов.

Составляют предло-
жения, подчеркивают главные члены

Распознают многозначные слова, определяют их лексическое значение, работают с толковым словарем

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Что нового узнали на уроке?

– Какой вид работы понравился
больше?О чем хотели бы узнать
подробнее?

Отвечают на вопросы

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!