СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка "Однозначные и многозначные слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот материал поможет учителю качественно провести урок "Однозначные и многозначные слова

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка "Однозначные и многозначные слова"»

Тема

Однозначные и многозначные слова.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний.

Класс

5

Цель учителя

Создать условия для формирования у учащихся умений точно определять лексическое значение однозначных и многозначных слов.

Цель учащегося

Учащиеся будут знать:

  • Что такое однозначные и многозначные слова.

Учащиеся будут уметь:

  • в каком лексическом значении употреблено многозначное слово, исходя из контекста;

  • уметь отличать слова однозначные и многозначные.


Задачи воспитания развития учащихся

  • Способствовать формированию умения определять лексическое значение употребленного многозначного слова, нахождения справки в толковом словаре при определении лексического значения слова.

  • Содействовать развитию творческого мышления, активности, творческих способностей учащихся;

  • Создать условия для формирования у учащихся умений точно определять лексическое значение однозначных и многозначных слов;

  • Организовать ситуацию успешной и плодотворной работы на уроке.


Планируемые результаты

Личностные:

Планировать и выполнять поставленные задачи; стремиться к взаимопониманию на основе общего интереса и уважения.

Регулятивные: определять цели учебной деятельности, искать средства ее осуществления; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Познавательные: уметь отличать новое от уже известного, делать выводы.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций, работать в группе.

Предметные:

Знать определение понятий «однозначные и многозначные слова», уметь находить однозначные и многозначные слова в тексте.

Оборудование







Телевизор, компьютер

Технологическая карта урока












































Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Планируемые результаты

1.Организационный этап

1слайд

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Приветствует учащихся, создает психологический настрой.

Друзья мои, я очень рада 
Войти в приветливый наш класс. 
И для меня уже награда 
Вниманье ваших умных глаз.

Принимать учебную ситуацию.

2. Разминка

2-3 слайды

Отвечают на вопросы учителя

Организует и проверяет знание пройденного материала

Задания для учащихся в презентации 2 слайда

Уметь оформлять свои мысли в устной

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Формулировка темы.



4 слайд

Слушают, определяют цель урока

.Отвечают на вопросы учителя, проговаривают тему и цель урока.

Предлагает прослушать стихотворение.

- Послушайте отрывок из стихотворения В. Остена «Дорога».

Дорога

Подумайте только, как много

Значений у слова дорога.

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне…

Подумайте только, как много

Значений у слова дорога.

- О чем говорится в стихотворении?

- А сколько лексических значений имеет здесь слово дорога?

- Какие еще значения этого слова вы знаете? ( При ответе на вопрос можно воспользоваться толковым словарем).

- Предположите, какой будет тема урока. (Слова, которые имеют несколько значений. Вариант: многозначные слова).

- Чему мы должны сегодня научиться?

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать ответы одноклассников; объяснять языковые явления.


4.Введение нового знания.

5-8 слайды

Записывают словосочетания, определяют их значения.

Организует совместное открытие нового знания.

Вопросы:

- Какой кистью нельзя рисовать?

- Какой иглой не сошьешь рубашку?

- Одно или несколько значений имеют выделенные слова?

- Запишем словосочетания с данными словами, показав их многозначность.

(Например, кисть винограда, малярная кисть, кисть руки; иглы ели, игла для шитья,

- При затруднении можно обратиться к толковому словарю.


Уметь оформлять свои мысли в устной, затем в письменной форме; извлекать необходимую информацию из словаря.

5.Первичное закрепление.


9-10 слайды

Записывают в тетрадь угаданные слова.

Организует правильное выполнение задания.

1.Игра « Узнай слова»
1.Большая тарелка; вкусная еда (блюдо); 
2.Шкаф для одежды; вся одежда человека (гардероб); 
3.Боковая пристройка здания; орган для полета у птиц (крыло); 
4.Небольшая костистая рыба; щетка для мытья посуды (ерш); 
5.Дробленое зерно; снег в виде мелких зерен ( крупа). 

-Какие слова мы записали? Почему?

2.Игра « Отгадай слово»

Умение отличать новое от уже известного.

6.Динамическая пауза.


11-12 слайды

Проводят физминутку.

Организует проведение динамической паузы.

- Давайте немного отдохнем.

Буратино потянулся,

Встал на ножки, повернулся.

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Видно ключ он не нашел.

Чтобы ключ ему достать,

Надо на носочки встать.

- Случайно ли мы выбрали такую физминутку?

-Подумайте. Какое отношение она имеет к уроку? (Предположения детей).

-Что искал Буратино? (Ключ).

- Это слово однозначное или многозначное? Докажите.


Установка на здоровый образ жизни.

7.Контроль.




13-14 слайды






Знакомятся со статьей учебника.



Выбирают задание:

- выполняют упражнение;

- работают в парах по составлению карточек.








Отвечают на вопросы; выбирают тест по уровню сложности, работают по предложенному заданию.





























Составляют и записывают словосочетания.

Выполняют самостоятельную работу.


Организует правильное выполнение задания.

I.Чтение правила по учебнику (С. 71).

II.Для закрепления темы даются разные по степени сложности задания. Их выполнение предполагает самостоятельный выбор учащихся.

1 задание

  • Выполнение упражнения 44, с.24 (по рабочей тетрадочке) или

  • Выполним работу на карточке ( поведите стрелочки)


афиша

велосипед

однозначные груша

шишка многозначные арена

колокольчик

золото

иголки

стол

2 задание


- Предлагаю вам тесты двух уровней: 1-ый тест для тех, кто сомневается; 2-ой тест для тех, кто уверен в себе.

- В тесте №1 уже имеются вопросы и есть часть ответа, вам надо подобрать недостающее слово и найти правильный ответ.

- В тесте №2 нет ответов, их надо подобрать и записать.

- Определитесь, с каким тестом вы хотели бы поработать. Удачи!

( тестовые задания на отдельных карточках).


Тест №1

1) Подчеркни однозначное слово.

Груша, корень, лисичка ………….

2) Подчеркни многозначное слово.

Матрос, шарф, спорт ……….

3) Отметь +, многозначные слова:

- имеют одно значение;

- имеют много значений;

- имеют одинаковые корни.

4) Как называются слова типа «КЛЮЧ». Отметь + .

- однокоренные;

- однозначные;

- многозначные.


Тест №2

1)Подчеркни многозначное слово (кисть, бегемот, компьютер, труба, ручка, автомобиль)


2)Подчеркни однозначное слово.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит


3)Составь словарную статью, показав в ней многозначность слова базар.




Уметь планировать свои действия в соответствии с заданием; осуществлять действия по реализации плана.

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной задачи;

выстраивать логическую цепь рассуждений.

Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом);

оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

слушать других, пытаться принимать чужую точку зрения ;

Объяснять свою точку зрения;

уважать чужое мнение.













Уметь оформлять свои мысли в устной, затем в письменной форме.

8.Итог урока.

16-19 слайды


20 слайд

Слушают загадки, шутки, отвечают на вопросы.

Читает загадки, шутки, задает итоговые вопросы.

1.Отгадай загадки

2. Шутки

3. Что лишнее?

4. Найди пару




  1. Что нового мы узнали сегодня?




Уметь ориентироваться в системе полученных знаний.

9.Рефлексия.



21 слайд

Производят саморефлексию.

Стимулирует саморефлексию учащихся.







- Обратимся к цели урока, которую мы поставили. (Научиться различать слова однозначные и многозначные).

- Выполнили ли мы её?

- Оцените, пожалуйста, свою работу на сегодняшнем уроке по данным критериям:


5 б.

Чувствовал себя комфортно,

тема интересная, работал

без ошибок.

4 б.

Мне было уютно, тему освоил

, но 1-2 ошибки все же допустил.

3 б.

Я не до конца осмыслил

предложенный материал,

допускал много ошибок.

2 б.

Тема меня не затронула,

поэтому я и не пытался ее понять.

- Поставьте количество баллов на полях в тетради.

Умение сверять свои действия с целью; давать оценку своей деятельности

10.Домашнее задание.


22 слайд



23 слайд






24 слайд

Записывают домашнее задание, задают вопросы при необходимости.








Объясняет домашнее задание.





Создание позитивного настроения

На слайде











Я от солнца, от огня,
Яркий луч несет меня.

Но бывает смысл иной:

Весь огромный шар земной. (Свет)
- Какое это слово по значению? Докажите. (Свет огня, свет солнца, объехать весь свет).



Прощание с учащимися, звонок с урока






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!