Технологическая карта урока
Дата: 2.03.2016
Класс: 5
Предмет: русский язык
Учитель: Губарев Михаил Александрович
УМК под ред. Ладыженской Т. А и др.
Тема: Падеж имен существительных
Тип урока: комбинированный
Цель урока: отрабатывать умение определять падеж имен существительных
Задачи урока:
Образовательная:
развивать умение различать падежи по совокупности их признаков; развивать умение употреблять существительные в нужном падеже.
Развивающие:
развивать умения учащихся работать с информацией, аргументировать свой ответ; работать в группах и парах; развивать внимание; развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на изученный материал
Воспитательные:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
формировать мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности; воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма; прививать любовь родному языку.
Планируемые результаты обучения
Предметные:
Отработка умения определять падеж имен существительных, актуализация знаний учащихся по особенностям склонения существительных.
Метапредметные:
формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в коллективе.
Личностные:
воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Ресурсы: Мультимедийная презентация, раздаточный материал, учебник.
Этапы урока. Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. Мобилизующий этап | Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, желает успеха. Звучит фрагмент песенки «УЛЫБКА» (слайд 1). Как называется песенка? Какой частью речи является это слово? Надеюсь, что эта песенка вызвала у вас улыбку и подняла настроение. Прочитайте, пожалуйста, слова (слайд 2) Слова какой части речи вы прочитали? - Какая часть речи называется именем существительным? | Отвечают на приветствие учителя. Определяют свою готовность к уроку.
Слушают песню, отвечают на вопросы.
Читают слова: улыбка, оттепель, белизна, синева, бирюза, коралл, береза, солнце, вершина, освещение, оттенки, улитка. Отвечают на вопрос (существительное). Дают определение имени существительного. | Личностные: уважение к учителю и сверстникам; самоопределение; самооценка готовности к урок; формирование позитивной моральной самооценки и моральных чувств.
|
2. Формулирование темы урока, целеполагание. | В эстонском языке -14, а в финском - 15. В осетинском - 8. А вот в венгерском целых 22. В дагестанском - 50. В китайском – нет вовсе! А в русском – 6 (слайд 3). О чем пойдет речь сегодня на уроке? Какова тема урока? Знаете ли вы уже что-то о падежах имен существительных? Как вы думаете, все ли вам известно о падежах? Как вы думаете, могут ли нам пригодиться эти сведения в жизни? | Размышляют, формулируют тему урока («Падеж имен существительных») Отвечают на вопросы, определяют задачи урока: 1.Обобщить информацию о падежах имен существительных. 2.Узнать новые сведения о падежах. 3.Применить эти знания на практике. (Слайд 4) | Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений; формулировать тему урока, задачи; самостоятельно планировать деятельность. Познавательные: анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать. Коммуникативные: уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое. |
3. Актуализация знаний. | Откройте тетради и запишите число, тему. Давайте вспомним падежи и вопросы к ним. Почему у каждого падежа два вопроса? Проверка (слайд 5) А какое время года у нас сейчас? Чтение стихотворения «Весна». Обратить внимание обучающихся на картину А. Саврасова «Грачи прилетели» ( слайд 6) Словарь: блесна - металлическая пластинка, на которой прикрепляют крючок для рыбной ловли. В каких падежах употребляется слово весна? Задание 1. Приложение 1 (Через 1-2 мин. проверяем. Ответы на слайде 7,8 ) Как вы поняли смысл пословицы «Велик телом, да мал делом». ЛИСТ САМООЦЕНКИ. (ПОСЛЕ КАЖДОГО ЗАДАНИЯ ОЦЕНИТЕ СЕБЯ). | Записывают. Называют падежи и вопросы. Отвечают на вопрос. Отвечают на вопрос (весна). Читают стихотворение. Весна В рощах птичье пенье, А в классе - тишина Проходим мы склонение, Склоняется «весна». Весна, весны, весне, весну, весною, о весне… Гуляет зайчик по окну, Как зайчик на блесне. (Аким Я.Л.) Отвечают на вопрос (во всех) Выполняют задание.
Отвечают на вопрос. Оценивают. | Личностные: сформированность потребности в самовыражении и самореализации; сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств. Коммуникативные: умение слушать, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий, различение способа и результата действий; предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. |
4. Создание проблемной ситуации. Открытие учащимися «нового знания».
| «Приди ко мне, брате, в Москов»,- обращается Ю. Долгорукий к черниговскому князю Святославу. Слайд 9.Смысл сказанного ясен каждому без перевода. Обратите внимание на существительные и определите их падеж. А что значит фраза «Приди ко мне»? Правильно. Слово «брате» стоит в звательном падеже. Такой 7-й падеж был в древнерусском языке. Его употребляли при обращении. В современном русском языке звательная форма совпала с формой Им. П. и отличается от него лишь особой звательной интонацией и синтаксическим употреблением (в качестве обращения). Но мы с формой звательного падежа встречаемся и сегодня в произведениях художественной литературы. Слайд 10. Найдите формы звательного падежа. Похожи ли эти слова на обращения? ( Физминутка «Падежи» (слайд 11) Именительный подпрыгнул, А Родительный летал. Дательный полез на горку, А Винительный устал. Наш Творительный поплавал, А Предложный убежал. Падежи нам все нужны- И при этом все важны. (можно под музыку). |
Определяют падежи. Приходят к выводу, что у слова «брате» сложно определить падеж. Звал, приглашал.
1. Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее. 2. Не губи меня, девица! 3. Постой, бабушка, постой немножко... 4. Что, Соколко, что с тобою? Находят (царица, девица, бабушка, Соколко). Да. Выполняют физические упражнения. | Личностные: Формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания»; снятие напряжения и утомления на уроке. Познавательные: выделять главное, извлекать информацию; анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности; преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле; обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Регулятивные: искать пути решения проблемы. |
5. Закрепление нового материала | Задание 2. Приложение 2. Работа в группах (можно в парах) Проверка слайд 12 Оцените себя. Задание 3. Приложение 3. Все ли падежи имеют предлоги? Проверка (слайд 13, 14) З Задание 4. Работа с учебником (слайд 15). Упр. 522- коллективно (устно) С самостоятельно: Упр. 523-1гр; упр. 526-2 гр. Проверка. | Выполняют задание. Проверяют. Оценивают. Выполняют задание. Отвечают на вопрос (нет). Оценивают себя. Выполняют задание. Выполняют задание. Оценивание. | Личностные: осознание необходимости пополнения своих знаний. Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы. Коммуникативные УУД: соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики; слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; оказывать взаимопомощь, осуществлять контроль. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи. планирование своих действий. |
6. Подведение итогов урока. Рефлексия | Вспомните, как вы работали на уроке. Какую цель перед собой поставили? Достигли ли этой цели, как? Какие задания были трудными, в чем состояла трудность? Заполнение таблицы и листа самооценки. Приложение 4 (слайд 16). | Вспоминают. Отвечают на вопросы.
Заполняют таблицу. | Личностные: развитие самооценки личности; формирование адекватной позитивной самооценки. Регулятивные: соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы согласно критериям; осуществление итогового и пошагового контроля по результату. Коммуникативные: соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики; слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; строить связанное монологическое высказывание. Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы. |
7. Информация о домашнем задании | На выбор 1. параграф 98, упр. 525. 2. Составить словарный диктант из имен существительных. 3. Написать сочинение на тему «Весна» (слайд 17). | Оценивают свои возможности в выполнении домашнего задания. Ставят пред собой учебно-познавательную цель для самостоятельной работы. Записывают д/з. | Личностные: формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения; Формирование границ собственного «знания « и «незнания». Регулятивные: адекватная самооценка. Познавательные: поиск разнообразных способов решения задач. Коммуникативные: Умение слушать. |
Приложение 1
Задание 1.
Работа в группах определить, в каком падеже стоит слово «дело».
Велик телом, да мал делом. (Т.п)
Дело шуток не любит. (И.п.)
От слова до дела целая верста. (Р.п)
И умен, и крепок, и в деле гож. (П.п.)
Всех дел не переделаешь. (Р.п.)
Жизнь дана на добрые дела. (В.п.)
Умен на словах, да глуп на делах. (П.п.)
Языком не спеши, а делами не смеши. (Т.п.)
По твоим делам о тебе судят. (Д.п.)
Дело как сажа бела. (И.п.)
Делу время, потехе час. (Д.п.)
Дело знай, а правду помни. (В.п.)
За делом и день пролетел незаметно. (Т.п.)
Хороша вера у дела. (Р.п.)
Приложение 2.
Задание 2. Найти в предложениях существительные в форме звательного падежа.
«Чего тебе надобно, старче?» ( Пушкин А.С.)
«А поворотись-ка, сынку!» (Гоголь Н.В.)
«Ты откуда, человече?» (Багрицкий)
«Я, батько, бежал из Балты» (Багрицкий)
«Царю небесный, спаси меня…» ( Лермонтов М.Ю.)
«Батюшка Николае, моли Бога о нас» (газета «Русский вестник», №47-48, 2002)
«Пойди, княже, с нами в дань» («Повесть временных лет»)
Приложение 3
Задание 3.
Посчитайте, сколько существительных в данном тексте.
Перечислите их.
Найдите существительные и определите падеж. (1гр.-И.п –Д. п., 2гр. - В. п - П. п.)
1. Октябрь листвой калёною засыпал чёрный пруд.
2. Осень рощи подожгла.
3. Под дубом спрятался домик.
4. Грустно стоять одному у дороги.
5. Кто-то в телеге по ельнику едет.
6. Тот герой, кто за родину горой.
Из предложений выписать предлоги, которые употребляются с данным падежом.
Падежи | Вопросы | Предлоги |
И.п. | | |
Р.п. | | |
Д.п. | | |
В.п. | | |
Т.п. | | |
П.п. | | |
Приложение 4
Заполните таблицу. Если вы согласны с утверждением, то напротив поставьте «+», если сомневаетесь, то «?»
Утверждение | Самооценка «+» или «?» |
Я знаю название падежей и их вопросы | |
Я умею определять падеж имени существительного | |
Я умею ставить существительное в нужный падеж | |
Я умею составлять словосочетания с существительным в нужном падеже | |
Я умею находить формы звательного падежа в предложениях | |
Лист самооценки
__________________________________________
Задания | Оценка за работу |
Задание 1 | |
Задание 2 | |
Задание 3 | |
Задание 4 | |
Активность на уроке | |