СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка "Падеж имен существительных" 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка "Падеж имен существительных" 5 класс полностью соответствует требованиям ФГОС ООО.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка "Падеж имен существительных" 5 класс»

Технологическая карта урока



Дата: 2.03.2016

Класс: 5

Предмет: русский язык

Учитель: Губарев Михаил Александрович

УМК под ред. Ладыженской Т. А и др.

Тема: Падеж имен существительных

Тип урока: комбинированный

Цель урока: отрабатывать умение определять падеж имен существительных

Задачи урока:

Образовательная:

развивать умение различать падежи по совокупности их признаков; развивать умение употреблять существительные в нужном падеже.

Развивающие:

развивать умения учащихся работать с информацией, аргументировать свой ответ; работать в группах и парах; развивать внимание; развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на изученный материал

Воспитательные:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

формировать мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности; воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма; прививать любовь родному языку.

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Отработка умения определять падеж имен существительных, актуализация знаний учащихся по особенностям склонения существительных.

Метапредметные:

 формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в коллективе.

Личностные:

воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Ресурсы: Мультимедийная презентация, раздаточный материал, учебник.





Этапы урока.

Цель этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

1. Мобилизующий этап

Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, желает успеха.

Звучит фрагмент песенки «УЛЫБКА» (слайд 1).

Как называется песенка?

Какой частью речи является это слово?

Надеюсь, что эта песенка вызвала у вас улыбку и подняла настроение.

Прочитайте, пожалуйста, слова (слайд 2)




Слова какой части речи вы прочитали?

- Какая часть речи называется именем существительным?


Отвечают на приветствие учителя.

Определяют свою готовность к уроку.





Слушают песню, отвечают на вопросы.



Читают слова: улыбка, оттепель, белизна, синева, бирюза, коралл, береза, солнце, вершина, освещение, оттенки, улитка.

Отвечают на вопрос (существительное).

Дают определение имени существительного.

Личностные:

уважение к учителю и сверстникам;

самоопределение;

самооценка готовности к урок;

формирование позитивной моральной самооценки и моральных чувств.





2. Формулирование темы урока, целеполагание.


В эстонском языке -14, а в финском - 15.

В осетинском - 8.

А вот в венгерском целых 22.

В дагестанском - 50.

В китайском – нет вовсе!

А в русском – 6 (слайд 3).

О чем пойдет речь сегодня на уроке? Какова тема урока?

Знаете ли вы уже что-то о падежах имен существительных?

Как вы думаете, все ли вам известно о падежах?

Как вы думаете, могут ли нам пригодиться эти сведения в жизни?







Размышляют, формулируют тему урока («Падеж имен существительных»)

Отвечают на вопросы, определяют задачи урока:

1.Обобщить информацию о падежах имен существительных.

2.Узнать новые сведения о падежах.

3.Применить эти знания на практике.

(Слайд 4)

Регулятивные:

высказывать предположения на основе наблюдений;

формулировать тему урока, задачи;

самостоятельно планировать деятельность.

Познавательные:

анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.

Коммуникативные:

уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

3. Актуализация знаний.


Откройте тетради и запишите число, тему.

Давайте вспомним падежи и вопросы к ним. Почему у каждого падежа два вопроса?

Проверка (слайд 5)

А какое время года у нас сейчас? Чтение стихотворения «Весна». Обратить внимание обучающихся на картину А. Саврасова «Грачи прилетели» ( слайд 6)

Словарь: блесна - металлическая пластинка, на которой прикрепляют крючок для рыбной ловли.








В каких падежах употребляется слово весна?

Задание 1. Приложение 1

(Через 1-2 мин. проверяем. Ответы на слайде 7,8 )

Как вы поняли смысл пословицы «Велик телом, да мал делом».

ЛИСТ САМООЦЕНКИ. (ПОСЛЕ КАЖДОГО ЗАДАНИЯ ОЦЕНИТЕ СЕБЯ).

Записывают.

Называют падежи и вопросы.

Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопрос (весна).

Читают стихотворение.

Весна

В рощах птичье пенье,

А в классе - тишина

Проходим мы склонение,

Склоняется «весна».

Весна, весны, весне, весну, весною, о весне…

Гуляет зайчик по окну,

Как зайчик на блесне.

(Аким Я.Л.)

Отвечают на вопрос (во всех)



Выполняют задание.



Отвечают на вопрос.

Оценивают.

Личностные:

сформированность потребности в самовыражении и самореализации;
сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:

умение слушать,
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации.
Регулятивные:

принятие и сохранение учебной задачи;
планирование своих действий,
различение способа и результата действий;
предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.


4. Создание проблемной ситуации. Открытие учащимися «нового знания».




«Приди ко мне, брате, в Москов»,- обращается Ю. Долгорукий к черниговскому князю Святославу. Слайд 9.Смысл сказанного ясен каждому без перевода. Обратите внимание на существительные и определите их падеж.

А что значит фраза «Приди ко мне»? Правильно.

Слово «брате» стоит в звательном падеже. Такой 7-й падеж был в древнерусском языке. Его употребляли при обращении.

В современном русском языке звательная форма совпала с формой Им. П. и отличается от него лишь особой звательной интонацией и синтаксическим употреблением (в качестве обращения).

Но мы с формой звательного падежа встречаемся и сегодня в произведениях художественной литературы. Слайд 10.

Найдите формы звательного падежа.

Похожи ли эти слова на обращения? (

Физминутка «Падежи» (слайд 11)
Именительный подпрыгнул,
А Родительный летал.
Дательный полез на горку,
А Винительный устал.
Наш Творительный поплавал,
А Предложный убежал.
Падежи нам все нужны-
И при этом все важны.

(можно под музыку).





Определяют падежи. Приходят к выводу, что у слова «брате» сложно определить падеж.

Звал, приглашал.





1. Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее.

2. Не губи меня, девица!

3. Постой, бабушка, постой немножко...

4. Что, Соколко, что с тобою?

Находят (царица, девица, бабушка, Соколко).

Да.


Выполняют физические упражнения.

Личностные:

Формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания»;

снятие напряжения и утомления на уроке.

Познавательные:

выделять главное, извлекать информацию;

анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности;

преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные:

строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле;

обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме;

слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные:

искать пути решения проблемы.

5. Закрепление нового материала

Задание 2. Приложение 2.

Работа в группах (можно в парах) Проверка слайд 12

Оцените себя.

Задание 3. Приложение 3.

Все ли падежи имеют предлоги?

Проверка (слайд 13, 14)

З Задание 4. Работа с учебником (слайд 15).


Упр. 522- коллективно (устно)


С самостоятельно:

Упр. 523-1гр; упр. 526-2 гр.

Проверка.

Выполняют задание.


Проверяют.

Оценивают.

Выполняют задание.

Отвечают на вопрос (нет).

Оценивают себя.



Выполняют задание.


Выполняют задание.


Оценивание.

Личностные:

осознание необходимости пополнения своих знаний.

Познавательные:

анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

оказывать взаимопомощь, осуществлять контроль.

Регулятивные:

принятие и сохранение учебной задачи.

планирование своих действий.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия

Вспомните, как вы работали на уроке.

Какую цель перед собой поставили?

Достигли ли этой цели, как?

Какие задания были трудными, в чем состояла трудность?

Заполнение таблицы и листа самооценки. Приложение 4 (слайд 16).

Вспоминают.

Отвечают на вопросы.



Заполняют таблицу.

Личностные:

развитие самооценки личности;

формирование адекватной позитивной самооценки.

Регулятивные:

соотносить цели и результаты своей деятельности;

определять степень успешности работы согласно критериям;

осуществление итогового и пошагового контроля по результату.

Коммуникативные:

соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

строить связанное монологическое высказывание.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

7. Информация о домашнем задании

На выбор

1. параграф 98, упр. 525.

2. Составить словарный диктант из имен существительных.

3. Написать сочинение на тему «Весна» (слайд 17).


Оценивают свои возможности в выполнении домашнего задания. Ставят пред собой учебно-познавательную цель для самостоятельной работы. Записывают д/з.


Личностные:

формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения;
Формирование границ собственного «знания « и «незнания».

Регулятивные:
адекватная самооценка.

Познавательные:
поиск разнообразных способов решения задач.

Коммуникативные:
Умение слушать.













Приложение 1

Задание 1.

Работа в группах определить, в каком падеже стоит слово «дело».

  1. Велик телом, да мал делом. (Т.п)

  2. Дело шуток не любит. (И.п.)

  3. От слова до дела целая верста. (Р.п)

  4. И умен, и крепок, и в деле гож. (П.п.)

  5. Всех дел не переделаешь. (Р.п.)

  6. Жизнь дана на добрые дела. (В.п.)

  7. Умен на словах, да глуп на делах. (П.п.)

  8. Языком не спеши, а делами не смеши. (Т.п.)

  9. По твоим делам о тебе судят. (Д.п.)

  10. Дело как сажа бела. (И.п.)

  11. Делу время, потехе час. (Д.п.)

  12. Дело знай, а правду помни. (В.п.)

  13. За делом и день пролетел незаметно. (Т.п.)

  14. Хороша вера у дела. (Р.п.)

Приложение 2.

Задание 2. Найти в предложениях существительные в форме звательного падежа.

  1. «Чего тебе надобно, старче?» ( Пушкин А.С.)

  2. «А поворотись-ка, сынку!» (Гоголь Н.В.)

  3. «Ты откуда, человече?» (Багрицкий)

  4. «Я, батько, бежал из Балты» (Багрицкий)

  5. «Царю небесный, спаси меня…» ( Лермонтов М.Ю.)

  6. «Батюшка Николае, моли Бога о нас» (газета «Русский вестник», №47-48, 2002)

  7. «Пойди, княже, с нами в дань» («Повесть временных лет») 

Приложение 3

Задание 3.

Посчитайте, сколько существительных в данном тексте.

Перечислите их.

Найдите существительные и определите падеж. (1гр.-И.п –Д. п., 2гр. - В. п - П. п.)

                      1. Октябрь листвой калёною засыпал чёрный пруд.

                      2. Осень рощи подожгла.

                      3. Под дубом спрятался домик.

                      4. Грустно стоять одному у дороги.

                      5. Кто-то в телеге по ельнику едет.

                 6. Тот герой, кто за родину горой.

Из предложений выписать предлоги, которые употребляются с данным падежом.

Падежи

Вопросы

Предлоги

И.п.



Р.п.



Д.п.



В.п.



Т.п.



П.п.







Приложение 4

Заполните таблицу. Если вы согласны с утверждением, то напротив поставьте «+», если сомневаетесь, то «?»

Утверждение

Самооценка

«+» или «?»

Я знаю название падежей и их вопросы


Я умею определять падеж имени существительного


Я умею ставить существительное в нужный падеж


Я умею составлять словосочетания с существительным в нужном падеже


Я умею находить формы звательного падежа в предложениях




Лист самооценки

__________________________________________

Задания

Оценка за работу

Задание 1


Задание 2


Задание 3


Задание 4


Активность на уроке







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!