– принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры.
- формировать умение поиска информации в учебном словаре (словарь «Пиши правильно», Толковый словарь), понимание и преобразование информации;
- подведение под понятие (начальная форма слов-названий признаков предмета).
- коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) – учёт позиции собеседника.
- писать словарные слова.
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент | Проверить готовность обучающихся, их настрой на работу | Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. - У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости. Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться «Доброе утро!» -Скажем всем «Доброе утро!» -Если хотите получить удовольствие от урока, прошу вас быть моими активными помощниками. Желаю всем хорошего настроения. Листы успеха. (В карточках таблица, где дети отмечают степень трудности предлагаемых заданий. Красный – трудно, желтый – вызвало затруднение, зеленый - легко) (Слайд 1) | Проверяют свою готовность к уроку. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Минутка чистописания | Совершенствование каллиграфического навыка начертания букв и соединений, развитие фонематического слуха | А теперь давайте откроем тетради, запишем число и классная работа. Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. Какая буква лишняя и почему а,и,я,у,о (Слайд 2) | Записывают число, классная работа. Учащиеся приходят к выводу, что в первой записи лишняя буква И, Во второй строчке Я | Регулятивные: контроль за аккуратностью выполнения задания |
3.Словарная работа. Актуализация опорных знаний | Проверить у учащихся правописание словарных слов. Повторить правило о начальной форме слов-названий предметов. | 2. Отгадайте загадки, напишите отгадки. Голубочка бела в дом прилетела. Что видела, про всё рассказала. (Газета) Крупный, полосатый, С огорода взятый, Сахарный и алый стал – Кушайте, пожалуйста! (Арбуз) Живёт в нём вся вселенная, А вещь обыкновенная. (Телевизор) Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем – гладко, А откусишь – сладко. (Яблоко) Непоседы пестрые Птицы длиннохвостые, Птицы говорливые, Самые болтливые. (Сороки) Серебристой бахромой На ветвях висит зимой, А весною на весу превращается в росу. (Иней) (Слайд 3-8) Запись в тетради у детей: газета, арбуз, телевизор, яблоко, сороки, иней. - Прочитайте слова. Что общее у данных слов? (Слова обозначают предмет, словарные слова.) Какое слово «лишнее», почему? (Слово сороки отвечает на вопрос кто?, стоит во множественном числе.) (СЛАЙД 9) - В каком словаре мы можем проверить написание этих слов? Откройте словарь «Пиши правильно» и Делаем взаимо-проверку написаных слов. - Миша не нашёл в словаре слово сороки. Вы согласны с Мишей? Почему? (Дети должны уточнить, что слова в словарях записаны в начальной форме. Начальная форма слов-названий предметов отвечает на вопросы кто? или что? и стоит в единственном числе.) Вывод (СЛАЙД 10) Подберите к каждому слову- предмету слово- признак. На какие вопросы отвечают слова- признаки? | Отгадывают загадки, записывают слова в тетради. Взаимопроверка словарных слов. Вспоминают о начальной форме слов -названий предметов. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные- моделирование, логическое - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
4. Постановка цели урока. Введение в тему урока через проблему | | -Тема сегодняшнего урока зашифрована. Необходимо с соседом по плечу выполнить вычисления, тогда вы узнаете, с чем мы сегодня познакомимся на уроке. Попробуем! Учимся опре+деде-де+лять на+ку-ку+чаль+нуну-ну+ю фор+фор-фор+му слоо-о+в- припри+ зна+ ко+ков пре+предме+та+та.(задание на карточках, работают в парах) . (Слайд 11) - Кто уже расшифровал? (Ответы детей) . Тема: Учимся определять начальную форму слова( Слайд 12) Какова же цель нашего сегодняшнего урока? ( Слайд 13) | Ответы детей. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные- моделирование, логическое - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала. | Сформировать понятие «начальная форма» слов-названий признаков предметов, умение ставить слова- названия признаков предметов в начальную формую. формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное. | ( Слайд 14) Наша волшебница Анишит Йокоповна задала Маше и Мише трудный вопрос: «Кто может рассказать о начальной форме слов-названий признаков?» Может, мы им поможем? Где мы можем найти ответ на этот вопрос (правило, стр. 15.) Вывод ( Слайд 15) . Игра «Не ошибись!» Голубой, толстая, заботливый, весеннее, сильный, яркое, разговорчивый, светлая, дорожный, яркое, лесной. | Читают плакат Летучей Мыши, а затем дают вывод. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра |
6. Физминутка | Снять динамическую усталость, восстановить работоспособность | Физминутка проводится под музыку. ( Слайд 16) | Учащиеся выполняют упражнения за учителем | |
7. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений. | Формирование способа деятельности. | ( Слайд 17) Работа в группе. ( Слайд 18) Упр. 10, стр. 15. (Акцент делается на то, что в любом словаре слова даны в начальной форме.) Самостоятельная работа Упр. 11. Орхидея – травянистое – травянистый яркими – яркий душистыми – душистый необычной – необычный разнообразной - разнообразный - Выделите окончания в начальной форме каждого слова. Какие окончания выделили? ( -ЫЙ, -ИЙ, бывает ещё –ОЙ) | Хлопают в ладоши, если слышат слово -название признака в начальной форме. Работа с Обратным словарём на букву | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, |
8. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов. | Закрепить знания и умения учащихся по определению начальной формы слов-названий предметов и изменению их по числам. | Над какой темой урока сегодня мы работали? Какую цель ставили для себя? Достигли поставленных целей? Что такое начальная форма слова? Приведите примеры, сформулируйте выводы. | Учимся определять начальную форму слов. Научиться находить начальную форму слов- названий предметов и изменять их по числам. Да. Отвечают на вопрос. Приводят примеры. Делают вывод: в русском языке есть слова-названия предметов, которые могут иметь форму только единственного числа или только множественного. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, |
9.Объяснение и понимание домашнего задания. | Разъяснение способа выполнения упражнения. | Т.2 с.6 упр.7 Разбор упражнения в тетради для самостоятельных работ. | Вместе с учителем поэтапно читают задания, предлагают способы проверки слов. | |
10 Рефлексия. | Отследить удовлетворённость ребёнка своей работой на уроке. | - Посмотрите в свои Листы успеха оцените свою работу 5 квадратов красного цвета – я понял все задания; 4– я многое понимаю, но некоторые вопросы нужно уточнить; Три и менее – мне нужна помощь Огромное спасибо за работу на уроке. Улыбнитесь друг другу. Вы молодцы! (Слайд 19,20) | Учащиеся показывают выбранные жетоны – звездочки. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование. |
627042, Тюменская область, Ялуторовский р-н, с. Аслана, ул. Мусы Джалиля, № 6А.
Учитель : Челялова З. М.