Формулирование темы и целей урока | - Приступаем к изучению новой буквы. А тему нашего урока нам поможет определить один сказочный герой. А что это за герой, вы сейчас мне сами скажете, отгадав загадку. Уплетая калачи, Едет парень на печи. Едет прямо во дворец. Кто же этот молодец? - Знаком ли вам этот сказочный герой? - Из какой он сказки? - Кто автор этой сказки? - Вспомните, кого выловил Емеля в проруби? - Ребята, а кто-нибудь из вас видел щуку? Какая она? - Щука – хищная рыба с удлиненным телом (иногда ее длина достигает 1,5 метра) с большой головой, с мощной нижней челюстью и зубы у нее страшные, вся пасть в зубах, даже на языке и небе. - А почему Емеля отпустил щуку обратно в воду? - Попросим и мы щуку исполнить наше желание. Пусть – познакомит она нас с новым звуком и буквой. Вы уже догадались, с каким? Определите тему нашего урока. - Сформулируйте цель сегодняшнего урока. | Дети слушают и отгадывают загадку. - Емеля. - «По щучьему велению…» - Русская народная сказка. - Щуку. Дети описывают щуку, делятся впечатлениями. - Она исполнила его три желания. - Буква Щ и звуки, которые она обозначает. - Познакомиться с буквой Щ и звуками, которые она обозначает. Учиться читать слоги, слова, предложения с этой буквой. |
Объяснение нового материала. | Выделение нового звука. – Произнесите слово щука, выделяя в нём первый звук. – Назовите выделенный звук и дадим ему характеристику. Какой он? (согласный) - А теперь давайте определим, какой он звонкий или глухой (глухой). И, наконец, мы должны сейчас с вами выяснить звук [щ,] твердый или мягкий. - Какой звук слышите после [щ] в слове щука? Но как произносим [щ]? мягко - Каким цветом будем обозначать в схеме? - Составим схему слова щука. - В реке кроме щуки водятся и другие рыбы. Название одной из них подскажет нам сам Емеля. (Слово Емеля поместить под картинкой). – Прочитайте его имя на доске. - Сколько в слове слогов? (Слайд 9) – Произнесите слово по слогам. (Е-МЕ-ЛЯ). – Будьте внимательны. Правильно называйте указанные звуки, и тогда узнаете название рыбы. (Слайд 10) 1. Согласный звук 3 слога, 2. Гласный звук 2 слога, 3. Добавим новый звук. – Какое слово получилось? – Составим схему слова лещ. Слайд 3. (На карточках , затем проверка, аналогичная слову щука). – Как произносится звук [щ] в начале и в конце слов? - С каким звуком мы знакомились сегодня на уроке? – Дайте характеристику звука [щ]. - Посмотрите на нашу ленту букв и скажите, по своей характеристике на какой звук похож звук [щ]? Вывод: Звук [щ] – согласный, глухой непарный, мягкий непарный. Физминутка - Хлопните в ладоши, если услышите звук [щ'] в словах и топайте ногами, если такого звука нет: шелк, шептать, щекотать, щелкунчик, цапля, честный, шоколад, щипать, щепка, шапка, щипцы. 2. Знакомство с буквой Щ. - Звук [щ] на письме обозначается буквой Щ. – На какую букву похожа Щ? Чем отличаются? - На что похожа буква Щ? Буква Щ поможет нам Чистить зубы по утрам. Ш и Щ – родные сестры, Но у Щ есть хвостик острый. | Дети произносят слово щука, выделяют первый звук «Щ». - Согласный. - Глухой. - Звук у. Но звук произносится мягко. - Зелёным. Ребята выходят по очереди к доске, берут нужную карточку и характеризуют звук). Дети читают имя сказочного героя. - Три слога. Дети произносят слово по слогам. Слушают вопрос учителя и правильно называют нужный звук. - л - э - щ - Лещ. Ребёнок выходит к доске и составляет схему слова. - Мягко. - [щ] - Звук [щ] – согласный, глухой непарный, мягкий непарный. - На звук [ч] . Дети хлопают в ладоши, если слышат звук [щ'] в словах и топают ногами, если такого звука нет. Ответы детей. - На щётку. |
Первичное закрепление | 1. Чтение слогов и слов. - Продолжаем нашу работу. Откройте учебник на стр. 63. - Прочитайте слоги и слова на стр.63 учебника. Читаем по цепочке. - С какими гласными буква щ не образует слоги? - А вот почему, я вам сейчас расскажу. Сказка про шипящие. Жили-были на свете шипящие ж, ш, ч, щ. А неподалеку жили гласные у, ю, ы, и, а, я. Жили очень дружно, и вот однажды решили буквы поиграть в прятки, выпало вадить шипящим, остальные побежали прятаться, сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут, но шипящие во все щели заглянули хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих, вот только никак не могут найти три гласные ы, ю, я. Искали – искали, с ног сбились, до вечера проискали, и вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что ы, ю, я как ни в чем не бывало сидят, смеются, смотрят телевизор, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе. - Итак, давайте ещё раз вспомним характеристику звука [щ']? - Именно потому, что звук Щ итак мягкий всегда, рядом с буквой ща не могут стоять буквы Я, Ю. Отсюда и правило, которое мы сейчас прочитаем и должны запомнить. - Прочитайте правило правописания ча, ща, чу, щу. Нахождение буквы щ в тексте. - А теперь прочитайте стихотворение в азбуке на этой же странице. - Назовите мне слова, в которых встретился звук Щ. - Продолжаем работать. Приготовили простые карандаши. Читаем скороговорку и подчёркиваем опасные места на новые правила ча-ща, чу-щу. - Какую новую информацию вам надо запомнить и применять при написании слов? (Правило ещё раз) Физминутка Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветерок всё тише-тише, Деревцо всё выше-выше. Чтение загадок и выполнение теста. - Продолжим работу. Азбука стр.64. - Как можно назвать одним словом капусту, лук, морковь? - Какой суп не бывает без капусты? (щи) - Какой суп не бывает без свеклы? (борщ) - Итак, урок подходит к концу. - Скажите, с какой буквой мы сегодня знакомились? - Для того, чтобы проверить, как вы запомнили характеристику звука, который даёт буква Щ, выполним следующую работу. Подпишите листочки с заданием. И ответьте на вопросы теста. - Отложите листочки. Придвиньте к себе листочки с текстами. Найдите и зачеркните в тексте все буквы Щ. - Выполните взаимопроверку. | Открывают учебники на странице 63. Дети читают слоги и слова по цепочке. - я,ю,ы. - Звук [щ] – согласный, глухой непарный, мягкий непарный. Читают правило в учебнике вслух. Повторяют хором вслух. Читают стихотворение про себя, затем один ребёнок читает вслух. - Щука, щётка, щекочет. Дети читают скороговорки и подчёркивают простым карандашом сочетания чу-щу, ча-ща. Повторяют правило. Дети читают вслух загадки. - Овощи. - Щи. - Борщ. - С буквой Щ. Дети подписывают работы и отвечают самостоятельно на вопросы теста. Читают текст, зачёркивают в тексте букву Щ. Выполняют взаимопроверку в парах. |