- содействовать усвоению знания обучающихся о согласном звуке [н] [н’] и о букве Нн;
- способствовать развитию умения логического мышления, фонетического слуха, понимание схем;
- воспитывать умение общаться, сознательное соблюдение дисциплины, усидчивости.
Планируемые результаты:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | Методы |
1. Мотивация к учебной деятельности | Приветствует учащихся. Организует их к учебной деятельности. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Алексеевна и сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Начинает урок с ввода сказочного героя. - К нам на урок сегодня пришёл гость. Кто это? - Из какого мультфильма наша сказочный гость? - Она хочет сегодня вместе с вами узнать, что - то новое, поэтому просит помочь ей. - Мы поможем Нюше? - Но для начала Нюша хочет повторить с вами правила поведения на уроке. Я буду называть вам начало правила, а вы должны продолжить его. - Парта – это не кровать и на ней нельзя … - Ответить хочешь - не шуми, а только руку … - Учитель спросит надо встать, когда он сесть позволит - … - Спасибо вам, ребята. Теперь Нюша рада, что пришла к нам в гости. - А теперь давайте проверим, всё ли у вас готово для урока: учебник, пенал, звуковые карточки. - Отлично! Начинаем наш урок! | Приветствуют учителя. Слушают стихотворение. Эмоционально настраиваются на урок. Смотрят на экран - Это Нюша - Из мультфильма «Смешарики». Слушают учителя. - Да, готовы. Повторяют правила поведения на уроке. - лежать - подними - сядь. Слушают учителя. Проверяют свою готовность к уроку. | Л1: становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения; К1: задавать вопросы, отвечать на вопросы других. | Формирование готовности восприятия учебного материала Демонстрация Стимулирование занимательным содержанием Беседа Повторение |
2. Актуализация опорных знаний | Организует актуализацию знаний. - Наша гостья Нюша приготовила для вас несколько вопросов. Вы готовы отвечать Нюше? - Нюша просит обратить ваше внимание на ленту букв, которая весит над доской, посмотрите на неё. - Вспомните, на какие группы делятся звуки? - Какие звуки мы называем гласными? - Сейчас я расскажу вам стихотворение о гласных звуках, послушайте внимательно. [А] на астре расцветает, [И] на иволге летает, [О] на ослике сидит, [У] на улицу глядит, [Э] на эхо отозвался, [Ы] вовнутрь слов забрался, Сыром тыкву закусил и добавки попросил! - Теперь давайте вспомним какие звуки мы называем согласными? - Какие мы встречаем преграды при произношении согласного звука? - Какие бывают согласные звуки? - Как мы выделяем твёрдый согласный звук в схеме? - А мягкий? - Каким цветом выделяются гласные звуки на схеме? - Посмотрите на экран Нюша предлагает нам произнести гласные звуки: а, о, и, ы, у. Проговаривает звуки. - Назовите буквы, которыми обозначаются звуки: а, о, и, ы, у. На экране появляются буквы. - Вы большие молодцы! Нюша очень довольна вашими ответами! | Смотрят на экран. - Да, готовы. Смотрят на ленту букв. Отвечают на вопросы учителя. - Звуки делятся на гласные и согласные - Гласные звуки – это звуки при произношении которых воздух не встречает на своём пути преград. Слушают стихотворение. Согласные звуки - это звуки при произношении которых воздух встречает на своём пути преграды. - Зубы, губы, язычок - Твёрдые и мягкие - Синим цветом - Зелёным цветом - Красным цветом Проговаривают звуки вместе с учителем. Называют буквы, которыми обозначаются звуки: а, о, и, ы, у. Слушают учителя. | К1: задавать вопросы, отвечать на вопросы других. Л1: становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка К1: задавать вопросы, отвечать на вопросы других. Л1: становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка | Повторение Демонстрация Слушание Диалог Демонстрация Упражнение Повторение |
3. Организация познавательной деятельности 3.1. Целеполагание | Подводит к определению темы и цели урока. - Все ли звуки и буквы нам известны? - Хотите познакомиться с новыми «жителями» страны звуков и букв? - Нюша предлагает вам посмотреть на картинки первой группы. - Назовите предметы, изображённые на них. - Теперь Нюша предлагает вам посмотреть на картинки второй группы. - Назовите предметы, изображённые на картинках второй группы? - Как вы думаете, по какому признаку Нюша объединила эти предметы в группы? - Что помогло вам назвать эти предметы? - Чем предмет отличается от слова? - Посмотрите ещё раз внимательно на слова первой группы. Найдите одно лишнее слово. - Какое слово нужно исключить из первой группы? Кто догадался? - Посмотрите ещё раз внимательно на слова второй группы. Найдите одно лишнее слово. - Какое слово нужно исключить из второй группы? Кто догадался? - Итак, какие слова мы исключили? - Произнесите первые звуки в этих словах. - А раньше мы говорили про эти звуки? - Кто знает, какой буквой на письме обозначают звуки [н], [н]? - Верно! Сегодня мы познакомимся с согласными звуками [н], [н] и буквой Нн. | Отвечают на вопросы учителя. - Нет - Да, хотим Рассматривают картинки на экране. - Кит, кот, носорог Рассматривают картинки на экране. - Нюша, Колобок, Петрушка - Первая группа – животные, вторая группа – герои сказок. - Слова, которые их называют. - Предмет можно увидеть и потрогать, а слово – произнести и услышать. Смотрят на слова, находят лишнее. - Носорог – в этом слове 3 слога, а в остальных 1 слог; также в этом слове 7 звуков, а в остальных по 3 звука. Смотрят на слова, находят лишнее. - Нюша – в этом слове 2 слога, а в остальных 3 звука; также это слово женского рода, а остальные мужского. - Носорог и Нюша - В слове носорог первый звук – [н], а в слове Нюша – [н] - Нет - Буквой Н. Слушают учителя. | Л1: становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка К1: задавать вопросы, отвечать на вопросы других. Р2: понимать информацию, представленную графической форме; переводить её в словесную форму; К1: задавать вопросы, отвечать на вопросы других. К1: задавать вопросы, отвечать на вопросы других. | Беседа Стимулирование занимательным содержанием Демонстрация Демонстрация Беседа Беседа Демонстрация Беседа Демонстрация Беседа Подводящий диалог |
3.2. Открытие нового знания Физминутка | Организует работу по учебнику. - Теперь Нюша предлагает нам поработать в учебнике. - Откройте учебники на с. 4 и 0. Покажите пальчиком страницу. - Рассмотрите рисунок и расскажите, что на нём изображено. - Верно! На этом рисунке изображён русский богатырь Никита Кожемяка. А Кожемякой его прозвали за то, что он разминал бычьи кожи, чтобы из них шили одежду, обувь и воинское снаряжение. Сила у него была огромная. Никита совершил подвиг для русской земли – освободил землю от Змея Горыныча. - Назовите предметы, изображённые на рисунке, в названии которых есть звуки [н], [н]. - Произнесите слово «Никита», выделяя первый звук. - Охарактеризуйте этот звук. Какой он? - Как мы обозначаем мягкие согласные? - Произнесите слово «дракон», выделяя последний звук. - Охарактеризуйте этот звук. Какой он? - как мы обозначаем согласные твёрдые звуки? Организует звуковой анализ слов «барабан» и «конь». - Откройте учебники на с. 4 и 1. Покажите пальчиком страницу. - Назовите предмет, изображённый на рисунке. - Рассмотрите первую схему. - Сколько слогов в слове «барабан»? - Давайте вместе произнесём первый слог, второй, третий. - Какой слог ударный? Произнесите его. - Произнесите звук, на который указывает стрелка. - Каким цветом он обозначен? Почему? - Рассмотрите вторую схему. - Сколько слогов в слове «конь»? - Давайте вместе произнесём этот слог. - Какой звук ударный в этом слоге? Произнесите его. - Произнесите звук, на который указывает стрелка. - Каким цветом он обозначен? Почему? - Отлично! Молодцы! Нюша довольна тем, как вы поработали! Организует проведение физминутки. - А теперь Нюша предлагает вам немного отдохнуть и выполнить физминутку вместе с её другом Крошем (видео). | Слушают учителя. Открывают учебники на с. 4 и 0. Показывают пальчиком страницу. - На рисунке изображён мужчина и дракон. Слушают рассказ учителя. - Никита, дракон, небо, солнце. - Согласный, мягкий, звонкий. - Зелёным цветом - Согласный, твёрдый, звонкий - Синим цветом - Игрушечный конь - 3 слога: ба – ра – бан Вместе с учителем произносят слоги: ба – ра – бан. - Слог «бан» - ударный. Произносят слог «бан». - Звук н - Он обозначен синим цветом, потому что он согласный и твёрдый. - Один слог «конь» Вместе с учителем произносят слог «конь». - Звук о Произносят звук о - Звук н - Он обозначен зелёным цветом, потому что, он согласный и мягкий. Слушают учителя и смотрят на слайд. Выполняют физминутку. | Р2: понимать информацию, представленную графической форме; переводить её в словесную форму; К1: задавать вопросы, отвечать на вопросы других. Р2: понимать информацию, представленную графической форме; переводить её в словесную форму; К1: задавать вопросы, отвечать на вопросы других. Р2: понимать информацию, представленную графической форме; переводить её в словесную форму; | Демонстрация Беседа Работа с учебником Рассказ Демонстрация Беседа Беседа Работа с учебником Демонстрация Упражнение Беседа |
3.3. Первичное закрепление | Организует знакомство с буквами Н, н. - Теперь мы отдохнули и можем продолжить нашу работу. - Ребята, скажите, чем отличается звук от буквы? - Откройте учебники на с. 4 и 1. - Посмотрите, какой буквой мы будем обозначать звуки [н], [н]? - Ребята, звуки [н], [н] мы будем обозначать печатной буквой эн большой и маленькой. Носорог кричит друзьям, Букву Н принёс я вам, Букву Н вам надо знать, Чтобы Новый год встречать. - Сейчас Нюша предлагает поиграть в игру. Нюша будет показывать вам разные буквы. Если вы увидите букву, которой не обозначаются [н] и [н] - топаете. А если увидите букву, которой обозначаются эти звуки – хлопаете. Организует проведение физминутки для глаз (видео). - Ребята, ваши глазки устали и я предлагаю вам выполнить вместе с Нюшей физминутку для глаз. | Слушают учителя. - Звук мы произносим и слышим, буквы мы видим и пишем. Открывают учебники на с 4 и 1. - Буквой Н Слушают внимательно стихотворение. Определяют букву, которая обозначает звуки [н] и [н]. Выполняют физминутку для глаз. | К1: задавать вопросы, отвечать на вопросы других. Л1: становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка | Беседа Работа с учебником Стимулирование занимательным содержанием Игровой метод |
3.4. Самостоятельная работа | Организует работу по чтению слогов и составлению рассказа по картинке. - Теперь давайте вместе прочитаем слоги на с 4 и 1. Приговаривает вместе с детьми слоги: на, но, ны, ну, ни. - А теперь прочитаем внизу странички предложения. Вместе с детьми читает предложения. - Когда так говорят? - Рассмотрите рисунок. Давайте попробуем составить текст так, чтобы он заканчивался данными предложениями. Вместе с детьми составляет и проговаривает текст. | Проговаривают вместе с учителем. - Когда катаются на игрушечном коне. Рассматривают рисунок. Вместе с учителем составляют и проговаривают текст. | Р2: понимать информацию, представленную графической форме; переводить её в словесную форму; К1: задавать вопросы, отвечать на вопросы других. | Работа с учебником Беседа Творческое задание |
3.5. Повторение и включение в систему знаний. | Организует работу по повторению изученного материала. - Ребята, Нюша говорит, что вы сегодня хорошо работали на уроке. Давайте вместе хором прочитаем пословицы на с. 4 и 0. Труд кормит, а лень портит. - Объясните, как вы понимаете эту пословицу? - Ребята, давайте напомним Нюше, с какими звуками мы познакомились сегодня на уроке? - Какой буквой обозначаются эти звуки? - Какое задание было для вас самым лёгким на уроке? - Какое задание было самым трудным на уроке? - Молодцы! Нюша очень рада, что побывала сегодня у нас в гостях. | Смотрят на экран. Открывают учебники на с 4 и 0. Вместе с учителем хором повторяют пословицу. - Если человек будет трудиться и работать, то он добьётся своих целей, сделает что – нибудь полезное. Если не будет трудиться, то ничего не добьётся, ничего у него не будет. Он станет ленивым человеком - Мы познакомились со звуками н и н - Большой и маленькой буквой Эн (Нн) Высказывают свои предположения. Высказывают свои предположения. | К1: задавать вопросы, отвечать на вопросы других. Л1: становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка К1: задавать вопросы, отвечать на вопросы других. | Демонстрация Работа с учебником Беседа Обобщающая беседа |
4. Рефлексия учебной деятельности | Организует самооцевание учебной деятельности обучающихся. - Ребята, наш урок подходит к концу, и я предлагаю вам о оценить свою деятельность на уроке при помощи смайликов. - Поднимите зелёный смайлик, если у вас не возникло трудностей на уроке, со всеми заданиями вы справились и настроение у вас было хорошее; поднимите жёлтый смайлик, если испытывали трудности, не со всеми заданиями справились и у вас было плохое настроение. - Ребята, мне очень приятно было работать с вами. Показывает свою оценку - зелёный смайлик детям. - Вы очень хорошо работали на уроке, были внимательными и старательными. Вы большие молодцы, спасибо за работу! До свидания! | Слушают объяснения учителя. Оценивают свою деятельность на уроке при помощи смайликов. Слушают учителя. Прощаются с учителем. | Л2: развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку; | Пояснение Самооценка |