В авторской программе (Алексеев А.И., Бахир М.А., Ильинский С.В., Вавилова К.Н., Николина В.В. в сб. География. Сборник примерных рабочих программ. Предметные линии «Полярная звезда». 5-11 классы. В.П. Максаковского. 10-11 классы. Базовый уровень:учеб.пособие для общеобразоват. организаций/А.И, Алексеев. – 2-е изд., перераб, - М.: Просвещение, 2020. – 189 с.) на с. 92 указано, что на изучение географии в 9 классе отводится 70., из которых 10 ч – резервное время. На тему 1 отводится 22 часа, на тему 2 отводится 38 часов. Однако, из содержания с. 111 (также с. 26) следует, что авторы запланировали еще одну тему: «Россия в мире». Таким образом, резерв не 10 часов, а 9. В соответствии с учебным планом школы, резервное время в 9 классе сокращено еще на два часа и становится равным 7 часам. В указанной программе имеются разночтения: на с. 23-26 записаны правильно разделы и темы. На с. 92-111 разделы названы темами. В данной рабочей программе это несоответствие исправлено.
На основе выше указанной программы (включая тематическое планирование) невозможно определить конкретную расчасовку и место параграфов «Учимся с полярной звездой» в теме и разделе. Для того, чтобы это выяснить, было использовано пособие:
- Николина В. В. География. Поурочные разработки. 9 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. В. Николина. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2018. — 204 с. Однако, в этом пособии также наблюдаем несоответствие: например, указанное количество часов в содержании программы (28) на изучение 1 раздела не совпадает с количеством часов (20) в тематическом планировании, но зато совпадает с тематическим планированием авторской программы 2020 года, правда, в содержании курса этой же программы указывается не 20 часов, а 22.
Раздел 2. В данной рабочей программе составляет 41 час (38 часов по тематическому планированию программы 2020 г – с. 102, плюс три часа из резервного времени). Реально в тематическом планировании выделено 36 уроков (они уже включают уроки «Учимся с полярной звездой»), поэтому остальные 5 часов распределены на 4 практические работы из раздела, 1 час выделен на обобщение и повторение.
Раздел 3. Согласно тематическому планированию программы (2020 г.) на этот раздел отводится 1 час (с. 111).
Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата | Ресурсное обеспечение |
План | Факт |
Раздел 1. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (26 часа) |
Тема 1. Общая характеристика хозяйства (3 часа) |
1.Развитие хозяйства | 1 | 9А,9В,9Г-6.09 9Б-5.09 | | Физическая карта Российская Федерация; карта Политико-административная России презентация |
2.Особенности экономики России | 1 | 9А,9Б-10.09 9В,9Г-9.09 | |
3.Учимся с «Полярной звездой» (1) | 1 | 9А,9В,9Г-13.09 9Б-12.09 | |
Тема 2. Топливно-энергетический комплекс (6 часов) |
4.Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. | | 9А,9В.9Г-27.09 9Б-26.09 | | Компоненты УМК Физическая карта России |
5.Нефтяная промышленность. | 1 | 9А,9Б-1.10 9В.9Г-30.09 | |
6.Газовая промышленность. | 1 | 9А,9В,9Г-4.10 9Б-3.10 | | |
7.Электроэнергетика. Пр.р.1 (об.) Анализ статистических и текстовых материалов с целью сравнения стоимости электроэнергии для населения России в различных регионах. | 1 | 9А,9Б-8.10 9В,9Г-7.10 | | Карточки с заданиями. Атласы. |
8. Сравнительная оценка возможностей для развития энергетики ВИЭ в отдельных регионах страны Пр.р.2 (оц.) | 1 | | | |
9.Обобщение «Топливно-энергетический комплекс» | 1 | | | |
Тема 3. Металлургия (2 часа) |
10.Чёрная металлургия. | 1 | 9А,9В,9Г-11.10 9Б-10.10 | | УМК Е.М.Домогацких ЭОР «Население России» |
11.Цветная металлургия. Пр.р.3 (об.) Анализ различных источников информации, включая ресурсы Интернета, с целью определения структуры себестоимости производства алюминия. | 1 | 9А,9Б-15.10 9В,9Г-14.10 | | УМК Е.М. Домогацких К.: Размещение населения |
Тема 4. Машиностроение (2 часа) |
12.Машиностроение. | 1 | 9А,9Б-19.11 9В,9Г-22.11 | | УМК Е.М. Домогацких |
13.Машиностроение. Пр.р.4 (об.) Анализ различных источников информации, включая ресурсы Интернета, с целью объяснения влияния географического положения машиностроительного предприятия (по выбору) на конкурентоспособность его продукции. | 1 | 9А-22.11 9Б-21.11 9В,9Г-25.11 | |
Тема 5. Химическая промышленность (2 часа) |
14.Химическая промышленность | 1 | 9А-29.11 9Б-28.11 9В,9Г-2.12 | | |
15. Анализ текстовых источников информации с целью объяснения размещения предприятий одной из отраслей химической промышленности (на примере производства синтетического каучука) Пр.р.5 (об.) | 1 | | | |
Тема 6. Лесопромышленный комплекс (2 часа) |
16.Лесопромышленный комплекс. | 1 | 9А-7.02 9Б-6.02 9В-10.02 9Г-3.02 | | К.: Европеский Север и Северо – Запад Презентация |
17. Анализ «Прогноза развития лесного сектора Российской Федерации до 2030 г.» и «Стратегии развития лесопромышленного комплекса до 2030 г.» с целью перспектив и проблем развития комплекса Пр.р.6(об.) | 1 | | | |
Тема 7. Агропромышленный комплекс (4 часа) |
18.Сельское хозяйство. Растениеводство. | 1 | 9А-14.02 9Б-13.02 9В-17.02 9Г-10.02 | | |
19.Сельское хозяйство. Животноводство. | 1 | 9А,9Б-18.02 9В-21.02 9Г-14.02 | | |
20.Учимся с «Полярной звездой» (2) Пр.р.7 (об.) Определение влияния природных и социальных факторов на развитие отраслей АПК. | 1 | 9А-21.02 9Б-20.02 9В-28.02 9Г-17.02 | | УМК Е.М. Домогацких К.: Центральная Россия |
21. Пищевая промышленность и лёгкая промышленность. | | | | |
Тема 8. Инфраструктурный комплекс (5 часов) |
22.Транспортная инфраструктура (1) | 1 | 9А,9Г-28.02 9Б-27.02 9В-6.03 | | Карточки с заданиями Атласы |
23.Транспортная инфраструктура (2) | 1 | 9А,9Б-3.03 9В-13.03 9Г-2.03 | | УМК Е.М. Домогацких К.: Европейский Юг |
24.Социальная инфраструктура. | 1 | 9А,9Г-6.03 9Б-5.03 9В-16.03 | | Презентация Карточки с заданиями Атласы |
25.Учимся с «Полярной звездой» (3) | 1 | 9А,9Б-10.03 9В-20.03 9Г-13.03 | | |
26.Информационная инфраструктура. | 1 | 9А-13.03 9Б-12.03 9В-30.03 9Г-16.03 | | |
Раздел 2. РЕГИОНЫ РОССИИ (41 час) |
Тема 9. Центральная Россия (6 часов) |
27. Пространство Центральной России. | 1 | 9А-20.03 9Б-19.03 9В-6.04 9Г-30.03 | | Карточки с заданиями |
28.Центральная Россия: освоение территории и население | 1 | 9А,9Б-31.03 9В-10.04 9Г-3.04 | | УМК Е.М. Домогацких К.: Западная Сибирь |
29.Центральная Россия: хозяйство | 1 | 9А-3.04 9Б-2.04 9В-13.04 9Г-6.04 | | Атласы Презентация |
30.Центральная Россия: хозяйство (2) | 1 | 9А-7.04 9Б-7.04 9В-17.04 9Г-10.04 | | УМК Е.М. Домогацких К.: Восточная Сибирь |
31.Учимся с «Полярной звездой» (4) Работа с текстом. Анализ научного и художественного текстов | 1 | 9А-10.04 9Б-9.04 9В-20.04 9Г-13.04 | | и Дальний Восток Атласы |
32.Москва – столица России. | 1 | 9А-14.04 9Б-14.04 9В-24.04 9Г-17.04 | | Презентация Карточки с заданиями |
Тема 10. Европейский Северо-Запад (4 часа) |
33.Пространство Северо – Запада. | 1 | 9А-17.04 9Б-16.04 9В-8.05 9Г-20.04 | | |
34.Северо – Запад: «окно в Европу» | 1 | 9А-21.04 9Б-21.04 9В-11.05 9Г-24.04 | | Карточки с заданиями |
35.Северо – Запад: хозяйство | 1 | 9А-28.04 9Б-23.04 9В-15.05 9Г-27.04 | | |
36.Санкт – Петербург – культурная столица России. | 1 | | | |
Тема 11. Европейский Север (5 часов) |
37.Пространство Европейского Севера. | 1 | | | |
38.Европейский Север: освоение территории и население. | 1 | | | |
39.Европейский Север: хозяйство и проблемы. | 1 | | | |
40.Учимся с «Полярной звездой» (5) Составление карты на основе решения познавательной задачи «Почему крупный металлургический комбинат «Северная Магнитка» был построен в Череповце? | 1 | | | |
41. Составление географического описания природы, населения и хозяйства на основе использования нескольких источников информации Пр. р.8 (оц) | | | | |
Тема 12. Европейский Юг (4 часа) |
42.Пространство Европейского Юга. | 1 | | | |
43.Европейский Юг: население | 1 | | | |
44.Европейский Юг: освоение территории и хозяйство. | 1 | | | |
45.Учимся с «Полярной звездой» (6) Разработка проекта «Развитие рекреации на Северном Кавказе». Использование научных методов исследования в создании проекта. | 1 | | | |
Тема 13. Поволжье (4 часа) |
46.Пространство Поволжья. | 1 | | | |
47.Поволжье: освоение территории и население. | 1 | | | |
48. Поволжье: хозяйство и проблемы. | 1 | | | |
49.Учимся с «Полярной звездой» (7) Подготовка и проведение дискуссии «экологические проблемы Поволжья» | 1 | | | |
Тема 14. Урал (5 часов) |
50.Пространство Урала. | 1 | | | |
51.Урал: население и города | 1 | | | |
52.Урал: освоение территории и хозяйство | 1 | | | |
53. Сравнение двух субъектов РФ по заданным критериям Пр. р.9 (оц.) | | | | |
54.Учимся с «Полярной звездой» (8) Анализ ситуации «Специфика проблем Урала» | 1 | | | |
Тема 15. Сибирь (7 часов) |
55.Пространство Сибири | 1 | | | |
56. Сибирь: освоение территории, население и хозяйство | 1 | | | |
57.Западная Сибирь. | 1 | | | |
58. Оценка туристско-рекреационного потенциала региона Пр. р.10 (оц.) | 1 | | | |
59.Восточная Сибирь. | 1 | | | |
60. Классификация субъектов РФ одного из географических районов России по уровню социально-экономического развития на основе статистических данных Пр. р.11 (об.) | | | | |
61.Учимся с «Полярной звездой» (9) Разработка проекта «Путешествие по Транссибирской железной дороге» | 1 | | | |
Тема 16. Дальний Восток (5 часов) |
62.Пространство Дальнего Востока | 1 | | | |
63.Дальний Восток: освоение территории и население. | 1 | | | |
64.Дальний Восток: хозяйство | 1 | | | |
65.Дальний Восток: хозяйство и перспективы | 1 | | | |
66.Учимся с «Полярной звездой» (10) Разработка проекта «Развитие дальнего Востока в первой половине 21 века» | 1 | | | |
67. Обобщение, контроль знаний по теме «Регионы России» | 1 | | | |
Раздел 3. РОССИЯ В МИРЕ (1 час) |
68.Место России в мировой экономике. | 1 | 9А-8.05 9Б-28.04 9В-18.05 9Г-8.05 | | |
Всего: 68 часов |