Предмет: география
Тема: Климатообразующие факторы России
Класс: 8
Учебно-методическое обеспечение: климатическая карта России, схемы «Солнечная радиация», атласы, учебник, презентация «Климатообразующие факторы»
Время реализации занятия: 40 минут.
Цель урока: создать условия для осознания уже изученного материала по теме «Климат» и получение новой учебной информации; способствовать осмыслению связей нового материала и ранее изученного.
Задачи урока: 1. Образовательная: Выявить климатообразующие факторы России. Определить влияние солнечной радиации на распределение тепла и влаги по территории России. Учить работать с тематическими картами и картосхемами.
2. Воспитательная: Формировать социальную компетенцию (навыки работы в паре, умение выслушивать мнение других, предлагать свой вариант и отстаивать свою точку зрения).
3. Развивающая: Развивать коммуникативную компетенцию (развитие культуры речи, развитие культуры общения, обсуждение проблем и поиск решения); мышление, интеллект.
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: урок – исследование
Оборудование: мультимедийное оборудование
План проведения урока:
Целеполагание:
5 минут
Проблемный вопрос
2 минут
Изучение нового материала.
20 минут
Рефлексия:
5 минут
Ход урока:
-
Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, у меня в руках письмо Саши М. из Астрахани, которое он написал Мише К.в Мурманск.
(Зачитывает письмо) «…Наконец-то наступили летние каникулы. Я хочу приехать к тебе в гости. Мама мне посоветовала взять тёплые вещи. Я не понимаю, зачем тёплые вещи летом? Объясни мне, пожалуйста»
Ребята, давайте поможем Мише объяснить Саше, для чего нужны тёплые вещи летом в Мурманске, а в Астрахани они не нужны.
Ученики: (предполагаемые ответы) В Мурманске лето прохладное.
Мурманск находится на севере России, а Астрахань – на юге.
Мурманск находится за северным полярным кругом, расположен в арктическом климатическом поясе, а Астрахань – в умеренном поясе.
Учитель: Сформулируйте тему нашего урока.
Ученики: Сегодня на уроке пойдёт речь о климате.
Учитель: Что-то по этой теме вы уже знаете, читали, изучали ранее.
Заполните первую колонку таблицы Догле.
Понятие климата.
Отличие климата от погоды.
Климатические пояса .
Ученики заполняют первую колонку.
Учитель: Достаточно ли вам знаний, чтобы сформировать целостное представление о климате России?
Ученики: Нет.
Учитель: А что вы хотели бы узнать сегодня, запишите во вторую колонку таблицы.
Ученики записывают и читают вслух:
Что влияет на климат России.
Почему климат разнообразный.
1. Целеполагание:
Учитель: Как можно сформулировать общую цель урока?
Ученики: Познакомиться с факторами, влияющими на климат России.
Работа со слайдом № 2
Учитель: Рассмотрим влияние на климат солнечной радиации.
-
Проблемный вопрос. Получив новые знания , в конце урока должны дать полный ответ на вопрос Саши.
-
Изучение нового материала.
Задание №1: Используя текст учебника ,выясните, что называется солнечной радиацией, суммарной солнечной радиацией, радиационным балансом, запишите в тетради, что означают эти понятия.
(Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника «Солнечная радиация»)
Задание №2: Используя карты атласа, учебника «Суммарная радиация», рисунки, определить:
-
Виды солнечной радиации;
-
Как показана солнечная радиация и радиационный баланс на картах?
-
В каких единицах они измеряются?
-
Какое значение имеет солнечная радиация для жизни на Земле
Физпауза:
Закрепление прочитанного:
Работа со слайдами № 4;5
Практическая работа. Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощённой солнечной радиации и их объяснение.
Город
Суммарная солнечная радиация кДж\см2
Радиационный баланс
кДж\см2
г. Астрахань
г. Москва
г.Мурманск
Вывод: Отразите ответ на вопрос:
-
Какой город получает большее количество солнечной радиации, а какой – меньше?
-
Установите закономерность распределения солнечной радиации от Астрахани до Мурманска. Ответ аргументируйте. Слайд №6
Закрепление: Географический диктант : Слайд № 7
-Тепло и свет, поступающие на Землю (солнечная радиация)
-Тепло и свет, которые достигают поверхности земли (суммарная радиация)
-Виды суммарной радиации (прямая и рассеянная)
-Преобладающий вид радиации (рассеянная радиация)
-Объясните, можно ли загореть в пасмурный летний день. (Можно, т.к. рассеянная радиация доходит и до поверхности Земли.)
Проверка: Слайд 8
Рефлексия:
Понятие климата.
Отличие климата от погоды.
Климатические пояса .
Что влияет на климат России.
Почему климат разнообразный.
РаботВ парах: Напишите ответ на письмо Саше.
Чтение писем. Выражение собственной точки зрения по проблеме.
Подведение итога урока. Самооценка и оценка учащихся за работу.
Д/з параграф 17,прочитать, выучить понятия, определить суммарную солнечную радиацию своей местности.
Литература:
1.География России. Природа . 8 класс: поурочные планы по учебнику И.И.Бариновой /авт.=сост. О.В.Антушева – Волгоград: Учитель, 2005.—375с.
2.ЖижинаЕ.А.Универсальные поурочные разработки по географии России-М: ВАКО,2007.-352 стр.(в помощь школьному учителю)
3. И.И.Баринова .Природа России : Учебник для 8 класса. М. Дрофа, 2010г
Оцените
Просмотр содержимого документа
«Конспекты уроков по географии на тему "Климатообразующие факторы"»
Авторы: Сапожникова Ирина Владимировна
Название образовательного учреждения: Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №67 города Тюмени имени героя Советского союза Бориса Константиновича Таныгина.
Предмет: география
Тема: Климатообразующие факторы России
Класс: 8
Учебно-методическое обеспечение: климатическая карта России, схемы «Солнечная радиация», атласы, учебник, презентация «Климатообразующие факторы»
Время реализации занятия: 40 минут.
Цель урока: создать условия для осознания уже изученного материала по теме «Климат» и получение новой учебной информации; способствовать осмыслению связей нового материала и ранее изученного.
Задачи урока: 1. Образовательная: Выявить климатообразующие факторы России. Определить влияние солнечной радиации на распределение тепла и влаги по территории России. Учить работать с тематическими картами и картосхемами.
2. Воспитательная: Формировать социальную компетенцию (навыки работы в паре, умение выслушивать мнение других, предлагать свой вариант и отстаивать свою точку зрения).
3. Развивающая: Развивать коммуникативную компетенцию (развитие культуры речи, развитие культуры общения, обсуждение проблем и поиск решения); мышление, интеллект.
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: урок – исследование
Оборудование: мультимедийное оборудование
План проведения урока:
Этапы урока | Временная реализация |
Актуализация знаний. | 8 минут |
Целеполагание: | 5 минут |
Проблемный вопрос | 2 минут |
Изучение нового материала. | 20 минут |
Рефлексия: | 5 минут |
Ход урока:
Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, у меня в руках письмо Саши М. из Астрахани, которое он написал Мише К.в Мурманск.
(Зачитывает письмо) «…Наконец-то наступили летние каникулы. Я хочу приехать к тебе в гости. Мама мне посоветовала взять тёплые вещи. Я не понимаю, зачем тёплые вещи летом? Объясни мне, пожалуйста»
Ребята, давайте поможем Мише объяснить Саше, для чего нужны тёплые вещи летом в Мурманске, а в Астрахани они не нужны.
Ученики: (предполагаемые ответы) В Мурманске лето прохладное.
Мурманск находится на севере России, а Астрахань – на юге.
Мурманск находится за северным полярным кругом, расположен в арктическом климатическом поясе, а Астрахань – в умеренном поясе.
Учитель: Сформулируйте тему нашего урока.
Ученики: Сегодня на уроке пойдёт речь о климате.
Учитель: Что-то по этой теме вы уже знаете, читали, изучали ранее.
Заполните первую колонку таблицы Догле.
Что я знаю о климате. | Что хочу узнать. | Что узнал. |
Понятие климата. Отличие климата от погоды. Климатические пояса . | | |
Ученики заполняют первую колонку.
Учитель: Достаточно ли вам знаний, чтобы сформировать целостное представление о климате России?
Ученики: Нет.
Учитель: А что вы хотели бы узнать сегодня, запишите во вторую колонку таблицы.
Ученики записывают и читают вслух:
Что я знаю о климате. | Что хочу узнать. | Что узнал. |
| Что влияет на климат России. Почему климат разнообразный. | |
1. Целеполагание:
Учитель: Как можно сформулировать общую цель урока?
Ученики: Познакомиться с факторами, влияющими на климат России.
Работа со слайдом № 2
Учитель: Рассмотрим влияние на климат солнечной радиации.
Проблемный вопрос. Получив новые знания , в конце урока должны дать полный ответ на вопрос Саши.
Изучение нового материала.
Задание №1: Используя текст учебника ,выясните, что называется солнечной радиацией, суммарной солнечной радиацией, радиационным балансом, запишите в тетради, что означают эти понятия.
(Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника «Солнечная радиация»)
Задание №2: Используя карты атласа, учебника «Суммарная радиация», рисунки, определить:
Виды солнечной радиации;
Как показана солнечная радиация и радиационный баланс на картах?
В каких единицах они измеряются?
Какое значение имеет солнечная радиация для жизни на Земле
Физпауза:
Закрепление прочитанного:
Работа со слайдами № 4;5
Практическая работа. Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощённой солнечной радиации и их объяснение.
Определите величины суммарной солнечной радиации и радиационного баланса в городах Мурманске, Москве и Астрахани. Результаты запишите в таблицу:
Город | Суммарная солнечная радиация кДж\см2 | Радиационный баланс кДж\см2 |
г. Астрахань | | |
г. Москва | | |
г.Мурманск | | |
Вывод: Отразите ответ на вопрос:
Какой город получает большее количество солнечной радиации, а какой – меньше?
Установите закономерность распределения солнечной радиации от Астрахани до Мурманска. Ответ аргументируйте. Слайд №6
Закрепление: Географический диктант : Слайд № 7
-Тепло и свет, поступающие на Землю (солнечная радиация)
-Тепло и свет, которые достигают поверхности земли (суммарная радиация)
-Виды суммарной радиации (прямая и рассеянная)
-Преобладающий вид радиации (рассеянная радиация)
-Объясните, можно ли загореть в пасмурный летний день. (Можно, т.к. рассеянная радиация доходит и до поверхности Земли.)
Проверка: Слайд 8
Рефлексия:
Что я знаю о климате. | Что хочу узнать. | Что узнал. |
Понятие климата. Отличие климата от погоды. Климатические пояса . | Что влияет на климат России. Почему климат разнообразный. | |
РаботВ парах: Напишите ответ на письмо Саше.
Чтение писем. Выражение собственной точки зрения по проблеме.
Подведение итога урока. Самооценка и оценка учащихся за работу.
Д/з параграф 17,прочитать, выучить понятия, определить суммарную солнечную радиацию своей местности.
Литература:
1.География России. Природа . 8 класс: поурочные планы по учебнику И.И.Бариновой /авт.=сост. О.В.Антушева – Волгоград: Учитель, 2005.—375с.
2.ЖижинаЕ.А.Универсальные поурочные разработки по географии России-М: ВАКО,2007.-352 стр.(в помощь школьному учителю)
3. И.И.Баринова .Природа России : Учебник для 8 класса. М. Дрофа, 2010г