Хасавюртовский многопрофильный лицей «им. А.Абукова»
Тема урока «Свойства металлов»
Класс 6
Лабораторная работа.
Дата проведения _17.01.2018
Провел учитель
технологии Мурадов Р.С.
Цель урока:
- изучить свойства металлов.
Задачи урока:
образовательная:
- активизировать знания учащихся по теме «Металлы. Сплавы»;
- познакомить учащихся в ходе исследовательской работы со свойствами металлов;
развивающая:
способствовать:
- развитию наблюдательности, любознательности, умения сравнивать, делать выводы;
- развитию технического мышления воображения, творческих и коммуникативных способностей;
воспитательная:
способствовать:
- развитию у учащихся таких качеств как: трудолюбие, самостоятельность, аккуратность и бережливость;
- воспитанию у учащихся культуры трудовых отношений и формирование общей технологической культуры.
Тип урока: лабораторная работа.
Методы и формы обучения: лабораторная работа.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, колонки, карточки с заданиями (приложения 1-3), образцы металла (латуни, меди, стали), кернеры, пружины, грузы, проволока.
Ход урока:
1. Организационно-подготовительная часть:
Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку.
2. Активизация знаний по теме «Металлы и сплавы».
Учитель:Посмотрите, пожалуйста, на предметы на ваших столах, что у них общего? Из чего они сделаны?
Предполагаемые ответы учащихся: Образцы металла, кернеры, пружины, грузы, проволока.
Учитель:Как вы определили, что это металл?Что такое металл? Что такое сплав?
Ответы учащихся.(Слайды 2-3)
Учитель:Какие виды цветных металлов вы знаете?
Предполагаемые ответы учащихся: Алюминий, медь и сплавы – латунь, бронза, дюралюминий.
Учитель:Какие виды чёрных металлов вы знаете?
Предполагаемые ответы учащихся: Железо и сплавы на его основе – сталь и чугун.
Учитель:В чём разница между сталью и чугуном? По каким признакам мы можем различить сталь и чугун?
Ответы учащихся.
Учитель: Возьмём пластины № 1 и № 2. Попробуем их согнуть. Пластина № 1 сгибается – сталь. Пластина № 2 – чугун – нет. Какой вывод мы можем сделать?
Предполагаемые ответы учащихся:Сталь более пластична, чем чугун.
Учитель:Как мы это определили?
Предполагаемые ответы учащихся:Провели опыт, на практике.
Учитель: Попробуем сформулировать тему и цель нашего урока.
Предполагаемые ответы учащихся:Тема - «Свойства чёрных и цветных металлов». Цель – изучить свойства металлов в ходе исследовательской деятельности. (Слайды 4-5)
Технологические свойства металлов
Учитель:Итак, рассмотрим технологические свойства металлов. Посмотрите на определение свойства металла и догадайтесь о чём идёт речь. (На слайдах ученики видят определение и кубики с буквами, из которых они должны сложить слово)
Учитель:Свойство металла или сплава получать новую форму под действием удара. (Слайд 11)Предполагаемые ответы учащихся:Ковкость. (Слайд 12)
Учитель:Свойства металла в расплавленном состоянии хорошо заполнять литейную форму. (Слайд 13)
Предполагаемые ответы учащихся:Жидкотекучесть. (Слайд 14)
Учитель:Свойство металла или сплава подвергаться обработке резаньем разными инструментами. (Слайд 15)
Предполагаемые ответы учащихся:Обрабатываемость резаньем. (Слайд 16)
Учитель:Свойство металла соединяться в пластичном или расплавленном состоянии. (Слайд 17)
Предполагаемые ответы учащихся:Свариваемость. (Слайд 18)
Учитель:Свойство металлов и сплавов противостоять коррозии не разрушаясь. (Слайд 19)
Предполагаемые ответы учащихся: Коррозионная стойкость. (Слайд 20)
Учитель:Проверим ваши кластеры. (Слайд 21)
Физкультминутка
Учитель:Прежде чем мы с вами перейдём к изучению технологических свойств, выполним физкультминутку.
Лабораторно-практическая работа
Учитель:А сейчас я предлагаю вам выполнить лабораторно-практическую работу, чтобы сравнить технологические и механические свойства различных металлов и сплавов. Задание для лабораторной работы вы найдёте в учебнике на страницах 103-104. Полученные результаты и выводы запишите в тетрадь. (Приложение 4)(Слайд 30)
(После выполнения работы ученики обмениваются тетрадями, обсуждают получившийся результат, проверяют и оценивают работу друг друга).
Подведение итогов урока
Учитель: Для чего нам нужно знать свойства металлов и сплавов?
Предполагаемые ответы учащихся:Для того чтобы правильно подбирать материал для изготовления изделия в зависимости от его назначения.
Учитель: Ваше домашнее задание повторение пройденный на уроке материала.
(Запись домашнего задания. Уборка рабочих мест.)
Приложение
Лабораторно-практическая работа
«Сравнение свойств различных металлов и сплавов»
Рассмотрите образцы металлов и сплавов, определите их цвет.
Положите справа от себя образцы из чёрных металлов и сплавов, а слева - из цветных. Определите вид металлов, из которых сделаны образцы.
Проделайте опыт: растяните и отпустите пружины из стальной и медной проволоки. Сделайте вывод об упругости стали и меди.
Положите на плиту для рубки метала образцы из стальной и алюминиевой проволоки и попытайтесь расплющить их молотком. Сделайте вывод о ковкости стали и алюминия.
Закрепите в тисках стальной и латунный образцы и проведите по ним напильником. Сделайте вывод об обрабатываемости стали и латуни.