Урок химии в 8 классе
Тема: «Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства».
Цели:
- Воспитательные: создать условия для воспитания самостоятельности, коммуникативных умений при работе в парах и группах.
- Развивающие: создать условия для развития внимания, мыслительных операций: анализ, синтез.
- Обучающие: создать условия для усвоения учащимися знаний: способов получения водорода в промышленности и лаборатории, физических свойств водорода, способов собирания водорода, формул соляной и серной кислот, понятия кислотный остаток; понимания : различий между атомом водорода и простым веществом водород, сущности реакции замещения; анализ: уметь находить среди перечисленных реакций, реакции, характеризующие способы получения водорода; синтез: уметь собирать прибор для получения водорода.
Модель урока
№п/п
|
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Время
(мин)
|
1
|
Организационный момент
|
Приветствие. Упражнения на снятие эмоционального напряжения.
|
Выполнение упражнений, предложенных учителем
|
2
|
2
|
Вступительная часть
|
Девиз урока.
|
Презентация. Стих-загадка.(2 учащихся)
|
2
|
3
|
Целеполагание
|
Коррекция целей урока.
|
Формулирование целей урока.
|
2
|
4
|
Изучение нового материала
|
Консультация по ходу работы
|
Работа в творческой мастерской (в группах);
работа в
эксперимент. отделе
(в группах)
|
15
15
|
5
|
Совершенствование ЗУНов
|
Индивидуальная работа
|
Проверочная работа.
|
5
|
6
|
Домашнее задание
|
Запись задания
Консультация по заданию.
|
Запись задания
|
1
|
7
|
Рефлексия
|
|
Высказывания по результатам деятельности.
|
2
|
8
|
Итог урока
|
Выставление оценок
|
|
1
|
Оборудование и реактивы: ноутбук, проектор, экран, видеофрагменты: «Получение водорода методом вытеснения воды», «Растворение натрия в воде». Соляная кислота (раствор), цинк в гранулах, прибор для получения газов, аппарат Киппа.
Ход урока:
Вводная часть
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас открытый урок. Волнуетесь? Давайте снимем эмоциональное напряжение. Потрите мезинец одной руки, потом другой (по 6 раз), возьмитесь за руки по кругу, улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов.
Вот в таком хорошем настроении мы будем с вами работать. Девизом нашего урока пусть станет высказывание великого древнекитайского мудреца Конфуция: «Скажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому и я научусь».(Проецируется на экране)
Начнем мы с вами урок с загадки-стихотворения и презентации, которую подготовили Нина и Денис. Пожалуйста, выходите.
Стихотворение и презентация:
Он самый лёгкий, он самый первый.
Он половина всей Вселенной.
В далёких звёздных небесах.
Он даже в мыльных пузырях.
Он и в бензине, и в ракете,
В воде, во всём живом на свете.
А кто его нам назовёт?
Конечно, это водород.
Учитель: «Водород, его общая характеристика. Получение водорода и его физические свойства» это тема нашего урока.
(Уч-ся записывают тему урока).
Ребята, а что вы уже знаете о водороде? (Ответы учащихся)
Учитель: А хотите узнать больше? (Да). Тогда давайте поставим цели урока.
Целеполагание:
- Научиться давать характеристику водорода;
- Узнать его нахождение в природе;
- Узнать об открытии водорода;
- Узнать способы его получения;
- Уметь записывать уравнения реакций получения водорода.
- Научиться получать водород в лабораторных условиях;
- Изучить физические свойства водорода.
Изучение нового материала:
Учитель: Ребята, мы будем изучать водород по следующему плану:
- Открытие водорода.
- Общая характеристика водорода.
- Нахождение в природе.
- Получение водорода.
- Физические свойства водорода.
(Проецируется план на экран)
Предлагаю вам поработать в творческой мастерской, в которой 4 отдела:
1 отдел «Историки» изучают историю открытия водорода и знакомят остальных учеников с этим вопросом.
2 отдел «Теоретики» изучают и знакомят с общей характеристикой водорода.
3 отдел «Естествоиспытатели» изучают и знакомят с нахождением водорода в природе.
4 отдел «Промышленники» изучают промышленные способы получения водороды и приготовят мыльные пузыри, которые понадобятся нам для опыта.
А получение водорода в лаборатории и его физические свойства мы рассмотрим вместе.
Для успешной работы в группе распределите роли. Выберите художников-оформителей, консультантов, докладчика , в четвёртой группе технолога.
Выступление докладчика из каждой группе.
Учащиеся могут задавать вопросы, корректировать ответ и т.д..
По ходу ответа оформляется раскладушка «Краткое методическое пособие по теме «Водород».
Учитель. А сейчас мы рассмотрим, как можно получить водород в лабораторных условиях. Водород можно получить двумя способами: методом вытеснения воды и методом вытеснения воздуха.
Презентация «Получение водорода в лаборатории».
Проблемный вопрос: Почему газоотводную трубку направляем вверх?
Видеофрагмент «Получение водорода вытеснением воды»
Учитель: А теперь попрошу всех занять места в лабораторном отделе, где будем получать водород.
Повторим правила техники безопасности. (Распечатки)
Опыт №1. Получение водорода методом вытеснения воздуха.
Инструкция по выполнению опыта
- Соберите прибор как показано на рисунке.
- Положите в чистую пробирку 2 гранулы цинка.
- Налейте в эту пробирку 3 мл раствора соляной кислоты.
- Собирайте газ в другую чистую пробирку, держа её вверх дном, закройте эту пробирку пробкой для проведения другого опыта.
Опыт №2. Наполнение мыльных пузырей водородом.
Инструкция по выполнению опыта
Поднесите газоотводную трубку к мыльным пузырям, заполняйте пузыри водородом до поднятия их вверх.
Опыт №3. Сжигание водорода, проверка газа на чистоту.
Инструкция по выполнению опыта
Поднесите горящую спичку в пробирку с собранным водородом.
(Слышится характерный звук «пах»)
Опыт №4. Выпаривание раствора, образовавшегося в результате реакции цинка с соляной кислотой.
Инструкция по выполнению опыта
- Капните на предметное стекло 1-2 капли раствора.
- Выпаривайте раствор до появления белого налёта.
Сделайте выводы по окончании опытов.
Запишите уравнение реакции получения водорода путём взаимодействия цинка с соляной кислотой.
Учитель: Водород можно получить ещё в лаборатории путём взаимодействия активных металлов таких как натрий,кальций с водой. Посмотрите видеофрагмент. Попробуйте записать уравнение реакции.
Видеофрагмент «Взаимодействия натрия с водой»
Учитель: А теперь охарактеризуем физические свойства. Воспользуемся своими наблюдениями и учебником стр. 74. Учащиеся отвечают на вопросы, заполняя таблицу.
Агрегатное состояние
|
газ
|
Цвет
|
бесцветный
|
Запах
|
нет
|
Растворимость в воде
|
малорастворим
|
Молекулярная масса (по сравнению с воздухом)
|
2 (29), легче воздуха в 14,5 раз
|
Температура сжижения
|
- 252.8 С
|
Проверочная работа ( а 2 уч-ся оформляют метод пособие)
Ребята, хотите узнать, как вы усвоили тему и справились с поставленными целями? (ДА), тогда давайте поиграем в игру «Веришь-не веришь». Я называю утверждение, если вы согласны с ним, верите, то рисуйте квадрат, если не верите, то треугольник. А потом проверим.
- Полученный водород, собирают держа пробирку вверх дном.(Да)
- Водород можно собрать только методом вытеснения воздуха (Нет)
- Водород нельзя получить термическим разложением метана (Нет)
- Водород легче воздуха. (Да)
- Водород можно получить взаимодействием меди с раствором соляной кислоты. (Нет).
- Водород имеет специфический запах.(Нет)
- Водород малорастворим в воде. (Да)
- Водород впервые был обнаружен в 16 веке Парацельсом.(Да).
- Водород не содержится в органических веществах (Нет)
- Водород – главная составная часть Солнца (Да).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
10-9 верных ответов «5»
8-7 верных ответов «4»
6-5 верных ответов «3»
менее 5 верных ответов - не переживайте, у вас всё ещё получится, если вы подучите.
Учитель : Запишем домашнее задание
Д/З Пг.25, 26. Упр.4-5 стр.76. Придумать семь квинтилианских вопросов по теме. (Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?)
Рефлексия
Учитель: Ребята, выскажите своё мнение о прошедшем уроке.
- Я узнал, что…
- Я научился…
- Мне понравилось, что…
- Оказывается, чтобы …
- ….
Учитель: Ребята, вы хорошо поработали. Спасибо за урок.
До свидания!
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Водород"»
Общие сведения о водороде
Водород – первый химический элемент периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Атомный номер водорода 1, относительная атомная масса 1,0079.
Водород был открыт английским химиком Г. Кавендишем в 1766 г. Он относится к довольно распространенным элементам (в земной коре примерно 1 % по массе) и встречается в природе в свободном состоянии (верхние слои атмосферы, газ при извержениях вулканов) и в виде соединений (вода, нефть, органические вещества). В свободном виде встречается редко.
Существуют два стабильных изотопа водорода – 1H (протий) и 2H (дейтерий), а также один радиоактивный – 3H (тритий).
Водород – самый распространенный элемент в космосе. Основная масса звезд состоит из водорода, он преимущественно составляет межзвездное вещество. Водород входит в состав основного вещества Земли – воды.
При обычных условиях водород – газ без цвета и запаха, почти в 15 раз легче воздуха. Обладает очень высокой теплопроводностью, сравнимой с теплопроводностью металлов. Это происходит из-за легкости молекул водорода и, следовательно, большой скорости их движения. Водород хорошо растворяется в некоторых металлах: в одном объеме палладия, например, растворяется 900 объемов водорода.
Водород используется для наполнения метеорологических зондов (ранее воздушных шаров и дирижаблей), как топливо в ракетной технике, в кислородно-водородных горелках для сварки и резки металлов. Области применения водорода весьма разнообразны, но все связаны с его восстановительными свойствами. Это производство аммиака и соляной кислоты, получение особо чистых металлов, органический синтез (получение синтетического моторного топлива, гидрогенизация жиров, синтез анилина из нитробензола). Дейтерий и тритий используют в процессах термоядерного синтеза.
Получение водорода
В лаборатории.
1. Действием на металлы (обычно цинк) соляной или разбавленной серной кислотой:
Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2
2. Взаимодействием паров воды с раскаленными железными стружками:
4H2O + 3Fe = Fe3O4 + 4H2
В промышленности.
1. Конверсией метана парами воды:
CH4 + 2H2O = 4H2 + CO2
2. Конверсией оксида углерода:
СО + H2O = CO2 + H2
3. Термическим разложением метана:
СН4 = С + 2Н2
4. Электролизом воды. Получаемый водород чистый, но очень дорогой.
Химические свойства
Водород занимает особое положение в периодической системе. Атом водорода состоит из одного протона и одного электрона. Водород не имеет аналогов в периодической системе химических элементов.
Обычно он считается аналогом галогенов и размещается в VII группе, хотя иногда водород помещают и в I группу, так как он способен отдавать электрон с образованием катиона H+ и этим похож на щелочные металлы, которые также проявляют степень окисления +1. Двойственное положение водорода в периодической системе можно объяснить тем, что водород как первый атом периодической системы имеет только один электрон и после его отдачи ядро атома оголяется. Это объясняет некоторые необычные свойства, например образование особого типа химической связи – водородной связи.
Молекулы водорода довольно прочные, вследствие этого молекулярный водород не отличается большой химической активностью. При высоких температурах и присутствии катализаторов атомы водорода распадаются на атомы, которые химически очень активны. Атомарный водород образуется, например, при реакции цинка с соляной кислотой:
Zn + 2HCl = ZnCl2 + 2Н
Атомы водорода быстро реагируют между собой, образуя молекулы, поэтому обычно атомарный водород используют в момент выделения.
В обычных условиях молекулярный водород взаимодействует лишь с наиболее активными элементами – со фтором взрывается в темноте и на холоде, с хлором реагирует на свету и при нагревании со взрывом. При этом получаются галогеноводороды:
H2 + Cl2 = 2HCl
В соответствии со степенями окисления +1 и –1 в химических реакциях водород может быть окислителем или восстановителем.
Так, при взаимодействии водорода с оксидом меди при нагревании, медь восстанавливается:
CuO + H2 = Cu + H2O
Окислительные свойства водород проявляет редко и только в соединениях с металлами.
Химические реакции с водородом обычно протекают при повышенной температуре, давлении или присутствии катализаторов.
Водород сгорает в кислороде с образованием воды:
2H2 + O2 = 2H2O
В этой реакции выделяется много теплоты. Смесь двух объемов водорода с одним объемом кислорода взрывоопасна и называется гремучим газом.
При повышенном давлении и температуре водород взаимодействует с азотом:
3H2 + N2 « 2NH3
Реакция обратима. Аналогично, при взаимодействии водорода с серой образуется сероводород:
H2 + S = H2S