СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Водород"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок химии в 8 классе

Тема: «Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства».

Цели:

  1. Воспитательные: создать условия для воспитания самостоятельности, коммуникативных умений при работе в парах и группах.
  2. Развивающие: создать условия для развития внимания, мыслительных операций: анализ, синтез.
  3. Обучающие: создать условия для усвоения учащимися знаний: способов получения водорода в промышленности и лаборатории, физических свойств водорода, способов  собирания водорода, формул соляной и серной кислот, понятия кислотный остаток; понимания : различий  между атомом  водорода и простым веществом водород, сущности реакции замещения; анализ: уметь находить среди перечисленных реакций, реакции, характеризующие способы получения водорода; синтез: уметь собирать прибор для получения водорода.

 

Модель урока

№п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

(мин)

1

Организационный момент

Приветствие. Упражнения на снятие эмоционального напряжения.

Выполнение упражнений, предложенных учителем

2

2

Вступительная часть

Девиз урока.

Презентация. Стих-загадка.(2 учащихся)

2

3

Целеполагание

Коррекция  целей урока.

Формулирование целей урока.

2

4

Изучение нового материала

Консультация по ходу работы

Работа в творческой мастерской (в группах);

 работа в

эксперимент. отделе

(в группах)

15

15

5

Совершенствование  ЗУНов

Индивидуальная работа

Проверочная работа.

  5

6

Домашнее задание

Запись задания

Консультация по заданию.

Запись задания

1

7

Рефлексия

 

Высказывания по результатам деятельности.

2

8

Итог урока

Выставление оценок

 

1

 

Оборудование и реактивы: ноутбук, проектор, экран, видеофрагменты: «Получение водорода методом вытеснения воды», «Растворение натрия в воде». Соляная кислота (раствор), цинк в гранулах, прибор для получения газов, аппарат Киппа. 

       Ход урока:

Вводная часть

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас открытый урок. Волнуетесь? Давайте снимем эмоциональное напряжение. Потрите мезинец одной руки, потом другой (по 6 раз), возьмитесь за руки по кругу, улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов.

   Вот в таком хорошем настроении мы будем с вами работать. Девизом нашего урока пусть станет высказывание великого древнекитайского мудреца Конфуция: «Скажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай  мне действовать самому и я научусь».(Проецируется на экране)

 Начнем мы с вами урок с загадки-стихотворения и презентации, которую подготовили Нина и Денис. Пожалуйста, выходите.

 

         Стихотворение и презентация:

Он самый лёгкий, он самый первый.

Он половина всей Вселенной.

В далёких звёздных небесах.

Он даже в мыльных пузырях.

Он и в бензине, и в ракете,

В воде, во всём  живом на свете.

А кто его нам назовёт?

Конечно, это водород.

Учитель:  «Водород, его общая характеристика. Получение водорода и его физические свойства» это тема  нашего урока.

 (Уч-ся записывают тему урока).

 Ребята, а что вы уже знаете о водороде? (Ответы учащихся)

Учитель:  А хотите узнать больше? (Да). Тогда давайте поставим цели урока.

Целеполагание:

  1. Научиться давать характеристику водорода;
  2. Узнать его нахождение в природе;
  3. Узнать об открытии водорода;
  4. Узнать способы его получения;
  5. Уметь записывать уравнения реакций получения водорода.
  6. Научиться получать водород в лабораторных условиях;
  7. Изучить физические свойства водорода.

Изучение нового материала:

Учитель: Ребята,  мы будем  изучать  водород по следующему плану:

  1. Открытие водорода.
  2. Общая характеристика водорода.
  3. Нахождение в природе.
  4. Получение водорода.
  5. Физические свойства водорода.

(Проецируется план на экран)

Предлагаю вам поработать в творческой мастерской, в которой 4 отдела:

1 отдел «Историки» изучают историю открытия водорода и знакомят остальных учеников с этим вопросом.

2 отдел «Теоретики» изучают и знакомят с общей характеристикой водорода.

3 отдел «Естествоиспытатели» изучают и знакомят с нахождением водорода в природе.

4 отдел «Промышленники» изучают промышленные способы получения водороды и приготовят мыльные пузыри, которые понадобятся нам для опыта.

А получение водорода в лаборатории и его физические свойства мы рассмотрим вместе.

Для успешной работы в группе распределите роли. Выберите художников-оформителей, консультантов, докладчика , в четвёртой группе технолога.

Выступление докладчика из каждой группе.

Учащиеся могут задавать вопросы, корректировать ответ и т.д..

По ходу ответа оформляется раскладушка «Краткое методическое пособие по теме «Водород».

Учитель. А сейчас мы рассмотрим, как можно получить водород в лабораторных условиях. Водород можно получить двумя способами: методом вытеснения воды и методом вытеснения воздуха.

Презентация «Получение водорода в лаборатории».

Проблемный вопрос: Почему  газоотводную трубку направляем вверх?

Видеофрагмент «Получение водорода вытеснением воды»

Учитель: А теперь попрошу всех занять места в лабораторном отделе, где будем получать водород.

Повторим правила техники безопасности. (Распечатки)

Опыт №1. Получение водорода методом вытеснения воздуха.

Инструкция по выполнению опыта

  1. Соберите прибор как показано на рисунке.
  2. Положите в чистую пробирку 2 гранулы цинка.
  3. Налейте в эту пробирку 3 мл раствора соляной кислоты.
  4. Собирайте газ в другую чистую пробирку, держа её вверх дном, закройте эту пробирку пробкой для проведения другого опыта.

Опыт №2. Наполнение мыльных пузырей водородом.

Инструкция по выполнению опыта

Поднесите газоотводную трубку к мыльным пузырям, заполняйте пузыри водородом до поднятия их вверх.

Опыт №3. Сжигание водорода, проверка газа на чистоту.

Инструкция по выполнению опыта

Поднесите горящую спичку в пробирку с собранным водородом.

(Слышится характерный звук «пах»)

Опыт №4. Выпаривание раствора, образовавшегося в результате реакции цинка с соляной кислотой.

Инструкция по выполнению опыта

  1. Капните на предметное стекло 1-2 капли раствора.
  2. Выпаривайте раствор до появления белого налёта.

           Сделайте выводы по окончании опытов.

Запишите уравнение реакции получения водорода путём  взаимодействия цинка с соляной кислотой.

Учитель: Водород можно получить ещё  в лаборатории путём взаимодействия активных металлов таких как натрий,кальций с водой. Посмотрите видеофрагмент. Попробуйте записать уравнение реакции.

Видеофрагмент «Взаимодействия натрия с водой»

Учитель: А теперь охарактеризуем физические свойства. Воспользуемся своими наблюдениями и учебником стр. 74. Учащиеся отвечают на вопросы, заполняя таблицу.

Агрегатное состояние

газ

Цвет

бесцветный

Запах

нет

Растворимость в воде

малорастворим

Молекулярная масса (по сравнению с воздухом)

2 (29), легче воздуха в 14,5 раз

Температура сжижения

- 252.8 С

        

          Проверочная работа ( а 2 уч-ся оформляют метод пособие)

Ребята, хотите узнать, как вы усвоили тему и справились с поставленными целями? (ДА), тогда давайте поиграем в игру «Веришь-не веришь». Я называю утверждение, если вы согласны с ним, верите, то рисуйте квадрат, если не верите, то треугольник. А потом проверим.

  1. Полученный водород, собирают держа пробирку вверх дном.(Да)
  2. Водород можно собрать только методом вытеснения воздуха (Нет)
  3. Водород нельзя получить  термическим разложением метана (Нет)
  4. Водород легче воздуха. (Да)
  5. Водород можно получить взаимодействием меди  с раствором соляной кислоты. (Нет).
  6. Водород имеет специфический запах.(Нет)
  7. Водород малорастворим в воде. (Да)
  8. Водород впервые был обнаружен в 16 веке Парацельсом.(Да).
  9. Водород не содержится в органических веществах (Нет)
  10.  Водород – главная составная часть Солнца (Да).

1          2        3      4        5       6       7         8          9         10   

10-9  верных ответов «5»

8-7  верных ответов «4»

6-5 верных ответов «3»

менее 5 верных ответов -  не переживайте, у вас всё ещё получится, если вы подучите.

 

Учитель : Запишем домашнее задание

Д/З Пг.25, 26. Упр.4-5 стр.76. Придумать семь квинтилианских вопросов по теме. (Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?)

Рефлексия

Учитель:  Ребята, выскажите своё мнение о прошедшем уроке.

  1. Я узнал, что…
  2. Я научился…
  3. Мне понравилось, что…
  4. Оказывается, чтобы …
  5. ….

Учитель: Ребята, вы хорошо поработали. Спасибо за урок.

                   До свидания!

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Водород"»

Общие сведения о водороде


Водород – первый химический элемент периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Атомный номер водорода 1, относительная атомная масса 1,0079.

Водород был открыт английским химиком Г. Кавендишем в 1766 г. Он относится к довольно распространенным элементам (в земной коре примерно 1 % по массе) и встречается в природе в свободном состоянии (верхние слои атмосферы, газ при извержениях вулканов) и в виде соединений (вода, нефть, органические вещества). В свободном виде встречается редко.

Существуют два стабильных изотопа водорода – 1H (протий) и 2H (дейтерий), а также один радиоактивный – 3H (тритий).

Водород – самый распространенный элемент в космосе. Основная масса звезд состоит из водорода, он преимущественно составляет межзвездное вещество. Водород входит в состав основного вещества Земли – воды.

При обычных условиях водород – газ без цвета и запаха, почти в 15 раз легче воздуха. Обладает очень высокой теплопроводностью, сравнимой с теплопроводностью металлов. Это происходит из-за легкости молекул водорода и, следовательно, большой скорости их движения. Водород хорошо растворяется в некоторых металлах: в одном объеме палладия, например, растворяется 900 объемов водорода.

Водород используется для наполнения метеорологических зондов (ранее воздушных шаров и дирижаблей), как топливо в ракетной технике, в кислородно-водородных горелках для сварки и резки металлов. Области применения водорода весьма разнообразны, но все связаны с его восстановительными свойствами. Это производство аммиака и соляной кислоты, получение особо чистых металлов, органический синтез (получение синтетического моторного топлива, гидрогенизация жиров, синтез анилина из нитробензола). Дейтерий и тритий используют в процессах термоядерного синтеза.

Получение водорода

В лаборатории.

1. Действием на металлы (обычно цинк) соляной или разбавленной серной кислотой:

Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2­

2. Взаимодействием паров воды с раскаленными железными стружками:

4H2O + 3Fe = Fe3O4 + 4H2­

В промышленности.

1. Конверсией метана парами воды:

CH4 + 2H2O = 4H2 + CO2

2. Конверсией оксида углерода:

СО + H2O = CO2 + H2

3. Термическим разложением метана:

СН4 = С + 2Н2

4. Электролизом воды. Получаемый водород чистый, но очень дорогой.

Химические свойства


Водород занимает особое положение в периодической системе. Атом водорода состоит из одного протона и одного электрона. Водород не имеет аналогов в периодической системе химических элементов.

Обычно он считается аналогом галогенов и размещается в VII группе, хотя иногда водород помещают и в I группу, так как он способен отдавать электрон с образованием катиона H+ и этим похож на щелочные металлы, которые также проявляют степень окисления +1. Двойственное положение водорода в периодической системе можно объяснить тем, что водород как первый атом периодической системы имеет только один электрон и после его отдачи ядро атома оголяется. Это объясняет некоторые необычные свойства, например образование особого типа химической связи – водородной связи.

Молекулы водорода довольно прочные, вследствие этого молекулярный водород не отличается большой химической активностью. При высоких температурах и присутствии катализаторов атомы водорода распадаются на атомы, которые химически очень активны. Атомарный водород образуется, например, при реакции цинка с соляной кислотой:

Zn + 2HCl = ZnCl2 + 2Н

Атомы водорода быстро реагируют между собой, образуя молекулы, поэтому обычно атомарный водород используют в момент выделения.

В обычных условиях молекулярный водород взаимодействует лишь с наиболее активными элементами – со фтором взрывается в темноте и на холоде, с хлором реагирует на свету и при нагревании со взрывом. При этом получаются галогеноводороды:

H2 + Cl2 = 2HCl

В соответствии со степенями окисления +1 и –1 в химических реакциях водород может быть окислителем или восстановителем.

Так, при взаимодействии водорода с оксидом меди при нагревании, медь восстанавливается:

CuO + H2 = Cu + H2O

Окислительные свойства водород проявляет редко и только в соединениях с металлами.

Химические реакции с водородом обычно протекают при повышенной температуре, давлении или присутствии катализаторов.

Водород сгорает в кислороде с образованием воды:

2H2 + O2 = 2H2O

В этой реакции выделяется много теплоты. Смесь двух объемов водорода с одним объемом кислорода взрывоопасна и называется гремучим газом.

При повышенном давлении и температуре водород взаимодействует с азотом:

3H2 + N2 « 2NH3

Реакция обратима. Аналогично, при взаимодействии водорода с серой образуется сероводород:

H2 + S = H2S


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!