СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по химии на тему : "Чистые вещества и смеси"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Чистые вещества и смеси»

Цели урока: 1.  Закрепить знания номенклатуры неорганических веществ  разных классов.   

                       2.  Сформировать понятия о чистом веществе и смеси веществ.

                       3.  Раскрыть значение смесей в природе и жизни человека.

                       4.  Познакомить со способами разделения смесей.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная,  групповая.

Оборудование:

  • Химия 8 – учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией О.С.Габриеляна – М., Дрофа, 2007 г.
  • Презентация в MS Power Point (приложение)
  • Компьютер, проектор

Реактивы

  • Смесь порошков железа и серы, раствор поваренной соли, смесь песка и воды, раствор метилового оранжевого; фильтры, выпаривательная чашка, лабораторный штатив с кольцом, спиртовка, воронка, стеклянная палочка, химические стаканы, колбы, магнит,   пипетка.

Демонстрационный эксперимент:

  • Разделение смеси фильтрованием;
  • Разделение смеси магнитом;
  • Хроматография;
  • Разделение смеси веществ выпариванием.

Карточки с заданием для групповой работы.

Разделение смеси (раствора) растворимого вещества и растворителя:

Раствор поваренной соли, лабораторный штатив с кольцом, фарфоровая чашка  (выпаривательная), спиртовка, тигельные щипцы, стеклянная палочка.

Разделение смеси нерастворимого в воде вещества и растворителя (растворимого вещества):

Лабораторный штатив с кольцом, воронка, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, колба или стакан химический.

Разделение смеси железа и серы:

Железные опилки, порошок серы, магнит , 2 фильтра.

Хроматография:

Фильтр, раствор метилоранжа, пипетка.

Ход  урока

I.Организационный момент. Проверка домашнего задания.

1.Беседа:

  • Какие соединения называются оксидами? (Оксиды – это сложные соединения, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления  (-2))
  • Какие соединения называются кислотами? (Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка)
  • Какие соединения называются основаниями? (Основание – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидроксогрупп OH-)
  • Какие соединения называются солями? ( Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотных остатков)

2.Проверочная работа (5-7 минут) на листках. На слайдах 1-2 - вопросы  проверочной работы.

3.Проверочная работа сдается учителю (результаты объявляются на следующем уроке). 

II.Подготовка к восприятию нового материала. Объявление темы.

1. Беседа

1. Нам хорошо знакомо, что такое чистота. Чистая тетрадь, чистые руки, чистый лист … А   какое вещество считается чистым? Есть ли в природе чистые вещества? Чем отличается   чистое вещество от смеси веществ?

2. Как вы думаете, что будет темой нашего урок сегодня? (слайд 3)

                  2.  Запись даты и темы урока учащимися  в тетради.

Как вы думаете, что мы должны сегодня выяснить на уроке?

Цели урока обсуждаются с учащимися.

Учащиеся предлагают: выяснить, какое вещество считается чистым и что такое смесь;  узнать, где применяются чистые вещества и смеси; узнать, как разделить вещества.

В  результате обсуждения  -  слайд 4.

          3.  Объяснение нового материала.

На данном этапе урока учитель формирует понятие о чистом вещества и смеси. Учащимся известно понятие «вещество» (это то, из чего состоят физические тела). Поэтому, вначале даем определение «смеси веществ».

Учитель предлагает ученикам рассмотреть смеси, находящиеся на демонстрационном столе и примеры смесей, представленные на слайде 5.

 Далее ребята дают  определение смеси, как системы из их нескольких веществ, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. Эта формулировка появляется на слайде после щелчка мыши.

Учитель дополняет, что в природе нет абсолютно чистых веществ. Вещества встречаются преимущественно в виде смесей. Учитель приводит примеры смесей, ребята записывают их в тетради: воздух, морская вода, молоко, сплавы металлов, растворы, туман и др. Он рассказывает о воздухе, как смеси, которая состоит из газов – азота, кислорода, аргона и др. (слайд 6).

Посмотрите внимательно  на смеси, находящиеся на столе. В  чем разница  между ними?

Далее рассматривается классификация смесей (слайда 7).

Смеси

Однородные

Неоднородные

Раствор сахара в воде, растворы солей, воздух

Смесь Fe +S, песок и сахар, глина с водой, песок с  водой

Неоднородными называются смеси, в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопа видны частицы веществ, составляющих смесь.

Однородными называют смеси, в которых  нельзя заметить частицы веществ, входящих в смесь (даже при помощи микроскопа).

Для научных исследований и промышленности, в основном требуются чистые вещества. Некоторые примеси даже в небольших количествах способны сильно поменять свойства веществ. Например, в полупроводниковой технике применяют сверхчистые вещества, где примеси составляют всего 1 атом на миллион атомов основного элемента (Si, Ge). Превышение нормы ведет к резкому ухудшению полупроводниковых свойств этих веществ. В тоже время, необходимо выделить, что невозможно получить абсолютно чистое вещество, т.к. любое чистое вещество содержит, хотя ничтожное малое количество примесей.

Как вы думаете, морская вода и чистая дистиллированная вода будут обладать одинаковыми  свойствами? (ребята предполагают, что нет). Слайд 8. Учитель объясняет условия эксперимента: в 2-х сосудах нагревали до кипения дистиллированную и морскую воду. Через определенное время измеряли температуры кипения в этих сосудах с помощью датчиков «Архимед». Вместе обсуждаем результаты эксперимента. Встает проблема: «Почему у морской воды t кип не постоянная в разные промежутки времени по сравнению с t кип  дистиллированной водой?»

Учащиеся высказывают предположение, что соленость морской воды влияет на tкип.

Далее учитель предлагает дать определение «чистого вещества». 

С помощью учителя формулируется определение «Чистым веществом называется такое вещество, у которого постоянные физические свойства (температуры кипения, температуры плавления, плотность).

В тетрадях ребята записывают определение «чистое вещество»

Чистым называется вещество, которое обладает постоянными физическими свойствами.

Учитель дополняет, что в чистом веществе примеси, хотя и есть в незначительных количествах, но они не влияют на физические и химические свойства. Пример чистого вещества - дистиллированная вода.

Демонстрируется слайд 9.

 Ребята записывают в тетрадях выводы.

Педагог обращает внимание детей на отличительную особенность смесей «В смесях каждое из составляющих их веществ сохраняет свои индивидуальные свойства.  Для подтверждения этого учитель проводит опыты:

  • Демонстрация разделение смеси железа и сера с помощью магнита (отработать с ребенком заранее методику выполнения опыта и тогда демонстрацию проводит ученик)

Следующий этап урока – знакомство с основными способами разделения смесей, которые представлены в виде схемы: Слайд 10.

Одновременно уточняется, на каких физических свойствах веществ основан каждый способ разделения.  На слайдах 11- 13 показаны области применения разных способов очистки неоднородных смесей.

Демонстрация разделения смеси песка и воды фильтрованием. Обращается внимание  на правильность выполнения эксперимента (Слайд 11).

Знакомство со способами разделения однородных смесей продолжается с помощью слайда 14, акцентируется внимание учащихся на физических свойствах веществ, применяемых в данном способе разделения.

На слайдах  14-18 показаны области применения разных способов очистки однородных смесей.

             4. Закрепление

1. Групповая работа.

Каждая группа получила задание « Как разделить смесь?»

Нужно было описать свои действия. Через 1 минуту каждая группа озвучила свой ответ. В заданиях были использованы жизненные ситуации, где требовалось очистить воду в походных условиях и т.п.

2. Ответить на вопросы, представленные на слайдах 19 – 21

         5. Рефлексия.

Беседа:

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что запомнилось?

Что понравилось, а что не удалось, на ваш взгляд?

6.Подведение итогов

7. Домашнее задание:  § 23 упр. 1,2,4

                                          Творческое задание.

                                                    1. Составьте задания на разделение смеси.

                                                     2. Вам выдали смесь, состоящую из соли и мела.

                                                     Предложите способы разделения этой смеси.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии на тему : "Чистые вещества и смеси"»

«Чистые вещества и смеси»

Цели урока: 1.  Закрепить знания номенклатуры неорганических веществ  разных классов.   

                       2.  Сформировать понятия о чистом веществе и смеси веществ.

                       3.  Раскрыть значение смесей в природе и жизни человека.

                       4.  Познакомить со способами разделения смесей.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная,  групповая.

Оборудование:

  • Химия 8  учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией О.С.Габриеляна – М., Дрофа, 2007 г.

  • Презентация в MS Power Point (приложение)

  • Компьютер, проектор

Реактивы

  • Смесь порошков железа и серы, раствор поваренной соли, смесь песка и воды, раствор метилового оранжевого; фильтры, выпаривательная чашка, лабораторный штатив с кольцом, спиртовка, воронка, стеклянная палочка, химические стаканы, колбы, магнит,   пипетка.

Демонстрационный эксперимент:

  • Разделение смеси фильтрованием;

  • Разделение смеси магнитом;

  • Хроматография;

  • Разделение смеси веществ выпариванием.

Карточки с заданием для групповой работы.

Разделение смеси (раствора) растворимого вещества и растворителя:

Раствор поваренной соли, лабораторный штатив с кольцом, фарфоровая чашка  (выпаривательная), спиртовка, тигельные щипцы, стеклянная палочка.

Разделение смеси нерастворимого в воде вещества и растворителя (растворимого вещества):

Лабораторный штатив с кольцом, воронка, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, колба или стакан химический.

Разделение смеси железа и серы:

Железные опилки, порошок серы, магнит , 2 фильтра.

Хроматография:

Фильтр, раствор метилоранжа, пипетка.

Ход  урока

I.Организационный момент. Проверка домашнего задания.

1.Беседа:

  • Какие соединения называются оксидами? (Оксиды – это сложные соединения, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления  (-2))

  • Какие соединения называются кислотами? (Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка)

  • Какие соединения называются основаниями? (Основание – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидроксогрупп OH-)

  • Какие соединения называются солями? ( Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотных остатков)

2.Проверочная работа (5-7 минут) на листках. На слайдах 1-2 - вопросы  проверочной работы.

3.Проверочная работа сдается учителю (результаты объявляются на следующем уроке). 

II.Подготовка к восприятию нового материала. Объявление темы.

1. Беседа

1. Нам хорошо знакомо, что такое чистота. Чистая тетрадь, чистые руки, чистый лист … А   какое вещество считается чистым? Есть ли в природе чистые вещества? Чем отличается   чистое вещество от смеси веществ?

2. Как вы думаете, что будет темой нашего урок сегодня? (слайд 3)

                  2.  Запись даты и темы урока учащимися  в тетради.

Как вы думаете, что мы должны сегодня выяснить на уроке?

Цели урока обсуждаются с учащимися.

Учащиеся предлагают: выяснить, какое вещество считается чистым и что такое смесь;  узнать, где применяются чистые вещества и смеси; узнать, как разделить вещества.

В  результате обсуждения  -  слайд 4.

          3.  Объяснение нового материала.

На данном этапе урока учитель формирует понятие о чистом вещества и смеси. Учащимся известно понятие «вещество» (это то, из чего состоят физические тела). Поэтому, вначале даем определение «смеси веществ».

Учитель предлагает ученикам рассмотреть смеси, находящиеся на демонстрационном столе и примеры смесей, представленные на слайде 5.

 Далее ребята дают  определение смеси, как системы из их нескольких веществ, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. Эта формулировка появляется на слайде после щелчка мыши.

Учитель дополняет, что в природе нет абсолютно чистых веществ. Вещества встречаются преимущественно в виде смесей. Учитель приводит примеры смесей, ребята записывают их в тетради: воздух, морская вода, молоко, сплавы металлов, растворы, туман и др. Он рассказывает о воздухе, как смеси, которая состоит из газов – азота, кислорода, аргона и др. (слайд 6).

Посмотрите внимательно  на смеси, находящиеся на столе. В  чем разница  между ними?

Далее рассматривается классификация смесей (слайда 7).

Смеси

Однородные

Неоднородные

Раствор сахара в воде, растворы солей, воздух

Смесь Fe +S, песок и сахар, глина с водой, песок с  водой

Неоднородными называются смеси, в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопа видны частицы веществ, составляющих смесь.

Однородными называют смеси, в которых  нельзя заметить частицы веществ, входящих в смесь (даже при помощи микроскопа).

Для научных исследований и промышленности, в основном требуются чистые вещества. Некоторые примеси даже в небольших количествах способны сильно поменять свойства веществ. Например, в полупроводниковой технике применяют сверхчистые вещества, где примеси составляют всего 1 атом на миллион атомов основного элемента (Si, Ge). Превышение нормы ведет к резкому ухудшению полупроводниковых свойств этих веществ. В тоже время, необходимо выделить, что невозможно получить абсолютно чистое вещество, т.к. любое чистое вещество содержит, хотя ничтожное малое количество примесей.

Как вы думаете, морская вода и чистая дистиллированная вода будут обладать одинаковыми  свойствами? (ребята предполагают, что нет). Слайд 8. Учитель объясняет условия эксперимента: в 2-х сосудах нагревали до кипения дистиллированную и морскую воду. Через определенное время измеряли температуры кипения в этих сосудах с помощью датчиков «Архимед». Вместе обсуждаем результаты эксперимента. Встает проблема: «Почему у морской воды t кип не постоянная в разные промежутки времени по сравнению с t кип  дистиллированной водой?»

Учащиеся высказывают предположение, что соленость морской воды влияет на tкип.

Далее учитель предлагает дать определение «чистого вещества». 

С помощью учителя формулируется определение «Чистым веществом называется такое вещество, у которого постоянные физические свойства (температуры кипения, температуры плавления, плотность).

В тетрадях ребята записывают определение «чистое вещество»

Чистым называется вещество, которое обладает постоянными физическими свойствами.

Учитель дополняет, что в чистом веществе примеси, хотя и есть в незначительных количествах, но они не влияют на физические и химические свойства. Пример чистого вещества - дистиллированная вода.

Демонстрируется слайд 9.

 Ребята записывают в тетрадях выводы.

Педагог обращает внимание детей на отличительную особенность смесей «В смесях каждое из составляющих их веществ сохраняет свои индивидуальные свойства.  Для подтверждения этого учитель проводит опыты:

  • Демонстрация разделение смеси железа и сера с помощью магнита (отработать с ребенком заранее методику выполнения опыта и тогда демонстрацию проводит ученик)

Следующий этап урока – знакомство с основными способами разделения смесей, которые представлены в виде схемы: Слайд 10.

Одновременно уточняется, на каких физических свойствах веществ основан каждый способ разделения.  На слайдах 11- 13 показаны области применения разных способов очистки неоднородных смесей.

Демонстрация разделения смеси песка и воды фильтрованием. Обращается внимание  на правильность выполнения эксперимента (Слайд 11).

Знакомство со способами разделения однородных смесей продолжается с помощью слайда 14, акцентируется внимание учащихся на физических свойствах веществ, применяемых в данном способе разделения.

На слайдах  14-18 показаны области применения разных способов очистки однородных смесей.

             4. Закрепление

1. Групповая работа.

Каждая группа получила задание « Как разделить смесь?»

Нужно было описать свои действия. Через 1 минуту каждая группа озвучила свой ответ. В заданиях были использованы жизненные ситуации, где требовалось очистить воду в походных условиях и т.п.

2. Ответить на вопросы, представленные на слайдах 19 – 21

         5. Рефлексия.

Беседа:

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что запомнилось?

Что понравилось, а что не удалось, на ваш взгляд?

6.Подведение итогов

7. Домашнее задание:  § 23 упр. 1,2,4

                                          Творческое задание.

                                                    1. Составьте задания на разделение смеси.

                                                     2. Вам выдали смесь, состоящую из соли и мела.

                                                     Предложите способы разделения этой смеси.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!