Данная разработка составлена на основе технологических карт Асановой ,к учебнику О.С.Габриеляна"Химия 8".Содержит помимо технологического инструментария, еще и конспект урока с элементами проблемного диалога и сравнительных таблиц по характеристике чистых веществ и смесей, а также сравнение однородных и неоднородных смесей
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Чистые вещества и смеси"»
Урок 29. Чистые вещества и смеси
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Умения определять понятия «чистые вещества», «смеси», «химический анализ»; устанавливать способы разделения различных смесей в зависимости от свойств их компонентов | Умения создавать обобщения, устанавливать аналогии, осуществлять классификацию, делать выводы; проводить наблюдение | Понимание значимости естественнонаучных знаний в повседневной жизни, технике, медицине, для решения практических задач |
Решаемая учебная проблема | В чем состоит отличие чистых веществ от смесей? Какие существуют способы для разделения смесей? |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Чистые вещества, смеси |
Демонстрации. Лабораторные опыты | Лабораторные опыты. Ознакомление с образцом горной породы |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Универсальные (электронные книги, компьютер, интерактивная доска) |
Продолжение
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
ЭТАП 1. Проверка остаточных знаний. Осознание приращения знания (ликвидация незнания) Проверка домашнего задания |
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов | Внутренняя и внешняя оценка результатов, обнаружение субъективного незнания |
Длительность этапа | 7—10 минут |
Основной вид учебной деятельно- сти, направленный на формиро- вание данного образовательного результата | Устные ответы обучающихся на вопросы учителя. Обсуждение ска- занного |
Методы обучения | Систематизирующая беседа |
Форма организации деятельно- сти обучающихся | Коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность |
Функция / роль учителя на дан- ном этапе | Организаторская, корректирующая. Учитель корректирует ответы обучающихся |
Основные виды деятельности учителя | Коррекция, координация деятельности обучающихся |
ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала Диалог на уроке |
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов | Осознанное восприятие информации. Умение проводить наблюдение |
Длительность этапа | 20—25 минут |
Основной вид учебной деятельно- сти, направленный на формиро- вание данного образовательного результата | Устные ответы на вопросы учителя. Составление таблиц и схем |
Методы обучения | Диалогическое изложение, беседа с элементами проблематизации. Систематизирующая беседа |
Форма организации деятельно- сти обучающихся | Коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность |
Функция / роль учителя на дан- ном этапе | Организаторская, корректирующая. Мотивация учащихся к изучению конкретного содержания |
Основные виды деятельности учителя | Координация деятельности обучающихся |
ЭТАП 3. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала Систематизация пройденного материала |
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов | Умение систематизировать изученный материал |
Длительность этапа | 25—30 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Самостоятельное выполнение заданий |
Методы обучения | Самостоятельная работа с последующей само- или взаимопроверкой и коррекцией допущенных ошибок |
Форма организации деятельности обучающихся | Индивидуальная и коллективная мыслительная деятельность |
Функция / роль учителя на дан- ном этапе | Организаторская, контролирующая, корректирующая |
Основные виды деятельности учителя | Координация, контроль, коррекция (в случае необходимости) дея- тельности обучающихся |
ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание |
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов | Обобщение. Устный ответ на проблемный вопрос урока |
Длительность этапа | 3—5 минут |
Форма организации деятельно- сти обучающихся | Индивидуальная, коллективная |
Функция / роль учителя на дан- ном этапе | Организация самоконтроля обучающихся с последующей самооцен- кой |
Основные виды деятельности учителя | Координирует деятельность обучающихся |
Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам | Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, учитель выставляет отметки за конкретные виды работы обучающимся на основе их са- мооценки. Домашнее задание с комментариями |
Тема урока. Чистые вещества и смеси.
Цель урока. Формирование понятий «чистые вещества», «смеси», «химический анализ». Формирование умений определять способы разделения различных смесей в зависимости от свойств их компонентов.
Проблемный вопрос урока. В чем состоит отличие чистых веществ от смесей? Какие суще- ствуют способы разделения смесей?
ХОД УРОКА
Проверка домашнего задания
Вопросы и задания
Охарактеризуйте строение твердых аморфных и кристаллических веществ. Отметьте чер- ты сходства и различия.
Какая взаимосвязь существует между строением атома, химической связью, типом криссталлической решетки и физическими свойствами химических соединений?
Диалог на уроке
Формирование понятий «чистые вещества», «смеси». Формирование умений определять способы разделения смесей в зависимости от свойств входящих в их состав компонентов.
Новый учебный материал раскрывается с опорой на содержание § 24 учебника.
Вопросы и задания
Можно ли морскую воду считать чистым веществом? Каков состав морской воды?
Можно ли изучать свойства воды, используя для этой цели морскую воду? Обоснуйте свой ответ.
Существуют ли в природе абсолютно чистые вещества? Какое вещество можно считать чи- стым?
В каких агрегатных состояниях могут существовать смеси? Приведите соответствующие примеры.
Сохраняют ли, по вашему мнению, свои индивидуальные свойства вещества в смесях? Можно ли физическими методами разделить смесь (например, смесь железных опилок и серы или медных опилок и древесной стружки)? Что при этом надо учитывать?
Как вы считаете, можно ли физическими методами выделить составные части чистого вещества — химического соединения, например, отделить серу от железа в сульфиде железа? Моти- вируйте свой ответ.
Сравните чистые вещества и смеси, заполнив таблицу.
Признаки сравнения | Чистое вещество | Смесь |
Состав | Постоянный | Непостоянный |
Вещества | Одно и то же | Различные |
Физические свойства | Постоянные | Непостоянные |
Разделение | С помощью химических реакций | Физическими методами |
Сравните однородные и неоднородные смеси, заполнив таблицу.
Смеси |
однородные (гомогенные) | неоднородные (гетерогенные) |
Частицы нельзя обнаружить ни визуально, ни с помощью оптических приборов | Частицы можно обнаружить либо визуально, либо с помощью оптических приборов |
Примеры смесей |
Растворы поваренной соли в воде, сахара в воде, спирта в воде; бензин, сплавы (латунь, бронза и др.), воздух, природный газ | Смесь глины с водой, молоко, плазма крови, туман, смог, пыль в воздухе, влажная почва, кос- метические средства (мази, тушь, помада и др.), газированные напитки |
Лабораторный опыт. Ознакомление с образцом горной породы.
Рассмотрите образец горной породы под лупой. Какие минералы образуют эту горную по- роду? К какому типу смесей она относится?
Систематизация пройденного материала
Самостоятельное выполнение заданий № 1, 4 и 5 на с. 111—113 в рабочей тетради с последующей само- или взаимопроверкой и, в случае необходимости, коррекцией допущенных ошибок.
Подведение итогов
Обучающиеся устно отвечают на проблемный вопрос урока.
Домашнее задание: § 24, выполнить задания № 1 и 2 после § 24, № 3 на с. 112 в рабочей тетради; подготовить сообщение о применении методов химического анализа в работе специалистов различных профессий (индивидуальные задания обучающимся).