СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема открытого урока: «Имя существительное».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема открытого урока: «Имя существительное».

Просмотр содержимого документа
«Тема открытого урока: «Имя существительное».»

Тема открытого урока: «Имя существительное».




Цели урока:

  1. Работа над узнаванием имени существительного в тексте. Учить распознавать постоянные(одушевлённость – неодушевлённость)

и изменяемые категории имени существительного (род, число).

  1. Развитие орфографической зоркости учащихся.

  2. Учить обобщать, анализировать, находить причинно-следственные связи.

  3. Развитие связной грамотной речи учащихся.

Наглядность:

  1. Индивидуальные листы для работы на уроке.

  2. Рисунки собак, коровы, кота, домиков, мышей.

  3. Алфавит (магнитный).

  4. Карточки-памятки: имя существительное, м.р. ,ж.р., ср.р., е.ч., мн.ч., одушевлённые- неодушевлённые, словарные слова собака, корова.

  5. Сигналы – ладошки (зелёные и красные)










Конспект открытого урока русского языка в 1 классе

по теме: «Имя существительное».

Мобилизующий этап.

На доске:картинка кота, буквы-домики

Ж Ч Ч Ш

Щ Д К Н

И У А Я

Учитель:

- Кот ходит из дома в дом. Его путешествие напомнит Вам известные правила правописания. А кот за это получит своё любимое лакомство.

Дети:ча-ща, чу-щу, жи-ши, чк-чн.

/За каждое правильно названное правило правописания учитель прикрепляет на магнитную доску лакомство кота: мышку./

/В это же время 1-2 ученика получают ребус, где нужно соединить слоги в слова (получаются слова, которые учащиеся будут прописывать в орфографической минутке).

Слова:сто –рож мо- ло- ко ов- чар- ка пас- тух Бе- лоч- ка Стре- лоч –ка/

- Сегодня мы продолжаем упражняться в правильном грамотном письме слов с разными орфограммами.




2 этап. Минутка чистописания.

На доске: карточка со словами кит

кот

Катя

крот

Учитель:

Найдите общее в этих словах.

Дети:

-Начинаются с буквы – к-; отвечают на вопрос КТО?; называются им.существительными.

Учитель:

- Найдите отличия. Объедините слова в группы, исключив лишнее.

Дети:

1 вариант.: кит, кот, крот – обозначают животных, слово состоит из 1 слога, Катя- человек, слово состоит из 2 слогов;

2 вариант: кит, кот, Катя (2 звук гласный) – крот лишнее, т.к. 2 звук согласный;

3 вариант: кот, Катя, крот (1 звук согласный твёрдый) – кит лишнее, т.к. 1 звук согласный мягкий)

Учитель:

- Посмотрите ещё раз на слова и определите тему нашего урока?

Дети: «Имя существительное».

На доске: Ккя Кка Ккю Кк. Кк. Кк.

Учитель:

- Определите порядок следования букв в данном ряду. Какую букву напишите вместо точки?

Дети: я- а, ю –у, ё –о, е –э, и –ы

Учитель:

- Охарактеризуйте звуки, которые обозначает буква К.

Дети: согласный, твёрдый – мягкий, парный глухой

Учитель:

- Запиши цепочку соединений в тетрадь.

3 этап. Словарно – орфографическая работа.

На доске: в виде кривой линии прикреплены буквы русского алфавита

гсрфкороваждмраситечацсобакажьяюхъцф

Учитель:

- Сегодня мы познакомимся с двумя словами, написание которых нужно запомнить и можно проверить по орфографическому словарю. Найдите эти слова.

Дети: собака, корова.

/На доске появляются картинки коровы и собаки./

Учитель:

- В чём смысловое сходство слов?

Дети: домашние млекопитающие животные

Учитель:

- В чём их различия?

Дети: собака– хищник, сторож; корова – травоядное, даёт молоко

Проверка индивидуального домашнего задания.

/2 ученика получили домашнее задание и нашли лексическое значение слов по словарю Ожёгова./

Дети: 1 ученик:Корова – домашнее молочное животное, самка крупного рогатого скота.Уменьшительно –ласкательная форма:коровка, коровушка.

2 ученик: Собака – домашнее животное из семейства хищных млекопитающих.

Уменьшительная форма: собачка. Уничижительная: собачонка.

Учитель:

- Запишем как произносятся эти слова.

/1 ученик на доске, а остальные работают в тетради/

[КАРОВА] [САБАКА]

На доске: появляются карточки со словами СОБАКА КОРОВА

Учитель:

- Сравните произношение и написание. Назовите орфограмму.

- Запишите слова в тетрадь. Подчеркни орфограмму.(непроверяемый безударный гласный)

- Какой частью речи являются эти слова? Докажи.

Дети:

- Имя существительное, т.к. отвечают на вопрос КТО? Обозначают предмет.

Учитель:

- Как называются им. существительные, отвечающие на вопрос КТО?

Дети: одушевлённые.

4 этап. Работа над темой урока.

Учитель:

- Составьте с данными словами предложение.

1 человек работает у доски/

У Даши живут собака и корова.(или) У Даши в деревне жили корова и собака.

Учитель:

- Подчеркните грамматическую основу предложения.

- С помощью чего связаны подлежащие в предложении.

Дети: Подлежащие собака, корова связаны с помощью союза И.

- Найдите в предложении имена существительные. Докажите.

Дети: Даши, собака, корова – отвечают на вопрос КТО?, обозначают живой предмет.

5 этап. Физкультминутка.

Учитель:

- Я читаю стихотворение. Услышав слово, которое бы вы написали с заглавной буквы – прыгаете и хлопаете в ладоши; с маленькой буквы – приседаете.

Кошка Пушинка,

собака Смешинка,

петух Крикун,

козёл Бодун,

воробей Тишка,

обезьянка Иришка.

Все их клички до одной

Пишем с буквы мы …(большой)!

6 этап. Закреплание.

Работа на листах.

/№ 1. Прочитай. На месте пропуска напиши заглавную или строчную букву.




…ошка …аришка _________

…оттенок …ишка _________

…енок …ружок _________

…ыплёнок …ушок __________

…орова …урёнка _________

…оза …айдёнка _________

…оросёнок …рюша _________

…ычок …аврюша __________




ученик выразительно читает стихотворение вслух. /

Самостоятельная работа.

/На предварительных уроках русского языка и «Окружающего мира» дети знакомились с историей возникновения кличек животных. Таким образом, параллельно идёт закрепление материала по «Окружающему миру»./

Проверка работы.

/Когда 1 ребёнок высказывает своё мнение, то остальные дети сигналят цветными ладошками: зелёная ладошка – согласен, красная ладошка – не согласен/

Дети:

- Я написала все слова с маленькой буквы (дети показывают сигнал)

- Я написала слова 2 столбика с заглавной буквы (сигналы).

- Я написала слова 1 столбика с маленькой буквы(сигналы).

/Несколько работ взяты на проверку/.

Учитель:

- К какой части речи относятся слова?

Дети:им. существительные.

Учитель:

- Что их объединяет?

Дети: одушевлённые

Учитель:

- Подумайте, в какие 2 группы можно объединить существительные?

В этом Вам помогут местоимения ОН – ОНА.

Дети: м.р. – ж.р.

Учитель:

- Какого ещё рода бывают существительные?(среднего рода)

Орфографическая минутка.

/ 1 человек работает у доски/

Учитель:

-Ребята разгадали ребус/индивидуальное задание в начале урока/. Запишите слова. Подчеркните орфограммы.

/На доске: кость сторож молоко пастух овчарка Белочка Стрелочка Чак/

Учитель:

- Среди записанных слов есть клички первых «космонавтов». Кто это?

Дети: Белка и Стрелка – собаки.

Д.з.: Узнайте ,как это было и расскажите в классе.

Изменение существительных по числам.

/На доске: появилась 2 картинка собаки./

Учитель:

- Что изменилось?

Дети: количество собак

Учитель:

- Как изменяются имена существительные? ( Дети:по числам)

Учитель:

- Я называю существительные в единственном числе, а Вы записываете во множественном: Живот, гараж, шип, час. Подчеркни орфограммы с шипящими.

/1 человек работает у доcки. На доске: Животы, гаражишипы, часы.

Учитель:

- К какой части речи относятся слова? Докажи.

Дети: существительные неодушевлённые, т.к. отвечают на вопрос ЧТО?

Резерв: ножницы, очки, санки (вспомни слова, которые употребляются только во мн.ч.)

7 этап. Подведение итогов.

- Понравился ли Вам урок? Почему?

-Что нового Вы узнали?

/Во время подведения итогов урока отметить работу учащихся. Самые активные ученики получают звёздочки и примеряют «Шляпу Знаний»./

Учитель:

- Ребята, КОТ приготовил Вам сюрпризы. /Дети получают половинку яблока, на которой написана часть слова.Например, друж - ба, креп- кая…/

На перемене найдите вторую половинку слова и у Вас получатся слова известной детской песни /Дружба/.




8 этап. Домашнее задание.

Выполнить № 2- 3 на листе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!