№ | Этапы урока | Слайд |
1. Самоопределение к деятельности |
1.1 | Я предлагаю вам совершить виртуальную экскурсию. Я возьму на себя роль экскурсовода. Вы удобно устроились на своём рабочем месте? Поехали! | |
1.2 | Сегодня мы начинаем новую тему. Путь наш будет долгим. Но как говорили вьетнамские мудрецы: «Дойти можно лишь тогда, когда идешь. Узнать можно лишь тогда, когда учишься». Эти слова мы и возьмём в качестве девиза нашей работы. | |
2. Актуализация знаний |
2.1 | Итак, мы отправляемся в страну, название которой я позабыла. Я хочу, чтобы вы мне помогли. | |
2.2 | Задание Как называется страна, по которой мы начинаем наше путешествие? (Ученик: Морфология) Задание: Откройте учебник на стр. 44 и прочитайте определение понятия «морфология». А что нужно знать, чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться? Как же называется заранее намеченный путь следования? (маршрут) Каждый из вас получит маршрутный лист, который будет указывать, по каким станциям нам предстоит пройти. Каждый будет выставлять себе баллы в эти листы. Отправляемся в путь! Маршрутный лист № | остановка | Количество баллов | 1 | «Опознавательная» | | 2 | «Теоретическая » | | 3 | «Морфологическая» | | 4 | «Синтаксическая» | | 5 | «Проверочная» | | | ИТОГ: | | | |
3. Постановка учебной задачи |
3.1 | Итак, мы едем с вами по стране Морфология. Въезжаем в город Предметинск. Что же за жители живут здесь? Они сочинили о себе хвастливую песенку: Давно живём мы в мире этом, // Даём названья всем предметам. Жители Предметинска совсем не любопытные, они задают всего лишь два вопроса: кто? и что? Узнали вы этих жителей? (Ученик: Да, это имена существительные) Вы правы, тема нашего урока: Имя существительное. Цели и задачи урока (слайд) | |
3.2 | Это знакомая для вас часть речи? Или вы первый раз слышите такое название? (Ученик: Нет, изучали в начальной школе) Давайте подумаем, какова будет цель нашего урока? Чем мы будем заниматься? (Ученик: Повторение изученного об имени существительном) Что мы должны сделать, чтобы достичь цели урока? Что нужно вспомнить? (Ученик: На какие вопросы отвечает, как изменяется) Какой будет наша задача? (Ученик: Вспомнить признаки имени существительного и составить алгоритм, по которому мы дадим определение этой части речи) | |
4. Решение учебной задачи |
4.1 | Так как я сегодня выполняю роль экскурсовода, то предлагаю вам двигаться дальше. 1 остановка станция «Опознавательная» -Попробуем свои силы в первом испытании. Как вы думаете, можно ли написать по-русски какое-то сообщение, состоящее из слов, которых не существует в русском языке? Предлагаю вам окунуться в сказку: На столе лежала какая-то книга. Алиса взяла её, надеясь, что сумеет прочитать хоть одну строчку, но всё было написано на каком-то непонятном языке. | |
4.2 | Найдите слова, которые относятся к существительным (Ученик: Бармаглот, шорьки, наве зелюки, мюмзики, мове). Как вы догадались? (Ученик: Существительные отвечают на вопросы кто? что?) | |
4.3 | Учёные подсчитали: каждое второе слово в нашей речи – это имя существительное. На каждые 100 слов в среднем приходится 40 существительных и только 26 глаголов. Скажите, что обозначает существительное? (Ученик: Предмет) | |
4.4 | Динамическая пауза Игра. — Если слово отвечает на вопрос кто? — поднимите руки вверх, а если на вопрос что? — руки вперед. Если встретили другие части речи, то надо присесть. Люстра, мальчик, бегать, гроза, кролик, окно, зелёный, ученик, часы, умный, отец, радость. | |
4.5 | Мы продолжаем путешествие по городу Предметинск. 2.Остановка «Теоретическая». Прочитаем научное определение и заполним лингвистический паспорт, необходимый для морфологического разбора. Работа с учебником стр.63 Чтение и анализ текста составление опорного конспекта. Имя существительное
Грамматическое значение | Вопрос | Морфологические признаки | Роль в предложении | | | постоянные | непостоянные | | Предмет | Кто? Что? | Собственное /нарицательное; одуш./неодуш. Род, склонение. | Число, падеж | Подлежащее, дополнение, обстоятельство | -Расскажите об имени существительном по опорному конспекту Самопроверка по слайду. Результаты оцените по 5бальной системе(5 столбцов) – | |
4.6 | 3.« Морфологическая». Чтобы проверить ваши теоретические знания, мы выполним следующее задание. Найди лишнее слово.(слайд) Олень, дочь, мужчина . (род) Собака, книга, девочка. (одуш.) Москва, город, Россия. ( собств.) - Исключи из цепочки лишнее слово по какому-нибудь признаку так, чтобы в ней осталось 2 слова с общим признаком. Причину исключения назовите Результаты оцените и занесите в маршрутный лист. Поговорим об одушевленных и неодушевленных сущ. Поговорим о собственных и нарицательных сущ. На нашем пути встречается родовое дерево. На самом верху расположились дамы, в центре господа, а внизу – существа. Примечание: картинки появляются по щелчку, сопровождая речь учителя. Какую подсказку даёт нам это родовое дерево? (Ученик: Существительные могут быть женского, мужского, среднего рода) Что помогает определить род имени существительного? (Ученик: Слово-помощник «мой») Род – это постоянный или изменяемый признак существительных? (Ученик: Постоянный). Следовательно, нужно говорить: имя существительное относится к мужскому, женскому или среднему роду. Какой морфологический признак мы не вспомнили?(падежи) Учитель. Повторим название падежей и падежные вопросы. | |
4.7 | 4.«Синтаксическая» Имена существительные живут в городе Предметинске. А работают в соседнем городе Синтаксисе., где на них всё держится . Они всё могут! Могут быть и подлежащими, и сказуемыми, и дополнениями, и обстоятельствами Давайте на примере слова РОССИЯ докажем, что существительное может быть любым членом предложения. Россия – моя Родина. Моя родная страна – Россия. За границей я часто думаю о России. С самого рождения я живу в России Какими членами предложения могут быть существительные? (Могут быть и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, и обстоятельством.) | |
5. Включение знаний в систему |
5.1 | Вспомните всё, что мы сегодня вспомнили о существительном. Помогите мне составить алгоритм, по которому легко можно воспроизвести всё известное о существительном. (Ученик: 1.Значение. 2.Вопрос. 3. Признаки: постоянные, непостоянные. 4.Роль в предложении). Примечание: параллельно с ответами учащихся учитель вывешивает на магнитной доске слова-помощники | |
5.2 | Расскажите по составленному алгоритму о существительном как о части речи. Примечание: Ответ ученика (учеников) сопровождается пошаговым заполнением слайда презентации «Имя существительное – часть речи»: по щелчку в презентации воспроизводится каждый пункт алгоритма. | |
6. Контроль |
6.1 | 5. Конечная остановка «Проверочная» Тест “Имя существительное”
«5» — 5 правильных ответов; «4» — 4 правильных ответа; «3» — 3 правильных ответа
| |
7. Рефлексия |
7.1 | Какую цель мы ставили перед собой? Удалось ли нам её достигнуть? Какие мы получили результаты? Что мы ещё не сделали? Что на уроке у вас получалось хорошо? | |
7.2 | Как бы вы оценили сегодня свою работу? | |