СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Имя существительное" 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Имя существительное как часть речи.

Цель: Повторение изученного в начальной школе.

Задачи:

  1. Систематизировать изученное о существительном.
  2. Развивать коммуникативные умения.
  3. Развивать умения анализировать, делать выводы, проводить рефлексию.

Планируемые результаты:

  1. Личностные: осознание ответственности за произнесённое.
  2. Метапредметные: способность строить рассуждение.
  3. Предметные: умение определять морфологические признаки существительных, устанавливать их синтаксическую роль.

Тип урока: Урок повторения предметных ЗУНов.

Формы проведения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Технология:  проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего  обучения, ИКТ.

Технические средства: компьютер, проектор.

Дидактический материал: презентация, раздаточный материал. 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Имя существительное" 5 класс»

Технологическая карта открытого урока по русскому языку



УМК под ред. Т.А. Ладыженской

Место в учебном плане: Вводный урок в теме «Имя существительное»

Класс: 5

Учитель: Уткина Н.В.

Тема урока: Имя существительное как часть речи.

Цель: Повторение изученного в начальной школе.

Задачи:

  1. Систематизировать изученное о существительном.

  2. Развивать коммуникативные умения.

  3. Развивать умения анализировать, делать выводы, проводить рефлексию.

Планируемые результаты:

  1. Личностные: осознание ответственности за произнесённое.

  2. Метапредметные: способность строить рассуждение.

  3. Предметные: умение определять морфологические признаки существительных, устанавливать их синтаксическую роль.

Тип урока: Урок повторения предметных ЗУНов.

Формы проведения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Технология:  проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего  обучения, ИКТ.

Технические средства: компьютер, проектор.

Дидактический материал: презентация, раздаточный материал.

Ход урока

Этапы урока

Слайд

1. Самоопределение к деятельности

1.1

Я предлагаю вам совершить виртуальную экскурсию. Я возьму на себя роль экскурсовода. Вы удобно устроились на своём рабочем месте? Поехали!


1.2

Сегодня мы начинаем новую тему. Путь наш будет долгим. Но как говорили вьетнамские мудрецы: «Дойти можно лишь тогда, когда идешь. Узнать можно лишь тогда, когда учишься». Эти слова мы и возьмём в качестве девиза нашей работы.


2. Актуализация знаний

2.1

Итак, мы отправляемся в страну, название которой я позабыла. Я хочу, чтобы вы мне помогли.


2.2

Задание

Как называется страна, по которой мы начинаем наше путешествие? (Ученик: Морфология)

Задание: Откройте учебник на стр. 44 и прочитайте определение понятия «морфология».

А что нужно знать, чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться? Как же называется заранее намеченный путь следования? (маршрут)
 Каждый из вас получит маршрутный лист, который будет указывать, по каким станциям нам предстоит пройти. Каждый будет выставлять себе баллы в эти листы. Отправляемся в путь!
Маршрутный лист 

№ 

остановка 

Количество баллов 

«Опознавательная» 


«Теоретическая » 


«Морфологическая» 


«Синтаксическая» 


«Проверочная» 



   ИТОГ: 




3. Постановка учебной задачи

3.1

Итак, мы едем с вами по стране Морфология. Въезжаем в город Предметинск. Что же за жители живут здесь? Они сочинили о себе хвастливую песенку: Давно живём мы в мире этом, // Даём названья всем предметам. Жители Предметинска совсем не любопытные, они задают всего лишь два вопроса: кто? и что? Узнали вы этих жителей? (Ученик: Да, это имена существительные)

Вы правы, тема нашего урока: Имя существительное.

Цели и задачи урока (слайд)


3.2

Это знакомая для вас часть речи? Или вы первый раз слышите такое название? (Ученик: Нет, изучали в начальной школе)

Давайте подумаем, какова будет цель нашего урока? Чем мы будем заниматься? (Ученик: Повторение изученного об имени существительном)

Что мы должны сделать, чтобы достичь цели урока? Что нужно вспомнить? (Ученик: На какие вопросы отвечает, как изменяется)

Какой будет наша задача? (Ученик: Вспомнить признаки имени существительного и составить алгоритм, по которому мы дадим определение этой части речи)


4. Решение учебной задачи

4.1

Так как я сегодня выполняю роль экскурсовода, то предлагаю вам двигаться дальше.

1 остановка станция «Опознавательная» 
-Попробуем свои силы в первом испытании. 
Как вы думаете, можно ли написать по-русски какое-то сообщение, состоящее из слов, которых не существует в русском языке? Предлагаю вам окунуться в сказку: На столе лежала какая-то книга. Алиса взяла её, надеясь, что сумеет прочитать хоть одну строчку, но всё было написано на каком-то непонятном языке.


4.2

Найдите слова, которые относятся к существительным (Ученик: Бармаглот, шорьки, наве зелюки, мюмзики, мове).

Как вы догадались? (Ученик: Существительные отвечают на вопросы кто? что?)


4.3

Учёные подсчитали: каждое второе слово в нашей речи – это имя существительное. На каждые 100 слов в среднем приходится 40 существительных и только 26 глаголов. Скажите, что обозначает существительное? (Ученик: Предмет)



4.4

Динамическая пауза

Игра.

— Если слово отвечает на вопрос кто? — поднимите руки вверх, а если на вопрос что? — руки вперед. Если встретили дру­гие части речи, то надо присесть.

Люстра, мальчик, бегать, гроза, кролик, окно, зелёный, ученик, часы, умный, отец, радость.



4.5

Мы продолжаем путешествие по городу Предметинск.

2.Остановка «Теоретическая».

Прочитаем научное определение и заполним лингвистический паспорт, необходимый для морфологического разбора.

  Работа с учебником стр.63 Чтение и анализ текста составление опорного конспекта.

                                      Имя существительное                                              



Грамматическое 
значение

Вопрос

Морфологические признаки

Роль в предложении





постоянные

непостоянные


Предмет

Кто? 

Что?

Собственное /нарицательное; одуш./неодуш.

Род,  склонение.

Число, падеж

Подлежащее, дополнение,

обстоятельство

-Расскажите  об имени существительном по опорному конспекту

Самопроверка по слайду.        

Результаты оцените по 5бальной системе(5 столбцов) –



4.6

3.« Морфологическая». Чтобы проверить ваши теоретические знания, мы  выполним следующее задание.
Найди лишнее слово.(слайд)

  • Олень, дочь, мужчина . (род)

  • Собака, книга, девочка. (одуш.)

  • Москва, город, Россия. ( собств.)

- Исключи из цепочки лишнее слово по какому-нибудь признаку так, чтобы в ней осталось 2 слова с общим признаком. Причину исключения назовите 

Результаты оцените и занесите в маршрутный лист.

Поговорим об одушевленных и неодушевленных сущ.

Поговорим о собственных и нарицательных сущ.


На нашем пути встречается родовое дерево. На самом верху расположились дамы, в центре господа, а внизу – существа.

Примечание: картинки появляются по щелчку, сопровождая речь учителя.

Какую подсказку даёт нам это родовое дерево? (Ученик: Существительные могут быть женского, мужского, среднего рода)

Что помогает определить род имени существительного? (Ученик: Слово-помощник «мой»)

Род – это постоянный или изменяемый признак существительных? (Ученик: Постоянный).

Следовательно, нужно говорить: имя существительное относится к мужскому, женскому или среднему роду.

Какой  морфологический признак мы не вспомнили?(падежи)

 Учитель.  Повторим название падежей и падежные вопросы. 



4.7

4.«Синтаксическая» 

 Имена существительные живут в городе Предметинске. А работают в соседнем городе Синтаксисе., где на них всё держится . Они всё могут! Могут быть и подлежащими, и сказуемыми, и дополнениями, и обстоятельствами

Давайте на примере слова РОССИЯ докажем, что существительное может быть любым членом предложения.  

Россия – моя Родина.

Моя родная страна – Россия.

За границей я часто думаю о России.

С самого рождения я живу в России

Какими членами предложения могут быть существительные?

(Могут быть и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, и обстоятельством.)


5. Включение знаний в систему

5.1

Вспомните всё, что мы сегодня вспомнили о существительном. Помогите мне составить алгоритм, по которому легко можно воспроизвести всё известное о существительном. (Ученик: 1.Значение. 2.Вопрос. 3. Признаки: постоянные, непостоянные. 4.Роль в предложении).

Примечание: параллельно с ответами учащихся учитель вывешивает на магнитной доске слова-помощники




5.2

Расскажите по составленному алгоритму о существительном как о части речи.

Примечание: Ответ ученика (учеников) сопровождается пошаговым заполнением слайда презентации «Имя существительное – часть речи»: по щелчку в презентации воспроизводится каждый пункт алгоритма.


6. Контроль

6.1

5. Конечная остановка «Проверочная» 
Тест “Имя существительное”

«5» — 5 правильных ответов; 
«4» — 4 правильных ответа; 
«3» — 3 правильных ответа 


7. Рефлексия

7.1

Какую цель мы ставили перед собой?

Удалось ли нам её достигнуть?

Какие мы получили результаты?

Что мы ещё не сделали?

Что на уроке у вас получалось хорошо?


7.2

Как бы вы оценили сегодня свою работу?










Методическая литература:



  1. Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Баранов М.Т. и др. Русский язык. Методические рекомендации для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012. – 144 с.

  2. Попова Н.П. Деятельностный способ обучения – Великий Новгород: НИРО, 2011. – 56с.

  3. Попова Н.П. Формирование учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений. - В.Новгород: НИРО, 2011. - 105 с.

  4. Шибалова Л.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. – М.: Экзамен, 2013. – 159 с.

  5. ФГОС. Русский язык. Тематический контроль: рабочая тетрадь: 5 класс/Под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2012. – 224 с.



Интернет-ресурсы:



  1. Яндекс. Картинки: поиск изображений в интернете. – Режим доступа: http://images.yandex.ru













Маршрутный лист

----------------------------------------------------------------------

№ 

остановка 

Количество баллов 

«Опознавательная» 


«Теоретическая » 


«Морфологическая» 


«Синтаксическая» 


«Проверочная» 



   ИТОГ: 












Маршрутный лист

----------------------------------------------------------------------

№ 

остановка 

Количество баллов 

«Опознавательная» 


«Теоретическая » 


«Морфологическая» 


«Синтаксическая» 


«Проверочная» 



   ИТОГ: 






Лингвистический паспорт «Имя существительное»



Грамматическое 
значение

Вопрос

Морфологические признаки

Роль в предложении




















Лингвистический паспорт «Имя существительное»



Грамматическое 
значение

Вопрос

Морфологические признаки

Роль в предложении






















1.Значение







2.Вопрос



3. Признаки

4.Роль в предложении


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!