СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Имя существительное как часть речи" 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок "Имя существительное как часть речи" 6 класс

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Имя существительное как часть речи" 6 класс»



Конспект открытого урока

по русскому языку в 6 "Б" классе

«Имя существительное как часть речи»


Тема: «Имя существительное как часть речи» (6 класс)


Цели урока:

закрепить и обобщить сведения об имени существительном, полученные в 5 классе, развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развивать самооценку, воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества


Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица, любознательные и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом, кроме этого вы узнаете много нового, интересного и полезного для себя.

Учитель: Сегодня мы с вами проводим один из завершающих уроков по теме «Имя существительное»

Сейчас нам предстоит повторить и обобщить изученное о существительном как части речи. Мы уже систематизировали знания об орфограммах и способах образования имен существительных. Завтра будем работать над контрольным диктантом. Поэтому домашнее задание как раз и будет связано со всем этим материалом. Запишем его в дневник. Упр. 315 или 316 письменно 1 на выбор. Посмотрите и выберете, что вам важнее повторить к следующему уроку.

Итак, откроем тетради и запишем дату и тему нашего урока.

Каждый урок русского языка – это постижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь, что и этот урок станет для вас неким открытием!

Мы закончили изучение одной из важнейших частей речи – имени существительного.

Основная цель нашего урока – повторить и обобщить изученное.

Сегодня на уроке мы будем затрагивать именно те моменты, которые, судя по анализу выполненных в ходе изучения темы заданий, стали для вас наиболее сложными и трудными.


2. Актуализация знаний

1. Давайте проверим, насколько хорошо мы в начале урока сможем определить основные признаки имени существительного, произведя его морфологический разбор.

Работа 1 учащегося у доски с записанным заранее предложением для синтаксического и морфологического разбора:

Пуш…стые снеж…нки ост…рожно к…саются земл… _ и она одевает(?)ся в осл…пительный наря…

Задания: 1. найти изобразительные средства в данном предложении ( эпитеты: пушистые, ослепительный; метафора: земля одевается в наряд; олицетворение: снежинки касаются, земля одевается)

2. морфологический разбор существительного ЗЕМЛИ.

3. Поставить ударения в словах: цепочка, торты, жалюзи, каталог


3. Работа по теме урока

Цель этапа: проверка теоретических знаний об имени существительном.

Учитель:

-Что такое имя существительное? Что оно обозначает? (Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет)

Учитель: Мы говорим о предметном значении существительного. Уточните, что именно

могут обозначать существительные? ( после ответов учащихся на слайде появляется схема)


Учитель: Составим кластер. Это подобие кисти винограда. Как ягодки присоединяются к грозди, так и мы попробуем нанизать слова на предложенную схему, приводя примеры разных по значению существительных.

Совместными усилиями делается вывод о том, что при всём смысловом многообразии общее значение существительных – предметное.


Индивидуальная работа на карточках:

На столах у вас лежат карточки. На них обозначены номера групп.

1. Прочитайте слова.

2. Обсудите в паре и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия. (1 ряд-1,2 группа, 2 ряд-3,4 группа, 3 ряд- 5,6 группы). Работайте дружно, обсуждайте шепотом.

На выполнение задания – 3 минуты. (Таймер)


Ребенок, Днепр, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева,Россия,стрельба, крапива, сливки,беседа, свежесть, прыжок, кошка,Алчевск,спектакль


1 группа: Названия людей (ребенок, девочка, юноша)

2 группа: Названия вещей (стол, окно, ножницы)

3 группа: Названия веществ (крупа, мука, сливки),

4 группа: Названия животных и растений (кошка, щука, крапива),

5 группа: Географические названия (Россия, Днепр, Алчевск),

6 группа: Название действий (бег, прыжок, стрельба)


Проверка, выставление баллов (за каждое правильное слово-1 балл, максимальная оценка – 6 баллов)


4. Физкультминутка (проводит физорг)

С физминуткой я дружу,

Свою спинку разогну,

Ножками потопаю,

Ручками похлопаю,

А теперь попрыгаю,

Ножками подрыгаю.

Сяду я за парту стройно,

Чтоб вести себя достойно!


5.Фронтальный теоретический опрос

-Что вы знаете о роде существительного? Как определить род?

- Почему существительные отвечают на 2 вопроса: кто? и что? (одушевленные и неодушевленные)

- Какие существительные называются собственными, а какие нарицательными?

-А теперь я предлагаю выполнить задания по рядам


1 ряд

Распределите существительные по родам и сделайте выводы. Какие слова вам помогали при распределении?

Вода, корабль, ночь, меч, поле, окно, умница, неряха, кофе, душа


2 ряд

Распределите имена существительные в два столбика. По какому признаку распределяли?

Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку, дубленку

И маленькую собачонку.


3 ряд

Распределить слова в два столбика. По какому признаку распределяли?

Пушкин, поэт, река, имя, Днепр, птица, Киев, орел, город, Ольга

Проверка, выставление баллов (за каждое правильное слово- 1 балл, максимальный балл 10)


6. Практическая работа по теме

«Синтаксическая»

-Определите, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях, подчеркните его как член предложения

Дерево поднялось выше дома.

На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко- зеленой кроной.

Сосна – это хвойное дерево.

Из- за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.


- Каждый правильный ответ- 1 балл, максимальный балл- 4


Вывод: Расскажите о синтаксической роли существительного


-Мы приближаемся к концу маршрута и должны для себя определить, что мы узнали о существительном. Представьте, что у нас идет вступительный экзамен по русскому языку в Донецкий государственный университет. Кто хочет стать студентом этого учебного заведения? (Желающий подходит к столу и берет билет)


«Проверочная»

Тест “Имя существительное”


1. Найдите неверное утверждение.

А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет

Б. Имена существительные изменяются по родам

В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы

2. Укажите имя существительное

А. Смелость

Б. Смело

В. Смелый

3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении “Берёзы украшают леса”:

А. Подлежащим;

Б. Дополнением;

В. Обстоятельством.

4. Определите род существительного: книги.

А. М.р

Б. Ж.р.

В. Ср.р.

5. Как называются существительные, называющие неживой предмет?

А. Одушевленные

Б. Неодушевленные

В. Нарицательные

6. Как называются существительные, называющие единичные в своем роде предметы?

А. Нарицательные

Б. Неодушевленные

В. Собственные

Взаимопроверка: 1Б, 2А, 3А, 4Б, 5Б, 6В (учитель диктует)


7. Домашнее задание: Упр.137 с.56,

Придумать сказку, рассказ, стихотворение об имени существительном, нарисовать его портрет.

Оценки за урок: Учитель: Сегодня каждый получит оценку за урок, потому что вы работали и по карточкам, и устно, и некоторые у доски. Много комочков – плюсиков к основной оценке заработали. Укажите, сколько, записав рядом с вашей фамилией на карточке.


8.Рефлексия: Учитель: Мы повторили и постарались систематизировать знания по теме: "Имя существительное», вспомнили его грамматические, морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении.



Благодарю вас за урок!








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!