Конспект открытого урока
по русскому языку в 6 "Б" классе
«Имя существительное как часть речи»
Тема: «Имя существительное как часть речи» (6 класс)
Цели урока:
закрепить и обобщить сведения об имени существительном, полученные в 5 классе, развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развивать самооценку, воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества
Тип урока: комбинированный
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица, любознательные и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом, кроме этого вы узнаете много нового, интересного и полезного для себя.
Учитель: Сегодня мы с вами проводим один из завершающих уроков по теме «Имя существительное»
Сейчас нам предстоит повторить и обобщить изученное о существительном как части речи. Мы уже систематизировали знания об орфограммах и способах образования имен существительных. Завтра будем работать над контрольным диктантом. Поэтому домашнее задание как раз и будет связано со всем этим материалом. Запишем его в дневник. Упр. 315 или 316 письменно 1 на выбор. Посмотрите и выберете, что вам важнее повторить к следующему уроку.
Итак, откроем тетради и запишем дату и тему нашего урока.
Каждый урок русского языка – это постижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь, что и этот урок станет для вас неким открытием!
Мы закончили изучение одной из важнейших частей речи – имени существительного.
Основная цель нашего урока – повторить и обобщить изученное.
Сегодня на уроке мы будем затрагивать именно те моменты, которые, судя по анализу выполненных в ходе изучения темы заданий, стали для вас наиболее сложными и трудными.
2. Актуализация знаний
1. Давайте проверим, насколько хорошо мы в начале урока сможем определить основные признаки имени существительного, произведя его морфологический разбор.
Работа 1 учащегося у доски с записанным заранее предложением для синтаксического и морфологического разбора:
Пуш…стые снеж…нки ост…рожно к…саются земл… _ и она одевает(?)ся в осл…пительный наря…
Задания: 1. найти изобразительные средства в данном предложении ( эпитеты: пушистые, ослепительный; метафора: земля одевается в наряд; олицетворение: снежинки касаются, земля одевается)
2. морфологический разбор существительного ЗЕМЛИ.
3. Поставить ударения в словах: цепочка, торты, жалюзи, каталог
3. Работа по теме урока
Цель этапа: проверка теоретических знаний об имени существительном.
Учитель:
-Что такое имя существительное? Что оно обозначает? (Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет)
Учитель: Мы говорим о предметном значении существительного. Уточните, что именно
могут обозначать существительные? ( после ответов учащихся на слайде появляется схема)
Учитель: Составим кластер. Это подобие кисти винограда. Как ягодки присоединяются к грозди, так и мы попробуем нанизать слова на предложенную схему, приводя примеры разных по значению существительных.
Совместными усилиями делается вывод о том, что при всём смысловом многообразии общее значение существительных – предметное.
Индивидуальная работа на карточках:
На столах у вас лежат карточки. На них обозначены номера групп.
1. Прочитайте слова.
2. Обсудите в паре и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия. (1 ряд-1,2 группа, 2 ряд-3,4 группа, 3 ряд- 5,6 группы). Работайте дружно, обсуждайте шепотом.
На выполнение задания – 3 минуты. (Таймер)
Ребенок, Днепр, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева,Россия,стрельба, крапива, сливки,беседа, свежесть, прыжок, кошка,Алчевск,спектакль
1 группа: Названия людей (ребенок, девочка, юноша)
2 группа: Названия вещей (стол, окно, ножницы)
3 группа: Названия веществ (крупа, мука, сливки),
4 группа: Названия животных и растений (кошка, щука, крапива),
5 группа: Географические названия (Россия, Днепр, Алчевск),
6 группа: Название действий (бег, прыжок, стрельба)
Проверка, выставление баллов (за каждое правильное слово-1 балл, максимальная оценка – 6 баллов)
4. Физкультминутка (проводит физорг)
С физминуткой я дружу,
Свою спинку разогну,
Ножками потопаю,
Ручками похлопаю,
А теперь попрыгаю,
Ножками подрыгаю.
Сяду я за парту стройно,
Чтоб вести себя достойно!
5.Фронтальный теоретический опрос
-Что вы знаете о роде существительного? Как определить род?
- Почему существительные отвечают на 2 вопроса: кто? и что? (одушевленные и неодушевленные)
- Какие существительные называются собственными, а какие нарицательными?
-А теперь я предлагаю выполнить задания по рядам
1 ряд
Распределите существительные по родам и сделайте выводы. Какие слова вам помогали при распределении?
Вода, корабль, ночь, меч, поле, окно, умница, неряха, кофе, душа
2 ряд
Распределите имена существительные в два столбика. По какому признаку распределяли?
Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку, дубленку
И маленькую собачонку.
3 ряд
Распределить слова в два столбика. По какому признаку распределяли?
Пушкин, поэт, река, имя, Днепр, птица, Киев, орел, город, Ольга
Проверка, выставление баллов (за каждое правильное слово- 1 балл, максимальный балл 10)
6. Практическая работа по теме
«Синтаксическая»
-Определите, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях, подчеркните его как член предложения
Дерево поднялось выше дома.
На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко- зеленой кроной.
Сосна – это хвойное дерево.
Из- за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.
- Каждый правильный ответ- 1 балл, максимальный балл- 4
Вывод: Расскажите о синтаксической роли существительного
-Мы приближаемся к концу маршрута и должны для себя определить, что мы узнали о существительном. Представьте, что у нас идет вступительный экзамен по русскому языку в Донецкий государственный университет. Кто хочет стать студентом этого учебного заведения? (Желающий подходит к столу и берет билет)
«Проверочная»
Тест “Имя существительное”
1. Найдите неверное утверждение.
А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет
Б. Имена существительные изменяются по родам
В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы
2. Укажите имя существительное
А. Смелость
Б. Смело
В. Смелый
3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении “Берёзы украшают леса”:
А. Подлежащим;
Б. Дополнением;
В. Обстоятельством.
4. Определите род существительного: книги.
А. М.р
Б. Ж.р.
В. Ср.р.
5. Как называются существительные, называющие неживой предмет?
А. Одушевленные
Б. Неодушевленные
В. Нарицательные
6. Как называются существительные, называющие единичные в своем роде предметы?
А. Нарицательные
Б. Неодушевленные
В. Собственные
Взаимопроверка: 1Б, 2А, 3А, 4Б, 5Б, 6В (учитель диктует)
7. Домашнее задание: Упр.137 с.56,
Придумать сказку, рассказ, стихотворение об имени существительном, нарисовать его портрет.
Оценки за урок: Учитель: Сегодня каждый получит оценку за урок, потому что вы работали и по карточкам, и устно, и некоторые у доски. Много комочков – плюсиков к основной оценке заработали. Укажите, сколько, записав рядом с вашей фамилией на карточке.
8.Рефлексия: Учитель: Мы повторили и постарались систематизировать знания по теме: "Имя существительное», вспомнили его грамматические, морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении.
Благодарю вас за урок!