Тема: Какие бывают слоги?
Цель: формирование умения делить слова на слоги, опираясь на количество в них гласных звуков.
Задачи:
- расширять и уточнять знания учащихся о способах деления слов на слоги;
- активизировать и расширять словарный запас обучающихся;
- создавать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Осваиваемые УУД
Регулятивные: определять цель урока, анализировать и сравнивать с эталоном, контролировать, корректировать и оценивать выполненную работу по заданным критериям, планировать учебное сотрудничество.
Познавательные: извлекать полезную информацию, выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания.
Коммуникативные: принимать участие в работе парами, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения.
Личностные: проводить самооценку на основе критериев успешности, адекватно понимать причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
1.Чистописание.
Повторение написания строчной буквы в (ее элементы, виды соединений с другими буквами).
Самооценка написанных букв.
- Найдите три самые красивые буквы и подчеркните их.
- Какой звук обозначает буква В? (Согласный, звонкий, может обозначать мягкий и твердый звуки).
- С какими буквами нужно соединить букву В, чтобы она стала обозначать мягкий звук? (ве, ви, вё, вя, вю). Запишите. Что получилось? (слоги).
- С какими буквами надо соединить букву В, чтобы она стала обозначать твердый согласный звук?(ва, во, ву, вы, вэ). Что получилось? (слоги).
2. Словарная работа. Орфографический словарь.
- Найдите в словаре слова на букву В.
вдруг
весело
ветер
воробей
ворона
Орфографическое чтение детьми слов из словаря.
- Эти слова нам знакомы. Мы знаем как написать их правильно.
- Наша цель сейчас запомнить всю группу слов.
-Составим текст с данными словами.
Например: Вдруг весело дунул ветер. Воробей и ворона удивились).
- Запишите группу слов по памяти.
Проверка. Самооценка. Исправление ошибок.
III. Работа по теме урока.
1. Чтение стихотворения учителем и его анализ:
Вот так слова я перенес – е-два
И получил за это два.
Укол я перенес – у-кол
И получил за это кол.
Опять я перенес- о-пять,
Теперь, наверно, будет пять?
2.Восстановление деформированного предложения.
-В предложении все слова перепутались, и прочитать предложение невозможно. Давайте расставим слова по местам и запишем полученные предложения в тетради.(Две группы работают у доски.)
1 группа:
а) Там, густо, ёлочки, молодые, зеленели.
б) В, золотистые, светились, березках, искорки.
2 группа:
а) Девочки, через, шли, лес.
б) лесу, было, и, тихо, В, нарядно.
- Записав предложения, необходимо разделить слова на слоги.
-Все ли слова смогли разделить чертой на слоги?( Нет.)
-Почему? Правильно, слова там, шли, лес разделять не нужно, потому что в них только один слог.
Вывод: Если слово состоит из одного слога, то его нельзя разделить на слоги и, соответственно, нельзя переносить с одной строки на другую.
3.Работа в парах.
-Из данных слогов составьте цепочки слов.
Для этой работы ученики объединяются в группы и выполняют задание самостоятельно. По мере выполнения учитель проверяет составленные слова или, если есть необходимость, помогает той или иной группе.
1 группа: ду – ша – ры – жик. (Душа, шары, рыжик.)
2 группа: Ди – Ма – ри – На – та – ша. (Дима, Марина, Наташа.)
3 группа: но – ги – ря – би – на – ряд. (Ноги, гиря, рябина, наряд.)
-Подумайте и скажите: слова какой группы могут являться лишними и почему?
-Во второй группе записаны одушевленные имена существительные собственные, а в 1 и 3 группе- неодушевленные имена существительные нарицательные.
IV.Физминутка.
-Поиграем в игру. Встаньте из-за парт.
Я сейчас буду говорить слова.
Если вы определите, что в слове 1 слог – подпрыгните 1 раз, 2 слога- похлопайте 2 раза в ладоши, если 3 слога – похлопайте 3 раза в ладоши.
Машина, лук, лес, рука, луна, река, береза, нос, книга.
V.Закрепление изученного материала. 1.Письмо по памяти.
По лесам гуляет осень.
Краше этой нет поры. (А.Балонский)
Текст записан на доске, после записи учащихся в тетрадях, учитель открывает запись и проводит с учащимися взаимопроверку записи стихотворения. После обмена тетрадями, учащиеся уже в своих тетрадях ставят красным цветом точки под буквами, обозначающие гласные звуки, и делят слова на слоги.
- Ребята, внимательно посмотрите на слова, я думаю, что вы уже заметили закономерность, которая поможет нам определять количество слогов в словах. Послушаем ваши предположения.
Учащиеся делают вывод: сколько в слове гласных, столько и слогов.
2.Работа по учебнику.
Стр.66 упр.96
- Прочитайте задание. Как вы поняли, что нужно сделать?
-Прочитайте первую пословицу. Как её понимаете?
- Прочитайте вторую пословицу.
-Объясните её значение.
-Как вы думаете, какая буква пропущены.
-Спишите первую пословицу. Разделите слова на слоги.
- Поменяйтесь тетрадочками. Проверьте своего соседа.
5 - нет ошибки
4 -1-2 ошибки
3 – 3-5 ошибок
Больше 5 ошибок -3
VI.Подведение итогов.
- Какое количество звуков может быть в слоге?
- Какой звук может образовать слог?
- Как определяем, сколько слогов в слове?
Задание на дом.
Стр.65 упр.95.
Просмотр содержимого документа
«Тема: Какие бывают слоги?»
Тема: Какие бывают слоги?
Цель: формирование умения делить слова на слоги, опираясь на количество в них гласных звуков.
Задачи:
расширять и уточнять знания учащихся о способах деления слов на слоги;
активизировать и расширять словарный запас обучающихся;
создавать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Осваиваемые УУД
Регулятивные: определять цель урока, анализировать и сравнивать с эталоном, контролировать, корректировать и оценивать выполненную работу по заданным критериям, планировать учебное сотрудничество.
Познавательные: извлекать полезную информацию, выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания.
Коммуникативные: принимать участие в работе парами, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения.
Личностные: проводить самооценку на основе критериев успешности, адекватно понимать причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
1.Чистописание.
Повторение написания строчной буквы в (ее элементы, виды соединений с другими буквами).
Самооценка написанных букв.
- Найдите три самые красивые буквы и подчеркните их.
- Какой звук обозначает буква В? (Согласный, звонкий, может обозначать мягкий и твердый звуки).
- С какими буквами нужно соединить букву В, чтобы она стала обозначать мягкий звук? (ве, ви, вё, вя, вю). Запишите. Что получилось? (слоги).
- С какими буквами надо соединить букву В, чтобы она стала обозначать твердый согласный звук?(ва, во, ву, вы, вэ). Что получилось? (слоги).
2. Словарная работа. Орфографический словарь.
- Найдите в словаре слова на букву В.
вдруг
весело
ветер
воробей
ворона
Орфографическое чтение детьми слов из словаря.
- Эти слова нам знакомы. Мы знаем как написать их правильно.
- Наша цель сейчас запомнить всю группу слов.
-Составим текст с данными словами.
Например: Вдруг весело дунул ветер. Воробей и ворона удивились).
- Запишите группу слов по памяти.
Проверка. Самооценка. Исправление ошибок.
III. Работа по теме урока.
1. Чтение стихотворения учителем и его анализ:
Вот так слова я перенес – е-два
И получил за это два.
Укол я перенес – у-кол
И получил за это кол.
Опять я перенес- о-пять,
Теперь, наверно, будет пять?
2.Восстановление деформированного предложения.
-В предложении все слова перепутались, и прочитать предложение невозможно. Давайте расставим слова по местам и запишем полученные предложения в тетради.(Две группы работают у доски.)
1 группа:
а) Там, густо, ёлочки, молодые, зеленели.
б) В, золотистые, светились, березках, искорки.
2 группа:
а) Девочки, через, шли, лес.
б) лесу, было, и, тихо, В, нарядно.
- Записав предложения, необходимо разделить слова на слоги.
-Все ли слова смогли разделить чертой на слоги?( Нет.)
-Почему? Правильно, слова там, шли, лес разделять не нужно, потому что в них только один слог.
Вывод: Если слово состоит из одного слога, то его нельзя разделить на слоги и, соответственно, нельзя переносить с одной строки на другую.
3.Работа в парах.
-Из данных слогов составьте цепочки слов.
Для этой работы ученики объединяются в группы и выполняют задание самостоятельно. По мере выполнения учитель проверяет составленные слова или, если есть необходимость, помогает той или иной группе.
1 группа: ду – ша – ры – жик. (Душа, шары, рыжик.)
2 группа: Ди – Ма – ри – На – та – ша. (Дима, Марина, Наташа.)
3 группа: но – ги – ря – би – на – ряд. (Ноги, гиря, рябина, наряд.)
-Подумайте и скажите: слова какой группы могут являться лишними и почему?
-Во второй группе записаны одушевленные имена существительные собственные, а в 1 и 3 группе- неодушевленные имена существительные нарицательные.
IV.Физминутка.
-Поиграем в игру. Встаньте из-за парт.
Я сейчас буду говорить слова.
Если вы определите, что в слове 1 слог – подпрыгните 1 раз, 2 слога- похлопайте 2 раза в ладоши, если 3 слога – похлопайте 3 раза в ладоши.
Машина, лук, лес, рука, луна, река, береза, нос, книга.
V.Закрепление изученного материала. 1.Письмо по памяти.
По лесам гуляет осень.
Краше этой нет поры. (А.Балонский)
Текст записан на доске, после записи учащихся в тетрадях, учитель открывает запись и проводит с учащимися взаимопроверку записи стихотворения. После обмена тетрадями, учащиеся уже в своих тетрадях ставят красным цветом точки под буквами, обозначающие гласные звуки, и делят слова на слоги.
- Ребята, внимательно посмотрите на слова, я думаю, что вы уже заметили закономерность, которая поможет нам определять количество слогов в словах. Послушаем ваши предположения.
Учащиеся делают вывод: сколько в слове гласных, столько и слогов.
2.Работа по учебнику.
Стр.66 упр.96
- Прочитайте задание. Как вы поняли, что нужно сделать?
-Прочитайте первую пословицу. Как её понимаете?
- Прочитайте вторую пословицу.
-Объясните её значение.
-Как вы думаете, какая буква пропущены.
-Спишите первую пословицу. Разделите слова на слоги.
- Поменяйтесь тетрадочками. Проверьте своего соседа.
5 - нет ошибки
4 -1-2 ошибки
3 – 3-5 ошибок
Больше 5 ошибок -3
VI.Подведение итогов.
- Какое количество звуков может быть в слоге?
- Какой звук может образовать слог?
- Как определяем, сколько слогов в слове?
Задание на дом.
Стр.65 упр.95.