СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология разработки и внедрения индивидуальных образовательных маршрутов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технология разработки и внедрения индивидуальных образовательных маршрутов»

Технология разработки и внедрения индивидуальных образовательных маршрутов

Основные термины и определения

Индивидуальная образовательная программа - программные представления обучающегося о предстоящей образовательной деятельности, её содержании, результатах, времени, месте, средствах и ситуациях взаимодействия с педагогами, обучающимися и другими субъектами.

Индивидуальная образовательная траектория - свершившийся факт, конкретный результат и личный смысл освоения содержания образования.

Индивидуальный образовательный маршрут - определённая последовательность освоения компонентов содержания образования, выбранная для конкретного обучающегося.

Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (п. 23 ст.2 ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации»).

Индивидуальная работа форма организации учебного процесса, обеспечивает реализацию творческих возможностей студента через индивидуально направленное развитие способностей, научно-исследовательскую работу и творческую деятельность.

Образовательные маршруты - допустимые последовательности освоения компонентов содержания образования (безотносительно к личным смыслам и задачам конкретных обучающихся).

Индивидуальная образовательная траектория обучающегося Индивидуализация обучения – это с одной стороны - организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями обучающихся. С другой, индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.).

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями обучающегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.), обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

Сегодня такие новые явления в образовании, как «индивидуальная образовательная программа», «индивидуальный образовательный маршрут», «индивидуальная образовательная траектория», требуют четкого определения.

Индивидуальная образовательная траектория обучающегося предполагает наличие индивидуального образовательного маршрута, а также разработанный способ его реализации.

Этапы индивидуального образовательного маршрута

ОЦЕНКА И КОРРЕКТИРОВКА

Создание индивидуального образовательного маршрута позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в образовании талантливой молодежи, учитывая интеллектуальные способности обучающихся и определяя личную траекторию развития и образования. Внедрение маршрутной системы образования позволяет создать такие психолого-педагогические условия, которые обеспечивают активное стимулирование у одаренной личности самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями и компетенциями.

Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, поскольку сущность его построения, состоят именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении обучающегося, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса. ИОМ специально разрабатывается для конкретного обучающегося. Содержание ИОМ определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями, интересом и возможностями обучающегося.

Эффективность разработки ИОМ обуславливается рядом условий:

  • осознанием всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости ИОМ как одного из способов самоопределения, самореализации;

  • осуществлением психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки ИОМ обучающимися;

  • активным включением обучающихся в деятельность по созданию ИОМ; - организацией рефлексии как основы коррекции ИОМ.

Развитие обучающегося может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить обучающемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор.

Выбор того или иного ИОМ определяется комплексом факторов:

  • особенностями, интересами и потребностями самого обучающегося в достижении необходимого образовательного результата;

  • возможностями удовлетворить образовательные потребности одаренной личности; - ресурсными возможностями.

Технологическим средством реализации ИОМ является индивидуальная дополнительная образовательная программа, которая в соответствии с заданной функцией, чтобы стать адресной, должна обладать следующими характеристиками:

  • обеспечение реализации права обучающегося на выбор темпа достижения личностно-значимого результата;

  • возможность адаптации программы к меняющимся запросам;

  • наличие «индивидуальной составляющей» целевого, содержательного и технологического компонентов, предусматривающей успешность в образовательном процессе и отражающей интересы, возможности и потребности одаренной личности;

  • ориентация образовательного процесса на продуктивность и творчество, развитие индивидуальных особенностей талантливой молодежи.

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:

  • целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе федерального государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей обучающегося при получении образования);

  • содержательный (обоснование структуры и отбор содержания учебных дисциплин, их систематизация и группировка, установление, межпредметных и внутрипредметных связей);

  • технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик);

  • диагностический (определение системы диагностического сопровождения);

  • организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей).

При этом педагог выполняет следующие действия по организации данного процесса:

  • структурирование педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды);

  • сопровождение (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута);

  • регулирование (обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута через использование адекватных форм деятельности);

  • результативный (формулируются ожидаемые результаты).

При построении индивидуального образовательного маршрута Хуторской А.В. выделяет несколько этапов:

1. Первый этап. Диагностика педагогом уровня развития и степени выраженности личных качеств учащихся.

На этом этапе проводится конкурс вопросов по темам учебного курса, тестирование, выбор заданий различного типа.

Существует множество методик диагностики уровня развития способностей и одаренности. Диагностика:

  • образовательных потребностей и мотивов;

  • предпочитаемых видов деятельности;

  • начального уровня количества и качества представлений, знаний и умений; – особенностей нервной системы и стилей переработки информации и т.д.

Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с обучающимися определяет цели и задачи маршрута, выстраивает систему общих рекомендаций, включающих:

  • содержание, подлежащее усвоению;

  • виды деятельности по усвоению учебного содержания; – ожидаемые индивидуальные результаты; – формы контроля.

2. Второй этап. Фиксирование каждым обучающимся, а затем и педагогом фундаментальных образовательных объектов. Знакомство с содержание учебной дисциплины в целом, темы, и т.д. Каждый обучающийся выбирает темы, которые ему предстоит освоить (в знаковой, схематичной, рисуночной, тезисной форме).

При ознакомлении с содержанием темы педагог определяет:

  • инвариантное содержание (то есть содержание, обязательное для ознакомления всеми обучающимися);

  • рубрики и их содержание;

  • содержание, актуальное для обучающихся в рамках того или иного модуля;

  • возможные варианты выполнения практических заданий: тренажер, практикум, лабораторная работа, творческое задание, которые могут быть предложены разным обучающимся и не все обязательны для выполнения.

3. Третий этап. Выстраивание системы личного отношения обучающегося с предстоящей к освоению образовательной областью или темой. Каждый обучающийся выстраивает свой индивидуальный образовательный план темы (Таблица № 1):

  • определение индивидуальных целей;

  • отношение к выделенным проблемам;

  • определение перспектив своей деятельности, прогнозирование своей успешности и т.д.

Таблица № 1

Индивидуальный образовательный план

1. КТО Я? КАКОЙ Я? (Мое представление о себе)

Группа

Дата рождения

Любимое занятие в свободное время

Моя любимая учебная дисциплина

Мои учебные достижения

Мои сильные стороны

Мои слабые стороны

Мои увлечения

Чем отличаюсь от своих сверстников

Что умею делать хорошо

Сфера профессиональных интересов

Сфера моих жизненных интересов (какое место хочу занять в обществе)

Что мне в себе нравится

Что мне в себе не нравится

2. МОИ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

a. Мои перспективные жизненные цели

Ближайшие цели, задачи, что надо развивать в себе в первую очередь

1) Что хочу узнать о себе

2) Задачи в обучении

- по каким учебным дисциплинам повысить свои достижения

- какие дополнительные области знаний изучать

- какие компетенции развивать

3) Задачи в практической деятельности

4) Задачи по развитию конкретных качеств, необходимых для достижения перспективной цели

3. МОИ ПЛАНЫ

3.1 Каким образом готовлюсь к будущей профессиональной деятельности

3.2 Кем вижу себя после окончания образовательной организации

4. МОЯ ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ

4.1 САМОПОЗНАНИЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И СКЛОННОСТЕЙ

1) В чем (где, в каких сферах себя попробую)

2) С кем, где проконсультируюсь

3) К кому обращусь за советом

4.2. ОБУЧЕНИЕ

1) Изучению каких учебных дисциплин уделить больше внимания

2) Какие учебные дисциплины изучать на углубленном уровне

3) Какие кружки/секции посещать

4.3. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

1) По каким дополнительным образовательным программам буду заниматься

2) Какую дополнительную литературу буду изучать

3) В каких проектах буду участвовать

4) В каких олимпиадах и конкурсах буду участвовать

4.4. УЧАСТИЕ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1) В каких делах буду участвовать в образовательной организации

2) В каких буду участвовать вне образовательной организации

4.5. КАК БУДУ РАЗВИВАТЬ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОИХ ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ КАЧЕСТВА:

1) На учебных занятиях

2) Во внеучебное время

3) В семье

4) В общении с обучающимися

4.6. КТО И В ЧЕМ МНЕ МОЖЕТ ПОМОЧЬ

1) Педагоги

2) Родители

3) Друзья

4) Специалисты

  1. Четвертый этап. Выстраивание ИОМ. Программирование индивидуальной образовательной деятельности по отношению к «своим» и общим фундаментальным образовательным объектам. Обучающийся с помощью педагога выступает в роли организатора своего образования: формулировка цели, отбор тематики, предполагаемые конечные образовательные продукты и формы их представления, составление учебнотематического плана, отбор средств и способов деятельности, выстраивание системы контроля и оценки деятельности, установление сроков освоения содержания. Создается индивидуальная программа обучения на определенный период (занятие, тема, раздел, курс).

  2. Пятый этап. Деятельность по одновременной реализации ИОМ обучающихся и образовательной программы. Реализация намеченной программы в соответствие с основными элементами деятельности: цели – план – деятельность – рефлексия – сопоставление полученных продуктов с целями – самооценка. Роль педагога заключается в том, чтобы направить, дать алгоритм индивидуальной деятельности обучающегося, вооружить его соответствующими способами деятельности, поиском средств работы, выделить критерии анализа работы, рецензировать, оценить деятельность обучающегося. Обучающиеся представляют образовательные объекты, способы работы с ними, демонстрируют, сопоставляют и обсуждают продукцию.

  3. Шестой этап. Демонстрация личных образовательных результатов обучающимися и коллективное их обсуждение. Педагог демонстрирует идеальные «продукты» по данной теме: понятия, законы, теории и др. Организуется работа по выявлению проблем в окружении, элементы которых получены обучающимися в собственной деятельности.

Осуществляется через взаимодействие: – преподаватель – обучающийся;

  • обучающийся – другие обучающиеся.

Формы взаимодействия:

  • дискуссии;

  • проблемные семинары; – творческие мастерские; – конференции и т.д.

  1. Седьмой этап. Интеграция с другими специалистами. Разработчик маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным обучающимся других специалистов.

  2. Восьмой этап. Рефлексивно-оценочный этап. Выявление индивидуальных и общих образовательных продуктов деятельности (в виде схем, материальных объектов), фиксирование видов и способов деятельности.

Полученные результаты деятельности сопоставляются с целями образовательной деятельности обучающегося. Каждый обучающийся оценивает свою деятельность и конечный продукт, уровень личных изменений. Сопоставляются личные заслуги с фундаментальными достижениями в этой области, с достижениями других. После самооценки и оценки создаются условия для коррекции и планирования дальнейшей коллективной и индивидуальной деятельности.

Таким образом, ИОМ – конструктивное средство в дидактической системе образовательного процесса, наполнение структурных компонентов которого меняется в зависимости от данных психолого-педагогического сопровождения. Типовые отличия ИОМ определяются целями и мотивацией одаренной личности.

Примерный индивидуальный образовательный маршрут обучения

Пояснительная записка.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Выявление и создание условий для развития талантливой молодежи составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.

Организация работы по индивидуальному образовательному маршруту основаны на следующих принципах:

  • индивидуальный, дифференцированный подход к образовательному процессу, продуктивной, творческой деятельности обучающегося и педагога;

  • вариативность программ, учебных курсов, позволяющих реализовывать образовательные потребности обучающихся;

Главное в построенном таким образом образовательном процессе – признание за каждым обучающимся права на значительную автономию, свой темп работы, специфические способы овладения знаниями.

Данный образовательный маршрут ориентирован на поддержку и развитие талантливой молодежи, направлен на личностное развитие и успешность, составлен с учетом уровня подготовленности и направлений интересов обучающегося.

Целевое назначение: создание условий для развития у обучающегося интеллектуальных и практических знаний, умений, творческих способностей, умения самостоятельно приобретать и применять знания в практической деятельности.

Задачи:

  • создание условий для углубления предметных знаний по учебной дисциплине; – вовлечение обучающихся в олимпиадное движение.

Ожидаемый результат:

Успешное освоение учебной дисциплины ______ в объеме, предусмотренном выбранным общим учебным планом. Развитие у обучающегося способности к самостоятельной деятельности, самоконтролю и самооценке.

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося _______________ на 20___/ 20___ учебный год

Рефлексия

Психолого-педагогическая поддержка, кураторство

Знаю-умею-достиг

Психолого-педагогической службой выявлены виды одаренности обучающегося: социальная, креативная. Задачи куратора:

  1. Обеспечить вариативность внеурочной деятельности обучающегося.

  2. Составить ИМ с учетом интересов обучающегося.

  3. Развивать умения к исследовательской деятельности.

  4. Совершенствовать в дальнейшем творческий потенциал и лидерские качества обучающегося.

Хочу узнать – научиться-достичь

Для составления ИМ из «Матрицы возможностей» выбираются конкретные виды деятельности:

  1. Научно-исследовательская деятельность.

  2. Участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах различных уровней по интересам учащегося.

Мои шаги в достижении цели

Узнал – научился – достиг 1.Мои победы:

2. Мои открытия

3.Мои достижения

1. Лист

Индивидуального образовательного маршрута (заполняется обучающимся)

ФИО ____________________________________________________________

Обучающийся ______ группа

на_______/__________ учебный год

п/п

Учебная дисциплина

ФИО

педагога

Кол-во часов

Результаты

Подпись преподавателя

Итого

Преподаватель ______________/___________ /

Обучающийся ________________/____________/

  1. Индивидуальный учебный план по учебной дисциплине

Содержание (раздел программы, тема)

Форма изучения

Форма отчёта

Сроки

1.

2.

  1. Форма работы (заполняется обучающимся)

Деятельность

Сроки

Форма представления результата

Общение с преподавателем с использованием электронных средств связи

Самообразование (работа с учебной литературой)

Самообразование (работа с дополнительной литературой)

Научно-исследовательская деятельность

Олимпиады

Конкурсы

Конференции

4. Индивидуальный план исследовательской деятельности обучающегося по учебной дисциплине _________________________________ (заполняется педагогом)

Этапы работы

Форма отчета/ демонстрации результатов

Сроки

1. Формулирование проблемы, целеполагание

Собеседование с педагогом

2. Изучение методов, приёмов, способов деятельности, необходимых для работы над решением проблемы, в том числе освоение приёмов работы с научной литературой (конспектирование, реферирование, составление картотеки, создание плана – тезисного, цитатного) и приёмов оформления собственного продукта деятельности

Консультирование однокурсников, проведение учебного занятия или его этапа в роли педагога,

выполнение индивидуальных заданий с использованием освоенных приёмов и т.п.

3. Изучение истории вопроса, теоретических

Выступление с

сообщениями, докладами по

источников по проблеме исследования

проблеме исследования


4.Выявление возможных путей решения проблемы, в т.ч. выдвижение гипотез

Собеседование с педагогом

5.Работа с фактическим материалом (наблюдение, отбор, сравнение,

эксперимент и др.)

Промежуточные отчёты в форме докладов с их последующим обсуждением на конференции, заседании научного сообщества и т.п.

6. Анализ, классификация и систематизация данных, полученных в ходе работы с фактическим материалом

7. Обобщение, выводы

8. Предъявление и/или защита продукта исследовательской деятельности

5. Расписание на месяц

(заполняется обучающимся).

Время

Деятельность

Месяц – сентябрь

Понедельник – суббота

Обязательное посещение учебных занятий

Вторник

Кружки (секции и т.п.) 14.00-15.00.

Среда

Самообразование (работа с учебной литературой)

Четверг

Участие в олимпиаде / конкурсе и т.п.

  1. Показатели достижения результатов

    Критерии

    Показатели

    Конечный показатель прогрессивного развития

    Соответствие федеральным государственным образовательным стандартам СПО, СОО

    Результаты текущей, промежуточной и итоговой аттестации. Успеваемость.

    Участие в

    интеллектуальных марафонах, предметных олимпиадах, конкурсах и

    т.п.

    Результаты: стабильные,

    положительная динамика

    Удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса

    Динамика удовлетворенности субъектов образовательного процесса

    Рост удовлетворенности

    Рост достижений

    Динамика достижений

    обучающегося

    Положительная динамика, ярко выражен рост


    личностных (портфолио)

    достижений

    Прогнозируемый результат


    Фактический результат


    Примечание


  2. Портфолио

(заполняется обучающимся)

Деятельность

Форма представления результата

Период

Раздел документов

Дипломы, грамоты, свидетельства и т.д.

Раздел работ

Зачетная или творческая книжка, видеозаписи, отчеты, модели проектов и

т.д.

Раздел отзывов

Тексты заключений, рецензии, эссе, резюме, характеристики

15


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!