Технология разработки и внедрения индивидуальных образовательных маршрутов
Основные термины и определения
Индивидуальная образовательная программа - программные представления обучающегося о предстоящей образовательной деятельности, её содержании, результатах, времени, месте, средствах и ситуациях взаимодействия с педагогами, обучающимися и другими субъектами.
Индивидуальная образовательная траектория - свершившийся факт, конкретный результат и личный смысл освоения содержания образования.
Индивидуальный образовательный маршрут - определённая последовательность освоения компонентов содержания образования, выбранная для конкретного обучающегося.
Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (п. 23 ст.2 ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации»).
Индивидуальная работа – форма организации учебного процесса, обеспечивает реализацию творческих возможностей студента через индивидуально направленное развитие способностей, научно-исследовательскую работу и творческую деятельность.
Образовательные маршруты - допустимые последовательности освоения компонентов содержания образования (безотносительно к личным смыслам и задачам конкретных обучающихся).
Индивидуальная образовательная траектория обучающегося Индивидуализация обучения – это с одной стороны - организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями обучающихся. С другой, индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.).
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями обучающегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.), обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).
Сегодня такие новые явления в образовании, как «индивидуальная образовательная программа», «индивидуальный образовательный маршрут», «индивидуальная образовательная траектория», требуют четкого определения.
Индивидуальная образовательная траектория обучающегося предполагает наличие индивидуального образовательного маршрута, а также разработанный способ его реализации.
Этапы индивидуального образовательного маршрута
ОЦЕНКА И КОРРЕКТИРОВКА
Создание индивидуального образовательного маршрута позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в образовании талантливой молодежи, учитывая интеллектуальные способности обучающихся и определяя личную траекторию развития и образования. Внедрение маршрутной системы образования позволяет создать такие психолого-педагогические условия, которые обеспечивают активное стимулирование у одаренной личности самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями и компетенциями.
Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, поскольку сущность его построения, состоят именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении обучающегося, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса. ИОМ специально разрабатывается для конкретного обучающегося. Содержание ИОМ определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями, интересом и возможностями обучающегося.
Эффективность разработки ИОМ обуславливается рядом условий:
осознанием всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости ИОМ как одного из способов самоопределения, самореализации;
осуществлением психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки ИОМ обучающимися;
активным включением обучающихся в деятельность по созданию ИОМ; - организацией рефлексии как основы коррекции ИОМ.
Развитие обучающегося может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить обучающемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор.
Выбор того или иного ИОМ определяется комплексом факторов:
особенностями, интересами и потребностями самого обучающегося в достижении необходимого образовательного результата;
возможностями удовлетворить образовательные потребности одаренной личности; - ресурсными возможностями.
Технологическим средством реализации ИОМ является индивидуальная дополнительная образовательная программа, которая в соответствии с заданной функцией, чтобы стать адресной, должна обладать следующими характеристиками:
обеспечение реализации права обучающегося на выбор темпа достижения личностно-значимого результата;
возможность адаптации программы к меняющимся запросам;
наличие «индивидуальной составляющей» целевого, содержательного и технологического компонентов, предусматривающей успешность в образовательном процессе и отражающей интересы, возможности и потребности одаренной личности;
ориентация образовательного процесса на продуктивность и творчество, развитие индивидуальных особенностей талантливой молодежи.
Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:
целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе федерального государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей обучающегося при получении образования);
содержательный (обоснование структуры и отбор содержания учебных дисциплин, их систематизация и группировка, установление, межпредметных и внутрипредметных связей);
технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик);
диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей).
При этом педагог выполняет следующие действия по организации данного процесса:
структурирование педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды);
сопровождение (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута);
регулирование (обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута через использование адекватных форм деятельности);
результативный (формулируются ожидаемые результаты).
При построении индивидуального образовательного маршрута Хуторской А.В. выделяет несколько этапов:
1. Первый этап. Диагностика педагогом уровня развития и степени выраженности личных качеств учащихся.
На этом этапе проводится конкурс вопросов по темам учебного курса, тестирование, выбор заданий различного типа.
Существует множество методик диагностики уровня развития способностей и одаренности. Диагностика:
образовательных потребностей и мотивов;
предпочитаемых видов деятельности;
начального уровня количества и качества представлений, знаний и умений; – особенностей нервной системы и стилей переработки информации и т.д.
Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с обучающимися определяет цели и задачи маршрута, выстраивает систему общих рекомендаций, включающих:
содержание, подлежащее усвоению;
виды деятельности по усвоению учебного содержания; – ожидаемые индивидуальные результаты; – формы контроля.
2. Второй этап. Фиксирование каждым обучающимся, а затем и педагогом фундаментальных образовательных объектов. Знакомство с содержание учебной дисциплины в целом, темы, и т.д. Каждый обучающийся выбирает темы, которые ему предстоит освоить (в знаковой, схематичной, рисуночной, тезисной форме).
При ознакомлении с содержанием темы педагог определяет:
инвариантное содержание (то есть содержание, обязательное для ознакомления всеми обучающимися);
рубрики и их содержание;
содержание, актуальное для обучающихся в рамках того или иного модуля;
возможные варианты выполнения практических заданий: тренажер, практикум, лабораторная работа, творческое задание, которые могут быть предложены разным обучающимся и не все обязательны для выполнения.
3. Третий этап. Выстраивание системы личного отношения обучающегося с предстоящей к освоению образовательной областью или темой. Каждый обучающийся выстраивает свой индивидуальный образовательный план темы (Таблица № 1):
определение индивидуальных целей;
отношение к выделенным проблемам;
определение перспектив своей деятельности, прогнозирование своей успешности и т.д.
Таблица № 1
Индивидуальный образовательный план
1. КТО Я? КАКОЙ Я? (Мое представление о себе) |
Группа | |
Дата рождения | |
Любимое занятие в свободное время | |
Моя любимая учебная дисциплина | |
Мои учебные достижения | |
Мои сильные стороны | |
Мои слабые стороны | |
Мои увлечения | |
Чем отличаюсь от своих сверстников | |
Что умею делать хорошо | |
Сфера профессиональных интересов | |
Сфера моих жизненных интересов (какое место хочу занять в обществе) | |
Что мне в себе нравится | |
Что мне в себе не нравится | |
2. МОИ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ |
a. Мои перспективные жизненные цели | |
Ближайшие цели, задачи, что надо развивать в себе в первую очередь |
1) Что хочу узнать о себе | |
2) Задачи в обучении | |
- по каким учебным дисциплинам повысить свои достижения | |
- какие дополнительные области знаний изучать | |
- какие компетенции развивать | |
3) Задачи в практической деятельности | |
4) Задачи по развитию конкретных качеств, необходимых для достижения перспективной цели | |
3. МОИ ПЛАНЫ |
3.1 Каким образом готовлюсь к будущей профессиональной деятельности | |
3.2 Кем вижу себя после окончания образовательной организации | |
4. МОЯ ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ |
4.1 САМОПОЗНАНИЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И СКЛОННОСТЕЙ |
1) В чем (где, в каких сферах себя попробую) | |
2) С кем, где проконсультируюсь | |
3) К кому обращусь за советом | |
4.2. ОБУЧЕНИЕ |
1) Изучению каких учебных дисциплин уделить больше внимания | |
2) Какие учебные дисциплины изучать на углубленном уровне | |
3) Какие кружки/секции посещать | |
4.3. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ |
1) По каким дополнительным образовательным программам буду заниматься | |
2) Какую дополнительную литературу буду изучать | |
3) В каких проектах буду участвовать | |
4) В каких олимпиадах и конкурсах буду участвовать | |
4.4. УЧАСТИЕ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
1) В каких делах буду участвовать в образовательной организации | |
2) В каких буду участвовать вне образовательной организации | |
4.5. КАК БУДУ РАЗВИВАТЬ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОИХ ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ КАЧЕСТВА: |
1) На учебных занятиях | |
2) Во внеучебное время | |
3) В семье | |
4) В общении с обучающимися | |
4.6. КТО И В ЧЕМ МНЕ МОЖЕТ ПОМОЧЬ |
1) Педагоги | |
2) Родители | |
3) Друзья | |
4) Специалисты | |
Четвертый этап. Выстраивание ИОМ. Программирование индивидуальной образовательной деятельности по отношению к «своим» и общим фундаментальным образовательным объектам. Обучающийся с помощью педагога выступает в роли организатора своего образования: формулировка цели, отбор тематики, предполагаемые конечные образовательные продукты и формы их представления, составление учебнотематического плана, отбор средств и способов деятельности, выстраивание системы контроля и оценки деятельности, установление сроков освоения содержания. Создается индивидуальная программа обучения на определенный период (занятие, тема, раздел, курс).
Пятый этап. Деятельность по одновременной реализации ИОМ обучающихся и образовательной программы. Реализация намеченной программы в соответствие с основными элементами деятельности: цели – план – деятельность – рефлексия – сопоставление полученных продуктов с целями – самооценка. Роль педагога заключается в том, чтобы направить, дать алгоритм индивидуальной деятельности обучающегося, вооружить его соответствующими способами деятельности, поиском средств работы, выделить критерии анализа работы, рецензировать, оценить деятельность обучающегося. Обучающиеся представляют образовательные объекты, способы работы с ними, демонстрируют, сопоставляют и обсуждают продукцию.
Шестой этап. Демонстрация личных образовательных результатов обучающимися и коллективное их обсуждение. Педагог демонстрирует идеальные «продукты» по данной теме: понятия, законы, теории и др. Организуется работа по выявлению проблем в окружении, элементы которых получены обучающимися в собственной деятельности.
Осуществляется через взаимодействие: – преподаватель – обучающийся;
Формы взаимодействия:
Седьмой этап. Интеграция с другими специалистами. Разработчик маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным обучающимся других специалистов.
Восьмой этап. Рефлексивно-оценочный этап. Выявление индивидуальных и общих образовательных продуктов деятельности (в виде схем, материальных объектов), фиксирование видов и способов деятельности.
Полученные результаты деятельности сопоставляются с целями образовательной деятельности обучающегося. Каждый обучающийся оценивает свою деятельность и конечный продукт, уровень личных изменений. Сопоставляются личные заслуги с фундаментальными достижениями в этой области, с достижениями других. После самооценки и оценки создаются условия для коррекции и планирования дальнейшей коллективной и индивидуальной деятельности.
Таким образом, ИОМ – конструктивное средство в дидактической системе образовательного процесса, наполнение структурных компонентов которого меняется в зависимости от данных психолого-педагогического сопровождения. Типовые отличия ИОМ определяются целями и мотивацией одаренной личности.
Примерный индивидуальный образовательный маршрут обучения
Пояснительная записка.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Выявление и создание условий для развития талантливой молодежи составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.
Организация работы по индивидуальному образовательному маршруту основаны на следующих принципах:
индивидуальный, дифференцированный подход к образовательному процессу, продуктивной, творческой деятельности обучающегося и педагога;
вариативность программ, учебных курсов, позволяющих реализовывать образовательные потребности обучающихся;
Главное в построенном таким образом образовательном процессе – признание за каждым обучающимся права на значительную автономию, свой темп работы, специфические способы овладения знаниями.
Данный образовательный маршрут ориентирован на поддержку и развитие талантливой молодежи, направлен на личностное развитие и успешность, составлен с учетом уровня подготовленности и направлений интересов обучающегося.
Целевое назначение: создание условий для развития у обучающегося интеллектуальных и практических знаний, умений, творческих способностей, умения самостоятельно приобретать и применять знания в практической деятельности.
Задачи:
создание условий для углубления предметных знаний по учебной дисциплине; – вовлечение обучающихся в олимпиадное движение.
Ожидаемый результат:
Успешное освоение учебной дисциплины ______ в объеме, предусмотренном выбранным общим учебным планом. Развитие у обучающегося способности к самостоятельной деятельности, самоконтролю и самооценке.
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося _______________ на 20___/ 20___ учебный год
| Рефлексия | Психолого-педагогическая поддержка, кураторство |
| Знаю-умею-достиг | Психолого-педагогической службой выявлены виды одаренности обучающегося: социальная, креативная. Задачи куратора: Обеспечить вариативность внеурочной деятельности обучающегося. Составить ИМ с учетом интересов обучающегося. Развивать умения к исследовательской деятельности. Совершенствовать в дальнейшем творческий потенциал и лидерские качества обучающегося. |
| Хочу узнать – научиться-достичь | Для составления ИМ из «Матрицы возможностей» выбираются конкретные виды деятельности: Научно-исследовательская деятельность. Участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах различных уровней по интересам учащегося. |
| Мои шаги в достижении цели | |
| Узнал – научился – достиг 1.Мои победы: 2. Мои открытия 3.Мои достижения | |
1. Лист
Индивидуального образовательного маршрута (заполняется обучающимся)
ФИО ____________________________________________________________
Обучающийся ______ группа
на_______/__________ учебный год
№ п/п | Учебная дисциплина | ФИО педагога | Кол-во часов | Результаты | Подпись преподавателя |
| | | | | |
| | | | | |
| Итого | | | | |
Преподаватель ______________/___________ /
Обучающийся ________________/____________/
Индивидуальный учебный план по учебной дисциплине
Содержание (раздел программы, тема) | Форма изучения | Форма отчёта | Сроки |
1. | | | |
2. | | | |
Форма работы (заполняется обучающимся)
Деятельность | Сроки | Форма представления результата |
Общение с преподавателем с использованием электронных средств связи | | |
Самообразование (работа с учебной литературой) | | |
Самообразование (работа с дополнительной литературой) | | |
Научно-исследовательская деятельность | | |
Олимпиады | | |
Конкурсы | | |
Конференции | | |
| | |
| | |
4. Индивидуальный план исследовательской деятельности обучающегося по учебной дисциплине _________________________________
(заполняется педагогом)
Этапы работы | Форма отчета/ демонстрации результатов | Сроки |
1. Формулирование проблемы, целеполагание | Собеседование с педагогом | |
2. Изучение методов, приёмов, способов деятельности, необходимых для работы над решением проблемы, в том числе освоение приёмов работы с научной литературой (конспектирование, реферирование, составление картотеки, создание плана – тезисного, цитатного) и приёмов оформления собственного продукта деятельности | Консультирование однокурсников, проведение учебного занятия или его этапа в роли педагога, выполнение индивидуальных заданий с использованием освоенных приёмов и т.п. | |
3. Изучение истории вопроса, теоретических | Выступление с сообщениями, докладами по | |
источников по проблеме исследования | проблеме исследования | |
4.Выявление возможных путей решения проблемы, в т.ч. выдвижение гипотез | Собеседование с педагогом | |
5.Работа с фактическим материалом (наблюдение, отбор, сравнение, эксперимент и др.) | Промежуточные отчёты в форме докладов с их последующим обсуждением на конференции, заседании научного сообщества и т.п. | |
6. Анализ, классификация и систематизация данных, полученных в ходе работы с фактическим материалом | |
7. Обобщение, выводы | | |
8. Предъявление и/или защита продукта исследовательской деятельности | | |
5. Расписание на месяц
(заполняется обучающимся).
Время | Деятельность |
Месяц – сентябрь | |
Понедельник – суббота | Обязательное посещение учебных занятий |
Вторник | Кружки (секции и т.п.) 14.00-15.00. |
Среда | Самообразование (работа с учебной литературой) |
Четверг | Участие в олимпиаде / конкурсе и т.п. |
Показатели достижения результатов
Критерии | Показатели | Конечный показатель прогрессивного развития |
Соответствие федеральным государственным образовательным стандартам СПО, СОО | Результаты текущей, промежуточной и итоговой аттестации. Успеваемость. Участие в интеллектуальных марафонах, предметных олимпиадах, конкурсах и т.п. | Результаты: стабильные, положительная динамика |
Удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса | Динамика удовлетворенности субъектов образовательного процесса | Рост удовлетворенности |
Рост достижений | Динамика достижений обучающегося | Положительная динамика, ярко выражен рост |
| | личностных (портфолио) | достижений |
Прогнозируемый результат | | | |
Фактический результат | | | |
Примечание | | | |
Портфолио
(заполняется обучающимся)
Деятельность | Форма представления результата | Период |
Раздел документов | Дипломы, грамоты, свидетельства и т.д. | |
Раздел работ | Зачетная или творческая книжка, видеозаписи, отчеты, модели проектов и т.д. | |
Раздел отзывов | Тексты заключений, рецензии, эссе, резюме, характеристики | |
15