Программа самообразования
Чиркуновой Елены Николаевны
Образование: высшее.
Специальность по диплому: учитель физики и информатики
Предмет: география
Категория: без категории
Педагогический стаж: 22 года
Тема самообразования: Использование мультимедийных презентаций как средства организации учебно-познавательной деятельности обучающихся
Цель: Повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя.
Задачи:
- Самодиагностика, определение характера профессиональных затруднений;
- Разработка учебно-дидактических комплексов, адекватных требованиям современных образовательных программ.
- Улучшение подготовки обучающихся к ГИА путем использования современных образовательных технологий.
- Применение разнообразных форм работы во внеурочной познавательной и воспитательной деятельности с обучающимися.
- Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Обоснование выбора:
Использование на уроках новых учебных материалов, а точнее цифровых образовательных ресурсов, не является самоцелью, поскольку хороший урок опытный учитель может дать и без компьютера. Речь идет о том, что использование этого самого компьютера на уроках является еще и приобретением новых навыков познавательной деятельности. Уже сейчас становится ясным, что без использования компьютера нельзя обойтись не только в профессиональной деятельности, но и в обычной жизни. А стало быть, этому надо учить.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Главной компетенцией учителя-предметника становится его обновлённая роль - роль проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации. По словам Г.К. Селевко, задача современного учителя -«учить оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута и способов его прохождения, т.е. «навигации в образовании»...». Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии (ИКТ).
Информационные технологии позволяют:
• построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения.
• коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.
• рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса.
• использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
• охватить обучением одновременно значительное количество учащихся, обеспечив высокое качество подготовки.
• применять в практической деятельности приобретаемые знания и навыки по мере их освоения.
• последовательно отслеживать уровень знаний и приобретённых навыков.
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить учащегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счёт новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав более наглядным и интересным. Использование ИКТ на уроках позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов. Одной из более эффективных форм представления материала является мультимедийная презентация.
Специальные компьютерные программы позволяют "собрать" физический прибор из отдельных деталей, воспроизвести в динамике с оптимальной скоростью процессы, лежащие в основе принципа его действия. При этом возможно многократное "прокручивание" мультипликации.
Предполагаемый результат.
1.Повысить качество преподавания предмета посредством внедрения в учебный процесс современных информационных технологий.
2.Повысить уровень мотивации обучения, уровня познавательных интересов.
3.Разработать нестандартные формы проведения уроков с ИКТ технологиями.
4.Разработать дидактическую наглядность на цифровом носителе для использования на уроках .
5. Разработать комплект электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания.
6.Обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков.
7.Построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения с позиций целостности.
Этапы работы
|
Сроки выполнения
|
Направления работы
|
Способы достижения
|
Форма представления результатов
|
Аналитико-диагностический
(Изучение научной, педагогической и другой литературы по теме; диагностика учащихся; анализ уровня обученности и т.п.)
|
2012-2013
|
Изучение методической литературы, освещающей использование мультимедицных презентаций на уроках.
|
-Чтение методической, педагогической и предметной литературы;
-Использование Интернет - ресурсов. Обзор в Интернете информации по:
- предмету;
- педагогике;
- педагогическим технологиям
|
-Общение с коллегами в школе и в Интернете;
-Собеседование с руководителем ШМО
|
Посещение уроков учителей, применяющих мультимедицные презентации на уроках.
|
Обмен опытом.
|
Выступление на заседаниях ШМО
|
Мониторинг контроля знаний, умений навыков учащихся.
|
Анализ результатов контроля.
|
-Анализ уровня обученности учащихся.
-Устранение недостатков в системе контроля и методах обучения
|
Изучение мотивации обучения, уровня познавательных интересов.
|
Диагностика
|
Постановка проблемы
|
Создание презентаций с использованием ЦОР
|
Использование Интернет - ресурсов.
|
Создание банка презентаций
|
Диагностика учащихся
|
Анкетирование
|
Диаграммы
|
Организация проектной деятельности учащихся
|
Изучение методической литературы, опыта коллег, посещение обучающих семинаров
|
Работы учащихся
|
Организация исследовательской деятельности учащихся
|
Совершенствование методики преподавания предмета, с учетом использования в обучении ИКТ технологии.
|
Открытые уроки
|
Создание тематических презентаций, дидактических материалов.
|
|
Создание банка презентаций
|
Выступление на ГМО
|
|
«Устный счет на физике» с использованием презентации
|
Внедренческий.
|
2013-2014
|
Подготовка учебно-дидактического материала для уплотнения работы на уроке (презентации при изучении нового материала, при закреплении)
|
Изучение методической литературы, знакомство с опытом коллег, использование Интернет-ресурсов
|
Презентации с гиперссылками
|
Проведение открытого урока.
|
|
|
Выступление на МО
|
|
«Проектная деятельность по географии в урочной и внеурочной деятельности с использованием презентаций»
|
Участие в работе семинаров
|
|
|
Обобщающий.
|
2014-2015
|
Систематизация накопленного материала.
|
Трансляция обобщенного опыта
|
Выступление на ШМО
|
|
Выступление на педсовете
|
Открытые уроки в рамках предметной недели
|
Банк презентаций
|
Просмотр содержимого документа
«Программа самообразования»
Приложение 4.1.7.
Программа самообразования
Чиркуновой Елены Николаевны
Образование: высшее.
Специальность по диплому: учитель физики и информатики
Предмет: география
Категория: без категории
Педагогический стаж: 22 года
Тема самообразования: Использование мультимедийных презентаций как средства организации учебно-познавательной деятельности обучающихся
Цель: Повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя.
Задачи:
Самодиагностика, определение характера профессиональных затруднений;
Разработка учебно-дидактических комплексов, адекватных требованиям современных образовательных программ.
Улучшение подготовки обучающихся к ГИА путем использования современных образовательных технологий.
Применение разнообразных форм работы во внеурочной познавательной и воспитательной деятельности с обучающимися.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Обоснование выбора:
Использование на уроках новых учебных материалов, а точнее цифровых образовательных ресурсов, не является самоцелью, поскольку хороший урок опытный учитель может дать и без компьютера. Речь идет о том, что использование этого самого компьютера на уроках является еще и приобретением новых навыков познавательной деятельности. Уже сейчас становится ясным, что без использования компьютера нельзя обойтись не только в профессиональной деятельности, но и в обычной жизни. А стало быть, этому надо учить.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Главной компетенцией учителя-предметника становится его обновлённая роль - роль проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации. По словам Г.К. Селевко, задача современного учителя -«учить оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута и способов его прохождения, т.е. «навигации в образовании»...». Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии (ИКТ).
Информационные технологии позволяют:
• построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения.
• коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.
• рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса.
• использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
• охватить обучением одновременно значительное количество учащихся, обеспечив высокое качество подготовки.
• применять в практической деятельности приобретаемые знания и навыки по мере их освоения.
• последовательно отслеживать уровень знаний и приобретённых навыков.
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить учащегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счёт новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав более наглядным и интересным. Использование ИКТ на уроках позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов. Одной из более эффективных форм представления материала является мультимедийная презентация.
Специальные компьютерные программы позволяют "собрать" физический прибор из отдельных деталей, воспроизвести в динамике с оптимальной скоростью процессы, лежащие в основе принципа его действия. При этом возможно многократное "прокручивание" мультипликации.
Предполагаемый результат.
1.Повысить качество преподавания предмета посредством внедрения в учебный процесс современных информационных технологий.
2.Повысить уровень мотивации обучения, уровня познавательных интересов.
3.Разработать нестандартные формы проведения уроков с ИКТ технологиями.
4.Разработать дидактическую наглядность на цифровом носителе для использования на уроках .
5. Разработать комплект электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания.
6.Обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков.
7.Построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения с позиций целостности.
Этапы работы | Сроки выполнения | Направления работы | Способы достижения | Форма представления результатов |
Аналитико-диагностический (Изучение научной, педагогической и другой литературы по теме; диагностика учащихся; анализ уровня обученности и т.п.) | 2012-2013 | Изучение методической литературы, освещающей использование мультимедицных презентаций на уроках. | -Чтение методической, педагогической и предметной литературы; -Использование Интернет - ресурсов. Обзор в Интернете информации по: | -Общение с коллегами в школе и в Интернете; -Собеседование с руководителем ШМО |
Посещение уроков учителей, применяющих мультимедицные презентации на уроках. | Обмен опытом. | Выступление на заседаниях ШМО |
Мониторинг контроля знаний, умений навыков учащихся. | Анализ результатов контроля. | -Анализ уровня обученности учащихся. -Устранение недостатков в системе контроля и методах обучения |
Изучение мотивации обучения, уровня познавательных интересов. | Диагностика | Постановка проблемы |
Создание презентаций с использованием ЦОР | Использование Интернет - ресурсов. | Создание банка презентаций |
Диагностика учащихся | Анкетирование | Диаграммы |
Организация проектной деятельности учащихся | Изучение методической литературы, опыта коллег, посещение обучающих семинаров | Работы учащихся |
Организация исследовательской деятельности учащихся |
Совершенствование методики преподавания предмета, с учетом использования в обучении ИКТ технологии. | Открытые уроки |
Создание тематических презентаций, дидактических материалов. | | Создание банка презентаций |
Выступление на ГМО | | «Устный счет на физике» с использованием презентации |
Внедренческий. | 2013-2014 | Подготовка учебно-дидактического материала для уплотнения работы на уроке (презентации при изучении нового материала, при закреплении) | Изучение методической литературы, знакомство с опытом коллег, использование Интернет-ресурсов | Презентации с гиперссылками |
Проведение открытого урока. | | |
Выступление на МО | | «Проектная деятельность по географии в урочной и внеурочной деятельности с использованием презентаций» |
Участие в работе семинаров | | |
Обобщающий. | 2014-2015 | Систематизация накопленного материала. | Трансляция обобщенного опыта | Выступление на ШМО |
| Выступление на педсовете |
Открытые уроки в рамках предметной недели |
Банк презентаций |