СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология деятельностного метода на уроке открытия нового знания

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальным для каждого учителя сегодня является вопрос «Как учить?». Как включить учеников в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, чтобы они сами «открыли» новые свойства и отношения, а не получали их от учителя в готовом виде? Еще в 1886 году первый историк математики в России, профессор Московского университета В.В. Бобынин отмечал: «Причину того примитивного состояния преподавания, которое доставляет умение заучивать готовые истины со слов других и совсем не учит искусству открывать эти истины, нужно искать в полном отсутствии метода, который бы управлял изысканиями».

   На сегодня такой метод, который обеспечивает системное включение ребенка в процесс самостоятельного построения им нового знания, существует и называется он деятельностным методом, а технология – технологией деятельностного метода..

Просмотр содержимого документа
«Технология деятельностного метода на уроке открытия нового знания»

«Совершенствование профессиональной компетенции учителя в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) образования»

Федеральный государственный образовательный стандарт основного и среднего (полного) общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего и среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию1.

Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Таким образом, актуальным для каждого учителя сегодня является вопрос «Как учить?». Как включить учеников в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, чтобы они сами «открыли» новые свойства и отношения, а не получали их от учителя в готовом виде? Еще в 1886 году первый историк математики в России, профессор Московского университета В.В. Бобынин отмечал: «Причину того примитивного состояния преподавания, которое доставляет умение заучивать готовые истины со слов других и совсем не учит искусству открывать эти истины, нужно искать в полном отсутствии метода, который бы управлял изысканиями».

На сегодня такой метод, который обеспечивает системное включение ребенка в процесс самостоятельного построения им нового знания, существует и называется он деятельностным методом, а технология – технологией деятельностного метода.

Анализ известных психолого-педагогических теорий(Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и др.) показывает, что все они имеют общие деятельностные основания, а именно:

  1. В них рассматривается включение ученика в активную познавательную деятельность как инструмент для формирования новых способностей;

  2. Все авторы теорий развивающего обучения указывают на изменения функций участников учебного процесса: учитель в новых условиях выполняет функцию управленца, организатора процесса, а ученик является субъектом деятельности в базовом процессе;

  3. Во всех теориях развивающего обучения отмечается ведущая роль теоретических знаний в процессе формирования способностей учащихся к учебной деятельности;

  4. Все авторы отмечают важность реализации идей педагогики сотрудничества.

При этом новая технология, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразует ее, сохраняя необходимое для реализации новых образовательных целей.

В технологии деятельностного метода можно выделить следующие условия успешного функционирования системы образования, направленной на ценности саморазвития личности:

  1. Принцип деятельности предполагает такую организацию обучения, когда обучающийся не получает готовое знание, а «открывает» его в процессе собственной деятельности;

  2. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе - обществе – себе), о роли и месте каждой науки в системе наук;

  3. Принцип непрерывности означает организацию учебного процесса (на уроке, в системе, сфере образования), при которой результат деятельности на предыдущем этапе обеспечивает включение в деятельность на последующем этапе;

  4. Принцип минимакса заключается в следующем: школа обязана предложить ученику содержание образования по максимальному уровню и обеспечить усвоение этого содержания не ниже минимального уровня;

  5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества;

  6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть формирование способности к систематическому перебору возможных вариантов и выбору оптимального варианта;

  7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Для планирования и проведения урока с применением технологии деятельностного метода предлагается использовать следующую структуру:

  1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

    • Включение детей в деятельность («хочу»);

    • Выделение содержательной области («могу»).

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

  • Подготовка мышления к проектировочной деятельности:

  • Актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;

  • Тренинг соответствующих мыслительных операций;

  • Организация затруднения в индивидуальной деятельности;

  • Фиксация учащимися затруднения в индивидуальной деятельности (невыполнимость известного способа действий, недостаточность времени).

  1. Постановка учебной задачи.

  • Выявление того, где и почему возникло затруднение;

  • Постановка цели урока, связанной с устранением причины затруднения;

  • Формулировка темы урока.

  1. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания).

  • Включение детей в ситуацию выбора метода решения учебной задачи;

  • Построение нового способа действия;

  • Речевая и знаковая морфологизация нового способа действия в знаках и языке, принятых в культуре;

  • Фиксация разрешения учебной задачи.

  1. Первичное закрепление во внешней речи.

  • Решение детьми типовых заданий на новый способ действий;

  • Проговаривание способа решения во внешней речи.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  • Самостоятельное решение учащимися заданий на новый способ действий;

  • Самопроверка по эталону, выявление ошибок;

  • Самооценка результатов усвоения;

  • Организация ситуации успеха.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

  • Выполнение заданий, где новый способ действий используется как шаг в более общем алгоритме решения;

  • Повторение и закрепление учебного материала, имеющего методическую ценность с точки зрения дальнейшего обучения.

  1. Рефлексия деятельности (итог урока).

  • Самооценка детьми собственной деятельности (что нового узнали, какой метод использовали, успешность выполненных шагов);

  • Соотнесение полученных результатов с поставленной целью деятельности;

  • Фиксация успешности деятельности и вывод о следующих шагах.

Волкова Надежда Константиновна работает учителем математики в МОУ СОШ №5 г. Брянска, имеет высшую квалификационную категорию по должности «учитель математики». Является членом экспертной группы по аттестации учителей математики на высшую квалификационную категорию, лектором БИПКРО.

Работая в реализации новой модели школы «Экология и диалектика», учитель заинтересовался проблемой развития личности учащегося, в первую очередь, его мыслительной деятельности. В результате ведущей технологией работы учителя является личностно-деятельностная технология. Научиться любой деятельности можно, лишь выполняя ее самостоятельно. «… Только в результате деятельности самого ребенка, - писал А.Н.Леонтьев, - происходит овладение им знаниями, умениями и навыками. Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется тот факт, что в наших школах нет заботы об активности учащихся на уроке и многие уроки проходят впустую». Учителем накоплен большой опыт использования деятельностного метода при обучении математике , которым она щедро делится с учителями города и области.

Приведем конспект урока по технологии деятельностного метода в 5 классе по теме «Делимость произведения».

Тема «Делимость произведения» (учебник «Математика», авторы: Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон).

Тип урока: «открытие» нового знания

Основные цели:

  • Формировать способность к обобщению, доказательству общих утверждений с помощью введения буквенных обозначений, способность к использованию в вычислениях свойства делимости произведения;

  • Повторить и закрепить: понятие простого и составного чисел; свойства умножения; представление натуральных чисел в виде суммы разрядных слагаемых; решение задач на движение; составление буквенных выражений по тексту задач.

  1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим работать над делимостью чисел.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

    1. – Что означает, что число a делится на число b? [ Это означает, что существует такое число c, которое при умножении на b дает a.]

- Запишите соответствующее равенство. [a=b∙c]

2.2 – Пользуясь определением, назовите делители произведений

2∙a, 4∙a, 8∙a. [Делители первого произведения – 2 и а, второго

– 4 и а, третьего – 8 и а]. Почему? [Эти множители

составляют произведение.]

- А какое выражение следующее? [16∙a.] Как догадались? [Первый

множитель увеличивается в 2 раза, а второй не изменяется.]

- Что происходит с произведением? [Увеличивается в 2 раза.]

Докажите.

При ответе на этот вопрос учащиеся могут сослаться на известное им свойство - если один из множителей увеличивается в несколько раз, то и все произведение увеличивается во столько же раз, либо представить 16 в виде произведения чисел 2 и 8 и применить сочетательное свойство умножения.

16∙a=(2∙8)∙а=2∙(8∙а).

- Какое свойство произведения вы здесь использовали? [Сочетательное.] А какие свойства вы еще знаете? [Переместительное, распределительное.]

- Используя полученное равенство, определите, какие делители есть у произведения 16∙a? [16, a,2, 8, 4.]

- Откуда вы взяли 4? [16 делится на 4.] И что? [Можно заменить число 16 произведением 4 и 4, и получится произведение 4∙4∙а.]

2.3 Математический диктант.

Учащиеся записывают в тетрадь только ответы.

- Найдите устно частное от деления на 7:

1) 63; 2) 707; 3) 7∙48; 4) 35∙111. [9, 101, 48, ?]

При проверке математического диктанта фиксируется

затруднение в решении последнего примера.

  1. Постановка учебной задачи.

Если кто-либо из учащихся по аналогии с предыдущим заданием верно найдет ответ последнего примера – число 555, то учитель просит его обосновать, как выполнены действия. Обоснование проводится аналогично пункту 2.2. Если учащиеся не смогут найти ответ, то обсуждение проводится фронтально под руководством учителя: 35∙111=7∙5∙111, поэтому при делении произведения на 7 частное равно 5∙111=555.

Затем учитель предлагает учащимся обобщить наблюдаемое свойство:

- Потребовалось ли для ответа на вопрос вычислять значение произведения 35∙111? [Нет.]

- А как можно разделить произведение на число? [Разделить один множитель, а потом полученный результат умножить на второй множитель.]

- Так легче считать? [Да.]

- Попробуйте сформулировать использованный прием деления в виде общего свойства.[Если один из множителей делится на число, то и все произведение делится на это число.]

- Рассмотренным примером мы доказали это свойство? [Нет.] Почему? [Это высказывание общего вида.]

- Правильно. Значит, это всего лишь наша гипотеза. Что же нам нужно сделать, чтобы использовать свойство делимости произведения для любого примера? [Доказать его в общем виде.]

- Вы сформулировали цель сегодняшнего урока. А как бы вы назвали тему урока? [Делимость произведения.]

Учитель записывает тему урока на доске, а учащиеся – в тетради.

  1. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).

    1. – Итак, сформулируйте еще раз свойство, которое нам надо доказать. [Если один из множителей делится на число, то и все произведение делится на это число.]

- Каким методом удобно воспользоваться для его доказательства? Перебором вариантов, методом проб и ошибок, введением буквенных обозначений? [Введением буквенных обозначений.]

- Введите буквенные обозначения. [Например, множители – a и b, а делитель - с.]

- Что мы предполагаем? [Мы предполагаем, что один из множителей делится на число с.] Какой из множителей? [Например, а делится на с.]

- Как это записать на математическом языке? [а=kc.]

- Что нам нужно доказать? [Что и все произведение a∙b разделится на c.]

    1. Учащимся предлагается в течение 2-3 минут в группах провести обсуждение и найти доказательство. Затем на доске представители групп выписывают свои варианты обоснования, которые сопоставляются меду собой, и выводятся согласованный общий вариант:

a∙b= (kc)∙b=c∙(kb).

- Итак, что мы доказали? Если один из множителей делится на число, то и все произведение делится на это число.]

- Запишите это свойство делимости на математическом языке.

Учащиеся предлагают варианты, в результате появляется запись

типа: а÷с или в÷с → (a∙b)÷c.

- На какие вопросы мы сможем теперь быстро дать ответ? [Делится ли произведение на число; при делении произведения – не вычислять значение всего произведения, а разделить лишь один множитель.]

На доске выставляется несколько карточек с произведениями:

794∙299 6851∙999 2699∙5009

- известно, что одно из данных произведений кратно 9, а остальные – нет. Не выполняя вычислений, определите, какое из них делится на 9. [6851∙999 делится на 9, так как множитель 999 делится на 9.]

Учитель переворачивает карточку, на которой написано «Молодцы!».

- Откройте учебники на стр. 102 и прочитайте свойство делимости произведения.


  1. Первичное закрепление во внешней речи.

5.1 – Выполним устно №452(4,5,6), обосновывая свои выводы.

[Например, произведение делится на 15, так как множитель

45 делится на 15 и т.д.]

5.2. В №456 расскажите, как легче вычислить значение частного при

делении на 9 произведения. [В (а) – 28 умножить на 35; в (б) – 452

умножить на 1600; в (в) – 76 умножить на 512 и результат

умножить на 40 и т.д.]

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    1. Учащиеся выполняют самостоятельные задания:

  1. №452 (1,2,3) – ставят в тетради «+», если произведение делится на данное число, и «-», если не делится.

  2. №455 – выписывают делители произведения.

Дополнительное задание: №461.

После выполнения заданий учащиеся сверяют его с образцом,

исправляют ошибки. После их самопроверки проводится анализ

допущенных ошибок.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

    1. Разбор дополнительного задания №461, выполненного учащимися: Д, Р, И, Н, Щ, Е. Композитор Щедрин.

    2. Работа в группах.

Каждая группа класса получает задание на карточке одного из двух вариантов и выполняет его в течение 5 минут:

Вариант 1 Вариант 2

№458 (а,в,д) №458 (б,г,е)

№465 (1) №465 (2)

После выполнения задания проводится его разбор. Выступают представители групп.

№458 (устно).

а) Число, следующее за простым, может быть как простым, так и составным, например, 3 и 8.

б) Число, следующее за составным, может быть как простым, так и составным, например, 5 и 15.

в) Число, предшествующее простому числу, может быть как 1, так и простым и составным числом, например, 2 и 6.

г) Число, предшествующее составному числу, может быть как простым, так и составным, например, 3 и 8.

д) Сумма двух простых чисел может быть только составным числом, так как она является четной и отлична от 2.

е) Сумма двух составных чисел может быть как простым числом, так и составным числом, например: 4+9=13, 6+8=14.

№465.

  1. c-(a+d)∙7; 2) c+(a+d)∙7.

  1. Рефлексия деятельности. (итог урока).

- Что нового мы узнали на уроке?

- Какой метод позволил вывести свойство делимости произведения?

- Кого вы можете отметить?

- Оцените свою работу на уроке. (Учащимся предлагается заполнить индивидуальную таблицу.)

Этап урока.

Выполнил

Исправил

Вывод свойства.



№452



№456



Самостоятельная работа.



№461



№458



№465



  1. Домашнее задание.

П.2.2.1 (до второго свойства).

№475; №483; №484(любую на выбор).

Дополнительное задание - № 485.


11 Пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст. 6070).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!