«Совершенствование профессиональной компетенции учителя в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) образования»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного и среднего (полного) общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего и среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию1.
Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Таким образом, актуальным для каждого учителя сегодня является вопрос «Как учить?». Как включить учеников в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, чтобы они сами «открыли» новые свойства и отношения, а не получали их от учителя в готовом виде? Еще в 1886 году первый историк математики в России, профессор Московского университета В.В. Бобынин отмечал: «Причину того примитивного состояния преподавания, которое доставляет умение заучивать готовые истины со слов других и совсем не учит искусству открывать эти истины, нужно искать в полном отсутствии метода, который бы управлял изысканиями».
На сегодня такой метод, который обеспечивает системное включение ребенка в процесс самостоятельного построения им нового знания, существует и называется он деятельностным методом, а технология – технологией деятельностного метода.
Анализ известных психолого-педагогических теорий(Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и др.) показывает, что все они имеют общие деятельностные основания, а именно:
В них рассматривается включение ученика в активную познавательную деятельность как инструмент для формирования новых способностей;
Все авторы теорий развивающего обучения указывают на изменения функций участников учебного процесса: учитель в новых условиях выполняет функцию управленца, организатора процесса, а ученик является субъектом деятельности в базовом процессе;
Во всех теориях развивающего обучения отмечается ведущая роль теоретических знаний в процессе формирования способностей учащихся к учебной деятельности;
Все авторы отмечают важность реализации идей педагогики сотрудничества.
При этом новая технология, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразует ее, сохраняя необходимое для реализации новых образовательных целей.
В технологии деятельностного метода можно выделить следующие условия успешного функционирования системы образования, направленной на ценности саморазвития личности:
Принцип деятельности предполагает такую организацию обучения, когда обучающийся не получает готовое знание, а «открывает» его в процессе собственной деятельности;
Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе - обществе – себе), о роли и месте каждой науки в системе наук;
Принцип непрерывности означает организацию учебного процесса (на уроке, в системе, сфере образования), при которой результат деятельности на предыдущем этапе обеспечивает включение в деятельность на последующем этапе;
Принцип минимакса заключается в следующем: школа обязана предложить ученику содержание образования по максимальному уровню и обеспечить усвоение этого содержания не ниже минимального уровня;
Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества;
Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть формирование способности к систематическому перебору возможных вариантов и выбору оптимального варианта;
Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Для планирования и проведения урока с применением технологии деятельностного метода предлагается использовать следующую структуру:
Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;
Тренинг соответствующих мыслительных операций;
Организация затруднения в индивидуальной деятельности;
Фиксация учащимися затруднения в индивидуальной деятельности (невыполнимость известного способа действий, недостаточность времени).
Постановка учебной задачи.
Выявление того, где и почему возникло затруднение;
Постановка цели урока, связанной с устранением причины затруднения;
Формулировка темы урока.
Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания).
Включение детей в ситуацию выбора метода решения учебной задачи;
Построение нового способа действия;
Речевая и знаковая морфологизация нового способа действия в знаках и языке, принятых в культуре;
Фиксация разрешения учебной задачи.
Первичное закрепление во внешней речи.
Решение детьми типовых заданий на новый способ действий;
Проговаривание способа решения во внешней речи.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Самостоятельное решение учащимися заданий на новый способ действий;
Самопроверка по эталону, выявление ошибок;
Самооценка результатов усвоения;
Организация ситуации успеха.
Включение в систему знаний и повторение.
Выполнение заданий, где новый способ действий используется как шаг в более общем алгоритме решения;
Повторение и закрепление учебного материала, имеющего методическую ценность с точки зрения дальнейшего обучения.
Рефлексия деятельности (итог урока).
Самооценка детьми собственной деятельности (что нового узнали, какой метод использовали, успешность выполненных шагов);
Соотнесение полученных результатов с поставленной целью деятельности;
Фиксация успешности деятельности и вывод о следующих шагах.
Волкова Надежда Константиновна работает учителем математики в МОУ СОШ №5 г. Брянска, имеет высшую квалификационную категорию по должности «учитель математики». Является членом экспертной группы по аттестации учителей математики на высшую квалификационную категорию, лектором БИПКРО.
Работая в реализации новой модели школы «Экология и диалектика», учитель заинтересовался проблемой развития личности учащегося, в первую очередь, его мыслительной деятельности. В результате ведущей технологией работы учителя является личностно-деятельностная технология. Научиться любой деятельности можно, лишь выполняя ее самостоятельно. «… Только в результате деятельности самого ребенка, - писал А.Н.Леонтьев, - происходит овладение им знаниями, умениями и навыками. Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется тот факт, что в наших школах нет заботы об активности учащихся на уроке и многие уроки проходят впустую». Учителем накоплен большой опыт использования деятельностного метода при обучении математике , которым она щедро делится с учителями города и области.
Приведем конспект урока по технологии деятельностного метода в 5 классе по теме «Делимость произведения».
Тема «Делимость произведения» (учебник «Математика», авторы: Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон).
Тип урока: «открытие» нового знания
Основные цели:
Формировать способность к обобщению, доказательству общих утверждений с помощью введения буквенных обозначений, способность к использованию в вычислениях свойства делимости произведения;
Повторить и закрепить: понятие простого и составного чисел; свойства умножения; представление натуральных чисел в виде суммы разрядных слагаемых; решение задач на движение; составление буквенных выражений по тексту задач.
Самоопределение к деятельности (организационный момент).
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим работать над делимостью чисел.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
– Что означает, что число a делится на число b? [ Это означает, что существует такое число c, которое при умножении на b дает a.]
- Запишите соответствующее равенство. [a=b∙c]
2.2 – Пользуясь определением, назовите делители произведений
2∙a, 4∙a, 8∙a. [Делители первого произведения – 2 и а, второго
– 4 и а, третьего – 8 и а]. Почему? [Эти множители
составляют произведение.]
- А какое выражение следующее? [16∙a.] Как догадались? [Первый
множитель увеличивается в 2 раза, а второй не изменяется.]
- Что происходит с произведением? [Увеличивается в 2 раза.]
Докажите.
При ответе на этот вопрос учащиеся могут сослаться на известное им свойство - если один из множителей увеличивается в несколько раз, то и все произведение увеличивается во столько же раз, либо представить 16 в виде произведения чисел 2 и 8 и применить сочетательное свойство умножения.
16∙a=(2∙8)∙а=2∙(8∙а).
- Какое свойство произведения вы здесь использовали? [Сочетательное.] А какие свойства вы еще знаете? [Переместительное, распределительное.]
- Используя полученное равенство, определите, какие делители есть у произведения 16∙a? [16, a,2, 8, 4.]
- Откуда вы взяли 4? [16 делится на 4.] И что? [Можно заменить число 16 произведением 4 и 4, и получится произведение 4∙4∙а.]
2.3 Математический диктант.
Учащиеся записывают в тетрадь только ответы.
- Найдите устно частное от деления на 7:
1) 63; 2) 707; 3) 7∙48; 4) 35∙111. [9, 101, 48, ?]
При проверке математического диктанта фиксируется
затруднение в решении последнего примера.
Постановка учебной задачи.
Если кто-либо из учащихся по аналогии с предыдущим заданием верно найдет ответ последнего примера – число 555, то учитель просит его обосновать, как выполнены действия. Обоснование проводится аналогично пункту 2.2. Если учащиеся не смогут найти ответ, то обсуждение проводится фронтально под руководством учителя: 35∙111=7∙5∙111, поэтому при делении произведения на 7 частное равно 5∙111=555.
Затем учитель предлагает учащимся обобщить наблюдаемое свойство:
- Потребовалось ли для ответа на вопрос вычислять значение произведения 35∙111? [Нет.]
- А как можно разделить произведение на число? [Разделить один множитель, а потом полученный результат умножить на второй множитель.]
- Так легче считать? [Да.]
- Попробуйте сформулировать использованный прием деления в виде общего свойства.[Если один из множителей делится на число, то и все произведение делится на это число.]
- Рассмотренным примером мы доказали это свойство? [Нет.] Почему? [Это высказывание общего вида.]
- Правильно. Значит, это всего лишь наша гипотеза. Что же нам нужно сделать, чтобы использовать свойство делимости произведения для любого примера? [Доказать его в общем виде.]
- Вы сформулировали цель сегодняшнего урока. А как бы вы назвали тему урока? [Делимость произведения.]
Учитель записывает тему урока на доске, а учащиеся – в тетради.
Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).
– Итак, сформулируйте еще раз свойство, которое нам надо доказать. [Если один из множителей делится на число, то и все произведение делится на это число.]
- Каким методом удобно воспользоваться для его доказательства? Перебором вариантов, методом проб и ошибок, введением буквенных обозначений? [Введением буквенных обозначений.]
- Введите буквенные обозначения. [Например, множители – a и b, а делитель - с.]
- Что мы предполагаем? [Мы предполагаем, что один из множителей делится на число с.] Какой из множителей? [Например, а делится на с.]
- Как это записать на математическом языке? [а=kc.]
- Что нам нужно доказать? [Что и все произведение a∙b разделится на c.]
Учащимся предлагается в течение 2-3 минут в группах провести обсуждение и найти доказательство. Затем на доске представители групп выписывают свои варианты обоснования, которые сопоставляются меду собой, и выводятся согласованный общий вариант:
a∙b= (kc)∙b=c∙(kb).
- Итак, что мы доказали? Если один из множителей делится на число, то и все произведение делится на это число.]
- Запишите это свойство делимости на математическом языке.
Учащиеся предлагают варианты, в результате появляется запись
типа: а÷с или в÷с → (a∙b)÷c.
- На какие вопросы мы сможем теперь быстро дать ответ? [Делится ли произведение на число; при делении произведения – не вычислять значение всего произведения, а разделить лишь один множитель.]
На доске выставляется несколько карточек с произведениями:
794∙299 6851∙999 2699∙5009
- известно, что одно из данных произведений кратно 9, а остальные – нет. Не выполняя вычислений, определите, какое из них делится на 9. [6851∙999 делится на 9, так как множитель 999 делится на 9.]
Учитель переворачивает карточку, на которой написано «Молодцы!».
- Откройте учебники на стр. 102 и прочитайте свойство делимости произведения.
Первичное закрепление во внешней речи.
5.1 – Выполним устно №452(4,5,6), обосновывая свои выводы.
[Например, произведение делится на 15, так как множитель
45 делится на 15 и т.д.]
5.2. В №456 расскажите, как легче вычислить значение частного при
делении на 9 произведения. [В (а) – 28 умножить на 35; в (б) – 452
умножить на 1600; в (в) – 76 умножить на 512 и результат
умножить на 40 и т.д.]
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учащиеся выполняют самостоятельные задания:
№452 (1,2,3) – ставят в тетради «+», если произведение делится на данное число, и «-», если не делится.
№455 – выписывают делители произведения.
Дополнительное задание: №461.
После выполнения заданий учащиеся сверяют его с образцом,
исправляют ошибки. После их самопроверки проводится анализ
допущенных ошибок.
Включение в систему знаний и повторение.
Разбор дополнительного задания №461, выполненного учащимися: Д, Р, И, Н, Щ, Е. Композитор Щедрин.
Работа в группах.
Каждая группа класса получает задание на карточке одного из двух вариантов и выполняет его в течение 5 минут:
Вариант 1 Вариант 2
№458 (а,в,д) №458 (б,г,е)
№465 (1) №465 (2)
После выполнения задания проводится его разбор. Выступают представители групп.
№458 (устно).
а) Число, следующее за простым, может быть как простым, так и составным, например, 3 и 8.
б) Число, следующее за составным, может быть как простым, так и составным, например, 5 и 15.
в) Число, предшествующее простому числу, может быть как 1, так и простым и составным числом, например, 2 и 6.
г) Число, предшествующее составному числу, может быть как простым, так и составным, например, 3 и 8.
д) Сумма двух простых чисел может быть только составным числом, так как она является четной и отлична от 2.
е) Сумма двух составных чисел может быть как простым числом, так и составным числом, например: 4+9=13, 6+8=14.
№465.
c-(a+d)∙7; 2) c+(a+d)∙7.
Рефлексия деятельности. (итог урока).
- Что нового мы узнали на уроке?
- Какой метод позволил вывести свойство делимости произведения?
- Кого вы можете отметить?
- Оцените свою работу на уроке. (Учащимся предлагается заполнить индивидуальную таблицу.)
Этап урока. | Выполнил | Исправил |
Вывод свойства. | | |
№452 | | |
№456 | | |
Самостоятельная работа. | | |
№461 | | |
№458 | | |
№465 | | |
Домашнее задание.
П.2.2.1 (до второго свойства).
№475; №483; №484(любую на выбор).
Дополнительное задание - № 485.
11 Пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст. 6070).