СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "открытия" нового знания "Свойства степени с натуральным показателем"(алгебра 7 класс)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение технологии деятельностного метода на уроке "открытия" нового знания.

Просмотр содержимого документа
«Урок "открытия" нового знания "Свойства степени с натуральным показателем"(алгебра 7 класс)»

Свойства степени с натуральным показателем

Коростина Ирина Сергеевна, учитель математики МБОУ « Гимназия №7»

г. Брянска

Статья отнесена к разделу: Преподавание математики

Образовательные технологии: технология деятельностного метода, ИКТ.

Оборудование: интерактивная доска, презентация: «Свойства степени с натуральным показателем».

Цели урока:

 Предметные:   умеем применять свойства степени с натуральным показателем, грамотно оформлять решение заданий.                                           Регулятивные: самостоятельно ставим новые учебные задачи путем задавания вопросов , планируем собственную деятельность, определяем средства для ее осуществления.

Познавательные: умеем применять свойства степени с натуральным показателем, систематизируем, обобщаем и углубляем знания при решении заданий.

Коммуникативные: умеем слушать и вступать в диалог;

помогаем одноклассникам и принимаем помощь от них; уважительно относимся к чужому мнению.

Личностные:  мы внимательны и аккуратны в вычислениях; требовательно отношение к себе и своей работе.

Задачи урока:

                                                                         

Образоватеьные: знаем свойства степени с натуральным показателем; записываем их с помощью тождеств, проговариваем алгоритм действий во внешней речи, применяем для упрощения выражений.

Развивающие: развиваем математический и общий кругозор, мышление и речь, внимание и память; умеем применять приемы наблюдения, сравнения, анализа, обобщения.

Воспитательные: мы активны, уважительны к мнению одноклассников, способны к позитивному сотрудничеству, умеем высказывать свое мнение, участвуем в диалоге, нам интересно.

Планируемые результаты:

Предметные: закрепить знания по теме “ Свойства степени с натуральным показателем ”; отрабатывать умение применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Метапредметные:

Личностные УУД: содействовать формированию интереса к изучаемому материалу на уроке; развивать самостоятельность мышления в учебной деятельности; формировать доброжелательное отношение к иному мнению.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; находить вариант решения учебной задачи; уметь определять цель и задачи учебной деятельности; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; понимать сущности алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки;

Познавательные УУД: владеть смысловым чтением; осуществлять поиск нужной информации, используя предоставленные источники; осуществлять анализ объекта, делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения; 

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в группе; умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; планирование учебного сотрудничества.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.



Учебник (УМК): алгебра 7 класс, учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией С.А.Теляковского, авторы Ю.Н.Макарычев и др., 7-е издание, Москва, «Просвещение», 2018


Структура урока

Содержание этапа урока

Приложение

Комментарий

1.Самоопределение к деятельности

(организационный момент).

•Включение детей в деятельность («хочу»);



•Выделение содержательной области («могу»).

Слайд 1.




Слайд 2.

Эпиграф к уроку помогает настроиться на работу.

Для мотивации учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений приведены примеры использования степени с натуральным показателем.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

•Подготовка мышления к проектной деятельности:

- Актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;

- Тренинг соответствующих мыслительных операций.

•Организация затруднения в индивидуальной деятельности;

•Фиксация учащимися затруднения в индивидуальной деятельности (невыполнимость известного способа действий, недостаточность времени)

Слайд 3.

Учащиеся свободно выполняют предложенные первые 5 заданий, представляют произведение одинаковых множителей в виде степени, называют основание, показатель, степень. Но последнее задание они выполнить не могут, предлагают различные варианты ответов, даже правильный ответ, но объяснить почему так – не получается.

3.Постановка учебной задачи

•Выявление того, где и почему возникло затруднение;


•Постановка цели урока, связанной с причиной затруднения;


•Формулировка темы урока.

Слайд 4.

Обычно в формулировке целей урока учитель пишет: «Учащиеся знают, умеют и т.д.», но для учеников цели понятнее, если в формулировке присутствуют слова: « Знаем, умеем и т.д.» по конечной для них цели урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» учащимися нового знания).

•Включение учащихся в ситуацию выбора метода решения учебной задачи;


•Построение нового способа действия;


•Речевая и знаковая морфологизация нового способа действия в знаках и языке, принятых в культуре;


•Фиксация разрешения учебной задачи.

Слайд 5.



Слайд 6.




Слайд 7.



Учащимся предлагается общий алгоритм действий.

Предложено проверить гипотезу на конкретном примере, затем применить свойство при решении аналогичного примера, обобщить наблюдаемое свойство. (От частного - к общему.)

У доски один учащийся доказывает свойство в общем виде.

Дана формула и формулировка свойства умножения степеней с одинаковым основанием.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

•Решение учащимися типовых заданий на новый способ действий;






•Проговаривание способа решения во внешней речи.

Слайд 8.






Слайды 9-14.

Слайд 15.

Слайд 16.


Слайд 17.

Устно, свойство степеней проговаривают при решении.

Аналогично строится работа по доказательству 2 свойства, а доказательство 3 свойства предлагается учащимся выполнить дома самостоятельно, используя при необходимости учебник.

«Мозговой штурм» - участвуют все учащиеся класса (по цепочке, с правом выбора любого из оставшихся примеров, взаимопомощь, взаимопроверка.)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

•Самостоятельное решение учащимися заданий на новый способ действий;

•Самопроверка по эталону, выявление ошибок;

•Самооценка результата усвоения;

•Организация ситуации успеха.

Слайд 18.




Слайд 19.





Слайд 20.

Задание на 2 варианта.




Образец для самопроверки.


Заполняют лист самооценки.

Опережающее задание.

7.Включение в систему знаний и повторение.

•Выполнение заданий, где новый способ действий используются как шаг в более общем алгоритме решения

•Повторение и закрепление учебного материала, имеющего методическую ценность с точки зрения дальнейшего обучения.

Слайд 21.





Слайд 22.


Слайд 23.

Приведен пример практического применения свойств степени.



Работа в парах с последующей самопроверкой.

8.Рефлексия деятельности

(итог урока).


•Самооценка детьми собственной деятельности (что нового узнали, какой метод использовали, успешность выполненных шагов)

•Соотнесение полученных результатов с поставленной целью деятельности

•Фиксация успешности деятельности и вывод о следующих шагах.


Слайд 24.




Слайды 25-27.





Слайд 28.

Подведение итогов урока по карте самооценки.

Постановка домашнего задания.



Дифференцированное домашнее задание.




Ход урока.

1.Самоопределение к деятельности (организационный момент).

а) Включение детей в деятельность («хочу») (Слайд 1):

- Здравствуйте ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучение степеней с натуральным показателем. Как вы думаете, почему к этому уроку я выбрала такой эпиграф?

«Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь» М.В.Ломоносов

б) Выделение содержательной области («могу») (Слайд 2):

Степени используют для:

1.Записи произведения одинаковых множителей (приведите примеры»;

2.Записи формул

площади квадрата, объема куба,

площади полной поверхности куба(назовите формулы);

3.Запись больших чисел (используют степень числа 10):

  • Расстояние от Земли до Солнца – 150 млн. км = 1,5·106км.

  • Расстояние от Земли до ближайшей звезды Альфа Центавра – 4·1013км.

  • Радиус земного шара – 6,37·106м.

  • В одном грамме воды – 3,35·1022 молекул.

  • ЭВМ за 1 секунду может произвести 109операций (прочитайте числа).

Как видите, мы уже умеем выполнять некоторые операции со степенью, но многому еще предстоит научиться. Давайте посмотрим, как вы к этому готовы.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

1) К доске приглашаются три дешифровальщика, им предстоит расшифровать девиз сегодняшнего урока (по желанию, дифференцированное задание).

а)☺ - задание легкое

А

Д

А

В

А

Й

Т

Е

-8

31

-8

56

-8

36

80

8


(-2)3 = (А)

23 = (Е)

-23 = (А)

4• (-3)2 = ( Й)

81•71 = (В)

22•6 – 25 = (А)

(-2)2 + 04 + 33 = (Д)

(-4)2•5•13 = (Т)


б) ☺☺ - задание посложнее


Д

Е

Л

А

Т

Ь

2

152

48

46

17

1


(-2)4•3•12 = (Л)

(-2)2•(-0,5)2 = (Ь)

53 + 33 = (Е)

(-3)4 - 43 = (Т)

27- 34 - 110 = (А)

(-1)4 + 03 – (-1)5 + 119 + (-1)3 = (Д)

б) ☺☺☺ - задание сложное


О

Т

К

Р

Ы

Т

И

Я

!

1

32

-0,24

30

6200

32

29

64


36


2,7 / (0,3)2 = (Р) ((17-12)2 – 33) : 10 + (-0,8) = (О)

1,5•0,8 – 1,22 = (К) (23 – 11)•(-7) +32 – 14 = (И)

(23)2 = (Я) Найти х, если

Найдите (х-2)2,если х = -4 (!) а) 2х = 32 (Т)

7•103 - 8•102 = (Ы) б) х3 = 125 (Т)

2). На интерактивной доске заполнить таблицу (по цепочке, ученик, выполнивший задание, приглашает следующего желающего) (Слайд 3):


1. Представить в виде степени

Определить:

1)основание

2)показатель степени

3)степень

5·5·5 ∙5·5·5·5= 5⁷

1) 5

2) 7

3) 5⁷

- 3·(- 3)· (- 3)· (- 3)· (- 3)· (- 3) =

1)

2)

3)

b·b·b·b·b·b·b·b =

1)

2)

3)

 -с·(-с)·(-с)·(-с) =

1)

2)

3)

(m-n)·(m – n)·(m-n) =

1)

2)

3)

  105·103=

1)

2)

3)

Учащиеся дают определение степени, ее основания, показателя. Но при выполнении последнего задания возникает затруднение, учащиеся фиксируют это затруднение, предлагая новые способы действий. Если кто-то из учащихся найдет ответ последнего примера, то учитель просит обосновать его, как полнены действия. Если учащиеся не смогут найти ответ, то обсуждение проводится фронтально под руководством учителя. Затем учитель предлагает учащимся обобщить наблюдаемое свойство.

3.Постановка учебной задачи:

а) Выявление того, где и почему возникло затруднение (нужно умножить степени);

б) Постановка цели урока, связанной с причиной затруднения;

в) Формулировка темы урока (Слайд 4).

Проверяем выполнение дифференцированного задания (взаимопроверка).

Девиз урока: «А давайте делать открытия!»

А как делают открытия в математике? (Слайд 5).

Большая часть математических утверждений проходит в своем становлении три этапа.

На первом этапе человек в ряде конкретных случаев подмечает одну и ту же закономерность.

На втором этапе он пытается сформулировать подмеченную закономерность в общем виде, т.е. предполагает, что эта закономерность действует не только в рассмотренных случаях, но и во всех других аналогичных случаях.

На третьем этапе он пытается доказать, что закономерность, сформулированная в общем виде, на самом деле верна.

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» учащимися нового знания).

а) Включение учащихся в ситуацию выбора метода решения учебной задачи.

Рассмотрим способ решения примера (Слайд 6) : Вычислить 23•25.

Решение. 23•25 = (2•2•2)•(2•2•2•2•2) = 2•2•2 • 2•2•2•2•2 = 2•2•2•2•2•2•2•2 =

3 множителя 5 множителей 8 множителей

= 28=256.

б) По желанию один ученик у доски попробует решить самостоятельно пример:

Вычислить 31•34.

31•34 = 3•(3•3•3•3) = 3 • 3•3•3•3 = 35 = 243

1 мн. 4 мн.

- Итак, сформулируйте еще раз свойство, которое нам нужно доказать. (При умножении степеней с одинаковыми основаниями основание оставляют прежним, а показатели складывают).

- Что мы будем использовать, для его доказательства? (Определение степени).

б) Построение нового способа действия.

- Осмелимся предположить, что мы открыли для себя общую закономерность an• am= an+m.

- Попробуйте, используя введенные буквенные обозначения, доказать. Что наше предположение верно для любого числа а и любых натуральных чисел n и m. (Один ученик доказывает у доски свойство степени аn•аm= an+m).

an• am= (a• a•••••a ) • (a• a•••••a) = a• a•••••a • a• a•••••a = a• a•••••a• a• a•••••a = an+m

n множителей m множителей n множителей m множителей n+m множителей

в) Речевая и знаковая морфологизация нового способа действия в знаках и языке, принятых в культуре (Слайд 7)(Учащиеся проговаривают формулу и формулировку 1 свойства степени).

г) Фиксация разрешения учебной задачи (учащиеся делают записи в тетрадях, подводим итог этого этапа урока).

5. Первичное закрепление во внешней речи. (Слайд 7)

Решение учащимися типовых заданий на новый способ действий.

Упростите выражения (устно, проговаривая способ действия во внешней речи):

1) с3·с2 =

2) 45·46 =

3) (-5)2·(-5)3·(-5)4=

Аналогично рассматриваются свойство 2 и 3 степеней. (Слайды 9-14).

Открытие второе.

1) Вычислите: 26: 24 (образец).

Запишем частное в виде дроби и сократим ее:

26: 24 = 26/ 24 = (2•2•2•2)•2•2/ (2•2•2•2) = 2•2 = 22 = 4

2) Вычислите: 38: 35 (самостоятельно).

Запишем частное в виде дроби и сократим ее:

38: 35 = 38/ 35 = (3•3•3•3•3)• 3•3•3/(3•3•3•3•3) = 3•3•3= 33= 27.

3) Построение нового способа действия.

- Осмелимся предположить, что мы открыли для себя общую закономерность an: am= an-m.

- Используя введенные буквенные обозначения, докажем, что наше предположение верно для любого числа а ≠ 0 и любых натуральных чисел n и m (n m). (Учитель доказывает у доски свойство степени аnm= an-m,).

an-m • am= an (свойство 1) = аnm= an-m.

4) Упрости выражение и, если можно, найди его значение:

а) у7: у3 =

б) (-3)5: (-3)2 = в) 48: 46 =

Открытие третье.

1) Вычислите: (25)2 (образец).

(25)3 = 25•25 = 25+5 = 210 = 1024

2) Вычислите: (32)3 (самостоятельно).

(32)3 = 32•32•32 = 32+2+2 = 36 = 729.

3) Доказательство свойства 3 учащимся предлагается провести самостоятельно дома по желанию, опираясь на учебник (стр.84)

4) Примени свойство возведения степени в степень:

а) (z2)3 =

б) ((-3)2)3 =

в) (23)4

Подведем итоги этого этапа урока. (Слайд 15, 16)

Запомните

Правило 1. При умножении степеней с одинаковыми основаниями показатели складываются, а основание остается неизменным.

Правило 2. При делении степеней с одинаковыми основаниями из показателя степени делимого вычитают показатель степени делителя, а основание остается неизменным.

Правило 3. При возведении степени в степень

показатели перемножаются, а основание остается неизменным.

Свойства степеней.

аn•аm= an+m

аnm= an-m, где nm, a≠0

(an)m = anm.

Мозговой штурм. (Эстафета, слайд 17).

  1. а2• а2 = 7) а6: а =

  2. а10• а15 = 8) а11: а =

  3. 3) а6• а4 = 9) (а2)2 =

  4. 4) а12• а = 10) (а3)3 =

  5. 5) а6: а4 = 11) (а4)5 =

  6. а10: а3 = 12) (а10)2 =

Результаты за «шторкой» на интердоске, учащиеся сравнивают ответы с эталоном, находят ошибки, исправляют их.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1) Самостоятельное решение учащимися заданий на новый способ действий (Слайд 18). ТЕСТ

Вариант 1. Вариант 2.



1)Вычислить 24•23

а)12 б)7 в)128

2) Упростить (24)6

а) а 24 б) а10 в) а22

3) При каком х выполняется

равенство 56• х = 59

а)25 б)125 в)3

2) Самопроверка по эталону, выявление ошибок (Слайд 19).

Проверь себя.

1)24•23 = 24+3 = 27 = 128 1)516 •54: 518 = 516+4-18 = 52

Ответ: в. Ответ:б

2) (24)6 = 24•6 = 224 2) (х4)3: (х3)2 = х4•33•2126 = х12-6 = х6

Ответ: а Ответ:б

3) 56• х = 59 3) 10х:102 = 10

х = 59: 56 10х = 10•102

х = 59-6 10х = 101+2

х = 53 х = 103:101

х = 125 х =103-1

Ответ:б. х = 10 2

х=100

Ответ:а.

3)Самооценка результата усвоения (Слайд 20).

Этапы урока

Выполнил

Исправил

1 этап. Прочитать степени.



2 этап. Назвать основание, показатель, степень.



4 этап. Вычислить 31•34.



5 этап. Решение типовых заданий на новый способ действий.

Свойство 1.

Свойство 2.

Свойство 3.



«Мозговой штурм»



6 этап. Самостоятельная работа.



«Магический квадрат»



7 этап. «Кружочки»



Настроение

☺ ☻

4)Организация ситуации успеха (во время выполнения самостоятельной работы в классе работают учащиеся – консультанты).

5) Опережающее задание для тех, кто быстро справился с заданием (Слайд 21).

Х2


Х3


Х4





Магический квадрат. Заполните свободные клетки квадрата так, чтобы произведение выражений каждого столбца, каждой строки и диагонали равнялось х12:



Такой квадрат называют магическим.

7.Включение в систему знаний и повторение.

1) Выполнение заданий, где новый способ действий используются как шаг в более общем алгоритме решения. (Слайд 22). Рассматривая это задание, учащиеся понимают, как широко применяются свойства степени в науке и жизни.

а) Сколько весит воздух?

Определим, во сколько раз масса земного шара больше массы окружающего его воздуха, зная, что на каждый квадратный сантиметр земной поверхности воздух давит с силой 1 кг.

  1. 5,1 ·108 ·1010=5,1 ·1018(кв.см) – во всей поверхности земного шара (столько же кг весит атмосфера Земли)

2)5,1 ·1018:103= 5,1 ·1015 (т) - весит атмосфера Земли

3) (6·1021):(5,1 ·1015)~=106(раз)

б)Земля

Масса земного шара 6·1021т, 1т = 103кг 3

Sповерхности = 5,1·108 кв.км, 1 км = 105 см,

  1. кв.км = (105)2 = 1010кв.см

2) Повторение и закрепление учебного материала, имеющего методическую ценность с точки зрения дальнейшего обучения.(Слайд 23, 24).

Найдите в кружках значения числовых выражений, записанных в овалах.

Соедините их линиями. (Задание выполняется на интерактивной доске).

8.Рефлексия деятельности (итог урока).

1)Самооценка детьми собственной деятельности (что нового узнали, какой метод использовали, успешность выполненных шагов).

2)Соотнесение полученных результатов с поставленной целью деятельности (самооценка по индивидуальной таблице, остается у учащихся).

3)Фиксация успешности деятельности и вывод о следующих шагах. (Слайд 29).

- на уроке было интересно, узнал много нового, научился применять свойства степени, все получалось;
 - на уроке было интересно, узнал много нового, учился применять свойства степени, не все получалось; 
- ничего не получалось, ждал звонка.

Выходя из класса учащиеся разным цветом отмечают на интерактивной доске (закрашивают кружочки) результаты своей деятельности на уроке.

9. Постанова домашнего задания. (Слайд 25).

  • §17, правила, доказательство 3-го свойства ( по желанию)

  • 566(в, г), №579, №593

  • Творческое задание: (по желанию). (Слайды 26-28).

10. Литература.

1.УМК: алгебра 7 класс, учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией С.А.Теляковского, авторы Ю.Н.Макарычев и др., 7-е издание, Москва, «Просвещение», 2018

2. Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю. Алгебра 7 класс. Задание для обучения и развития учащихся. – М.: Интеллект-центр, 2015.

3. pptcloud.ru›…svoystva-stepeni-s…pokazatelem-12857

ppt4web.ru›…svojjstva-stepeni-s…pokazatelem3.html


Приложение.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!