СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок «открытия» нового знания на основе технологии деятельностного метода с использованием ИКТ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ф.И.О. учителя                     Озорнова Юлия Вениаминовна, учитель начальных классов МОУ СОШ №1 города Фурманова

Предмет:                               русский язык

Класс:                                    2 «А»

Тема:                                     «Правописание суффиксов – онок, ёнок»

Дата проведения:                

Программа:                           «Начальная школа XXIвека», автор учебника «Русский язык 2 класс» С.В.Иванов

Продолжительность урока: 45 минут

Тип урока:                            Урок «открытия» нового  знания на основе технологии деятельностного метода с использованием ИКТ

Цель урока:                         Формирование  навыков грамотного, безошибочного, осознанного правописания слов с суффиксами -онок,-ёнок».

Задачи урока:                                

Образовательные:  Расширять  знания о твердых и мягких согласных звуках

                                 Ознакомить  с правилами правописания суффиксов –ёнок, -онок.

                                 Обучать  приемам и последовательности правильного списывания текста

                                 Обучать единому написанию корня родственных слов.

Развивающие:         Формировать универсальные учебные действия

Способствовать развитию ключевые компетенций учащегося

Развивать эмоциональную сферу учащихся

Развивать творческое мышление учащихся, внимание, воображение

Развивать фонематический слух

Развитие интереса учащихся к языку и речевому творчеству

Воспитательные:   Формировать навыки культуры речи, культуры общения, культуры поведения

Просмотр содержимого документа
«Урок «открытия» нового знания на основе технологии деятельностного метода с использованием ИКТ»

Ф.И.О. учителя Озорнова Юлия Вениаминовна, учитель начальных классов МОУ СОШ №1 города Фурманова

Предмет: русский язык

Класс: 2 «А»

Тема: «Правописание суффиксов – онок, ёнок»

Дата проведения:

Программа: «Начальная школа XXIвека», автор учебника «Русский язык 2 класс» С.В.Иванов

Продолжительность урока: 45 минут

Тип урока: Урок «открытия» нового знания на основе технологии деятельностного метода с использованием ИКТ

Цель урока: Формирование навыков грамотного, безошибочного, осознанного правописания слов с суффиксами -онок,-ёнок».

Задачи урока:

Образовательные: Расширять знания о твердых и мягких согласных звуках

Ознакомить с правилами правописания суффиксов –ёнок, -онок.

Обучать приемам и последовательности правильного списывания текста

Обучать единому написанию корня родственных слов.

Развивающие: Формировать универсальные учебные действия

Способствовать развитию ключевые компетенций учащегося

Развивать эмоциональную сферу учащихся

Развивать творческое мышление учащихся, внимание, воображение

Развивать фонематический слух

Развитие интереса учащихся к языку и речевому творчеству

Воспитательные: Формировать навыки культуры речи, культуры общения, культуры поведения

Индивидуальные достижения учащихся:


Планируемые результаты

Универсальные учебные действия

Предметные:

  • Определяет последовательность выполнения действий при выявлении места возможной ошибки в написании слова

  • Формулирует правило правописания суффиксов –ёнок, онок.

  • Находит родственные слова по их признакам.

  • Применяет правило для единого написания корня родственных слов

Регулятивные:

  • Определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя

  • Учится работать по предложенному учителем плану

  • Контролирует собственные действия в соответствии с алгоритмом написания


Личностные:

  • Осуществляет взаимный контроль

  • Оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в работе в парах, группах)

  • Осуществляет самоконтроль при списывании

  • Осознает язык как средство человеческого общения

  • Использует нормы речевого этикета.

Познавательные:

  • Использует знако-символические средства при оформлении правил написания

  • Делает выводы о результате совместной работы класса и учителя


Метапредметные:

  • Умеет выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом ситуации общения;

  • Умеет задавать вопросы.

Коммуникативные:

  • Слушает и понимает речь других

  • Договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов


План урока:

  1. Организационно-мотивационный момент - 2 мин.

  2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии – 7 мин.

  3. Совместное целеполагание. Построение проекта выхода из затруднения-7 мин.

  4. Реализация построенного проекта. Открытие «нового» знания – 7 мин.

  5. Структурирование полученных знаний -6 мин.

  6. Физкультпауза – 1 мин

  7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 5 мин.

  8. Самостоятельная работа учащихся с самопроверкой по эталону – 3 мин.

  9. Включение «нового» знания в систему знаний, повторение -4 мин.

  10. Рефлексия учащимися собственной учебной деятельности на уроке -2 мин.

  11. Домашнее задание – 1 мин.


Этап

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Организационно-мотивационный момент


Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Настраивает на деловой ритм работы

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.



Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Подготовить мышление учащихся к последующим шагам учебной деятельности,

организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.


Работа в тетради.

  1. Игра «Да-нет» /с последующей проверкой по эталону/


  1. Чистописание






Что общего у всех звуков?


Нацеливает учащихся на запоминание шипящих /ж/, /ш/, /ч/

Сообщает, что эти звуки пригодятся на уроке.


3.Орфографическая минутка.

На доске запись: ч_десный, ш_повник, галч_нок.

Предлагает подумать, в какой части слова находится орфограмма.


Спрашивает, можно ли их проверить.



Предлагает выявить, в какой части слова находится орфограмма.


Организует диалог с учениками: если это суффикс, то какой?

Сообщает, что в русском языке, действительно, есть такие суффиксы – онок, ёнок.

Какой же суффикс здесь необходим? Так ли важно это знать? Почему?

Имеются ли необходимые знания, чтобы выбрать нужный суффикс?

Определяют верные и неверные высказывания.

Оценивают себя на «лесенке успеха».

Учащиеся прописывают буквы ж, ш, ч, отрабатывают верхнее соединение, дают характеристику звукам /ж/, /ш/, /ч/, находят «третий лишний».






Вставляют пропущенные орфограммы, объясняют их.



Не могут объяснить написание третьего слова.


Разбирают слово по составу, выясняют, что орфограмма в суффиксе.

Предположения детей - онок, ёнок.




Проблемная ситуация.



Осознают, что урок необходимо посвятить правописанию.



Коммуникативная: -Слушать учителя.

- Строить понятные для собеседника высказывания

Познавательная: Выделять существенную информацию.

Регулятивная: Принимать и сохранять учебную цель и задачу;

-Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.


Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций,

Совместное целеполагание. Построение проекта выхода из затруднения.

.

Построить проект выхода из затруднения.

Мотивация учащихся

1. Предлагает сформулировать тему урока, поставить цель.

Фиксирует тему на доске Правописание суффиксов -онок, -ёнок.


Обращает внимание учащихся: для чтобы написать нужный суффикс, мы должны воспользоваться правилом.



2. Организует групповую исследовательскую работу над выведением нового правила -когда пишется суффикс -онок-, а когда –ёнок-?



Учащиеся формулируют тему, ставят перед собой цель.



Ученики констатируют, что такого правила не знают.


Работают в группах по инструкции учителя над выведением нового правила.















Регулятивная:

- Уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

- Принимать и сохранять учебную цель и задачу;

- Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания

Познавательная:

-Выдвигают предположения о предполагаемой теме урока;

- Слушают друг друга;

- Отвечают на вопросы учителя, руководителя группы

Коммуникативная: Взаимодействуют с учителем во время постановки учебной задачи, осуществляемой во фронтальном режиме


Фиксация во внешней речи причины затруднения.

Формулировка учебной задачи как темы урока.

Реализация построенного проекта

Открытие «нового» знания













Организовать

коммуникативное взаимодействие для открытия «нового» знания






















1. Формулирование правила.

Организует подведение итогов работы групп.

Защита.

Вывод 1.

Предлагает сформулировать правило.

Вопрос: Какой вывод сделали другие группы?

Помогает сформулировать правило по-другому.


Вывод 2.

Предлагает вспомнить буквы шипящих звуков, посмотреть, какая гласная буква пишется после всех шипящих /о/, а после других согласных /ё/.

Вопрос: Какой новый вывод можно сделать?

Предъявление результата работы в группах.


Суффикс -онок- пишем после твердых согласных и ч, суффикс –ёнок- пишем после мягких согласных , кроме ч.




Формулируют новое правило.

Суффикс -онок- пишем после шипящих /ж/, /ш/, /ч/, суффикс –ёнок- пишем после остальных согласных.



Регулятивная:

-Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания

-Осуществлять взаимоконтроль.

Коммуникативная: Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий).

- Уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательная:

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме


Сформулированное правило, представленное в громкоречевой и графической формах

Структу-рирование полученных знаний


























Физкультпауза.

Построить новый способ действия












2. Сопоставление полученного правила с правилом учебника.

Предлагает проверить правильность полученных выводов.

Вопрос: Можно ли утверждать, что наши высказывания о правописании суффиксов –онок-, -ёнок- были верными?


Констатирует: Вы смогли сами вывести новое правило.


Поздравляет с открытием нового знания.


Вопросы:

- Можно ли утверждать, что после всех мягких согласных пишем суффикс –ёнок-? Почему?

-Какое уточнение вы сделали к правилу, которого нет в учебнике?


3. Моделирование правила

Предлагает , чтобы лучше запомнить правило, изобразить его схематически.


Предлагает вернуться к началу урока.

Вопрос: Какой суффикс нужно написать в слове галч_нок? Почему?


Предлагает составить алгоритм применения правила: что будете делать сначала, что потом?


Обращает внимание учащихся на то, что составленный алгоритм такой же как в учебнике.

Читают правило из рубрики «Тайны языка» с.120.

Сравнивают с учебником, делают вывод.






Высказывают своё мнение, обсуждают.




Работают у интерактивной доски.

Рассказывают оба правила по бумажному варианту в парах, затем всему классу.



Расставляют этапы алгоритма.

Регулятивная:

-– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания

-Осуществлять взаимоконтроль.

Коммуникативная: Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий).

- Уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательная:

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме


Составленный алгоритм нахождения родственных слов и единого написания корней родственных слов.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи



Организовать усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи

1. «Лови ошибки Незнайки».

Индивидуальная работа.

Проверку с комментированием.


2. Загадки «Ребятам о зверятах».

Задание: Отгадать загадку, написать название детеныша, образовать с помощью суффиксов –онок-, -ёнок- однокоренное слово.

Работают в парах на карточках и у интерактивной доски, проговаривают алгоритм нового правила.

Самооценка на «лесенке успеха» во всех последующих заданиях.

Регулятивные:

– действовать по инструкции в задании,

Познавательные:

– владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

Коммуникативные:

– Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий).

Выполненное задание. Процент выполнения задания

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых

Предлагает выполнить упражнение:

Задание: выбор гласной суффиксе –онок-, -ёнок-.


Самостоятельно выполняют упражнение. Самопроверка фронтальная, по эталону.

Выполненное задание. Процент выполнения задания

Включение «нового» знания в систему знаний, повторение.


Выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний.

Повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности

Вопросы:

- Как звучала тема урока?

- Какую цель ставили перед собой?

- Как считаете, достигли цели?

- Вернёмся к слову, которое мы не могли написать в начале урока. Какое было затруднение?

- Почему оно возникло?

- Теперь сможем объяснить, когда надо писать суффикс –онок-, а когда –ёнок-? Почему?

- Зачем надо знать это правило?

- Где сможете его применить?

Дают словесную оценку.

Соотносят цель и результаты учебной деятельности на уроке, степень их соответствия.

Зафиксированное учебное действие


Рефлексия учащимися собственной учебной деятельности на уроке

Организовать рефлексию и самооценку учениками своей учебной деятельности на уроке

Предлагает учащимся оценить свою работу.

Поделиться впечатлениями от урока.

Вопрос:

- Как Вы оцените свою работу на уроке?

- Кого бы хотели поблагодарить за работу?

Благодарю детей за работу.

Осуществляют самооценку своей учебной

деятельности,

Оценка собственной деятельности

Домашнее задание


Предлагает дифференцированные по уровню сложности задания.

Комментирует их выполнение






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!