СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая урока "открытие" нового знания

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по организации урока «открытия» нового знания в рамках системно-деятельностного подхода. 

При построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником. В данном приложении представлена схема проектирования урока "ОНЗ", где прописаны этапы урока, цель, деятельность учителя и ученика, приемы технологий.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая урока "открытие" нового знания»

Приложение 1

Методическое пособие «Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода»

Аннотация

Методическое пособие «Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода» включает:

1. Методические рекомендации по организации уроков «открытия» нового знания в контексте деятельностного подхода;

2. Приемы развития познавательного интереса на разных этапах урока;

3. «Копилку» задач по курсу «Анатомия человека»;

4. Инструкции и памятки по применению технологии развития критического мышления.

Использование материалов пособия в работе помогут учителю при проектировании урока «открытия» нового знания сохранить деятельностный подход обучения и обеспечить соответствующую систему дидактических принципов как основу для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником; обучать решению любых проблемных (биологических) задач с опорой на приемы технологии развития критического мышления, проблемного обучения. Знание приемов данных технологий может быть полезно учащимся в их самообразовании. Технологическая карта урока деятельностной направленности «открытие нового знания» может быть использована учителями разных дисциплин на II и III ступенях обучения при внедрении ФГОС.

    1. Методические рекомендации по организации урока «открытия» нового знания в рамках системно-деятельностного подхода

При построении технологии организации уроков открытия нового знания (далее «ОНЗ») должен сохраняться деятельностный подход обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Деятельностная цель урока «ОНЗ»: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель урока «ОНЗ»: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Схема проектирования урока открытия нового знания

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приемы

1. Мотивирование к учебной деятельности.

- мотивация учащихся к учебной деятельности

-определение содержательных рамок урока и способов деятельности

1) актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности (“надо”);
2) создает условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

3) устанавливается тематические рамки (“могу”).

Опора на жизненную ситуацию


- прием новизны

- прием значимости изучаемого материала

- театрализация

- яркое пятно

- эвристический прием

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- организация подготовки и мотивации учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия

1) актуализирует соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы;
2) мотивирует к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и к его самостоятельному осуществлению

1) актуализируют изученные способы действий, достаточных для построения нового знания, их обобщают и фиксируют;
2) фиксируют индивидуальные затруднения в выполнении пробного учебного действия или его обоснуют

- работа в группах, в парах

- верные, неверные утверждения

- прием «Знаю/Хочу узнать/Узнал»

- «толстые», «тонкие» вопросы

3.Выявление места и причины затруднения

-выделение и формулирование нового знания.


1) организует выявление места и причины затруднения


2) организует взаимодействие учащихся


3) организует решение, сбор и обсуждение результатов

1) восстановливают выполненные операции и фиксируют (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.)

3) выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.


- прием постановки проблемного вопроса

- прием научного спора

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).


-моделирование способа открытия нового знания

Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.


Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на…

Формулирует задание…

Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

1) В коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения

2) согласовывают тему урока

3) выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д.

Приемы целеполагания:

-тема-вопрос

-работа над понятием

-подводящий диалог

-исключение

-группировка

-домысливание

-проблемная ситуация

и др.

5. Реализация построенного проекта.

- выявление обучающимися новых знаний,

- развитие умения находить ответы на проблемные вопросы,

- подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией


Организует работу в парах, в группах для реализации построенного проекта

1) обсуждают различные предложенные варианты

2) выбирают оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково

3) построенный способ действий используют для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение

4) уточняют общий характер нового знания и фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения.

-работа в группах, парах

-моделирование

-применение схем Фишбон

-составление кластера

-таблица ПИМ

-стратегия IDEAL

исследовательский прием

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


- освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности


1) организует работу фронтально, в группах, в парах

2) устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения.

3) подводит обучающихся к выводу о…

4) наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…

5) обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

6) акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

В форме коммуникации решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

-работа в группах, парах

-использование натуральных объектов

-моделирование

-использование символов

-работа с таблицами

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


- осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний

- организация для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующая его к включению в дальнейшую познавательную деятельность

1)организует индивидуальную форму работы

2) организует: взаимопроверку; коллективную проверку; проверку выполнения упражнения; беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; оценочные высказывания обучающихся; обсуждение способов решения;

3) организует исполнительскую рефлексию хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур

Самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном

Индивидуальная работа


Выполнение теста, карточки и т.д.

8. Включение в систему знаний и повторение.


- выявление границы применимости нового знания

- автоматизация умственных действий по изученным нормам

- подготовление к введению в будущем новых норм

Подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий

Выполняют задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг

Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).


- фиксация нового знания

-оценка собственной деятельности на уроке

1) организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

2) отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке

3) дает комментарий к домашнему заданию


1) соотносят цель и результаты, фиксируют степень их соответствия

2) формулируют конечный результат своей работы на уроке

3) называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

4) намечают дальнейшие цели деятельности


-эссе

-синквейн

-методика «все в твоих руках»

-«плюс-минус-интересно»

-лесенка успеха

-дерево успеха

-поезд

-«анкет-газета»

-ключевое слово



17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!