Методическое пособие «Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода» включает:
1. Методические рекомендации по организации уроков «открытия» нового знания в контексте деятельностного подхода;
2. Приемы развития познавательного интереса на разных этапах урока;
3. «Копилку» задач по курсу «Анатомия человека»;
4. Инструкции и памятки по применению технологии развития критического мышления.
Использование материалов пособия в работе помогут учителю при проектировании урока «открытия» нового знания сохранить деятельностный подход обучения и обеспечить соответствующую систему дидактических принципов как основу для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником; обучать решению любых проблемных (биологических) задач с опорой на приемы технологии развития критического мышления, проблемного обучения. Знание приемов данных технологий может быть полезно учащимся в их самообразовании. Технологическая карта урока деятельностной направленности «открытие нового знания» может быть использована учителями разных дисциплин на II и III ступенях обучения при внедрении ФГОС.
При построении технологии организации уроков открытия нового знания (далее «ОНЗ») должен сохраняться деятельностный подход обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.
Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Приемы |
1. Мотивирование к учебной деятельности. | - мотивация учащихся к учебной деятельности -определение содержательных рамок урока и способов деятельности | 1) актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности (“надо”); 2) создает условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); 3) устанавливается тематические рамки (“могу”). | Опора на жизненную ситуацию | - прием новизны - прием значимости изучаемого материала - театрализация - яркое пятно - эвристический прием |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | - организация подготовки и мотивации учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия | 1) актуализирует соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы; 2) мотивирует к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и к его самостоятельному осуществлению | 1) актуализируют изученные способы действий, достаточных для построения нового знания, их обобщают и фиксируют; 2) фиксируют индивидуальные затруднения в выполнении пробного учебного действия или его обоснуют | - работа в группах, в парах - верные, неверные утверждения - прием «Знаю/Хочу узнать/Узнал» - «толстые», «тонкие» вопросы |
3.Выявление места и причины затруднения | -выделение и формулирование нового знания. | 1) организует выявление места и причины затруднения 2) организует взаимодействие учащихся 3) организует решение, сбор и обсуждение результатов | 1) восстановливают выполненные операции и фиксируют (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) 3) выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. | - прием постановки проблемного вопроса - прием научного спора |
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). | -моделирование способа открытия нового знания | Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на… Формулирует задание… Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации | 1) В коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения 2) согласовывают тему урока 3) выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. | Приемы целеполагания: -тема-вопрос -работа над понятием -подводящий диалог -исключение -группировка -домысливание -проблемная ситуация и др. |
5. Реализация построенного проекта. | - выявление обучающимися новых знаний, - развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, - подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией | Организует работу в парах, в группах для реализации построенного проекта | 1) обсуждают различные предложенные варианты 2) выбирают оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково 3) построенный способ действий используют для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение 4) уточняют общий характер нового знания и фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. | -работа в группах, парах -моделирование -применение схем Фишбон -составление кластера -таблица ПИМ -стратегия IDEAL исследовательский прием |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | - освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности | 1) организует работу фронтально, в группах, в парах 2) устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. 3) подводит обучающихся к выводу о… 4) наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в… 5) обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. 6) акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке | В форме коммуникации решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. | -работа в группах, парах -использование натуральных объектов -моделирование -использование символов -работа с таблицами |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | - осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний - организация для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующая его к включению в дальнейшую познавательную деятельность | 1)организует индивидуальную форму работы 2) организует: взаимопроверку; коллективную проверку; проверку выполнения упражнения; беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; оценочные высказывания обучающихся; обсуждение способов решения; 3) организует исполнительскую рефлексию хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур | Самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном | Индивидуальная работа Выполнение теста, карточки и т.д. |
8. Включение в систему знаний и повторение. | - выявление границы применимости нового знания - автоматизация умственных действий по изученным нормам - подготовление к введению в будущем новых норм | Подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий | Выполняют задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг | Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). | - фиксация нового знания -оценка собственной деятельности на уроке | 1) организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности 2) отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке 3) дает комментарий к домашнему заданию | 1) соотносят цель и результаты, фиксируют степень их соответствия 2) формулируют конечный результат своей работы на уроке 3) называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) 4) намечают дальнейшие цели деятельности | -эссе -синквейн -методика «все в твоих руках» -«плюс-минус-интересно» -лесенка успеха -дерево успеха -поезд -«анкет-газета» -ключевое слово |