Строение атома
(химия 8 класс)
Предмет: Химия
Класс: 8
Тип урока: урок открытия новых знаний
Учитель: Манаенкова З.А.
Технологическая карта
Тема | Строение атома |
Цель | Изучение строения атома, формирование понятий: протоны, нейтроны, электроны. Формирование способности учащихся к новому способу действий: научить определять заряд ядра, число протонов, нейтронов, электронов в атоме. |
Формируемые УУД | Личностные: развивать навыки сотрудничества со сверстниками, самостоятельности; формировать осознанную мотивацию к выполнению заданий; формировать интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы). Регулятивные: планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием. Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы, формировать приемы работы с информацией Познавательные: давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы. Коммуникативные: высказывать свои точки зрения, задавать вопросы, сотрудничать в паре при выполнении заданий. Предметные: знать строение атома, понятия: заряд ядра, протоны, нейтроны, электроны. Уметь определять число протонов, нейтронов, электронов. |
Организация пространства | групповая (работа с текстом), индивидуальная (беседа, работа с тестом), проблемное обучение (решение проблемных вопросов). |
Ресурсы | Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н.Гара. – М.: Просвещение, 2021 , проектор, интерактивная доска, набор для моделирования электронного строения атома. |
Опорные понятия, термины Атом, химический элемент, порядковый номер, относительная атомная масса | Новые понятия Нуклоны, протон, нейтрон, электрон, ядро атома, электронная оболочка, заряд ядра, изотопы. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УДД |
МОТИВАЦИЯ. Цель: Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, настраивает обучающихся на работу | Приветствуют учителя, готовятся к работе на уроке | Л: самоопределение. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Предлагает вспомнить формы существования химического элемента Из перечисленных формул найти свободные атомы. | Отвечают на вопросы. | Р: контроль и оценка К:построение речевых высказываний П: структурирование знаний |
II. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы, цели урока. Составление плана работы. | На доске рисунок строения атома, определить, что на рисунке. Сформулировать тему урока. | Формулируют тему урока. | Р целеполагание. К: постановка вопросов. П: самостоятельное формулирование цели, проблемы. |
2. Организует беседу по определению целей урока и плана урока Предлагает вспомнить из курса физики, что такое атом? Что им известно о строении атома? Что хотели бы еще узнать? | Определяют цели урока и вместе с учителем планируют ход урока. | К: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. П: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; Р: планирование, прогнозирование. |
III. «Открытие» учащимися новых знаний Цель. Выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, поведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией. | Самостоятельная работа с учебником. Прочитать п.39, найти из каких частиц состоит атом, как определить их количество. Можно использовать карточку – подсказку для учащихся. | Работают группами. Находят ответы на вопросы. | К: постановка вопросов, инициативное сотрудничество, работа в группах и парах. П: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений. Р: планирование, прогнозирование. |
IV. Первичное закрепление Цель. Закрепить знания в практической деятельности | Направляет деятельность учащихся по содержанию заданий, консультирует по необходимости, анализирует их результаты работы. Для формирования обобщенного представления о составе атомов можно использовать задание по заполнению таблицы: | Выполняют задания, проверяют по эталону правильность выполненного задания. | Р: контроль, оценка, коррекция. П: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. К: умение выслушивать ответы одноклассников, контроль, коррекция, оценка действий. |
V Самостоятельная работа с текстом Цель. Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения практической части. Проверить умения применять полученные знания. | Организует деятельность учащихся по выполнению заданий карточки. | Выполняют задания. Заполняют лист фронтальной работы по теме «Строение атома». | К: умение доброжелательно общаться. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Р: контроль, оценка, коррекция. П: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
VI. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Наводящими вопросами направляет учащихся к формулированию выводов и просит оценить свою активность на уроке. Мне все понятно и я могу…. Я запомнил, как определять … Мне было интересно, я обязательно научусь …. | Формулируют выводы, фиксируют их в тетрадь, оценивают свою активность | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Л: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности, рефлексия способов и условий действия.. П:контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
IX. Д/з. Объяснение домашнего задания | §39, упр.стр.169, Таблица . | Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы | |
Лист фронтальной работы по теме: «Строение атома»
1. Какие открытия способствовали установлению сложного строения атома?
2. Что такое радиоактивность? Какие виды радиоактивных лучей вам известны?
3. Как называется модель атома, предложенная Э.Резерфордом?
4. Изобразите в тетради схему строения атома и заполните ее до конца:
5. Как определить заряд ядра атома, число протонов и электронов в атоме?
6. Как определить число нейтронов в атоме?
7. Какой заряд имеет атом?
8. Заполните следующую таблицу:
1.Допишите предложения.
В центре атома находится положительно заряженное …., которое состоит из элементарных частиц …. и …. . Заряд ядра равен числу …. в нем. Вокруг ядра с большой скоростью движутся отрицательно заряженные …. по ……………… .
2.Выполните задание, используя периодическую систему химических элементов (карточка).
Элементы | K | Ca | S | Mn | Si | Al |
Число протонов и электронов | | | | | | |
Число нейтронов | | | | | | |
Таблица для выполнения домашней работы
Характеристика химического элемента | N | P | As | Fе | О | Сu | Ga | Zn |
Порядковый номер в таблице Д.И.Менделеева | | | | | | | | |
Число протонов. p | | | | | | | | |
Число электронов. e | | | | | | | | |
Число нейтронов. n | | | | | | | | |
Массовое число A | | | | | | | | |
Заряд ядра атома, Z | | | | | | | | |
Для обобщенного восприятия характеристик атома, можно предложить следующие варианты заданий по работе с периодической системой:
Задание: выполните следующие упражнения.
1.Назовите элемент, содержащий 23 протона.
2.Назовите элементы II периода, содержащие 8 нейтронов и запишите их.
3.Назовите и запишите символы элементов, в которых сумма протонов и нейтронов равна 40.
4.В ядре атома химического элемента А содержится 11 протонов и 12 нейтронов, а в ядре атома химического элемента В – 12 протонов и 12 нейтронов.
Определите, являются ли они:
а) изотопами одного элемента;
б) атомами двух химических элементов, у которых одинаковое массовое число;
в) атомами двух разных элементов, находящихся в периодической системе рядом.
Текст для самостоятельной работы.
Вставьте пропущенные слова (атом, ядро, протон, нейтрон, электрон, заряд, электронейтрален, положителен, химический элемент) в соответствующем падеже:
Вся масса атома сосредоточена в ________________, так как массой ______________ ничтожно малой, можно пренебречь.
Заряд ядра атома всегда _________________ и равен числу__________ в нем.
Положение химического элемента в таблице Д.И. Менделеева зависит от числа _____ ____________в его атоме, т.е. от величины _______________ ядра атома.
Если изменить число протонов в ядре, т.е. _______________ядра атома, то из исходного химического элемента получится совсем другой ______________________.
Такие процессы называются ядерными _____________________.
Если сохранить число протонов в ядре атома химического элемента, а изменить в нем число _______________, то ____________ядра атома не_________________.