СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Строение атома"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока  "Строение атома". Урок для учащихся 8 класса. Предмет - химия.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Строение атома"»



Строение атома

(химия 8 класс)




Предмет: Химия

Класс: 8

Тип урока: урок открытия новых знаний

Учитель: Манаенкова З.А.


Технологическая карта


Тема

Строение атома

Цель

  1. Изучение строения атома, формирование понятий: протоны, нейтроны, электроны.

  2. Формирование способности учащихся к новому способу действий: научить определять заряд ядра, число протонов, нейтронов, электронов в атоме.

Формируемые УУД

Личностные: развивать навыки сотрудничества со сверстниками, самостоятельности; формировать осознанную мотивацию к выполнению заданий; формировать интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Регулятивные: планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием. Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы, формировать приемы работы с информацией

Познавательные: давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы.

Коммуникативные: высказывать свои точки зрения, задавать вопросы, сотрудничать в паре при выполнении заданий.

Предметные: знать строение атома, понятия: заряд ядра, протоны, нейтроны, электроны. Уметь определять число протонов, нейтронов, электронов.

Организация пространства

групповая (работа с текстом), индивидуальная (беседа, работа с тестом), проблемное обучение (решение проблемных вопросов).

Ресурсы


Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н.Гара. – М.: Просвещение, 2021 , проектор, интерактивная доска, набор для моделирования электронного строения атома.

Опорные понятия, термины

Атом, химический элемент, порядковый номер, относительная атомная масса

Новые понятия

Нуклоны, протон, нейтрон, электрон, ядро атома, электронная оболочка, заряд ядра, изотопы.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УДД

  1. МОТИВАЦИЯ.

Цель: Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, настраивает обучающихся на работу

Приветствуют учителя, готовятся к работе на уроке

Л: самоопределение.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  1. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Предлагает вспомнить формы существования химического элемента

Из перечисленных формул найти свободные атомы.

Отвечают на вопросы.

Р: контроль и оценка К:построение речевых высказываний

П: структурирование знаний

II. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы, цели урока. Составление плана работы.

На доске рисунок строения атома, определить, что на рисунке.



Сформулировать тему урока.

Формулируют тему урока.

Р целеполагание.

К: постановка вопросов.

П: самостоятельное формулирование цели, проблемы.

2. Организует беседу по определению целей урока и плана урока

Предлагает вспомнить из курса физики, что такое атом? Что им известно о строении атома? Что хотели бы еще узнать?

Определяют цели урока и вместе с учителем планируют ход урока.

К: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

П: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений;

Р: планирование, прогнозирование.

III. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

Выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, поведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией.

Самостоятельная работа с учебником. Прочитать п.39, найти из каких частиц состоит атом, как определить их количество.

Можно использовать карточку – подсказку для учащихся.

Работают группами.

Находят ответы на вопросы.


К: постановка вопросов, инициативное сотрудничество, работа в группах и парах.

П: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.

Р: планирование, прогнозирование.

IV. Первичное закрепление

Цель.

Закрепить знания в практической деятельности

Направляет деятельность учащихся по содержанию заданий, консультирует по необходимости, анализирует их результаты работы.

Для формирования обобщенного представления о составе атомов можно использовать задание по заполнению таблицы:


Выполняют задания, проверяют по эталону правильность выполненного задания.

Р: контроль, оценка, коррекция.

П: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

К: умение выслушивать ответы одноклассников, контроль, коррекция, оценка действий.

V Самостоятельная работа с текстом

Цель. Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения практической части.

Проверить умения применять полученные знания.

Организует деятельность учащихся по выполнению заданий карточки.


Выполняют задания. Заполняют лист фронтальной работы по теме «Строение атома».

К: умение доброжелательно общаться. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Р: контроль, оценка, коррекция.

П: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

VI. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.


Наводящими вопросами направляет учащихся к формулированию выводов и просит оценить свою активность на уроке.

Мне все понятно и я могу….

Я запомнил, как определять …

 Мне было интересно, я обязательно научусь ….

 

Формулируют выводы, фиксируют их в тетрадь, оценивают свою активность

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Л: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности, рефлексия способов и условий действия..

П:контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

IX. Д/з.

Объяснение домашнего задания

§39, упр.стр.169, Таблица .

Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы




















Лист фронтальной работы по теме: «Строение атома»

1. Какие открытия способствовали установлению сложного строения атома?

2. Что такое радиоактивность? Какие виды радиоактивных лучей вам известны?

3. Как называется модель атома, предложенная Э.Резерфордом?

4. Изобразите в тетради схему строения атома и заполните ее до конца:

5. Как определить заряд ядра атома, число протонов и электронов в атоме?

6. Как определить число нейтронов в атоме?

7. Какой заряд имеет атом?

8. Заполните следующую таблицу:





 1.Допишите предложения.

В центре атома находится положительно заряженное …., которое состоит из элементарных частиц …. и …. . Заряд ядра равен числу …. в нем. Вокруг ядра с большой скоростью движутся отрицательно заряженные …. по ……………… .

2.Выполните задание, используя периодическую систему химических элементов (карточка).

Элементы

K

Ca

S

Mn

Si

Al

Число протонов и электронов







Число нейтронов









Таблица для выполнения домашней работы

Характеристика химического элемента

N

P

As

О

Сu

Ga

Zn

Порядковый номер в таблице Д.И.Менделеева









Число протонов. p









Число электронов. e









Число нейтронов. n









Массовое число A









Заряд ядра атома, Z















Для обобщенного восприятия характеристик атома, можно предложить следующие варианты заданий по работе с периодической системой:

Задание: выполните следующие упражнения.

1.Назовите элемент, содержащий 23 протона.

2.Назовите элементы II периода, содержащие 8 нейтронов и запишите их.

3.Назовите и запишите символы элементов, в которых сумма протонов и нейтронов равна 40.

4.В ядре атома химического элемента А содержится 11 протонов и 12 нейтронов, а в ядре атома химического элемента В – 12 протонов и 12 нейтронов.

Определите, являются ли они:

а) изотопами одного элемента;

б) атомами двух химических элементов, у которых одинаковое массовое число;

в) атомами двух разных элементов, находящихся в периодической системе рядом.

Текст для самостоятельной работы.

Вставьте пропущенные слова (атом, ядро, протон, нейтрон, электрон, заряд, электронейтрален, положителен, химический элемент) в соответствующем падеже:

Вся масса атома сосредоточена в ________________, так как массой ______________ ничтожно малой, можно пренебречь.

Заряд ядра атома всегда _________________ и равен числу__________ в нем.

Положение химического элемента в таблице Д.И. Менделеева зависит от числа _____ ____________в его атоме, т.е. от величины _______________ ядра атома.

Если изменить число протонов в ядре, т.е. _______________ядра атома, то из исходного химического элемента получится совсем другой ______________________.

Такие процессы называются ядерными _____________________.

Если сохранить число протонов в ядре атома химического элемента, а изменить в нем число _______________, то ____________ядра атома не_________________.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!