Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
1 этап – Организационный Цель: психологически настроить учащихся на учебную деятельность |
Приветствие учащихся | _ | _ | Приветствие учителя; приветствие учащимися друг друга | Речевое взаимодействие на уровне фраз, с соблюдением норм речевого этикета | Принятие сигнала к началу учебной деятельности | Психологическая готовность к переходу от отдыха к учебной деятельности |
2 этап – Мотивационный. Постановка целей и задач урока. Цель: Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, осознание потребности к построению нового способа действий |
Создает проблемную ситуацию, которая подтолкнет учащихся к формулированию цели урока. (Учитель демонстрирует изображения различных веществ: воды и углерода в разных формах) | Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу (различные свойства воды, водяного пара, льда; графита и алмаза) Систематизируют информацию. Делают предположения. Формулируют что требуется узнать | Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы. | Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме | Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания, формулировать собственное мнение и позицию | Принимают решения и осуществляют самостоятельный выбор в учебной и познавательной деятельности, оценивают поле своего познания, ставят учебные цели и задачи (с помощью учителя определяют, что еще необходимо узнать по данной теме) | Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой. |
3 этап – Первичное усвоение новых знаний Цель: «Открытие» новых знаний |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
Организует проведение эксперимента и обсуждение результатов | Совместно активизируют и воспроизводят полученную информацию в соответствии с учебной задачей. | Систематизируют и дифференцируют не полученные знания. | Обсуждают в группах, приходят к единому мнению. Выступают с сообщением от группы. | Слушать собеседника, высказывать и аргументировать собственное мнение, приходить к единому мнению. | Высказывают мнения в порядке очередности | Контролировать время, предоставленное для работы. Корректировать ошибки, восполнять пробелы. |
4 этап – Первичная проверка понимания Цель: Воспроизведение изученного материала на уровне логических рассуждений «Что было бы, если бы не…» |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
Организует фронтальную проверку понимания нового материала | Выполняют задание, направленное на построение логического умозаключения согласно предлагаемой ситуации. | Строить логические высказывания. Постановка учебной задачи. | Первичное взаимодействие с собеседником на уровне логических вопросов по теме. | Осознанно воспринимать и воспроизводить информацию на основе изученной темы. | Говорят с четким соблюдением очередности, концентрируют внимание не только на своих ответах, но и ответах собеседника. | Слушать себя и собеседника, осуществлять само- и взаимоконтроль. Контролировать правильность ответа. |
5 этап - Закрепление Цель: Самостоятельное применение полученных знаний |
Создает проблемную ситуацию, необходимую разрешить на основе учебного материала, изученного на уроке | Выполняют задание, вспоминают, воспроизводят фразы в письменной форме, соотносят с целевой установкой. | Достигать поставленной цели за счет собственных ресурсов памяти, мышления. Самостоятельное обобщение полученной информации. Выбор необходимых способов действий для осуществления коммуникативной задачи. | Воспроизводят предполагаемые ответы вслух, соотносят свой ответ с ответами одноклассников. | Осознанное речевое воспроизведение с полным пониманием. | Контролируют правильность воспроизведения и сопоставления фраз. Составляют ответ, высказывают собственную точку зрения, приходят к единому мнению. | Самостоятельно активизировать мыслительные процессы, контролировать правильность сопоставления информации, корректировать. Контролировать собственное время, правильность и очередность высказываний своих и собеседника в процессе работы. |
6 этап – Итоги урока Цель: Самостоятельное применение полученных знаний |
Организует обсуждение результатов занятия. | Формулируют выводы о достижении цели урока. | Формулировка ответа на вопрос: для чего необходима полученная информация. | Обсуждают результаты урока | Формулировка учащимися итога урока: достижение каких целей урока было достигнуто в ходе урока. | Составляют ответ, высказывают собственную точку зрения, приходят к единому мнению. | Анализ, дифференциация, сопоставление информации. |
7 этап - Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель: Дальнейшее самостоятельное применение полученных знаний |
Объясняет домашнее задание: §§ 7-8; вопросы; кроссворд - наоборот; сообщение по теме: Интересные факты о молекулах | Зрительное ознакомление с содержанием домашнего задания и инструкцией по выполнению. | Определяют область применения полученных знаний | Обсуждают, задают вопросы | Пропедевтика самостоятельной постановки и выполнения коммуникативной задачи. | Самостоятельно определяют степень сложности выполнения задания и необходимой помощи. | Готовность к самостоятельным действиям по воспроизведению и применению полученных знаний. |
8 этап – Рефлексия учебных действий Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
Предлагает учащимся выбрать окончания фраз: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Я научился… Меня удивило… | Выбирают окончания фразы в соответствии с собственной внутренней оценкой. | Анализировать результаты собственной деятельности. Определять существующие пробелы в полученных знаниях, на их основе формулировать дальнейшие цели. | Транслируют оценку результатов собственной деятельности. | Высказывать собственное мнение, слушать других. | Сопоставляют ранее поставленную цель с результатом своей деятельности. | Осуществлять самоконтроль и самооценку. |
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Результат | Универсальные учебные действия |
1 | Организационный | Организует деятельность по подготовке к уроку | Готовят рабочее место | Готовность к уроку | Личностные УУД: нравственно-этического оценивания КоммуникативныеУУД: умение слушать |
2 | Целеполагание и мотивация | Создает проблемную ситуацию, необходимую для постановки учебной задачи | Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу Систематизируют информацию Делают предположения Формулируют: что требуется узнать | Формулировка учащимися темы урока и определение целей урока | Познавательные УУД: Анализируют, работают самостоятельно |
3 | Первичное усвоение новых знаний («открытие» новых знаний) | Организует проведение эксперимента и обсуждение результатов | Наблюдение эксперимента, проведение собственных опытов, выдвижение гипотез, их обсуждение, формулирование выводов, их коррекция | Проведенный опыт, записанные выводы; вывод о строении вещества делают сами учащиеся | Личностные УУД: Умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях Регулятивные УУД : Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; контроль способа действия и его результата; внесение необходимых дополнений и коррективов Познавательные УУД: Составление плана и последовательности действий; прогнозирование результата и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативный УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способов взаимодействия; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи |
4 | Первичная проверка понимания | Организует фронтальную проверку понимания нового материала | Отвечают на вопросы: что было бы, если бы не было молекул…; что было бы, если бы между молекулами не было промежутков… (при необходимости обсуждают варианты ответов в группах) | Понимание основных понятий и материала урока | Познавательные УУД: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли |
5 | Первичное закрепление новых знаний | Создает проблемную ситуацию, необходимую разрешить на основе учебного материала, изученного на уроке | Выполняют задание, вспоминают, воспроизводят фразы в письменной форме, соотносят с целевой установкой (при необходимости обсуждают варианты ответов в группах) | Через организацию самостоятельной практической работы учащиеся, самостоятельно делают выводы и объясняют полученные результаты | Регулятивные УУД : Самостоятельное активизирование мыслительных процессов, контроль правильности сопоставления информации, корректировка своих рассуждений Познавательные УУД: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли |
6 | Подведение итогов урока (рефлексия учебных знаний) | Организует обсуждение результатов занятия | Работают с раздаточным материалом, отвечают на вопросы (при необходимости обсуждают варианты ответов в группах). Формулируют выводы о достижении цели урока | Формулировка учащимися: достижение каких целей урока было достигнуто в ходе урока | Личностные УУД: Оценивание личностной значимости полученной на уроке информации с практической точки зрения Познавательные УУД: Умение обобщать, формулировать вывод |
7 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Объявляет Д/З: §§ 7-8; вопросы; кроссворд - наоборот; сообщение по теме «Интересные факты о молекулах» | Восприятие, осознание Д/З, запись | Запись учащимися Д/З в дневниках | Личностные УУД: Оценивание уровня сложности Д/З при его выборе для выполнения учащимся самостоятельно Регулятивные УУД: Организация учащимися своей учебной деятельности |
8 | Рефлексия учебных действий | Предлагает учащимся выбрать окончания фраз: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Я научился… Меня удивило… | Выбирают окончания фразы в соответствии с собственной внутренней оценкой | Анализ результатов собственной деятельности; определение существующих пробелов в полученных знаниях | Личностные УУД: Умение анализировать результаты собственной деятельности; определять существующие пробелы в полученных знаниях Регулятивные УУД: Организация учащимися своей учебной деятельности в зависимости от обозначенных пробелов в полученных новых знаниях; умение осуществлять самоконтроль и самооценку |