МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6 Г. ОРЛА
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»
Привалова Т.В.,
учитель нач. классов,
высшая кв. категория
Тема: «Родительный падеж имен существительных. Правописание им. существительных родительного падежа множественного числа»
Цели:
Учить детей распознавать имена существительные в форме родительного падежа в тексте, используя падежные и смысловые вопросы, предлоги.
Формировать сознательное употребление в речи существительных в родительном падеже.
Отрабатывать приём распознавания падежей.
Развивать внимание, память, речь.
Формировать умение работать в паре.
Воспитывать любовь и интерес к русскому языку, уверенность в себе, объективность в самооценке.
Формируемые УУД:
Личностные универсальные учебные действия: повышение уровня мотивации учебной и парной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия: преобразование практической задачи в познавательную, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, самостоятельная адекватная оценка правильности выполнения действия, планирование выполнения задания (поэтапное прохождение заданий).
Познавательные универсальные учебные действия: ориентировка в своей системе знаний, умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение по заданным критериям, умение делать выводы в результате совместной работы в паре.
Коммуникативные универсальные учебные действия: умение слушать и понимать речь других, умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме, формулирование собственного мнения, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре).
Планируемые результаты:
Предметные результаты: Знать и уметь определять существительные в родительном падеже. Уметь выполнять разбор предложения по членам.
Личностные результаты: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Уметь высказывать свое мнение.
Метапредметные результаты: Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Уметь слушать и понимать речь других. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Уметь работать в паре. Уметь осуществлять самоконтроль, самооценку.
Оборудование:
мультимедийная презентация, компьютер и проектор,
карточки для исследовательской и самостоятельной работы
Ход урока:
I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
– С каким настроением вы пришли на урок?
– Сядьте правильно, откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.
II. Актуализация знаний. Повторение изученного материала.
– Начнём урок с повторения. Ведь именно повторение помогает нам не забывать пройденный материал и уверенно шагать дальше в освоении русского языка.
Словарная работа
– Запишите слова, вставляя пропущенные буквы:
Рябина, багаж, медведь, пальто, метро, площадь, Москва, товарищ, Россия, помощь.
Какие буквы вставили? (Слайд 2) - Что это за слова? Какое слово лишнее? Почему так написали?
– Вспомните всё, что вы знаете об имени существительном.
– Что значит склонение имён существительных?
III. Постановка учебной задачи. Сообщение темы и задач урока.
Запишите предложение.
От зари до зари поют звонко соловьи.
(По ходу записи обговариваются орфограммы, подбираются проверочные слова).
– Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения.
– Дайте устно характеристику данному предложению.
– Определим падежи существительных в этом предложении. О каком падеже у нас пойдет речь на уроке? Какова тема? Цели? ( научиться находить слова в форме родительного падежа по вопросам, предлогам и словам-помощникам, отрабатывать прием распознавания падежей)
IV. Работа над новым материалом
- Давайте повторим то, что уже знаем о падежах, для этого разгадаем
1. Грамматические загадки:
а) В немецком языке их 4, в венгерском – 22, в английском – 2, а в русском языке – 6. Каждый имеет свои вопросы. Это – ________.
б) Этот падеж не дружит с предлогами, но подлежащее всегда стоит в этом падеже. ____________
в) У этого падежа нет своих вопросов. Один он попросил у именительного, а другой у родительного падежа. Это – _________ падеж.
г) Вспомогательное слово для этого падежа нет____________
2. Работа с учебником стр.43-44, №77, разбор, запись уч-ся в тетради.
3. Задание «Найди Родительный падеж» ( в парах)
Прочитайте словосочетания. Раскрасьте строчку, где есть имена существительные в родительном падеже. Проверьте (Слайд 3)
1в. | смотрел из окна | 2в. | смотреть на реку |
дежурный по классу | летел над полем |
рисовал мелом | думал о брате |
прочитал о воробье | принёс для мамы |
читал про школу | плыли по Волге |
прятал от сестры | стоял около леса |
V. ФИЗПАУЗА
VI. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала) На доске слова: Задача, крыша, лужа, плечо
Задачи, крыши, лужи, плечи
– Чем похожи пары слов? В чём их отличие?
– Просклоняйте эти слова в Р.п. в своих картах, выделяя окончания.
– Проверьте и оцените работу по таблице на экране. (Слайд 4)
Р. п. ед. ч. | Р. п. мн. ч. |
задачи | задач |
крыши | крыш |
лужи | луж |
плеча | плеч |
– Какой вывод можно сделать? Прочитать вывод в учебнике на с. 45
- Составьте и запишите предложение: Из-за туч показался луч солнца.
Назовите сущ. с шипящим на конце. Поставили мягкий знак? Почему? Надпишите падеж и число. Назовите грам. основу предложения (луч показался).
– Каким членом предложения являются существительные в родительном падеже? Второстепенным членом.
Вывод: существительные в родительном падеже в предложении являются второстепенными членами.
VII. Рефлексия (итог урока) (Слайд 5)
Задание « Найди ошибку»
Учитель: Третьеклассники выписывали словосочетания с именами существительными в родительном падеже. Определите, кто допустил ошибку.
Карточка в парах
Вася: письмо от сестры, чешуя рыбы, рисунок девочки.
Оля: дом без крыльца, бочка из дуба, площадь возле театра.
Катя: куст у тропинки, ложка для сахара, любоваться природой.
Подсказка.
Чтобы определить падеж имён существительных, надо:
– найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос;
– по падежному вопросу определить падеж имени существительного.
Правильный ответ: (Слайд 6)
VII. Итог урока: – Что нового узнали ни уроке? Чему научились?
– Оцените свою работу:
- Мне все понятно
- Мне не все понятно, допустил ошибки.
- Я не понял новый материал.