СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 3 классе на тему: «Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

МБОУ «Многопрофильная гимназия №38»

 

 

Урок русского языка в 3 классе

 

на тему:

 

 «Второе склонение имён существительных.

Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Махачкала 2018 г.

 

 

Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык

 

Тема урока:

 «Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием»

Цель урока:

1. Познакомить со склонением существительных мужского рода с нулевым окончанием, учить самостоятельно выявлять орфограмму; закреплять правописание окончаний существительных 1 склонения, умение работать с текстом.

2. Развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление, творческие способности, интерес к познанию

3. Воспитывать любовь и уважение к русскому языку, природе, искусству; чувство прекрасного.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

-Умение правильно определять окончания существительных мужского рода 2 скл. в косвенных падежах

Личностные УУД:

-Умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

*Регулятивные: 1.Умение овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

2.Умение действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;

3.Умение вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

*Коммуникативные: 1.Умение адекватно использовать средства устной речи для решения коммуникативных задач;

2.Умение ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

*Познавательные: 1.Умение развивать интерес к познанию русского языка.

Инструментальный блок

Тип урока:

Урок введения нового знания и формирования УУД

Формы, приёмы и методы

Словесный, наглядный, практический, частично – поисковый, логический и творческий.

Образовательные ресурсы:

Учебник, раздаточный материал,ТСО, доска, мел

     

 

Ход урока:

 

 I. Организация начала урока

Здравствуйте, ребята.Слайд 1

Проверили готовность к уроку.

Начинаем урок русского языка

.С каким настроением вы пришли сегодня на урок?

Скажите пожалуйста, что нам необходимо, для успешной работы на уроке?

Физминутка  для рук.

Откройте тетради. Запишите число, классная работа.Слайд 2

Запишите число 21 февраля.

 

II. Чистописание

 

 

З а п и ш и т е, продоложитьзакономерность.Что  интересного  вы заметили  в написание наших букв?

 

В вв     Б бб   Г гг    Д дд   З зз

Я подобрала существительные с этими буквами.

Что вы заметили?

Войско,боец, герой, девиз, звезда.(СущЗвезда -1 склонение.)

Какое слово лишнее?  Как узнали?

Я остановилась на слове звезда не зря.По количеству и размеру звезд на погонах определяют звание военнослужащих.

 

 

III.Постановка проблемы.

Сообщение целей урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V.Словарно-орфографическая работа. Групповая работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Работа по теме урока.

«Открытие» детьми новых знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII.Письмо по памяти.

 

 

 

 

 

 

 

VIII.Обобщениепройденного

Дополните предложение.Слайд 3

Запишите, подчеркните орфограммы.

В ___вынослив тот ___, кто ____ и ____ богат.

( солдат, сила, ловкость, бой)

В бою вынослив тот солдат, кто силой и ловкостью богат.Слайд 4Какое у нас получилось предложение?Чем пословицы отличаются от поговорок?

Какие существительные 2 склонения муж рода вам встретились пословице?

Ребята кто такой солдат?Слайд  5

Солдат -  рядовой военнослужащий воин, военный человек,Очень много  солдат героически  отдали свою жизнь за нашу Родину, за Победу. За ясное небо над головой, за мир, за радость жизни! Подвиги российских солдат и в наши дни не оставляют никого равнодушными.Солдаты России преданы своей стране и готовы отдать жизнь за нее.

Слайд  6 Именно так проявил себя пилот штурмовика Су-25 Роман Филиппов, погибший в Сирии в начале февраля 2018 года.   Солдат ты  защищал Отчизну! Защищал свою семью. Не награды нужны были тебе. Высшей наградой ты считал Победу…Ребята давайте «Минутой молчания» мы почтим  светлую память погибших.

А какие вы еще знаете воинские звания?

Сержант,офицер,капитан,майор,генерал…..Какой скоро праздник?Слайд  723 февраля 1918 года отрядам молодой большевистской армии удалось разбить немецких оккупантов в тяжелых боях под Псковом и Нарвой, остановив, тем самым, их наступление на столицу  республики. Вот почему с этой датой принято связывать рождение Красной Армии – прародительницы могучей армии СССР.Так день 23 февраля превратился в  праздник.  С  1922 года  23 февраля считается  праздником  Красной Армии и Флота.В наши дни 23 февраля -День защитника Отечества.-Определите род и склонение слова солдат?Слайд  8-Почему мы относим это слово ко 2склонению?-Ребята вы видите несколько куплетов из  стихотворения  замечательного дагестанского поэта Расула Гамзатова. Найдите и выпишите существительные муж.рода 2склонения

Мне кажется порою, что солдаты,Слайд 9 С кровавых не пришедшие полей, Не в землю эту полегли когда-то, А превратились в белых журавлей.Летит, летит по небу клин усталый - Летит в тумане на исходе дня, И в том строю есть промежуток малый - Быть может, это место для меня!

Слайд 10

(Солдат,поле,журавль, небо,клин,туман,день,строй,промежуток,место)А вы знаете ,что Расул Гамзатов подразумевал под солдат наших дагестанских джигитов.К  какому склонению мы отнесемслово «джигит»? А на Руси как называли воинов?(богатырями)

Как вы думаете, какую работу будем проводить,с чем будем работать?Мы сегодня остановимся на изучении склонения существительных мужского рода второго склонения.

Тема нашего урока:Второе склонение имен существительных мужского рода с нулевым окончанием.Чему должны мы научиться сегодня на уроке?На какие вопросы мы найдем всегодняответы?

Слайд  11

1-й  р яд

п ..беда

рассказ

засте..ка

автор

ст..лица

2-й  р я д

в..гон

а…ея

сев..р

площ..дь

к..стер

3-й  р я д

д..кабрь

пом..щь

т..традь

м..л..дежь

кр..вать

– Найдите в каждом ряду слов лишнее, обоснуйте свой выбор.

Работа продолжается по рядам. По первым буквам в этих словах можно прочитать словарное словоСлайд 12

Рассказ , автор , аллея, декабрь, площадь.(Парад)Слайд 13

ПАРАД- торжественное прохождение войск (кораблей, самолетов), а также спортсменов. Слайд 14

– Какие общие морфологические  признаки этого слова вы можете назвать? (Существительное неодушевленное, нарицательное, единственного числа ,мужского рода, второго склонения, именительный падеж. )Сост предложение со словом парад.

Незабываемый парад в честь героев прошел в нашем городе.

23 февраля проходит парад войск.

Какое различие между сущпарад и февраль?

Слово парадсущ муж рода нулоконч и слово февральсущ муж рода нулокончмягк знаком на конце.Значит во 2склонение встречаются существительные твердым склонением и мягким    склонением

Просклонять существительные парад и февраль по падежам,по вариантам.

Слайд 15

1. С р а в н е н и е  окончаний имен существительных в разных падежах (упр.102 ).

– Заметили, в чем разница? (Меняются окончания, например: в родительном падеже – слона, окончание  а, коня – окончание  я.)Слайд 16

– К  твердому  склонению  имен  существительных  мужского  рода относятся существительные, основа которых заканчивается на твердый согласный.

– К мягкому склонению имен существительных мужского рода относятся существительные, основа которых заканчивается на мягкий согласный. -Сравните окончания существительных в каждом падеже. Есть ли разница? От чего она зависит?

Слайд 17

И.п

-  -

Р.п

а-я-

Д.п

у -ю

В.п

а-я- --

Т.п

ом-ем

П.п

е-

Ф и з к у л ь т м и н у т к аСлайд 18

К о л л е к т и в н а я   р а б о т а.Слайд 19

Спишите вставляя пропущенные буквы.

Н а   д о с к е:

Поднимаясь, мч..тся  вдаль Сам..лётовзвен..я. Это праз..нуетф..враль Армии  рожден..е!

ВзаимопроверкаСлайд 20

1.Выписать все сущ. Слайд 21

2.Выписать сущ. 2 скл. муж рода  (на 2группы по типу окончаний.)

3.Выписать сущ. 2 скл.  в ед. числе, указать морфологические признаки одного из них.

Распределите слова.Слайд 22

Ромашка,василек,колокольчик ,незабудка,гвоздика,одуванчик,клевер,лютик.

Слайд 23

1-скл

Ромашка

незабудка

гвоздика

2-скл

василек

колокольчик

одуванчик

клевер

лютик.

 Ребята мы  соберем букет цветов. Больше всех цветов во 2 букете В этом букете существительные2скл муж рода.

А слова какого склонения мы не написали ?

– Соедините стрелками начало и конец верных утверждений:Слайд 24

1) Имена существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, -я

относятся к 3-му склонению.

2) Имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е

относятся к 1-му склонению.

3) Имена существительные женского рода с нулевым окончанием

относятся ко 2-му склонению.

Слайд  25

Торжественные мероприятия не проходят без цветов.Давайте эти букеты цветов мы посвятим от всей души нашим ветеранам войны ,всем солдатам, героям нашей РОДИНЫ.

Вечный огонь,он горит зимой и летом, днем и ночью, символизируя долгую, вечную память о подвиге защитников Родины.К нему приносят цветы, приходят, чтобы постоять, помолчать, поклониться памяти героев...

Слайд 26

Возложим  цветы к Вечному огню в преддверии праздника.

IХ. Закрепление изученного.(Сост мини сочинение.)

Слайд 27

– Составьте небольшое сочинение, используя следующие слова:

Солдат, вокзал , герой, салют, парад. праздник.

Х. Итог урока. Рефлексия.

С какими видами склонения имен существительных сегодня познакомились?

– Чем они отличаются друг от друга?

Ребята мы нашли ответы на поставленные вопросы в начале урока?

Рефлексия

Ребята что такое доброта? какой смайлик символизирует доброту?Слайд 28

 

 

 

Если больше будет добра ,улыбок то и мир будет на земле. Но так как встречаются   плохие и жадные люди,  которым чего-то не хватает  им хочется навредить всем, чтобы что-то получить себе и всё разрушить. Россия – мирное государство, мы не хотим войны и не собираемся ни на кого нападать. Но и себя в обиду не дадим, для этого есть наши Вооруженные силы. Верховный главнокомандующий Вооруженных сил России - наш президент.

Какие вы знаете войска?

Давайте наш урок оценим по шкале.

1.Уверен в своих знаниях (поднимают самолетики) 2.В основном уверен, нужно ещё повторить (кораблики) 3.Нуждаюсь в помощи (танки)Слайд 29

Домашнее задание: упражнение 103.Слайд 31

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе на тему: «Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием»»

МБОУ «Многопрофильная гимназия №38»



Урок русского языка в 3 классе


на тему:


 «Второе склонение имён существительных.

Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием»



Подготовила и провела:

учитель первой категории


Раджабова Д.Б






Махачкала 2018 г.



Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык


Тема урока:

 «Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием»

Цель урока:

1. Познакомить со склонением существительных мужского рода с нулевым окончанием, учить самостоятельно выявлять орфограмму; закреплять правописание окончаний существительных 1 склонения, умение работать с текстом.

2. Развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление, творческие способности, интерес к познанию

3. Воспитывать любовь и уважение к русскому языку, природе, искусству; чувство прекрасного.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

-Умение правильно определять окончания существительных мужского рода 2 скл. в косвенных падежах

Личностные УУД:

-Умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

*Регулятивные: 1.Умение овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

2.Умение действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;

3.Умение вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

*Коммуникативные: 1.Умение адекватно использовать средства устной речи для решения коммуникативных задач;

2.Умение ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

*Познавательные: 1.Умение развивать интерес к познанию русского языка.

Инструментальный блок

Тип урока:

Урок введения нового знания и формирования УУД

Формы, приёмы и методы

Словесный, наглядный, практический, частично – поисковый, логический и творческий.

Образовательные ресурсы:

Учебник, раздаточный материал,ТСО, доска, мел


Ход урока:


I. Организация начала урока

Здравствуйте, ребята.Слайд 1

Проверили готовность к уроку.

Начинаем урок русского языка

.С каким настроением вы пришли сегодня на урок?

Скажите пожалуйста, что нам необходимо, для успешной работы на уроке?

Физминутка для рук.

Откройте тетради. Запишите число, классная работа.Слайд 2

Запишите число 21 февраля.


II. Чистописание



З а п и ш и т е, продоложитьзакономерность.Что интересного вы заметили в написание наших букв?


В вв Б бб Г гг Д дд З зз

Я подобрала существительные с этими буквами.

Что вы заметили?

Войско,боец, герой, девиз, звезда.(СущЗвезда -1 склонение.)

Какое слово лишнее? Как узнали?

Я остановилась на слове звезда не зря.По количеству и размеру звезд на погонах определяют звание военнослужащих.




III.Постановка проблемы.

Сообщение целей урока.











































































IV. Актуализация знаний.





















V.Словарно-орфографическая работа. Групповая работа.





















VI. Работа по теме урока.

«Открытие» детьми новых знаний



































VII.Письмо по памяти.















VIII.Обобщениепройденного

Дополните предложение.Слайд 3

Запишите, подчеркните орфограммы.

В ___вынослив тот ___, кто ____ и ____ богат.

( солдат, сила, ловкость, бой)

В бою вынослив тот солдат, кто силой и ловкостью богат.Слайд 4Какое у нас получилось предложение?Чем пословицы отличаются от поговорок?

Какие существительные 2 склонения муж рода вам встретились пословице?

Ребята кто такой солдат?Слайд 5

Солдат -  рядовой военнослужащий воин, военный человек,Очень много солдат героически отдали свою жизнь за нашу Родину, за Победу. За ясное небо над головой, за мир, за радость жизни! Подвиги российских солдат и в наши дни не оставляют никого равнодушными.Солдаты России преданы своей стране и готовы отдать жизнь за нее.

Слайд 6 Именно так проявил себя пилот штурмовика Су-25 Роман Филиппов, погибший в Сирии в начале февраля 2018 года. Солдат ты защищал Отчизну! Защищал свою семью. Не награды нужны были тебе. Высшей наградой ты считал Победу…Ребята давайте «Минутой молчания» мы почтим светлую память погибших.

А какие вы еще знаете воинские звания?

Сержант,офицер,капитан,майор,генерал…..Какой скоро праздник?Слайд 723 февраля 1918 года отрядам молодой большевистской армии удалось разбить немецких оккупантов в тяжелых боях под Псковом и Нарвой, остановив, тем самым, их наступление на столицу республики. Вот почему с этой датой принято связывать рождение Красной Армии – прародительницы могучей армии СССР.Так день 23 февраля превратился в  праздник.  С  1922 года  23 февраля считается  праздником  Красной Армии и Флота.В наши дни 23 февраля -День защитника Отечества.-Определите род и склонение слова солдат?Слайд 8-Почему мы относим это слово ко 2склонению?-Ребята вы видите несколько куплетов из стихотворения замечательного дагестанского поэта Расула Гамзатова. Найдите и выпишите существительные муж.рода 2склонения

Мне кажется порою, что солдаты,Слайд 9
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.Летит, летит по небу клин усталый -
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый -
Быть может, это место для меня!

Слайд 10

(Солдат,поле,журавль, небо,клин,туман,день,строй,промежуток,место)А вы знаете ,что Расул Гамзатов подразумевал под солдат наших дагестанских джигитов.К какому склонению мы отнесемслово «джигит»? А на Руси как называли воинов?(богатырями)

Как вы думаете, какую работу будем проводить,с чем будем работать?Мы сегодня остановимся на изучении склонения существительных мужского рода второго склонения.

Тема нашего урока:Второе склонение имен существительных мужского рода с нулевым окончанием.Чему должны мы научиться сегодня на уроке?На какие вопросы мы найдем всегодняответы?

Слайд 11

1-й р яд

п ..беда

рассказ

засте..ка

автор

ст..лица

2-й р я д

в..гон

а…ея

сев..р

площ..дь

к..стер

3-й р я д

д..кабрь

пом..щь

т..традь

м..л..дежь

кр..вать

– Найдите в каждом ряду слов лишнее, обоснуйте свой выбор.

Работа продолжается по рядам. По первым буквам в этих словах можно прочитать словарное словоСлайд 12

Рассказ , автор , аллея, декабрь, площадь.(Парад)Слайд 13

ПАРАД- торжественное прохождение войск (кораблей, самолетов), а также спортсменов. Слайд 14

– Какие общие морфологические признаки этого слова вы можете назвать? (Существительное неодушевленное, нарицательное, единственного числа ,мужского рода, второго склонения, именительный падеж. )Сост предложение со словом парад.

Незабываемый парад в честь героев прошел в нашем городе.

23 февраля проходит парад войск.

Какое различие между сущпарад и февраль?

Слово парадсущ муж рода нулоконч и слово февральсущ муж рода нулокончмягк знаком на конце.Значит во 2склонение встречаются существительные твердым склонением и мягким склонением

Просклонять существительные парад и февраль по падежам,по вариантам.

Слайд 15

1. С р а в н е н и е окончаний имен существительных в разных падежах (упр.102 ).

– Заметили, в чем разница? (Меняются окончания, например: в родительном падеже – слона, окончание а, коня – окончание я.)Слайд 16

– К твердому склонению имен существительных мужского рода относятся существительные, основа которых заканчивается на твердый согласный.

– К мягкому склонению имен существительных мужского рода относятся существительные, основа которых заканчивается на мягкий согласный. -Сравните окончания существительных в каждом падеже. Есть ли разница? От чего она зависит?

Слайд 17

И.п

- -

Р.п

а-я-

Д.п

у -ю

В.п

а-я- --

Т.п

ом-ем

П.п

е-

Ф и з к у л ь т м и н у т к аСлайд 18

К о л л е к т и в н а я р а б о т а.Слайд 19

Спишите вставляя пропущенные буквы.

Н а д о с к е:

Поднимаясь, мч..тся вдаль
Сам..лётовзвен..я.
Это праз..нуетф..враль
Армии рожден..е!

ВзаимопроверкаСлайд 20

1.Выписать все сущ. Слайд 21

2.Выписать сущ. 2 скл. муж рода (на 2группы по типу окончаний.)

3.Выписать сущ. 2 скл. в ед. числе, указать морфологические признаки одного из них.

Распределите слова.Слайд 22

Ромашка,василек,колокольчик ,незабудка,гвоздика,одуванчик,клевер,лютик.

Слайд 23

1-скл

Ромашка

незабудка

гвоздика


2-скл

василек

колокольчик

одуванчик

клевер

лютик.

Ребята мы соберем букет цветов. Больше всех цветов во 2 букете В этом букете существительные2скл муж рода.

А слова какого склонения мы не написали ?

– Соедините стрелками начало и конец верных утверждений:Слайд 24

1) Имена существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, -я

относятся к 3-му склонению.

2) Имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е

относятся к 1-му склонению.

3) Имена существительные женского рода с нулевым окончанием

относятся ко 2-му склонению.

Слайд 25

Торжественные мероприятия не проходят без цветов.Давайте эти букеты цветов мы посвятим от всей души нашим ветеранам войны ,всем солдатам, героям нашей РОДИНЫ.

Вечный огонь,он горит зимой и летом, днем и ночью, символизируя долгую, вечную память о подвиге защитников Родины.К нему приносят цветы, приходят, чтобы постоять, помолчать, поклониться памяти героев...

Слайд 26

Возложим цветы к Вечному огню в преддверии праздника.

IХ. Закрепление изученного.(Сост мини сочинение.)

Слайд 27

– Составьте небольшое сочинение, используя следующие слова:

Солдат, вокзал , герой, салют, парад. праздник.

Х. Итог урока. Рефлексия.

С какими видами склонения имен существительных сегодня познакомились?

– Чем они отличаются друг от друга?

Ребята мы нашли ответы на поставленные вопросы в начале урока?

Рефлексия

Ребята что такое доброта? какой смайлик символизирует доброту?Слайд 28




Если больше будет добра ,улыбок то и мир будет на земле. Но так как встречаются плохие и жадные люди, которым чего-то не хватает  им хочется навредить всем, чтобы что-то получить себе и всё разрушить. Россия – мирное государство, мы не хотим войны и не собираемся ни на кого нападать. Но и себя в обиду не дадим, для этого есть наши Вооруженные силы. Верховный главнокомандующий Вооруженных сил России - наш президент.

Какие вы знаете войска?

Давайте наш урок оценим по шкале.

1.Уверен в своих знаниях (поднимают самолетики)
2.В основном уверен, нужно ещё повторить (кораблики)
3.Нуждаюсь в помощи (танки)Слайд 29

Домашнее задание: упражнение 103.Слайд 31






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!