Технологическая карта урока по русскому языку.
( УМК: учебник русского языка для 3 класса, автор учебника А. В. Полякова)
Класс: 3
Раздел: Первое склонение имен существительных
Тема урока: Изменение существительных по падежам. Правописание окончаний имён существительных первого склонения в родительном, дательном и предложном падежах.
Цель урока: закреплять навыки правильного написания окончаний имен существительных 1-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах.
Задачи:
Развивать умение определять падеж имен существительных 1-го склонения.
Развивать связную устную и письменную речь, обогащать словарный запас детей.
Развивать орфографическую зоркость, внимание самоконтроль и контролирование работы одноклассников при работе в группах.
Планируемые результаты урока:
Универсальные учебные действия (УУД)
Познавательные:
научатся выделять существенную информацию из текстов.
Развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
На основе анализа объектов делать выводы.
Обобщать и классифицировать по признакам.
Ориентироваться на развороте учебника.
Регулятивные:
Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
научатся в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу.
Коммуникативные:
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Оформлять свои мысли в письменной и устной форме.
получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте.
Личностные:
Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
имеют потребность к постоянному обогащению своего словаря.
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Этапы урока | Вид урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | УУД |
I. | Этап мотивации к учебной деятельности (2 мин) | Системати-зация и обобщение знаний и умений | Здравствуйте, мои дорогие! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и слушайте меня и повторяйте за мной: - «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю. Откройте глаза. Приступаем к работе. | Самостоятельно организуют рабочее место, осуществляют самоконтроль. | Личностные УУД: - проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности; Регулятивные УУД: |
II. | Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности (5-8 мин.) | | - Откройте тетрадь. Что нужно сделать? - Сейчас я вам раздам карточки-сорбонки (Приложение 1). Упал с крыш.., рад встреч.., приехал к тет.., остановился у деревн.., хвоя на елк.., играли у берёз… . Вам необходимо вставить пропущенные окончания и объяснить орфограмму. | - записать дату и «классная работа». (работа в парах) дети друг другу по очереди объясняют орфограмму и вставляют пропущенную букву . | Личностные УУД: - активизация имевших ранее знаний; - активное погружение в тему; - умение слушать в соответствии с целевой установкой; Познавательные УУД: - развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности; - слушают вопросы учителя; - отвечают на вопросы учителя; - осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Коммуникативные УУД: - взаимодействие с учителем; Участие в коллективном обсуждении и принятии решений. |
III. | Локализация индивидуальных затруднений | | Какое задание ты выполнял? Какое знание ты использовал? Что делал сначала? Потом? Где возникло затруднение? Почему? Чего мне хватает для правильного решения? Проанализировав задание, назовите тему урока Попробуйте назвать цель и задачи урока | Тема урока: 1 склонение имен существительных Повторить и запомнить орфрограммы по этой теме, систематизировать имеющие знания. | Регулятивные УУД: - волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Личностные УУД: - формирование духовных и эстетических потребностей; Коммуникативные УУД: - высказывать свои мысли , предложение, вступать в беседу. Слушать и понимать других. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Делать выводы, оперируя с образами. Личностные учебные действия. Формирование духовных и эстетических потребностей; развитие самостоятельности в поиске решения . Регулятивные учебные действия. Работать по предложенному плану, проговаривать решения в группах. |
IV. | Построение проекта коррекции выявленных затруднений | | - для того, чтобы запомнить орфограммы и уметь их применить, необходимо нам с вами сделать то, что нам поможет в этом. Я предлагаю сделать лэпбук. - давайте с вами подумаем и решим с какой целью нам необходимо его сделать. - какие средства нам необходимы? - определяем алгоритм изготовления лэпбука. | Цель: чтобы орфограммы закрепились в памяти, чтобы в любой момент мы могли вспомнить орфограммы и применить их. Средства: учебник «Русский язык» 3 класс, дополнительные книги, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры, цветные ручки. Алгоритм: - выбираем орфограмму «Правописание окончаний имен существительных 1 склонения в родительном, дательном, предложном падежах»; - обсуждаем план (что именно должно быть в лэпбуке) - продумываем макет. - создаем шаблон. | Регулятивные учебные действия. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Личностные учебные действия. Формирование духовных и эстетических потребностей; Коммуникативные учебные действия. Высказывать свои мысли , предложение, вступать в беседу. Слушать и понимать других. Познавательные учебные действия: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Делать выводы, оперируя с образами. Личностные учебные действия. Формирование духовных и эстетических потребностей; развитие самостоятельности в поиске решения . Регулятивные учебные действия. Работать по предложенному плану, проговаривать решения в группах. |
V. | Реализация построенного проекта | | Изготовление лэпбука. | | Регулятивные учебные действия. Работать по предложенному плану, проговаривать последовательность действий на уроке; Коммуникативные учебные действия. Высказывать свои мысли (предложение-текст), вступать в беседу. Слушать и понимать других. Договариваться о правилах общения Личностные учебные действия; формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства. |
VI. | Обобщение затруднений во внешней речи (4-5 мин.) | | Мини-тестирование (Приложение 2) На данном этапе каждое действие сопровождается рефлексией (обдумыванием: как это делается, что именно нужно делать, все ли стало понятным). | | Регулятивные учебные действия: Соотношение своих действий с планируемыми результатами Личностные учебные действия. Самооценка. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Познавательные учебные действия: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные учебные действия: формулирование собственных мыслей высказывание и обоснование собственной точки зрения; |
VII. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин.) | | Упр. 80 | | |
VIII. | Включение в систему знаний и повторение (7-8 мин.) | | Игра «Кто быстрее» «Вставь пропущенную букву». Дети разбиваются на группы, им раздается одинаковый текст (Приложение 3) с пропущенными окончаниями у существительных 1 склонения. Детям необходимо быстро и правильно вставить окончания. | | |
IX. | Рефлексия учебной деятельности на уроке | | Синквейн . 1 суш, 2 прил, 3 гл, предложение или стишок, с фраза, отражающая сущность темы | | |
Приложение 1
Упал с крыш…
рад встреч…
приехал к тет…
ствол березк… .
Остановился у деревн…
обложка книжк…
хвоя на елк…
играли у площадк… .
Упал с крыши. Упал (с чего?) с крыши. Чего? кого? Р. п. окончание и.
Рад встрече. Рад (чему?) встрече. Чему? Кому? Д. п. окончание е.
Приехал к тёте. Приехал (к кому?) к тёте. Кому? Чему? Д. п. окончание е.
Ствол берёзки. Ствол (чего?) берёзки. Чего? Кого? Р. п. окончание и.
Остановился у деревни. Остановился (у чего?) у деревни. Чего? Кого? Р.п. окончание и.
Обложка книги. Обложка (чего?) книги. Чего? Кого? Р. п. окончание и.
Хвоя на ёлке. Хвоя (на чём?) на ёлке. О ком? О чём? П. п. окончание е.
Играли у площадки. Играли (у чего?) у площадки. Чего? Кого? Р. п. окончание и.
Приложение 2
Тест по теме «Падежи. Правописание падежных окончаний имён существительных 1 склонения».
К какому из падежей не подходят приведённые вопросы? (Зачеркните этот вопрос, напишите правильный)
а) Именительный - кто? что?
б) Родительный - кому? чему?
в) Дательный - кем? чем?
г) Винительный - кто? что?
д) Творительный – кого? чего?
е) Предложный - о ком? о чём?
2. Найди существительные женского рода в дательном падеже.
а) приехать к бабушке г) мечтать о прогулке
б) рассказать папе д) играть во дворе
в) подойти к сестре е) книга о природе
3. Какое склонение, падеж и окончание имеет существительное в словосочетании
приехал к дедушк…?
а) Р.п., окончание - и.
б) Д.п., окончание - е.
в) П.п., окончание - е.
Тест по теме «Падежи. Правописание падежных окончаний имён существительных 1 склонения».
К какому из падежей не подходят приведённые вопросы? (Зачеркните этот вопрос, напишите правильный)
а) Именительный - кто? что?
б) Родительный - кому? чему?
в) Дательный - кем? чем?
г) Винительный - кто? что?
д) Творительный – кого? чего?
е) Предложный - о ком? о чём?
2. Найди существительные женского рода в дательном падеже.
а) приехать к бабушке г) мечтать о прогулке
б) рассказать папе д) играть во дворе
в) подойти к сестре е) книга о природе
3. Какое склонение, падеж и окончание имеет существительное в словосочетании
приехал к дедушк…?
а) Р.п., окончание - и.
б) Д.п., окончание - е.
в) П.п., окончание - е.
Приложение 3.
Зимой охотники нашли в берлог… двух медвежат. В деревн… одного медвежонка приютил одинокий старик. Он налили мишк… в сковородку молока. Сначала медвежонок всё молоко из сковородк… разлил, но потом стал его пить, смешно фыркая. Скоро малыш напился, растянулся на полу у горячей печурк… и заснул.
(Г. Скребицкий)