СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к уроку русского языка по теме " Именительный, родительный, винительный падежи одушевленных имен существительных.".

Просмотр содержимого документа
««Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных».»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15 х. Садовый







Автор: учитель начальных классов

Редкозубова Т. П.



2019 г.


Урок русского языка в 4 классе.


Тема урока: «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных».

Используемый УМК – «Школа России», учебник «Русский язык» для 4-го класса авторов: В.П.Канакиной, В. Г. Горецкого.



Цель урока:

Знакомство с приёмами различия одушевлённых имён существительных 2-го склонения родительного и винительного падежах.

Задачи урока:

  1. Научиться различать имена существительные в именительном, родительном и винительном падежах, сопоставлять их падежные окончания;

  2. Обосновать правильность определения падежа; использовать при распознавании родительного и винительного падежей одушевлённых имён существительных 2-го склонения приём замены этих имён существительных именами существительными 1-го склонения.

  3. Развивать орфографическую зоркость, учебно-интеллектуальные умения (сопоставлять, устанавливать сходства и различия, делать выводы). 

  4. Воспитывать отношения делового сотрудничества, интерес к предмету, чувство взаимовыручки. 

Тип урока: урок изучения новых знаний и первичного закрепления.



Формирование УУД:

 Познавательные УУД: уметь сопоставлять родительный и винительный падежи; учиться различать родительный и винительный падежи по предлогам и окончанию путем замены существительных мужского рода существительными женского рода; умение наблюдать и делать выводы.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

 Коммуникативные УУД: учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах и в группах,  при проверке, в роли консультантов и организаторов; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.

Личностные УУД: уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности, развитие самостоятельности; развивать внимание, восприятие.



Образовательные ресурсы: компьютер, проектор,  мультимедийная интерактивная доска, презентация,  карточки с заданием, таблица.













Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД


Мотивация к учебной деятельности.








В мире много интересного 
Нам порою неизвестного
Миру знаний нет предела
Так скорей, друзья, за дело.



- Как вы считаете, что надо для успешной работы на уроке?


2 СЛАЙД. Запишите число, классная работа.

Оценивают готовность к уроку кружочком (готов – зеленый, чего-то нет - желтый, не успел – красный )



Уметь слушать и слышать.



Дети записывают число, классная работа.

Психологический настрой.



Актуализация знаний.


Чтобы правильно и красиво писать в тетради проведем минутку каллиграфии. 

Записывают соединения букв.

- Характеристика звука [х], [х”] .


Повторение правила о парных согласных.


Определяют падеж имен существительных.


Построение логической цепи рассуждений,

установление причинно-следственных связей; выдвижение гипотез и обоснований; участие в рассуждении.


Формулирование темы и цели урока.


3 СЛАЙД. Словарная работа: агроном, комбайн, комбайнер, пшеница, трактор, тракторист, машина, шофер, урожай, хозяйство.

4 СЛАЙД. Знает все луга и почвы,

и про севооборот,

он расскажет днём и ночью

где и что в полях растёт.

Лучший мастер в деле том.

Это, дети……. (Агроном).


5 СЛАЙД. Для уборки урожая
На поля я выезжаю
И за несколько машин
Там работаю один. 
(Комбайн).


6 СЛАЙД. В поле комбайнов слышится хор,
Хлебный корабль ведёт ... (Комбайнер).


7 СЛАЙД. С неба
Солнце золотое
Золотые льет лучи.
В поле дружною стеною
Золотые усачи.(Пшеница).


8 СЛАЙД. Вместо лошади теперь
На полях послушный "зверь",
Пашет плугом из металла...
Земледельцам легче стало…(Трактор).


9 СЛАЙД. Зимой снег весь убирают,
И в поселке чисто.
Весной, осенью распашут
Землю… (Трактористы).


10 СЛАЙД. Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней.
Обувь носит из резины,

Называется (Машина).

11 СЛАЙД. Ежедневно спозаранку
В руки он берёт баранку.
Крутит, вертит так и сяк,
Но не съест её никак! (Шофер).


12 СЛАЙД. Что весною мы сажали,
Потом летом поливали.
Все, что осенью на грядках
Поспевает: вкусно, сладко!
Не зевай и собирай
Наш осенний... (Урожай).


13 СЛАЙД. В какой отрасли экономики используют эти профессиональные слова?

Знакомство с новым словом.
14 СЛАЙД. Отгадайте ребус. (Хлебороб).

-И сегодня слово хлебороб на нашем уроке гость.


15 СЛАЙД.

-Как образовалось это слово?


-Какой частью речи является это слово?

-Назовите морфологические признаки слова хлебороб.





16 СЛАЙД.

Нет на свете важнее работы,
Чем растить золотые хлеба.
Хлебороб, земледелец – в почёте,
И красна пирогами изба.


Колосок к колоску, бережливо,
Соберёт хлебороб урожай,
Чтобы в доме всегда был красивый,
Тёплый, пышный, большой каравай.


О труде хлебороба все колосья поют-

Значит, это особый, замечательный труд.

Ширь, засевайся, колос, наливайся,

Хлебороба радуй, добрый урожай!

- Выпишите словосочетания со словом хлебороб.

- Определите падеж слова хлебороб.

- Почему вызвало затруднение определение падежа?

- И это проблема. Чтобы её решить нужно провести исследование, как правильно определить падеж одушевлённых имён существительных.

-Как вы думаете, о каких падежах пойдет речь на уроке?


-Сформулируйте тему урока.




-Прочитайте в учебнике, как более точно звучит наша тема.



17 СЛАЙД. Запишите тему урока.

-Сформулируем наши цели.



-Как хлебороб по зёрнышку собирает большие закрома, так и мы сегодня будем собирать знания.

Во-первых, повторим то, что мы уже знаем об этих падежах.


-У вас на партах таблица, заполните её в парах.



И. п.

Р. п.

В. п.

вопросы

кто? что?

кого? чего?

кого? что?

предлоги

нет

От, до, с, из, без, у, для, около

О. в, на, про, под, за, сквозь

Окончания




1 скл.

-а, -я

-и, -ы

-у, -ю

2 скл.

- о,-е,


-я, -а

- о,-е,


3 скл.



Роль в

предложении

Подл.

Допол.

Допол.




-В чём сходство и различие этих падежей?



Отгадывают загадки, отгадки записывают в тетради, ставят в словах ударения, выделяют орфограммы.




































































Это сложное слово, состоит из двух корней.


Определяют часть

речи, выделяют

морфологические признаки

(одушевленное или

неодушевленное, собственное и нарицательное, род, склонение, число, падеж)


Выписывают словосочетания со словом хлебороб и определяют падеж: в почете (кто?) хлебороб, о труде (кого?) хлебороба, радуй (кого?) хлебороба.




















Именительный, родительный, винительный.


Именительный, родительный, винительный падежи имен существительных.


Именительный, родительный, винительный падежи одушевленных имен существительных.

Записывают тему урока.


Формулируют цели – учиться различать И., В., и Р. падежи одушевленных имен существительных.






Работают в паре, заполняя таблицу.








Дети заполняют таблицу.













Одинаковые вопросы в именительном и винительном падежах, винительном и родительном падежах)

Разные предлоги, роль в предложении.

Поиск информации

развитие навыков сотрудничества со сверстниками при выполнении коллективной работы. Проблемный диалог; определение темы и цели урока; работа в парах постоянного состава; взаимоконтроль, взаимопомощь;















развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах

Изучение нового материала. Исследовательская работа

18 СЛАЙД. Выполнение упражнения 201, с. 111. Запишите данные имена существительные в указанных падежах.




19 СЛАЙД. - Какие из данных имён существительных и в каком падеже имеют одинаковые окончания?


-Какое существительное имеет разные окончания?

-Могут одушевлённые имена существительные 1 склонения помочь нам определить правильно падеж?


-Выскажите мнение: почему при распознавании родительного и винительного падежей одушевлённых имён существительных 2-го склонения используют приём замены именами существительными 1-го склонения в этих же падежах.

Коллективное выполнение упражнения № 211, с. 111.. Учащиеся по цепочке склоняют слова. Далее работа по вопросам и заданиям упражнения.


В Р. п. и В. п. существительные 2 склонения имеют одинаковые окончания.


-Существительное 1 склонения лиса.

-Да могут, у них разные окончания в этих падежах.



-У одушевлённых имён существительных 1 склонения в родительном и винительном падежах разные окончания, поэтому для проверки одушевлённых имён существительных 2 склонения используем приём замены на 1 склонение.

Установление причинно -следственных связей; построение логической цепи рассуждений;

взаимопомощь;

понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

развитие самостоятельности; развивать внимание, восприятие;

учиться различать родительный и винительный падежи по предлогам и окончанию путем замены существительных мужского рода существительными женского рода.

Физминутка








Колоски

20 СЛАЙД. — Давайте представим, что мы в поле.
Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю. (Дети присаживаются).
21 СЛАЙД — Теплое солнышко пригрело землю, дождик полил. Зернышки росли, росли и стали колосками. (Дети встают, поднимают руки вверх).
— Колоски тянутся к солнышку. (Дети протягивают руки вверх) .
— Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски. (Дети постепенно опускают сначала: руки, голову, плечи, туловище).
22 СЛАЙД. — И вот полил дождик, ожили колоски. Снова тянутся они к солнышку.
В поле выросли замечательные колоски.
Улыбнитесь друг другу.

Дети выполняют упражнения под руководством учителя.


Самоопределение.

Эмоциональный настрой.


Закрепление материала

Самостоятельная работа. Организация познавательной деятельности





23 СЛАЙД. - Продолжим заполнять наши закрома знаниями.

24 СЛАЙД. Предлагаю потренироваться в определении падежей.


Любить отца, остаться без друга,

уважать учителя, убежать от

соперника, попросить соседа,

выговор из-за малыша, поймать

вора, узнать у брата.


Проверка самостоятельной работы с помощью карточек.

После проверки:

- Поднимите руку, кто выполнил работу без ошибок, кто допускал ошибки.


-Что заметили? Теперь легко можно

определить падеж? Почему?






Дети самостоятельно выполняют упражнение. Определяют падеж имен существительных.







Проверка самостоятельной работы с помощью карточек.

Дети поднимают руки.

- Определить родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных 2 склонения, можно заменяя их

существительными 1 склонения.


Осознавать познавательную задачу; контролировать процесс и результаты деятельности.

Графический диктант.



Учитель читает словосочетания:

Рассказ учителя, портрет героя, испугал зайца, испугался медведя, увидел ромашку, дом отца, чириканье воробья, подвиг солдата, спросил агронома, подарок для девочки.



- Проверка в форме игры «Ручеёк»

Дети записывают только падежи.







-Учащиеся цепочкой называют записанные падежи: Р., Р., В., В., В., Р., Р., Р., В., Р..

Подводить под понятие, доказывать, делать выводы; развитие самостоятельности.

Творческая работа.

25-26 СЛАЙДЫ. Составить текст на тему «В гостях у хлебороба» (упражнение № 203, с. 111).

Мини-сочинение «В гостях у хлебороба»

На полях заколосилась золотая пшеница. Вышли комбайны на поля убирать пшеницу. Богатый урожай хлеба в этом году.

Профессия хлебороба очень древняя. Она самая важная для человека. Ведь человек не может жить без хлеба. Не даром говорят - хлеб всему голова. Но профессия эта очень трудоемкая. Столько всего надо сделать, чтобы на нашем столе появился ароматный и горячий хлеб.

Осознавать письменную и устную речь.




Подведение итогов. Рефлексия.









27 СЛАЙД. - Над какой темой работали сегодня на уроке?



- Как поступить, чтобы отличить Р. п. от В. п. у одушевленных существительных 2 склонения?


-Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имен существительных.


-Нужно заменить имя существительное 2 склонения существительным 1 склонения.

Адекватно оценивать свои достижения,

делать выводы.

Оценка учащихся.






-Ребята. Так как мы сегодня целый урок собирали знания, «запасали зерно в своих закромах», пожалуйста, наберите в стаканчики зерна из мешочка столько, столько вы считаете, получили знаний на уроке.

Учитель оценивает учащихся.

Насыпают зерно.


Домашнее задание.



28 СЛАЙД. Домашнее задание.

Стр. 112, упражнение 204.








3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!