Формулирование темы и цели урока. | 3 СЛАЙД. Словарная работа: агроном, комбайн, комбайнер, пшеница, трактор, тракторист, машина, шофер, урожай, хозяйство. 4 СЛАЙД. Знает все луга и почвы, и про севооборот, он расскажет днём и ночью где и что в полях растёт. Лучший мастер в деле том. Это, дети……. (Агроном). 5 СЛАЙД. Для уборки урожая На поля я выезжаю И за несколько машин Там работаю один. (Комбайн). 6 СЛАЙД. В поле комбайнов слышится хор, Хлебный корабль ведёт ... (Комбайнер). 7 СЛАЙД. С неба Солнце золотое Золотые льет лучи. В поле дружною стеною Золотые усачи.(Пшеница). 8 СЛАЙД. Вместо лошади теперь На полях послушный "зверь", Пашет плугом из металла... Земледельцам легче стало…(Трактор). 9 СЛАЙД. Зимой снег весь убирают, И в поселке чисто. Весной, осенью распашут Землю… (Трактористы). 10 СЛАЙД. Пьёт бензин, как молоко, Может бегать далеко. Возит грузы и людей, Ты знаком, конечно, с ней. Обувь носит из резины, Называется (Машина). 11 СЛАЙД. Ежедневно спозаранку В руки он берёт баранку. Крутит, вертит так и сяк, Но не съест её никак! (Шофер). 12 СЛАЙД. Что весною мы сажали, Потом летом поливали. Все, что осенью на грядках Поспевает: вкусно, сладко! Не зевай и собирай Наш осенний... (Урожай). 13 СЛАЙД. В какой отрасли экономики используют эти профессиональные слова? Знакомство с новым словом. 14 СЛАЙД. Отгадайте ребус. (Хлебороб). -И сегодня слово хлебороб на нашем уроке гость. 15 СЛАЙД. -Как образовалось это слово? -Какой частью речи является это слово? -Назовите морфологические признаки слова хлебороб. 16 СЛАЙД. Нет на свете важнее работы, Чем растить золотые хлеба. Хлебороб, земледелец – в почёте, И красна пирогами изба. Колосок к колоску, бережливо, Соберёт хлебороб урожай, Чтобы в доме всегда был красивый, Тёплый, пышный, большой каравай. О труде хлебороба все колосья поют- Значит, это особый, замечательный труд. Ширь, засевайся, колос, наливайся, Хлебороба радуй, добрый урожай! - Выпишите словосочетания со словом хлебороб. - Определите падеж слова хлебороб. - Почему вызвало затруднение определение падежа? - И это проблема. Чтобы её решить нужно провести исследование, как правильно определить падеж одушевлённых имён существительных. -Как вы думаете, о каких падежах пойдет речь на уроке? -Сформулируйте тему урока. -Прочитайте в учебнике, как более точно звучит наша тема. 17 СЛАЙД. Запишите тему урока. -Сформулируем наши цели. -Как хлебороб по зёрнышку собирает большие закрома, так и мы сегодня будем собирать знания. Во-первых, повторим то, что мы уже знаем об этих падежах. -У вас на партах таблица, заполните её в парах. | И. п. | Р. п. | В. п. | вопросы | кто? что? | кого? чего? | кого? что? | предлоги | нет | От, до, с, из, без, у, для, около | О. в, на, про, под, за, сквозь | Окончания | | | | 1 скл. | -а, -я | -и, -ы | -у, -ю | 2 скл. | - о,-е, | -я, -а | - о,-е, | 3 скл. | | -и | | Роль в предложении | Подл. | Допол. | Допол. | -В чём сходство и различие этих падежей? | Отгадывают загадки, отгадки записывают в тетради, ставят в словах ударения, выделяют орфограммы. Это сложное слово, состоит из двух корней. Определяют часть речи, выделяют морфологические признаки (одушевленное или неодушевленное, собственное и нарицательное, род, склонение, число, падеж) Выписывают словосочетания со словом хлебороб и определяют падеж: в почете (кто?) хлебороб, о труде (кого?) хлебороба, радуй (кого?) хлебороба. Именительный, родительный, винительный. Именительный, родительный, винительный падежи имен существительных. Именительный, родительный, винительный падежи одушевленных имен существительных. Записывают тему урока. Формулируют цели – учиться различать И., В., и Р. падежи одушевленных имен существительных. Работают в паре, заполняя таблицу. Дети заполняют таблицу. Одинаковые вопросы в именительном и винительном падежах, винительном и родительном падежах) Разные предлоги, роль в предложении. | Поиск информации развитие навыков сотрудничества со сверстниками при выполнении коллективной работы. Проблемный диалог; определение темы и цели урока; работа в парах постоянного состава; взаимоконтроль, взаимопомощь; развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах |
Изучение нового материала. Исследовательская работа | 18 СЛАЙД. Выполнение упражнения 201, с. 111. Запишите данные имена существительные в указанных падежах. 19 СЛАЙД. - Какие из данных имён существительных и в каком падеже имеют одинаковые окончания? -Какое существительное имеет разные окончания? -Могут одушевлённые имена существительные 1 склонения помочь нам определить правильно падеж? -Выскажите мнение: почему при распознавании родительного и винительного падежей одушевлённых имён существительных 2-го склонения используют приём замены именами существительными 1-го склонения в этих же падежах. | Коллективное выполнение упражнения № 211, с. 111.. Учащиеся по цепочке склоняют слова. Далее работа по вопросам и заданиям упражнения. В Р. п. и В. п. существительные 2 склонения имеют одинаковые окончания. -Существительное 1 склонения лиса. -Да могут, у них разные окончания в этих падежах. -У одушевлённых имён существительных 1 склонения в родительном и винительном падежах разные окончания, поэтому для проверки одушевлённых имён существительных 2 склонения используем приём замены на 1 склонение. | Установление причинно -следственных связей; построение логической цепи рассуждений; взаимопомощь; понимать, принимать и сохранять учебную задачу; развитие самостоятельности; развивать внимание, восприятие; учиться различать родительный и винительный падежи по предлогам и окончанию путем замены существительных мужского рода существительными женского рода. |
Закрепление материала Самостоятельная работа. Организация познавательной деятельности | 23 СЛАЙД. - Продолжим заполнять наши закрома знаниями. 24 СЛАЙД. Предлагаю потренироваться в определении падежей. Любить отца, остаться без друга, уважать учителя, убежать от соперника, попросить соседа, выговор из-за малыша, поймать вора, узнать у брата. Проверка самостоятельной работы с помощью карточек. После проверки: - Поднимите руку, кто выполнил работу без ошибок, кто допускал ошибки. -Что заметили? Теперь легко можно определить падеж? Почему? | Дети самостоятельно выполняют упражнение. Определяют падеж имен существительных. Проверка самостоятельной работы с помощью карточек. Дети поднимают руки. - Определить родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных 2 склонения, можно заменяя их существительными 1 склонения. | Осознавать познавательную задачу; контролировать процесс и результаты деятельности. |
Графический диктант. | Учитель читает словосочетания: Рассказ учителя, портрет героя, испугал зайца, испугался медведя, увидел ромашку, дом отца, чириканье воробья, подвиг солдата, спросил агронома, подарок для девочки. - Проверка в форме игры «Ручеёк» | Дети записывают только падежи. -Учащиеся цепочкой называют записанные падежи: Р., Р., В., В., В., Р., Р., Р., В., Р.. | Подводить под понятие, доказывать, делать выводы; развитие самостоятельности. |