Этап фрагмента урока | Образовательная задача урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (П,Р,К) | Личностные |
1. Мотивация к учебной деятельности | Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность | Словесный, наглядный; Прием «Побуждение», | Приветствие. - Организация рабочего места. В природе есть солнце. Оно светит. Всех любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет, но и даст сил, аккуратности и уверенности в знаниях. Я верю, что у вас на уроке сегодня все получится. А что вы сегодня ждете от урока? | Слушают учителя. Настраиваются на урок. Готовят рабочее место | Фронтальная | ИКТ | | | К: Уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю | Вырабатывать учебной мотивации Л: принимают и осваивают социальную роль обучающегося |
2.Актуализация опорных знаний | Организуется подготовка учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. | Проблемный вопрос или проблемная ситуация | Сначала мы повторяем то, что нам понадобится для «открытия» нового зн – Я называю слово, вы определяете число, в котором употреблено это слово и записываете его в другом числе Поёт, летят, журчит, вьёт Детям со слабой мотивацией к обучению раздаются карточки для помощи в выполнении задания. Слайд 2. - Проверьте записанные вами пары слов. - Какое задание вы бы предложили к данным словам? - Что можно сказать о данных слова? - Расскажите , что вы знаете о глаголах. Игра «Коробочка знаний о глаголах» -Какой темой можно объединить эти слова? - Послушайте пословицу Одна ласточка весны не делает. - Как вы понимаете смысл пословицы? 2.Выполнение пробного действия - Запишите её в тетрадь. Один ученик у доски. 3. Фиксация индивидуального затруднения. Слайд 3 - У нас получились разные варианты. Почему? Не делает. неделает | Открывают тетради Записывают слова в тетрадь. Самопроверка -Выделить орфограммы - Это глаголы - Темой весны Высказывают свои мнения Выполняют задание Фронтальная проверка. Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю). | Фронтальная | ИКТ Тетрадь Раздаточный материал | Взаимопроверка | | К: Уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю Р: планируют собственную деятельность | Л: принимают и осваивают социальную роль обучающегося |
3. Выявление места и причины затруднения | Под руководством учителя ученики восстанавливают порядок проведенных действий и определяют конкретное место затруднения. с | «Проблемный вопрос» Подводящий диалог | - В каком месте возникло затруднение? - Почему возникло затруднение? | Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя - При написании не с глаголом. -Мы не знаем как пишется не с глаголом | Фронтальная групповая | ИКТ Тетрадь | | | К:знают правила ведения диалога; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; Р: формулируют учебную задачу урока на основании соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно; П: формулируют познавательную цель, выделяют необходимую информацию; | Л:стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, умение аргументировать свою точку зрения; |
4. Построение проекта выхода из затруднения | формулировка главных целей урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств. | Подводящий диалог | Слайд 4 - Какую цель ставим? - Наметим наш план действий: Слайд 5 1. Сами попробуем выполнить задание: узнать Чем является слово НЕ. Написание НЕ с глаголами 2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя. 3. Устраним затруднение. 4. Применим новое знание. Результаты исследования будем оформлять в виде схемы, которая находится в карте исследования. - Что нам поможет? -Итак, нам предстоит большая работа, но прежде, чем мы к ней приступим, я предлагаю вам отдохнуть | С помощью учителя, ставят цель урока. -Узнать, как пишется не с глаголом. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Называют средства - Свой опыт, учебник, учитель Выполняют движения | Фронтальная | ИКТ Учебник | | | К:знают правила ведения диалога; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; Р: формулируют учебную задачу урока на основании соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно; П: формулируют познавательную цель, выделяют необходимую информацию; | Л:стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, умение аргументировать свою точку зрения; |
5. Реализация построенного проекта | ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике | Проблемный диалог | Для ответа на вопрос: Чем является слово НЕ, выполним 1 задание. Поделимся на группы. Каждая группа отвечает на один вопрос, нужную букву впишите в кружок. Исследуйте ряд букв - ш, ж, ч, ц, подчеркните «лишнюю» букву Разгадайте ребус, выделите орфограмму. Подберите антоним к слову темнота, подчеркните в нём первую букву. Подчеркните орфограмму в слове крот. Исправьте ошибку в слове стрежи, выделите орфограмму. Отгадайте загадку Букву «пэ» перевернули, Справа хвостик пристегнули, Завернули на конце, Получилась буква.... Вставьте и подчеркните пропущенную букву щ…вель. Частица НЕ - служебная часть речи. Т.к. к частице нельзя поставить вопрос, она не является членом предложения, она служит для связи слов в предложении. Значит, частица - служебная часть речи. Подробнее о служебных частях речи узнаем позднее. Запишите вывод в схему Слайд 7 - Какие будут предположения: как писать не с глаголом? - Найти ответ на этот вопрос нам поможет грамматическая сказка. Гордую частицу Не полюбил благородный Глагол. Печальной была его любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю». Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Но Глагол был постоянным в своих чувствах. - Какое правило написания частицы сформулировано в этой сказке? - Правописание частицы НЕ с глаголами – это орфограмма Запишите вывод в схему - Какое значение придаёт предложению частица НЕ? -Какое значение придаёт глаголу НЕ? - Оформите это утверждение в схеме. - Ребята, наша схема полностью заполнена. Что это значит? - Зачитайте результаты нашего исследования. Прочитайте, как в учебнике написано о частице НЕ Устранение затруднения. Можете ли, вы теперь определить, как правильно записать предложение Одна ласточка весны не делает. - Исправьте ошибку, если вы её допустили. | Под руководством учителя выполняют составленный план действий. Работа в группах (карта исследования) Самопроверка. Заполняют схему парами | Фронтальная | ИКТ | | | К:знают правила ведения диалога; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; Р: предвосхищают результаты и уровень усвоения знаний; осознают качество и уровень усвоения знаний; способны к саморегуляции; П: строят логическую цепочку рассуждений, анализируют, сравнивают, делают выводы, устанавливают причинно- следственные связи; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности; | Л:стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, умение аргументировать свою точку зрения; |
6. Первичное закрепление учебного действия | Развитие практического навыка измерения величин с помощью линейки. Реализация практической направленности урока. Использование частично-поискового метода самостоятельного формулирования вывода учащимися. | Комментирование чтение Презентация | 1.Стр.78 № 136 - Объясните смысл пословиц. 2. В данные пословицы перед глаголом вставьте частицу НЕ так, чтобы у пословиц появился смысл Пришел май – только успевай да зевай. Весной день упустишь, так годом вернёшь. | Выполняют задания в тетрадях (индивидуально) Запись одной пословицы по памяти. Работа в паре Самопроверка | Индивидуальная фронтальная | ИКТ учебник | | | К:знают правила ведения диалога; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; Р: предвосхищают результаты и уровень усвоения знаний; осознают качество и уровень усвоения знаний; способны к саморегуляции; П: строят логическую цепочку рассуждений, анализируют, сравнивают, делают выводы, устанавливают причинно- следственные связи; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности; | Л:стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, умение аргументировать свою точку зрения; |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону и Включение в систему знаний и повторение | самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга. | Упражнения | ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ - Выберите задание, которое вы хотите выполнить 1. Запиши пословицу Как (не)злись метелица, весной повевает. 2.Собери пословицу Мороз, слёз, (не) выдавит, майский. Самопроверка Слайд 10 - У кого всё правильно? - У кого есть ошибки? - В чём причина? | Выполняют задание самостоятельно в тетради. Выполняют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. Выполняют самооценку с помощью смайликов | Фронтальная индивидуальная | ИКТ Учебник тетрадь | Индивидуальная работа | | К:знают правила ведения диалога; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; Р: предвосхищают результаты и уровень усвоения знаний; осознают качество и уровень усвоения знаний; способны к саморегуляции; | Л:стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, умение аргументировать свою точку зрения; |
8.Подведение итогов | зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного | Опрос | -Какие новые знание вы сегодня открыли, чему научились? -Как вы думаете, зачем такое количество предлогов в русском языке? - Как пишутся предлоги со словами? -Как проверить раздельное написание предлогов со словами? (Слайд 15) | Взаимопроверка по слайду, обмениваются своими предложениями. Обдумывают ответы на вопросы | фронтальная | ИКТ | | Контролировать и оценивать свою работу и её результат. | К:знают правила ведения диалога; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; Р: предвосхищают результаты и уровень усвоения знаний; осознают качество и уровень усвоения знаний; способны к саморегуляции; П: строят логическую цепочку рассуждений, анализируют, сравнивают, делают выводы, устанавливают причинно- следственные связи; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности; | Л:стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, умение аргументировать свою точку зрения; |
9.Рефлексия учебной деятельности | соотносят цели, которые они ставили на уроке результаты своей деятельности. | Лестница успеха | - Какая тема урока была? - Какую цель ставили? Достигли цели? -Чему вы научились на уроке? Слайд 11 Расскажите по схеме: знаю Я запомнил смог -Оцените свою деятельность на уроке, используя смайлики Выставление оценок Домашнее задание: с. Упр. 138 | Подводят итоги под руководством учителя, оценивают свою работу и работу одноклассников. Определяют свое эмоциональное состояние. Рассуждают о необходимости соблюдения правил личной гигиены, здорового образа жизни. | Фронтальная | ИКТ | Самоконтроль | Контролировать и оценивать свою работу и её результат. | Р: предвосхищают результаты и уровень усвоения знаний;; П: строят логическую цепочку рассуждений, анализируют, сравнивают, делают выводы, устанавливают причинно- следственные связи; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности; | Л:стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, умение аргументировать свою точку зрения; |