1. Организационный момент. | | -Здравствуйте! Меня зовут Анна Павловна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. | Приветствуют учителя. | |
2. Актуализация знаний. | | Минутка чистописания (Напомнить, как правильно пишутся буквы: а, ф, и, л, в, т.) - Ребята, давайте вспомним, как мы должны держать ручку, писать, в каком положении должна находиться тетрадь? - Откройте тетради, запишите число. - На слайде представлены буквы, которые мы должны прописать в рабочей тетради. - Сначала пропишем буквы в воздухе, в воображаемой тетрадочки. - Прописали? - Теперь записываем буквы в тетради. - Прописываем буквы до конца строчки. - Найдите буквы, которые у вас получились лучше всего. Подчеркните правильно написанные буквы. (Учитель проговаривает все шаги, пишет вместе с детьми только обучающиеся в тетради, а преподаватель на доске.) | | (2 слайд) (3 слайд) |
3. Самоопределение к учебной деятельности. | | -О чём мы будем говорить на уроке, вы узнаете, отгадав загадки: Тридцать три богатыря К нам пришли сюда не зря. Изучая их секреты, Ты на всё найдёшь ответы. Но скажи-ка нам пока, Как зовут их ... Буквы – значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд, Каждый в условленном месте стоит И называется … -Ребята, давайте попробуем определить тему нашего урока. -Ребята, а что вы хотели бы узнать на уроке об алфавите? - Давайте подведем итог. - Какие цели мы перед собой поставим? Так и живут у нас слова-братья: русское слово «азбука» и греческое «алфавит», а обозначают одно и тоже – буквы, расположенные в установленном порядке. (Каждая буква занимает своё место и имеет название. Вам не нравится, когда ваше имя произносят неправильно. Вот и буквы обижаются, когда их имена забывают. Давайте правильно их назовем.) -Чем знамениты Кирилл и Мефодий? (Кирилл и Мефодий - братья. Родились в Греции. Они служили церкви, были монахами и учеными. Это они придумали Азбуку, буквы, для наших предков в далеком прошлом. В старорусском алфавите было 43 буквы: 25 братья взяли из греческого алфавита, а 18 букв придумали). -А сколько букв сейчас в нашей Азбуке? - Как вы думаете, зачем нужен алфавит? -Названия букв алфавита необходимо знать. Образованные люди никогда не называют буквы неправильно. Порядок букв и их названия нужно знать наизусть. (Алфавитный порядок – твёрдый и никогда не меняется, это очень удобно. Именно поэтому в алфавитном порядке располагаются ваши фамилии в классном журнале – так проще найти нужную. Слова в словарях расположены в алфавитном порядке. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. Медицинские карточки в больнице тоже стоят по алфавиту. И каждый из вас, заведя телефонную книжку, пусть располагает имена в алфавитном порядке, чтобы не путаться.) Это интересно! - А вы знаете, что самый длинный в мире алфавит у абазинцев – народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите – 71 буква. Самый короткий алфавит в Европе имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы. - Почему так важно знать порядок букв? - Алфавит используется для составления различных справочников (например, телефонного), каталогов. В регистратуре поликлиники медицинские карты лежат по адресам и по фамилиям пациентов. В библиотеке книги расставлены в алфавитном порядке фамилий писателей. | (Азбука) (Алфавит) Русский алфавит или азбука. Обучающиеся высказывают свои предложения и суждения. - знать что такое алфавит; - уметь применять алфавит. -узнать, как образовалось слово «алфавит», -для чего нужен алфавит, - где применяют алфавит. 33 буквы | Дидактический материал. |
4. Закрепление знаний и способов действий. | | - Ребята, на слайде (учебнике) представлен алфавит. Вам знакомы все буквы алфавита, может есть буквы, которые вы не знаете? -Давайте прочитаем информацию в учебнике на 52 стр. - На слайде представлено задание, ребята коллективно выполняют. (Устно) - А теперь небольшая викторина. 1. Сколько всего букв в русском алфавите? 2. Для чего нужны буквы? 3. Какие две буквы не обозначают звуков? | Стр. 52. 33 буквы (мягкий и твердый знаки) | (4 слайд) (5 слайд) |
5. Словарная работа. | | (Обучающиеся записывают в словари словарные слова, которые представлены в учебнике.) - Не забываем ставить ударение в словах, подчёркивать буквы, которые необходимо запомнить. (Далее учитель работает устно с ребятами с разворотом учебника.) | (хОрОшо, учЕник, учЕница.) | Учебник. |
7. Закрепление. | | - На слайде представлено задание, вам нужно соотнести название с определением слова. 1.Буква - знак для письменного обозначения звука речи. 2.Слово - единица языка, служащая для названия отдельных понятий. 3.Словарь - сборник слов в алфавитном порядке. 4.Алфавит - порядок букв. - Ребята, сейчас я раздам вам распечатки с текстом для списывания. (Примечание 1) | Соотносят понятие и вариант ответа. Переписывают представленный текст. | Распечатки текста для списывания. |
8. Итог урока. | | Игра «Да – Нет» (приготовили ладошки, если верное утверждение – хлопаем, если неверное - не хлопаем): - Я – первая буква в алфавите. - В русском алфавите 35 букв. (33 буквы.) - В русском алфавите 21 букв, обозначающих согласные звуки. - В русском алфавите 3 буквы не имеют звука. (Ь,Ъ) - В русском алфавите 10 букв, обозначающих гласные звуки. (а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.) - Алфавит – это буквы, расположенные в определенном порядке. | (Нет). (Нет). (Да). (Нет). (Да). (Да). | |