Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
I.Мотивационный (самоопределение) к учебной деятельности | - Здравствуйте, ребята! - Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на успешную работу. Подарите мне свои улыбки спасибо, ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение, присаживайтесь. - Ребята, а чему мы учимся на уроках математики? -Мы хорошо знаем математику? Всё ли уже знаем? - А для чего нам изучать математику? | Приветствуют учителя Отвечают на вопросы | | К: конструировать утверждения; строить логическое рассуждение; | Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии | «Кто самый внимательный счетовод?» - Сейчас ребята, я буду читать вам небольшие стихотворения, а вам нужно внимательно слушать и считать героев стихотворений, а после на листочке, не говоря вслух, написать количество. 1) Молоточками стуча, Веселясь и хохоча, Шли по лесу гномики, Чтоб построить домики. Гном Седая Борода Дом построил у пруда, Круглый, толстенький Ватрушка Дом построил на опушке, Гномик озорной Егорка Дом построил у пригорка, А веселый гном Незнайка Дом построил на лужайке. А Ворчалка, хмурый гном, Прямо в чаще строит дом. Сколько было гномиков, И сколько было домиков? 2) Мы с мамой в зоопарке были, Зверей с руки весь день кормили. Верблюда, зебру, кенгуру И длиннохвостую лису. Большого серого слона Увидеть я едва смогла. Скажите мне скорей, друзья, Каких зверей видала я? А если их вы счесть смогли, Вы просто чудо! Молодцы! 3) Как под ёлкой встали в круг Зайка, белка и барсук, Встали ёжик и енот, Лось, кабан, лиса и кот. А последним встал медведь, Сколько всех зверей? Ответь! 4) Расставил Андрюшка В два ряда игрушки. Рядом с мартышкой – Плюшевый мишка. Вместе с лисой – Зайка косой. Следом за ними – Ёж и лягушка. Сколько игрушек Расставил Андрюшка? 5) Собирая землянику, Повстречал в лесу я Вику, Мишу, Славика и Сашу, Сашину сестру Наташу. Сколько встретил я друзей, Сосчитай-ка поскорей. 6) Хором любит петь семья В нашем хоре — папа, я, Мама, дедушка Илья, Кошка и сестра моя. Бабушка Тая на кухне хлопочет, Но и петь с нами хочет! Задумался класс… Посчитай, сколько нас? - Молодцы, ребята! А теперь, посмотри, кто у нас самые внимательные? (Слайд 1) | - 5 гномиков - 5 животных - 10 зверей - 6 игрушек - 7 членов семьи | Умение выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 20 (устно и письменно) | Р: проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи, с помощью учителя устанавливать причину возникшей ошибки и трудности; | Стремиться углублять свои математические знания и умения; |
III.Выявление места и причины затруднения | - Прочитайте задачи. (Слайд 3) Мама положила в вазу 3 яблока, а груш на 4 больше. Сколько груш мама положила в вазу? Мама положила в вазу 3 яблока, а груш на 4 больше. Сколько груш и яблок вместе? - Среди задач, выделите такую задачу, которая существенно отличается? - Что такое задача? Из каких частей состоит задача? - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему? - А вы решали такие задачи? - Какое у вас возникло затруднение? - Как вы думаете, как могут называться такие задачи? - Такие задачи называются составными. | Читают задачи - Первая задача Ответы детей - Сначала надо узнать, сколько груш было, а потом мы сможем ответить на вопрос. - Мы не решали такие задачи. Ответы детей | Знать, что такое задача, составные части задачи | Р: находить, прогнозировать трудности в решении учебной задачи. | Намечать пути устранения трудностей; |
IV.Построение проекта выхода из затруднения | -Ребята, какая тема нашего урока? (Слайд 4) -Да, ребята! -Молодцы! -А как вы думаете, какую цель мы поставили перед собой? - Какие задачи мы поставим на урок? 1. Что мы должны узнать? 2. Чему мы должны научиться? | - Составная задача Узнать что такое составная задача, и как решать такие задачи. 1.Узнать, что такое составная задача; 2.Научится решать составные задачи. | Умение составлять план выполнения учебного задания и следовать ему; | Р: принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности; Р: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; | развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их; |
V.Реализация построенного проекта | - Ребята, а давайте прочитаем задачу на странице 63 в учебнике. На одной проволоке 10 шариков, а на другой на 3 шарика меньше. Сколько всего шариков на двух проволоках? - О чем эта задача? - Что известно о каждой проволоке? - А какой вопрос задачи? - Запишем краткую запись. - Можем ли мы сразу узнать, сколько шариков на 2 –х проволоках? - А почему? - А что о 2 проволоке известно? - Верно. Как же нам узнать , сколько шариков на 2 проволоке, если сказано, что на I проволоке-10 шариков, а на 2 проволоке на 3 шарика меньше? Каким действием будем решать? - Если мы знаем, что на 1 проволоке 10 шариков, а на 2 проволоке 7 шариков, что мы можем дальше узнать? - А как? С помощью какого действия? - Ответили ли мы на вопрос задачи? - Запишите ответ - Мы впервые встретились с задачей, решение которой нельзя записать в одно действие. Такие задачи называются составными и решаются в два действия. - Прочитайте в учебнике план решения этой задачи еще раз. | - О шариках на 2 проволоках. - На одной 10 шариков, а на другой-на з шарика меньше. - Сколько всего шариков на 2 проволоках. I-10 шар. II-? на 3 шар. м - Нет - Не известно, сколько шариков на 2 проволоке - Что на 2 проволоке на 3 шарика меньше ,чем за 1. - Вычитание. 10-3=7 шариков на 2 проволоке. - Количество шариков на 2 проволоках. - Сложение. 10+7=17 шариков - всего на 2 проволоках. - Да - Ответ: всего 17 шар. - Читают план 1) Сначала надо узнать, сколько шариков на второй проволоке. 2) Потом можно узнать, сколько шариков на двух проволоках. | Умение выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 20 (устно и письменно) Умение решать текстовые задачи в два действия на сложение и вычитание. | К: конструировать утверждения; строить логическое рассуждение; | развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их; |
VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - Молодцы! Приступим к следующему заданию 2. Прочитайте его. - О чем говориться в задаче? - Что известно? - Что надо узнать? - Какой план составим? - Запишем краткую запись - Можем ли мы сразу узнать, сколько килограммов яблок в 2-х ящиках как? - Почему? - А как мы узнаем, сколько яблок во 2-м ящике? - Если мы знаем, сколько килограммов яблок в 1 ящике и во 2 ящике, можем ли мы узнать, сколько всего килограммов яблок? - А как? - Запишем ответ. | Рассуждая так же, реши задачу. В одном ящике 8 кг яблок, а в другом – на 2 кг больше. Сколько всего килограммов яблок в этих ящиках? - О яблоках в коробках - В одном ящике 8 кг яблок, а в другом – на 2 кг больше. - Сколько всего килограммов яблок в этих ящиках План решения: 1) Сначала надо узнать, сколько яблок во втором ящике. 2) Потом можно узнать, сколько яблок всего в двух ящиках. - Сразу ответить на вопрос задачи нельзя, потому что не сказано, сколько яблок во втором ящике. 1) 8 + 2 = 10 кг яблок во втором ящике. 2) 10 + 8 = 18 кг яблок в двух ящиках вместе. Ответ: 18 кг яблок. | Умение выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 20 (устно и письменно) Умение решать текстовые задачи в два действия на сложение и вычитание. | К: комментировать ход вычислений; К: записывать, читать число, числовое выражение; П: применять базовые логические универсальные действия: анализ; сравнение. | применять правила совместной деятельности, проявлять способность договариваться, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат; |
Физкультминутка | Буратино потянулся, Раз – нагнулся, два – нагнулся, Руки в стороны развел, Видно ключик не нашел. Чтобы ключик нам достать, На носочки нужно встать. | Учащиеся повторяют движения за учителем | | | |
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - Отдохнули, а теперь продолжим работу, вам нужно самостоятельно выполнить задание номер 3. Решить примеры: 1) Найди сумму чисел: 6 и 10, 10 и 9. 2) Найди разность чисел: 17 и 7, 18 и 10. - А теперь, обменяйтесь тетрадями и проверим по слайду. (Слайд 5) Если всё верно ставьте «+», если есть ошибки «-» - Какие возникли ошибки? Затруднения? | Самостоятельно выполняют задания 1) 6 + 10 = 16 10 + 9 = 19 2) 17 − 7 = 10 18 − 10 = 8 | Умение выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 20 (устно и письменно) | Р: проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи, с помощью учителя устанавливать причину возникшей ошибки и трудности; | оценивать свои успехи в изучении математики; стремиться углублять свои математические знания и умения; |
VIII. Включение в систему знаний и повторение | - А теперь, ребята, решите задачу под красной чертой в учебнике, сначала попробуйте самостоятельно, а после вместе проверим. - Прочитайте задачу. - Какой будет план решения? - Запишите на доске краткую запись. - Каким будет первое действие? - Каким будет второе действие? - Какой ответ? - Молодцы! | На верхней полке 7 книг, а на нижней – на 4 книги меньше. Сколько книг на этих двух полках? План решения: 1) Сначала нужно узнать сколько книг на второй полке. 2) Потом можно узнать, сколько книг на двух полках вместе. 1) 7 − 4 = 3 книги на нижней полке. 2) 7 + 3 = 10 книг на двух полках вместе. Ответ: 10 книг всего. | Умение решать текстовые задачи в два действия на сложение и вычитание. | К: конструировать утверждения; строить логическое рассуждение; К: комментировать ход вычислений; | развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их; |
IX.Рефлексия учебной деятельности на уроке | - Хорошо, ребята, какая тема урока у нас была? - Достигли ли мы поставленной в начале урока цели? - А трудности в решении задач у вас были, если да то какие? - А теперь пришло время проанализировать свою деятельность на уроке. - Самостоятельно оцените с помощью лесенки успеха на слайде: (Слайд 6) Верхняя ступень – все было понятно. Средняя ступень – остались вопросы. Нижняя ступень – всё было непонятно. - Почему выбрали такие ступени? -Прозвенел звонок, закончился урок. До свидания! | - Составная задача Отвечают на вопросы -Оценивают свою деятельность на уроке -До свидания! | | Р: совместно с учителем оценивать результаты выполнения общей работы. | оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей; стремиться углублять свои математические знания и умения; |