СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока Горные породы

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Горные породы"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока Горные породы»

Тема: Горные породы, слагающие земную кору.

Класс: 6

Цель:

Сформировать у учащихся общее представление о внутреннем строении земли, о горных породах и минералах, слагающих земную кору; познакомить с происхождением и разнообразием горных пород, их свойствами, а также использованием их в хозяйственной деятельности;

Задачи:

Образовательные задачи:

• дать представление о горных породах и минералах, их свойствах и использовании людьми;

• научить распознавать горные породы и минералы, являющиеся природными богатствами страны и края;

Развивающие задачи:

• продолжить развитие умения работать с текстом учебника; способствовать развитию навыка наблюдения объектов природы при описании образцов горных пород.

• развивать умения наблюдать, классифицировать, обобщать;

• развивать логическое мышление, внимание, речь учащихся;

• воспитывать активность личности, умение отстаивать свою позицию, проявлять инициативу.


Воспитательные задачи:

• способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению родного края, патриотических чувств к своей малой Родине;

• развивать эстетические чувства на примерах красоты минерального мира; совершенствовать природоохранные чувства.

• развивать умение взаимодействовать в малых группах (коммуникативная деятельность).

Вид урока: урок-путешествие

Оборудование

- ТСО (компьютер, проектор);

- Презентация PowerPoint «Горные породы, слагающие земную кору»;
- учебники, раздаточный материал

Наглядные пособия: Таблица - Горные породы и минералы. Коллекции горных пород и минералов. Карта - строение Земли.









Аннотация

Педагогическая идея урока актуальна в рамках введения ФГОС второго поколения согласно новым стандартам, на уроке необходимо формировать не только предметные знания и умения, но и обеспечивать метапредметные результаты обучения. Согласно фундаментальному ядру содержания общего образования, эти результаты можно обеспечить через формирование УУД, что является одной из самых важных задач современной географии. Географическое образование призвано в первую очередь формировать географические умения (специальные предметные). Но работа со специальными предметными (географическими) умениями,  предполагает овладение учащимися и общеучебными (универсальными) умениями. В совокупности они и формируют у учеников умение учиться.

Данный урок составлен таким образом, что в каждом его фрагменте прослеживается работа по формированию того или иного УУД в процессе изучения новой темы.











Технологическая карта


Этапы урока



Слайд


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Результаты


УУД

1.Организационный момент.







2.Актуализация знаний.

Слайд №1

– Наша планета – это сложное неоднородное тело, в котором выделяются различные оболочки. Как называется каменная оболочка Земли? (Литосфера.)

Подумайте, что объединяет между собой то, что вы видите на этих фотографиях? Чему будет посвящена тема сегодняшнего урока?

– Как по-другому можно назвать

камни, из которых сложена литосфера

и в том числе горы? (Горные породы.)

Слушают учителя, смотрят на слайд, отвечают на вопросы



Камни.


Включаются в проблему, связанную с темой урока; формулируют тему и цель урока.




Личностные

Эмоциональное воздействие на учащихся, вызвать интерес, активность, опыт, привлечь внимание детей наглядностью

Коммуникативные

объединение в рабочие группы



3 Создание проблемной ситуации,

постановка проблемы.

Целеполагание


Слайд №2


Проблемная ситуация создается на основе столкновения мнений при выполнении практического задания.

– Перед вами на экране слова, называющие различные вещества и тела.

Выберите из них слова, обозначающие горные породы.

  1. каменная соль

  2. базальт

  3. глина

  4. кирпич

  5. стекло

  6. глинистый сланец

  7. песок

  8. бетон

  9. каменный уголь

  10. пластмасса

  11. гранит

  12. мел

  13. слюда

  14. кварцит

  15. кварц

  16. полевой шпат

– Почему так получилось?

(Побуждение к формулированию проблемы.)

– Какой у вас возникает вопрос?

(Учебная проблема как тема урока.)

– А что мы можем узнать про горные породы?

На какие вопросы можем ответить? (Диалог, побуждающий детей к составлению плана.)

Учитель фиксирует на доске тему урока и план работы над ней:

Тема нашего урока «Горные породы, слагающие земную кору».

Дети высказывают разные мнения

(возникает проблемная ситуация).



















(Мы не знаем, что такое горные породы.)

(Что такое горные породы?)

1.Определение.

2. Названия горных пород.

3. Способ образования.

4. Свойства.

5.Использование


Коммуникативные

умение участвовать в коллективном обсуждении проблем

Познавательные

анализ, сравнение, группировка различных объектов
















Познавательные

постановка и формулирование проблемы



Познавательные

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;









4. Поиск, открытие нового знания

Слайд №3

– Итак, тема урока и план работы определены. Рассмотрим п. 1. Сейчас компьютер разделит слова на две группы: «горные породы» и «не горные породы». Какие у вас есть гипотезы о том, что такое горные породы?

Обсуждения версий учитель диалог:



(То, из чего состоит земная кора )


Личностные

адекватное реагирование на трудности





Слайд №4



















– Попросим компьютер убрать слова «не горные породы» и оставить

только «горные породы». Сравните

слова двух столбиков. Чем они отличаются? Что у этих тел общее?

(При этом учитель демонстрирует образцы пород наглядно.)

Работа с коллекцией «Гранит и его части».

– Слово гранит не русское, а итальянское и переводится как «зернистый». У вас на столах есть кусочки гранита рассмотрите их.

Как вы считаете, почему итальянцы назвали этот камень зернистым?

Какие зерна вы видите? (Дети перечисляют.) Черные – это слюда, белые,

блестящие – кварц, серые и красные –

полевой шпат.

– Гранит – неоднородное тело. Слюда, кварц, шпат – это составные части гранита, которые называются минералами.

Минерал – природное тело, приблизительно однородное по химическому составу.

- Ребята, а кто сможет мне назвать жидкие или газообразные горные породы.

Подсказки если не догадаются

  1. На кухне у мамы помощник отличный, он синим цветком расцветает от спички.

  2. Без неё не поедет

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, кто же это?

– Какой вы можете сделать вывод?

Что такое горные породы?





(Одни твердые, другие рыхлые. И те и другие залегают в земле.)


Рассматривают гранит.

Делают выводы.













Предлагают варианты ответа.




Газ


Нефть




(Это твёрдые, жидкие или газообразные природные тела, из которых сложена литосфера, состоящие из более мелких частиц минералов.)



Познавательные

анализ, сравнение различных объектов






Познавательные

качественное описание объекта







Познавательные решать проблемные задачи;















5. Практическая деятельность детей (работа в группах)

Слайд №5

– Кто знает, как называется профессия людей, которые изучают горные породы? А наука? (Геологи, геология.)

– Сегодня мы изучаем горные породы, поэтому нас можно назвать юными геологами. Отправляясь в геологическую экспедицию, мы разобьемся на геологические партии (группы).

1 ряд – первая партия отправится в геологическую экспедицию по уроку 19 стр. в учебнике 54-56 дадут описание по плану гранита и базальта.

2ряд - вторая партия отправится в геологическую экспедицию по уроку 20, 21, стр. в учебнике 57-65 дадут описание по плану песка, торфа и поваренной соли.

3 ряд - третья отправится в экспедицию по уроку 22 стр. в учебнике 66 дадут описание по плану кварцита и мрамора.



Работают с разными источниками географической информации ( коллекциями и учебником);

выделяют главное, анализировать собранную информацию,

оформляют результаты работы в таблице;



Познавательные

поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях;

поиск ответов на вопросы,

составление по тексту таблицы; Коммуникативные

участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

6. Результаты самостоятельной работы групп.

Слайд № 6


Слайд № 7


Слайд № 8

Слушает ответы учащихся, оценивает.


Выступают с отчётом о проделанной работе

Развитие умения выступать перед аудиторией, грамотно и доказательно излагать свои мысли, умение видеть значимость своей работы в ходе передачи приобретённых знаний.


Познавательные

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, фиксация своих действий в информационной среде, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

7.Физкультминутка


Учитель показывает и называет горные породы, если осадочные обломочные – учащиеся встают, если осадочные органические – хлопают в ладоши, если осадочные химические топают ногами.




8. Работа с картой

Слайд № 9

По карте Костромской области назовите какие горные породы добывают в нашем крае.

Работа с картой


Регулятивные

поиск информации на карте;






9. Проверка приобретённых знаний

Слайд № 10






























Слайд № 11 -12

Отгадайте загадку:

1. Порода горного царства

Из шпата, слюды и кварца.

Что такое гранит?

Что такое шпат, слюд и кварц ?

Как образовался гранит?

Свойства?

Применение?

2. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.

Что такое песок?

Как образовался песок?

Свойства?

Применение?




3.Найдите «лишнюю» горную породу и объясните свой выбор: глина, мрамор, мел.





  1. Из следующего перечня подчеркните те горные породы, которые встречаются в нашей местности и запишите в рабочую тетрадь - нефть, мрамор, уголь, гранит, базальт, глина, песок, торф

  2. Тест горные породы и минералы



(гранит)

(горная порода)

(минералы)

(из застывшей магмы)

(твёрдый)

(строительство)




(песок)

(горная порода)

(из разрушившихся горных пород - обломочная)

(твёрдый)

(строительство)


Мрамор – метаморфическая горная порода образовавшаяся из известняка. Глина и мел осадочные.

(глина, песок, торф)


Регулятивные оценивать свою работу и одноклассников.

Регулятивные

умение высказывать своё предположение




































10. Подведение итогов урока.

Слайд № 13

Закончить урок я хочу словами Алекса́ндра Три́фоновича Твардо́вского

В природе шагу не ступить,

Чтоб тотчас, так ли сяк,

Ей чем-нибудь не заплатить

За этот самый шаг...

Почти все горные породы являются минеральными богатствами. Наша страна богата полезными ископаемыми. Но добывая их, человек не должен забывать о том, что все в природе необходимо привести в порядок. То есть нужно засыпать шахты, превращать карьеры в цветущие сады или пруды. Иначе природа начинает “мстить” человеку. Тогда на него начинают обрушиваться страшные смерчи, наводнения и т. п. Они как бы напоминают, что человек тоже является частью природы, а не ее хозяином.



Личностные

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде

11. Домашнее задание

Подведение итогов, выставление оценок

Слайд № 14

1.Изучить параграф 17. Ответить на вопросы после параграфа. Заполнить таблицу 1 на стр.44

2.Желающие подготовьте сообщение “Камни месяца рождения”.

3.Творческое задание: придумайте загадки о горных породах и минералах.

Записывают домашнее задание



12. Рефлексия

Слайд № 15

У вас на партах цветные карточки




Обсуждения в группах, делают свои выводы

Высказывают своё мнение, выражают свои мысли и чувства

Личностные

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!