III. Повторение пройденного материала | 1. Слово учителя 2. Индиви- дуальная письменная работа 3.Взаимо- Проверка по алгоритму | 6 | Слайд 1 – 5 Слайд 6 | Проверим наши знания по теме, выполнив тест. 1. Что такое литосфера? А) верхняя твердая оболочка Земли Б) водная оболочка Земли В) воздушная оболочка Земли Г) оболочка, заселенная живыми организмами 2. Бóльшую часть объёма Земли составляет А) ядро Земли; Б) мантия; В) земная кора; Г) рельеф 3. Какие движения свойственны земной коре? А) вертикальные Б) горизонтальные В) и вертикальные, и горизонтальные Г) она не двигается 4. Под каким из перечисленных объектов толщина земной коры будет больше всего? А) Гималаи Б) Мексиканский залив В) Восточно-Европейская равнина Г) Белое море 5. Определите внутреннюю оболочку Земли по её краткому описанию. Эта оболочка состоит из двух слоёв. Внутренний слой твердый, во внешнем вещество слое находится в расплавленном состоянии. Температура достигает 60000С. Учёные предполагают, что в составе преобладают железо и никель. Ответ: ____________________ Поменяйтесь тетрадями, способ «Взаимопроверка».(слайд презентации) Ответы: 1-А 2-Б 3-В 4-А 5-Ядро Оценка 5 баллов - 5 4 балла - 4 3 балла - 3 2 балла - 2 Рефлексия: Проанализируйте ошибки. | Решают тест Взаимопроверка в парах Выставление оценок в листы учета знаний |
IV. Актуализация опорных знаний | 1.Слово учителя | 3 | Слайд 7 | Отгадайте загадки: 1. Камень набережных и площадей Он - фундамент массивных домов. И в руках умелых людей – Украшенье больших городов. 2. Если встретишь на дороге то увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу. 3. Он очень нужен детворе, Он и на дорожках во дворе Он и на стройке и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже. 4. В нем навсегда застыл зеленый пламень Красив своим рисунком минерал, Скажите, как зовется этот камень. Во всех краях прославивший Урал? | Слушают, отгадываю загадки, отвечают. Гранит Глина Песок Малахит Горные породы. |
V. Сообщение темы, проблемы и цели урока | 1. Формули-рование темы 2. Целепо- лагание | 2 | Слайд 8 Слайд 9 | -Как вы думаете, какова тема нашего урока? -Запишите тему урока. -Сформулируйте цель | - Называют тему урока «Горные породы и минералы» Записывают тему урока Формулируют цель урока: совершенствовать знания о внутреннем строении Земли. |
VI. Изучение нового материала | 1. Слово учителя 2. Индив. работа с учебником 3. Работа в группах | 1 4 10 | Слайд 10 Слайд 11 | Мы с вами продолжаем изучение литосферы – каменной оболочки Земли. Сегодня вы познакомитесь с вещественным составом земной коры. На 80% земная кора образована тремя химическими элементами – кислородом, кремнием и алюминием. Химические элементы образуют природные соединения-минералы, а из минералов, в свою очередь, образуются горные породы. Таким образом, верхняя, твердая оболочка Земли состоит из разнообразных минералов и горных пород. Попробуйте дать определения понятиям «горная порода» и «минерал», используя материал учебника на стр.95-96 Коррекция понятий Горные породы образовались в результате определенных геологических процессов. Породы разные, потому что образовались в разных условиях. По условиям происхождения все горные породы делятся на магматические, осадочные, метаморфические. Работаем по группам, с текстом, обсуждаем, заполняем схему (раздаточные листы), защищаем работу. 1 группа - магматические породы, 2-осадочные, 3-метаморфические. Внимательно слушаем выступления товарищей. | Предлагают свои варианты определения понятий: Минералы - природные вещества с разными свойствами, составом и внешними видом. Горная порода – природное тело, состоящее из одного или нескольких минералов Заполняют схему, используя текст параграфа (раздаточные листы со схемой) приложение 1. Слушают выступления товарищей. 1 группа: отчет - магматические породы, 2 -осадочные, 3 - метаморфические. Оценивают свою работу в группе |
VII. Первичное закрепление | 1. Практ. Работа в группах по 4 человека | 1 7 | Слайд 12 | Перед вами образцы горных пород. Какие они? Чем они различаются? Как вы считаете, в чём причина разнообразия горных пород в природе? Практическая работа № 5 «Определение горных пород» (приложение 2) Взаимоконтроль практической работы. Проверьте свои ответы по алгоритму и посчитайте количество неверных ответов. «5» - ни одной ошибки «4» - одна, две ошибки «3» - три, четыре ошибки | Перечисляют внешние признаки Выполняют практическую работу в тетрадях для проверочных работ Определяют к какому типу горных пород по происхождению относятся предложенные образцы. Выявляют отличительные признаки этих трёх групп, дают описание по предложенному плану. Взаимопроверка в парах Выставление оценок в листы учета знаний |
VIII. Итог урока | 1. Рефлексия | 2 | Слайд 13 | Продолжите фразу: Мне было интересно… Я сегодня разобрался…. Я сегодня понял, что… Мне было трудно… Завтра я хочу на уроке… Приём «Хочу спросить» Учитель объявляет оценки | Отвечают на вопросы и формулируют вывод Каждый ученик выбирает одну (самую важную для себя) фразу и продолжает её. Ученики спрашивают, уточняют то, что не совсем понятно |