СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока. Горные породы 5 кл

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:

Образовательная: - сформировать представления о горных породах; -  ввести понятия “магматические”, “осадочные”, “метаморфические” горные породы.

Развивающая:  развить умения работать с текстом, рисунками, схемами учебника;

-  развить навыки наблюдения объектов природы при описании образцов горных пород.

 

 

 

 

 

 

Воспитательная: развить эстетические чувства на примере красоты минерального мира; совершенствовать  природоохранные чувства.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока. Горные породы 5 кл»



МБОУ СОШ С. Елабуга



Технологическая карта урока по теме: «Горные породы и минералы»

5 класс

Исполнитель: Лапина

Оксана Викторовна.







2019 год.





Учитель

Лапина Оксана Викторовна

Предмет

география

Класс

5

Тип урока

изучение нового материала

Тема урока

Горные породы и минералы

Цель урока:

формирование знаний о разнообразии горных пород и минералов, их происхождении и практическом использовании.

Задачи урока


Образовательная: - сформировать представления о горных породах;
-  ввести понятия “магматические”, “осадочные”, “метаморфические” горные породы.

Развивающая: развить умения работать с текстом, рисунками, схемами учебника;

- развить навыки наблюдения объектов природы при описании образцов горных пород.

Воспитательная: развить эстетические чувства на примере красоты минерального мира; совершенствовать природоохранные чувства.

Форма урока

Беседа, практическая работа

Форма организации обучения

групповая

Способы мотивации у обучающих к учебной деятельности

Прием «Удивляй»

Использование средств обучения и воспитания

Компьютер, проектор, выход в интернет, набор «Горные породы и минералы», УМК И.И.Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «География. Начальный курс»

Использование форм контроля

Найди лишнее, онлайн тестирование





Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

В результате педагогического взаимодействия обучающиеся дадут определения понятиям: горная порода, минерал, осадочная горная порода, магматическая горная порода, метаморфическая горная порода; объяснят отличие горной породы от минерала; классифицируют горные породы по происхождению; объяснят происхождение магматических, осадочных, метаморфических горных пород.

Познавательные:

- смогут: находить в учебнике достоверную информацию,

- анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать;

- делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.

Регулятивные:

- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

Коммуникативные:

- излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;

- понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде;

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;

- организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);

- преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого.

Аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.

Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей.

Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Горная порода, минерал, осадочная горная порода, магматическая и метаморфическая




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельности учащихся

I.Организационный момент.

Проверяет готовность учащихся к работе, создает положительный настрой

Ученики рассаживаются по своим местам

II. Актуализация опорных знаний

Стадия вызова.

Подводящий диалог

- Что такое земная кора?

- В чем особенность строения земной коры?

Дают понятие земной коры, вспоминают её особенности строения.



На столах у вас загадки. Отгадайте их.

1. Он очень нужен детворе,

Он и на дорожках во дворе

Он и на стройке и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.

2 Белый камушек растаял

На доске следы оставил.

3. Если встретишь на дороге

то увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу.

4. Камень набережных и площадей

Он - фундамент массивных домов.

И в руках умелых людей –

Украшенье больших городов.

Учитель: «Молодцы!»

Ребята отгадывают загадки.

1уч. Он очень нужен детворе,

Он и на дорожках во дворе

Он и на стройке и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

2 уч Белый камушек растаял

На доске следы оставил. (Мел)

3 уч. Если встретишь на дороге

то увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина)

4уч. Камень набережных и площадей

Он - фундамент массивных домов.

И в руках умелых людей –

Украшенье больших городов. (Гранит)


Целеполагание.












Мотивация на учебную деятельность. Прием «Удивляй»




Учитель: - Ребята, давайте определим тему и цели урока. Как будет звучать тема нашего урока?

Назовите тему нашего урока.

Чем же мы с вами сегодня будем заниматься?

Выводит на доску ответы учащихся

Учитель: - Итак, цели мы выдвинули?

С какой цели мы начнём работу?

Какие учебные пособия нам нужны для этой работы?

Всем известно, что алмаз — самый твердый минерал, им можно поцарапать любой другой камень. Однако он не слишком прочен. Когда швейцарские наемники захватили сокровищницу бургундского герцога Карла Смелого, они по незнанию уничтожили все его алмазы, просто разбив их кувалдами.

Ученик: «Тема урока: «Горные породы и минералы»».

Ученик: - Мы должны познакомиться с основными видами горных пород

Ученик: - Мы изучим минералы, их происхождение.

Ученик: - Мы также будем классифицировать горные породы.

Ученик: - Будем использовать учебники, образцы горных пород и минералов. Данные интернет- ресурсов.

Физкультминутка

По дорожке шли, шли

Много камешков нашли.

Присели, собрали и дальше пошли.

По дорожке, по дорожке

Прыгаем на левой ножке.

И по этой же дорожке

Прыгаем на правой ножке.

Выполняют соответствующие движения

III. Основная часть урока.

Стадия осмысления

Вступительное слово учителя.








Индивидуальная работа с терминами.


Учитель: - Горные породы слагают земную кору. Термин «горная порода» остался от бывалых времен. Во времена зарождения науки геологии руду добывали в основном в горах, так и закрепилось название. Теперь мы знаем, что говоря о горных породах, будем подразумевать всю каменную поверхность планеты.

В природе известно несколько тысяч видов горных пород и минералов.

Попробуйте дать определения понятиям «горная порода» и «минерал», используя материал учебника на стр.46












Обучающиеся дают определения понятию горные породы, используя данные учебников и интернет-ресурса.

Понятие ---------------- Что такое? + Существенные признаки

Минералы

Природные вещества

Разный состав, разные свойства

различные внешние признаки

Минералы - природные вещества с разными свойствами, составом и внешними видом.

Сравнивают с определением в учебнике.

Понятие ------------------Что такое? + Существенные признаки

Горные породы

Природные тела

Состоит из одного или нескольких минералов


Работа с образцами минералов.


- Рассмотрите образцы минералов: полевой шпат, слюда, кварц.

- Чем различаются предложенные вам горные породы?

- В чем причина разнообразия горных пород?( Работа и учебником)

Обучающиеся рассматривают образцы минералов.

Ученик: - Они отличаются цветом, блеском, твердостью, прозрачностью.

Ученик: - Главная причина - это различие в условиях их образования и те изменения, которые происходят с ними в земной коре и на поверхности, т.е. зависят от происхождения

Работа в группах.

(образцы по группам подписаны)

Учитель: - На какие группы делятся горные породы по происхождению

Учитель: - Вам интересно выявить особенности горных пород?

Давайте изучим особенности горных пород.

Для этого мы поделимся на три группы, каждая из которой получает задание, которое выполним с помощью учебника и дополнительной литературы.

Данные ваших исследований мы внесём в ваши тетради.


Ученик: - Горные породы по происхождению делятся на 3 группы: магматические, метаморфические, осадочные.

Ученик: - Да, мы хотим узнать их отличия.

Задания первой группе:

1. Как образуются магматические горные породы?

На какие группы делятся? Приведите примеры.

Задания второй группе:

2. Как образуются осадочные горные породы?

На какие группы делятся? Приведите примеры.

Задания третьей группе:

3. Как образуются метаморфические горные породы?

Приведите примеры превращений?

Обучающиеся знакомятся с материалом учебника и на половине ватмана выполняют классификацию горных пород, все остальные переносят ее к себе в тетрадь (Приложение 3).


Ваш вывод. Из каких горных пород состоит земная кора?

Ученик: - Вывод: земная кора состоит из магматических, осадочных, метаморфических горных пород.

Практическая работа в парах.


Внимательно рассмотрите горные породы, которые находятся на ваших столах. Для каждой из горных пород определите свойства и впишите их в таблицу. В ходе работы используйте таблицу «Определитель горных пород» (Приложение 2).

Обучающиеся рассмотрев образцы горных пород, заполняют таблицу: (Приложение 1)


После заполнения таблицы - обсуждение

IV. Подведение итогов урока






Предлагаем вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить свою работу по продвижению к поставленной цели и успехи класса в целом

Вот и подошло к концу наше путешествие в мир камня.

Ответьте на вопросы.

- Минералы……

- Что такое горная порода?

- Чем она отличается от минерала?

- Как различаются горные породы по происхождению?

- Как образуются магматические горные породы? Какие из них называются глубинными, а какие - излившиеся?

- Назовите распространенные осадочные породы?








Обучающиеся отвечают на вопросы.


Контроль полученных знаний

Я слова читаю вам

Вы прислушайтесь к словам

Может, лишние попали?

Объясните, как узнали?

А) мрамор, кварцит, известняк, гнейс

Б) песок, торф, уголь, нефть

В) базальт, гранит, мрамор, пемза

Г) песок, галька, щебень, базальт

И завершении пройдем онлайн тест

Обучающиеся находят лишнее и объясняют свой выбор.



- известняк

- песок

- мрамор

- базальт

https://testedu.ru/test/geografiya/5-klass/gornyie-porodyi.html




Рефлексия

Наш урок подошёл к концу. Давайте поделимся впечатлениями по изученному материалу. Учитель предлагает закончить мысль:

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я был удивлен….

Сегодня на уроке я открыл для себя…

Сегодня на уроке я пришел к выводу…

Сегодня на уроке я не понял…

Обсуждение и выставление оценок.


Сообщение домашнего задания

Создать презентацию «Удивительный мир минералов» ИЛИ

Составить кроссворд по теме «Виды горных пород» ИЛИ

Проработать над параграфом учебника.

Спасибо за урок!

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник

Приложение 1

Практическая работа «Изучение свойств горных пород и минералов»

Цель работы: формирование умений по внешним признакам выявлять свойства горных пород и минералов.

Оборудование: инструктивные карты, коллекция минералов и горных пород, фарфоровая ступа, предметное стекло.

Форма проведения: составление таблицы «свойства горных пород и минералов» на основе проводимого анализа.

Ход работы.

1.Внимательно рассмотрите горные породы, которые находятся на ваших столах.

2.Для каждой из горных пород определите свойства, перечисленные ниже и впишите их в таблицу, пользуясь Приложениями 2 и 3

3.Сделайте вывод: от чего зависят свойства горных пород.


Название породы

Происхождение породы

Свойства породы


Следы органического вещества (пачкает ли руки?)


Использование человеком


Цвет


Блеск


Твердость (твёрдая или мягкая)

Структура (плотная, рассыпчатая, слоистая, зернистая)

Вес

Песчаник









Гипс









Торф









Гранит









По выбору









Вывод:

Приложение №2 ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ ГОРНЫХ ПОРОД

Свойства

Магматические

Метаморфические

Осадочные

Структура (размеры зерен слагающих породу).

Может быть любой: крупнозернистой, среднезернистой, мелкозернистой.

Отдельные зёрна увидеть бывает трудно, но у крупнозернистого мрамора и кварцита можно); чаще –мелкозернистая

Обломки могут быть любыми, чаще мелкозернистая (частицы не выделяются невооружённым взглядом).

Структура (кристаллическая или землистая)

Кристаллическая (на солнечном свете блестит).

Кристаллическая, (иногда кристаллы в виде пластин, как у слюды или в виде волокон, как у асбеста).

Землистая, (на солнце не блестит).

Текстура (строение породы:

  1. массивная;

2.слоистая (выражается в чередовании, слоев различного состава, обычно характерно для осадочных пород;3.волокнистая.

Массивная (равномернозернистая, без особых рисунков).

Встречаются все из перечисленных.

Массивнаяслоистая; (у сыпучих - песок, гравий, галька – текстуры нет).

Твёрдость – мягкость

Твердая.

Твёрдая.

Мягкая.

Плотная - рыхлая

Плотная

Плотная

Плотная или рыхлая

Особые свойства (наблюдаются ли остатки организмов, плотная или рыхлая горная порода, сыпучая.)

Остатки организмов не наблюдаются, плотная.

Иногда наблюдаются в мраморизованных известняках, плотная.

В органических есть признаки остатков древних организмов (отпечатки, следы движения и др.), плотная; рыхлая; сыпучая.

Структура (от латинского – строение) – совокупность признаков строения горной породы, обусловленных размерами, формой и взаимоотношениями ее составных частей.

Текстура горных пород (от латинского – ткань, сплетение) – строение горных пород, обусловленное ориентировкой и распределением ее составных частей.

Твердость – способность противостоять внешнему механическому воздействию. Твердость определяется по эталонам шкалы Мооса методом царапания: 1 - тальк, 2 - гипс, 3 – кальцит, 4 – флюорит, 5 – апатит, 6 – ортоклаз, 7 – кварц, 8 – топаз, 9 – корунд, 10 – алмаз. При определении твердости также пользуются ногтем (твердость 2,5), острием ножа (тв. 5,5), металлом (игла) (тв. 5,5), более твердые предметы встречаются редко.

Цвет. Описывая цвет, следует стремиться к возможно более точному описанию цвета. Если в минерале (горной породе) цвет меняется, необходимо указать характер смены окраски.

Прозрачность. Характеризуется способность минерала пропускать свет.

Непрозрачные – не пропускающие свет (солнечные лучи)

Прозрачные – пропускающие свет подобно обычному стеклу;

Полупрозрачные или просвечивающие – пропускающие свет подобно матовому стеклу.

Блеск. Показывает способность минералов преломлять свет. Металлический блеск Перламутровый блеск

Стеклянный блеск Восковой блеск Жирный блеск Без блеска - матовые

Излом. Определяется поверхностью, по которой раскалывается минерал.

Раковистый, неровный, зернистый, игольчатый, землистый.

Приложение 3 Характеристика некоторых горных пород

Название горной породы

Происхождение горной породы

Условия образования

Минеральный состав


Использование в хозяйстве


Свойства пород

Гранит

магматическая

глубинная

Кварц, полевой шпат, слюда.

в строительстве, в качестве облицовочного материала.

Твердая, крупнозернистая,

массивная,

плотная.

Базальт

магматическая

глубинная

Авгит, вулканическое стекло

Базальтовые волокна - утеплители

Пемза

магматическая

излившаяся

Кварц, полевой шпат.

В косметических целях

Твердая, мелкозернистая,

плотная

Глина

осадочная

обломочная

Каолинит, корунд, полевой шпат,

В косметических целях, изготавливают посуду, поделки, кирпичи.

Мягкая,

рыхлая

Известняк

осадочная

органическая

Кальцит (карбонат кальция CaCO3)

В строительстве, в металлургии (флюс)

Мягкая

Слоистая, имеет остатки древних организмов

Поваренная соль

осадочная

химическая

хлорид натрия – NaCl;

В приготовлении пищи, для получения соды.

Кристаллическая,

твердая

Гнейс

метаморфическая


Кварц, полевой шпат,

слюда

В строительстве, облицовка набережных, кладка фундаментов

Зернистая порода,

твердая

Мрамор

метаморфическая


кальцит CaCO3.

В строительстве

Кристаллически-зернистая порода, твердая, плотная


17




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!