Сформировать у учащихся общее представление о внутреннем строении земли, о горных породах и минералах, слагающих земную кору; познакомить с происхождением и разнообразием горных пород, их свойствами, а также использованием их в хозяйственной деятельности;
• дать представление о горных породах и минералах, их свойствах и использовании людьми;
• научить распознавать горные породы и минералы, являющиеся природными богатствами страны и края;
• продолжить развитие умения работать с текстом учебника; способствовать развитию навыка наблюдения объектов природы при описании образцов горных пород.
• воспитывать активность личности, умение отстаивать свою позицию, проявлять инициативу.
• способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению родного края, патриотических чувств к своей малой Родине;
• развивать эстетические чувства на примерах красоты минерального мира; совершенствовать природоохранные чувства.
• развивать умение взаимодействовать в малых группах (коммуникативная деятельность).
Педагогическая идея урока актуальна в рамках введения ФГОС второго поколения согласно новым стандартам, на уроке необходимо формировать не только предметные знания и умения, но и обеспечивать метапредметные результаты обучения. Согласно фундаментальному ядру содержания общего образования, эти результаты можно обеспечить через формирование УУД, что является одной из самых важных задач современной географии. Географическое образование призвано в первую очередь формировать географические умения (специальные предметные). Но работа со специальными предметными (географическими) умениями, предполагает овладение учащимися и общеучебными (универсальными) умениями. В совокупности они и формируют у учеников умение учиться.
Данный урок составлен таким образом, что в каждом его фрагменте прослеживается работа по формированию того или иного УУД в процессе изучения новой темы.
Этапы урока | Слайд | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты | УУД |
1.Организационный момент. | | | | | |
2.Актуализация знаний. | Слайд №1 | – Наша планета – это сложное неоднородное тело, в котором выделяются различные оболочки. Как называется каменная оболочка Земли? (Литосфера.) Подумайте, что объединяет между собой то, что вы видите на этих фотографиях? Чему будет посвящена тема сегодняшнего урока? – Как по-другому можно назвать камни, из которых сложена литосфера и в том числе горы? (Горные породы.) | Слушают учителя, смотрят на слайд, отвечают на вопросы Камни. | Включаются в проблему, связанную с темой урока; формулируют тему и цель урока. | Личностные Эмоциональное воздействие на учащихся, вызвать интерес, активность, опыт, привлечь внимание детей наглядностью Коммуникативные объединение в рабочие группы |
3 Создание проблемной ситуации, постановка проблемы. Целеполагание | Слайд №2 | Проблемная ситуация создается на основе столкновения мнений при выполнении практического задания. – Перед вами на экране слова, называющие различные вещества и тела. Выберите из них слова, обозначающие горные породы. каменная соль базальт глина кирпич стекло глинистый сланец песок бетон каменный уголь пластмасса гранит мел слюда кварцит кварц полевой шпат – Почему так получилось? (Побуждение к формулированию проблемы.) – Какой у вас возникает вопрос? (Учебная проблема как тема урока.) – А что мы можем узнать про горные породы? На какие вопросы можем ответить? (Диалог, побуждающий детей к составлению плана.) Учитель фиксирует на доске тему урока и план работы над ней: Тема нашего урока «Горные породы, слагающие земную кору». | Дети высказывают разные мнения (возникает проблемная ситуация). (Мы не знаем, что такое горные породы.) (Что такое горные породы?) 1.Определение. 2. Названия горных пород. 3. Способ образования. 4. Свойства. 5.Использование | | Коммуникативные умение участвовать в коллективном обсуждении проблем Познавательные анализ, сравнение, группировка различных объектов Познавательные постановка и формулирование проблемы Познавательные самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; |
4. Поиск, открытие нового знания | Слайд №3 | – Итак, тема урока и план работы определены. Рассмотрим п. 1. Сейчас компьютер разделит слова на две группы: «горные породы» и «не горные породы». Какие у вас есть гипотезы о том, что такое горные породы? | Обсуждения версий учитель диалог: (То, из чего состоит земная кора ) | | Личностные адекватное реагирование на трудности |
| Слайд №4 | – Попросим компьютер убрать слова «не горные породы» и оставить только «горные породы». Сравните слова двух столбиков. Чем они отличаются? Что у этих тел общее? (При этом учитель демонстрирует образцы пород наглядно.) Работа с коллекцией «Гранит и его части». – Слово гранит не русское, а итальянское и переводится как «зернистый». У вас на столах есть кусочки гранита рассмотрите их. Как вы считаете, почему итальянцы назвали этот камень зернистым? Какие зерна вы видите? (Дети перечисляют.) Черные – это слюда, белые, блестящие – кварц, серые и красные – полевой шпат. – Гранит – неоднородное тело. Слюда, кварц, шпат – это составные части гранита, которые называются минералами. Минерал – природное тело, приблизительно однородное по химическому составу. - Ребята, а кто сможет мне назвать жидкие или газообразные горные породы. Подсказки если не догадаются На кухне у мамы помощник отличный, он синим цветком расцветает от спички. Без неё не поедет Ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета. Отгадайте, кто же это? – Какой вы можете сделать вывод? Что такое горные породы? | (Одни твердые, другие рыхлые. И те и другие залегают в земле.) Рассматривают гранит. Делают выводы. Предлагают варианты ответа. Газ Нефть (Это твёрдые, жидкие или газообразные природные тела, из которых сложена литосфера, состоящие из более мелких частиц минералов.) | | Познавательные анализ, сравнение различных объектов Познавательные качественное описание объекта Познавательные решать проблемные задачи; |
5. Практическая деятельность детей (работа в группах) | Слайд №5 | – Кто знает, как называется профессия людей, которые изучают горные породы? А наука? (Геологи, геология.) – Сегодня мы изучаем горные породы, поэтому нас можно назвать юными геологами. Отправляясь в геологическую экспедицию, мы разобьемся на геологические партии (группы). 1 ряд – первая партия отправится в геологическую экспедицию по уроку 19 стр. в учебнике 54-56 дадут описание по плану гранита и базальта. 2ряд - вторая партия отправится в геологическую экспедицию по уроку 20, 21, стр. в учебнике 57-65 дадут описание по плану песка, торфа и поваренной соли. 3 ряд - третья отправится в экспедицию по уроку 22 стр. в учебнике 66 дадут описание по плану кварцита и мрамора. | Работают с разными источниками географической информации ( коллекциями и учебником); выделяют главное, анализировать собранную информацию, оформляют результаты работы в таблице; | | Познавательные поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях; поиск ответов на вопросы, составление по тексту таблицы; Коммуникативные участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы |
6. Результаты самостоятельной работы групп. | Слайд № 6 Слайд № 7 Слайд № 8 | Слушает ответы учащихся, оценивает. | Выступают с отчётом о проделанной работе | Развитие умения выступать перед аудиторией, грамотно и доказательно излагать свои мысли, умение видеть значимость своей работы в ходе передачи приобретённых знаний. | Познавательные рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, фиксация своих действий в информационной среде, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; |
7.Физкультминутка | | Учитель показывает и называет горные породы, если осадочные обломочные – учащиеся встают, если осадочные органические – хлопают в ладоши, если осадочные химические топают ногами. | | | |
8. Работа с картой | Слайд № 9 | По карте Костромской области назовите какие горные породы добывают в нашем крае. | Работа с картой | | Регулятивные поиск информации на карте; |
9. Проверка приобретённых знаний | Слайд № 10 Слайд № 11 -12 | Отгадайте загадку: 1. Порода горного царства Из шпата, слюды и кварца. Что такое гранит? Что такое шпат, слюд и кварц ? Как образовался гранит? Свойства? Применение? 2. Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже. Что такое песок? Как образовался песок? Свойства? Применение? 3.Найдите «лишнюю» горную породу и объясните свой выбор: глина, мрамор, мел. Из следующего перечня подчеркните те горные породы, которые встречаются в нашей местности и запишите в рабочую тетрадь - нефть, мрамор, уголь, гранит, базальт, глина, песок, торф Тест горные породы и минералы | (гранит) (горная порода) (минералы) (из застывшей магмы) (твёрдый) (строительство) (песок) (горная порода) (из разрушившихся горных пород - обломочная) (твёрдый) (строительство) Мрамор – метаморфическая горная порода образовавшаяся из известняка. Глина и мел осадочные. (глина, песок, торф) | | Регулятивные оценивать свою работу и одноклассников. Регулятивные умение высказывать своё предположение |
10. Подведение итогов урока. | Слайд № 13 | Закончить урок я хочу словами Алекса́ндра Три́фоновича Твардо́вского В природе шагу не ступить, Чтоб тотчас, так ли сяк, Ей чем-нибудь не заплатить За этот самый шаг... Почти все горные породы являются минеральными богатствами. Наша страна богата полезными ископаемыми. Но добывая их, человек не должен забывать о том, что все в природе необходимо привести в порядок. То есть нужно засыпать шахты, превращать карьеры в цветущие сады или пруды. Иначе природа начинает “мстить” человеку. Тогда на него начинают обрушиваться страшные смерчи, наводнения и т. п. Они как бы напоминают, что человек тоже является частью природы, а не ее хозяином. | | | Личностные эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде |
11. Домашнее задание Подведение итогов, выставление оценок | Слайд № 14 | 1.Изучить параграф 17. Ответить на вопросы после параграфа. Заполнить таблицу 1 на стр.44 2.Желающие подготовьте сообщение “Камни месяца рождения”. 3.Творческое задание: придумайте загадки о горных породах и минералах. | Записывают домашнее задание | | |
12. Рефлексия | Слайд № 15 | У вас на партах цветные карточки
| Обсуждения в группах, делают свои выводы | Высказывают своё мнение, выражают свои мысли и чувства | Личностные способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |