Первый этап (определение темы урока, постановка цели и задач) | Формирование мотивационной основы учебной деятельности (Л). Формулирование темы и цели урока (П). Осознание цели урока (М) Формирование уважительного отношения к иному мнению (Л) | Урок начинается с зачитывания стихотворения: Замечательно, друзья, Что наш дом родной - Земля. Никаких сомнений нету - Это лучшая планета! С голубым высоким небом, Зреющим на нивах хлебом, Широтою океанов, Высотою перевалов, Шумной жизнью городов, Тихим шелестом лесов. Травы, звери, птицы, люди, Всё, что было, есть и будет, Всё, что видим мы кругом - Это в космосе наш дом. Парамонова Ж. (слайд 1) Ведет диалог с учащимися: Автор такими красивыми словами описывает нашу планету. А какой вы видите нашу Землю? Что вы о ней знаете? Идут ответы и предположения учеников. Молодцы! Давайте будем говорить как настоящие исследователи – географы. И вспомним: 1. Какая же форма Земли? (геоид) 2. Чему равно расстояние от центра до экватора? (6378км) 3. Чему равно расстояние от центра до полюсов? (6356 км) 4. Чему равна окружность Земли? (40 000 км) Молодцы! Посмотрите, вы хорошо ответили на поставленные перед вами вопросы, значит, у вас хорошие знания о форме и размерах Земли. - Ребята, а вы когда-нибудь задумывались о строении Земли? (да /нет). - А кто-нибудь знает, что находится внутри Земли? (ответы) - Кто-нибудь догадался, какую тему урока нам сегодня предстоит изучить? Учитель предлагает детям назвать тему сегодняшнего урока (ответы учеников). Уточняет тему урока. Ведет диалог с учащимися: 1. Как же удалось людям составить представление о строении Земли? 2. Для чего нужно знать внутреннее строение Земли? 3. Какие источники информации мы будем использовать? Формулирует вместе с учащимися задачи урока: Изучить понятия: литосфера, земная кора, горные породы. Изучить состав литосферы, внутреннее строение Земли. Создать представление о значении изучения земной коры человеком. Научиться работать с физической картой полушарий, физической картой России, добывать знания из различных источников географической информации. | Учащиеся формулируют самостоятельно тему и цели урока, записывают в тетрадь тему урока В диалоге принимают участие большинство детей. Учащиеся могут высказывать собственное мнение. Определяют для себя какие знания и для чего нужны им по теме. Учащиеся высказывают свою точку зрения, слушают разные версии ответов своих одноклассников |
Основной этап (планирование и осуществление практической деятельности) | Преобразование модели с целью выделения общих законов. Умение работать с картой, проводить сравнение между материками и океанами. (П) Извлечение необходимой информации. (П) Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (Р) Умение договариваться, находить общее решение (К) Понимание возможности различных позиций и точек зрения. | И на этом уроке я предлагаю вам отправиться вглубь Земли. Первая станция нашего путешествия называется: «Ассоциация» - опираясь на тему урока, в рабочих тетрадях запишите слова, словосочетания, знакомые вам до изучения новой темы. Вторая станция : «Гипотеза» Наши далекие предки не имели необходимого оборудования, не владели методами научного исследования. Они опирались только на наблюдения и высказывали некоторые верные предположения о строении Земли. Вопрос:: С помощью каких методов ученым удалось узнать о внутреннем строении Земли? (Подземный огонь, внутренние взрывы, которые можно было наблюдать во время извержения вулканов и землетрясений, послужили основой для предположения о том, что внутри Земли находится огненно-жидкое вещество). Станция « Исследовательская» Задание: Найти в учебнике и подчеркнуть карандашом методы исследования внутреннего строения Земли. В наши дни ценную информацию о строении Земли человечество получает путем бурения сверхглубоких скважин, а также специальным сейсмическим методом. Посмотрим на рисунок (слайд № 4). Назовите, из каких частей состоит внутреннее строение Земли? Найдите в тексте учебника стр.45 информацию о строении земной коры. Перечислите внутренние части Земли. Учитель демонстрирует видео «Внутреннее строение Земли» Объясните различия между материковой и океанической земной корой, используя рисунок на слайде №5,11 Учитель: Мы долго занимались исследовательской работой и поэтому я вам предлагаю немного отвлечься от умственной работы и выполнить физкультминутку (слайд 6): (звучит музыка) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Голова чтоб не болела, Ей вращаем вправо-влево. А теперь плечами крутим и для них разминка будет. Тянем наши ручки к небу. В стороны разводим. Повороты вправо-влево, Плавно производим. Наклоняемся легко, Достаем руками пол. Потянули плечи, спинки. А теперь конец разминки! Хоть приятно разминаться. Вновь поря нам заниматься! Станция «Составляйка» Группы получают индивидуальные задания: Заполните кластер, используя текст учебника по §14 ( приложение 1) 1 группа- внутреннее строение Земли; 2 группа –Земная кора; 3 группа –группы горных пород по происхождению; Затем после заполнения схем, выходит представитель от группы и заполняет схему на доске( слайд12), сопровождая ее рассказом.(Ответы учащихся сопровождаются показом слайдов 7-11) Учащиеся других групп зарисовывают схему к себе в тетрадь. Таким образом, в тетради будет составлен опорный конспект по изучаемой теме. | Выдвигают гипотезы, выслушивают мнения учащихся. Учащиеся работают в парах с текстом учебника, находят ответы на вопросы. Выполняют практическую работу индивидуально Учащиеся занимаются поисковой деятельностью Для работы используют текст учебника стр.115, п.2, физическую карту полушарий, стр.24-25 атласа. Работают с текстом учебника и презентацией, составляют устный ответ Выполняют практическую работу индивидуально с дальнейшей взаимопроверкой в группах. |
Заключительный этап (подведение итогов, оценивание, рефлексия) | Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу. (К) Рефлексия своих действий (Л) Умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе (М) Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми (Р) Умение систематизировать знания по теме «Внутреннее строение Земли» Умение отвечать на вопросы -умение спрашивать, - умение управлять (М) | Учитель подводит итоги урока: Что же мы узнали на уроке? 1.Что мне известно по данной теме 2. Что нового я узнал Заслушивает ответы учащихся Выставляет оценки отдельным учащимся за урок и комментирует ответы учащихся. • Отметить учеников, которые быстро работали с текстом учебника. • Отметить учеников, которые хорошо работали у доски. • Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы. п.14, выполнить задания в рабочей тетради стр.63-65; Слепить из пластилина внутреннее строение Земли (творческое задание по выбору). | Отмечают обязательное, дополнительное домашнее задание и по выбору. Слушают пояснения учителя по домашнему заданию. |