СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Земная кора и литосфера" 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: география

Учитель Заярная Л. И.

Класс: 5-а

Урок №25

Тема урока: Земная кора и литосфера

Базовый учебник: География.5-6 классы» под редакцией А.И.Алексеева- М.: Просвещение, 2012 г.

Цель: выявить особенности внутренних оболочек Земли; сформировать понятия о методах её изучения.

Задачи урока:

Образовательные: ввести новые  понятия литосфера, материковая и океаническая земная кора, литосферные плиты, внутренние и внешние силы Земли, магма, мантия; научиться определять по карте «Строение земной коры» границы литосферных плит.

 

Развивающие:  развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой. Способствовать формированию географической культуры. Развитие кругозора, памяти, логики, воображения и интеллекта.

 

Воспитательные:   формирование целеустремленности в выполнении учебных заданий;  формирование коммуникативных умений: формулировать высказывание, слушать, объяснять свою точку зрения.

 

Планируемые результаты:

Личностные: научиться осознавать  ценность географических знаний,  как важнейшего компонента научной картины мира.

 

Метапредметные: уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, вести самостоятельный поиск,  делать сравнительный  анализ, обобщение, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, высказывать суждения, подтверждая их фактами.

 

Предметные: использовать географические умения для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения: находить в различных источниках, анализировать географическую информацию и делать обобщающие выводы.

 

Универсальные учебные действия:

Личностные:

- осваивать новые социальные роли (роль учителя) и правила, учиться критически оценивать себя и товарищей, сочувствовать;

-осознавать необходимость изучения окружающего мира,

Регулятивные:

-планировать свою деятельность под руководством учителя,

-оценивать работу одноклассников,

-работать в соответствии с поставленной задачей,

-сравнивать полученные результаты с ожидаемыми,

-корректировать свои действия в соответствии с изменяющей ситуацией,

-владеть основами самоконтроля и самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

 

Познавательные:

-определять понятия: литосфера, материковая и океаническая земная кора, литосферные плиты, внутренние и внешние силы Земли, магма, мантия;

-определять по карте «Строение земной коры» границы литосферных плит;

-устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

- анализировать и обобщать факты; преобразовывать информацию из одного вида в другой;

-структурировать знания;

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

-перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

 

Коммуникативные:

-организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;

-осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

-выдвигать аргументы и гипотезы, понимать и принимать позицию другого, самостоятельно организовывать учебное  взаимодействие в группе.

 Тип урока: изучение новой темы.

Форма работы учащихся: групповая, индивидуальная.

Техническое оборудование:  физическая карта полушарий, телевизор, ПК, презентация по теме.

 

 

 

Технологическая карта урока по теме: «Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора и литосфера».

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Оргмомент

Приветствие.

Отметка отсутсвующих

Готовность к уроку

2

Актуализация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На Земле разные минеральные и горные породы распределены неравномерно.Сравните два факта. Какой вопрос у вас возникает?

Почему различные минералы и горные породы встречаются на Земле не везде?

- Предложите гипотезу.

- Что вам известно о внутреннем строении Земли?

- Какие породы и минералы вы уже знаете?

Формулирует вопросы, корректирует ответы, побуждает учащихся к продуктивному диалогу.

 

 

Задает вопрос, который обнаруживает незнание ответа и выявляет разные мнения

учеников класса.                         

Вспоминают ранее изученный материал (П),

формулируют ответы (К),

слушают других (К),

дополняют ответы товарищей (К).

 

Выявляют проблему  недостатка знаний (П, Р) и осознают её (Л).

 

3

Создание проблемной ситуации.

Проблемный вопрос:

-Как вы думаете, наша планета Земля – это «сплошной ковёр» или «лоскутное одеяло»?

Развивает пространственное мышление.

Предлагает посмотреть фотографии.

Выявляют  проблему  недостатка знаний (П, Р) и осознают её (Л).

 

4

Целеполагание

Рассмотрите рисунок  на стр. 67 учебника и скажите, что может обозначать данный рисунок?

Предлагает сформулировать учащимся тему урока.

Рассматривают рисунок (П), отвечают на вопрос учителя (П,К). Формулируют тему (П,К),

записывают в тетрадь.

5

Планирование

Как вы думаете, а можно ли по картам узнать, из каких веществ состоит наша планета?

Какую еще информацию о поверхности Земли можно найти на картах?

 

Какими источниками географической информации мы будем пользоваться, чтобы научиться читать высоты и глубины?

Создает готовность к деятельности по открытию новых знаний.

 

 

Мотивирует к планированию учебной деятельности, использованию различных видов оборудования.

Предполагают (П,Р)  и называют виды знаний и умений, которые будут приобретены на уроке (К).

 

 

Перечисляют источники географической информации (П,К).

6

Открытие нового знания

Прочитайте текст учебника на стр. 68 и найдите ответы на вопросы:

- Каково внутреннее строение Земли?

- Что такое земная кора?

- Какая бывает земная кора?

- Из каких других веществ состоит наша планета?

 

Формулирует вопросы и корректирует ответы.

 

Работают с текстом (П),

выделяют в нем главное (П), отвечают на вопросы (П,К).

Записывают определения «литосфера, материковая и океаническая земная кора» в тетрадь.

-Найдите характеристику двух видов земной коры и заполните таблицу (Приложение 1).

Сделайте вывод.

Формулирует вопросы и корректирует ответы.

 

Записывают данные таблицы в тетрадь, работая в парах.

- Прочитайте текст учебника на стр. 69 и найдите ответы на вопросы:

- Какие проявления внутренних и внешних сил мы видим на земной поверхности?

-А человек является ли внешней силой, которая воздействует на изменение облика планеты? Приведите примеры.

Формулирует вопросы и корректирует ответы.

 

Работают с текстом (П),

выделяют в нем главное (П), отвечают на вопросы (П,К).

Записывают определения «внутренние и внешние силы Земли» в тетрадь.

-Прочитайте в учебнике  ответ на ваш спор.

-Докажите, кто из вас был прав? Почему?

Докажите свою точку зрения.

Формулирует вопросы и корректирует ответы.

 

Работают с текстом (П),

выделяют в нем главное (П), отвечают на вопросы (П,К).

- Найдите  в атласе и настенной карте границы литосферных плит.

Формулирует вопрос.

Развивает пространственное мышление, умение формулировать вывод, подводит к пониманию условного знака границы литосферных плит.

Находят в атласе и настенной карте границы литосферных плит (П). Обучаются культуре показа географических объектов на настенной карте (П, Р).

 

Вас ничего не удивило?  Что значит «границы литосферных плит? Что может здесь образовываться? Из чего может состоять  твёрдая оболочка земной коры?

 

Задает проблемный вопрос, решение которого можно отложить на следующий урок, чтобы дать время подумать, может быть, привлечь родителей.

Формулируют свои версии ответа на проблемный вопрос  (П,Р),  слушают версии одноклассников (К), оценивают их (Л,К).

 

 

-Обратите внимание, как на физической карте полушарий показаны  самые разные неровности Земли.

- Из чего состоит земная кора?

Формулирует вопрос.

 

 

Называют материки и океаны (П,К).

 

 

Посмотрите еще раз внимательно на рисунок на с.67, рис.42, рис.44 и ответьте на вопрос: так в чём же заключаются особенности внутренних сфер Земли: ядра; мантии, земной коры? И  к чему приводит движение литосферных плит?

 

 

Развивает пространственное мышление, умение формулировать вывод, подводит к пониманию того, что твёрдая оболочка Земли движется и это явление приводит к возникновению вулканов и землетрясений.

Рассматривают рисунки (П), отвечают на вопросы учителя (П,К). Формулируют выводы по результатам своих наблюдений (П,К).

 

Работаем с атласами.

-Найдите

 1группа -зоны землетрясений ;

2группа – зоны вулканизма.

Дает задание, предполагающее работу по группам, самостоятельный выбор источников информации.

Работают в группах (К), определяют источники географической информации (текст учебника, карта атласа) (П),  выполняют поиск заданной информации (П),

представляют результат работы (К).

7

Применение нового знания

Итак, что нового мы узнали на уроке сегодня?

Какие новые понятия?

Перечислите все, что теперь мы можем узнать по карте.

Формулирует вопросы, комментирует ответы.

Вспоминают (П), формулируют высказывания (П, К),

слушают (К), дополняют ответы одноклассников (П,Р,К).

Нарисуйте схему «Внутреннее строение Земли»

Предлагает назвать критерии для структурирования схемы.

Вспоминают (П), предлагают свои версии рисунка-схемы (П,К).

6.1.

Самоконтроль

 

 

Проверочная работа.

Предлагает учащимся задания на проверку новых знаний и умений (индивидуальные карточки), (Приложение 2).

Организует взаимопроверку, показывает ответы на слайде.

Побуждает учащихся оценить работу одноклассников и прокомментировать её.

Выполняют индивидуальную работу (П), обмениваются с соседом по парте (К), проводят взаимопроверку по образцу (ответы на слайде) (Р).

Оценивают одноклассников (Л,К), комментируют ответы (К).

6.2.

Взаимоконтроль

 

Ответы на вопросы с.70 рубрики «Я знаю»

Предлагает учащимся по группам подготовить задание для одноклассников, чтобы проверить умение работать с понятиями и картой. Создает условия для работы учащихся в роли учителя, для взаимодействия в группах.

Взаимодействуют в группах (К), формулируют вопросы для одноклассников (П), выступают в роли учителя (Л), оценивают ответы (П, К).

Отвечают на вопросы одноклассников (П, К), сопереживают товарищам (К).

8

Рефлексия (итог урока)

Оцените, что вам сегодня удалось, а что не очень?

Что нужно доработать дома?

Кто, по вашему мнению, сегодня заслуживает оценки и какой? Обоснуйте свое мнение.

Сделайте вывод по уроку. 

Побуждает учащихся оценить работу свою и товарищей. Учит давать объективные оценки и аргументировать свою точку зрения. Выставляет оценки.

Оценивают свою работу, свое участие в изучении новой темы (Л). Определяют зону знания и незнания (Р).

Дают оценку работе одноклассников, учатся сопереживать (Л, К).

9

Домашнее задание

§20, ответить на вопр.1-7, выучить записи в тетради; задание 10 -по желанию (письменно)

Задает домашнее задание, комментирует его

Записывают задание в дневник (Р).

Просмотр содержимого документа
«Урок "Земная кора и литосфера" 5 класс»

Предмет: география

Учитель Заярная Л. И.

Класс: 5-а

Урок №25

Тема урока: Земная кора и литосфера

Базовый учебник: География.5-6 классы» под редакцией А.И.Алексеева- М.: Просвещение, 2012 г.

Цель: выявить особенности внутренних оболочек Земли; сформировать понятия о методах её изучения.

Задачи урока:

Образовательные: ввести новые понятия литосфера, материковая и океаническая земная кора, литосферные плиты, внутренние и внешние силы Земли, магма, мантия; научиться определять по карте «Строение земной коры» границы литосферных плит.


Развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой. Способствовать формированию географической культуры. Развитие кругозора, памяти, логики, воображения и интеллекта.


Воспитательные: формирование целеустремленности в выполнении учебных заданий; формирование коммуникативных умений: формулировать высказывание, слушать, объяснять свою точку зрения.


Планируемые результаты:

Личностные: научиться осознавать ценность географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.


Метапредметные: уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, вести самостоятельный поиск, делать сравнительный анализ, обобщение, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, высказывать суждения, подтверждая их фактами.


Предметные: использовать географические умения для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения: находить в различных источниках, анализировать географическую информацию и делать обобщающие выводы.


Универсальные учебные действия:

Личностные:

- осваивать новые социальные роли (роль учителя) и правила, учиться критически оценивать себя и товарищей, сочувствовать;

-осознавать необходимость изучения окружающего мира,

Регулятивные:

-планировать свою деятельность под руководством учителя,

-оценивать работу одноклассников,

-работать в соответствии с поставленной задачей,

-сравнивать полученные результаты с ожидаемыми,

-корректировать свои действия в соответствии с изменяющей ситуацией,

-владеть основами самоконтроля и самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.


Познавательные:

-определять понятия: литосфера, материковая и океаническая земная кора, литосферные плиты, внутренние и внешние силы Земли, магма, мантия;

-определять по карте «Строение земной коры» границы литосферных плит;

-устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

- анализировать и обобщать факты; преобразовывать информацию из одного вида в другой;

-структурировать знания;

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

-перерабатывать информацию для получения необходимого результата.


Коммуникативные:

-организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;

-осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

-выдвигать аргументы и гипотезы, понимать и принимать позицию другого, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Тип урока: изучение новой темы.

Форма работы учащихся: групповая, индивидуальная.

Техническое оборудование: физическая карта полушарий, телевизор, ПК, презентация по теме.







Технологическая карта урока по теме: «Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора и литосфера».

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Оргмомент

Приветствие.

Отметка отсутсвующих

Готовность к уроку

2

Актуализация.











На Земле разные минеральные и горные породы распределены неравномерно.Сравните два факта. Какой вопрос у вас возникает?

Почему различные минералы и горные породы встречаются на Земле не везде?

- Предложите гипотезу.

- Что вам известно о внутреннем строении Земли?

- Какие породы и минералы вы уже знаете?

Формулирует вопросы, корректирует ответы, побуждает учащихся к продуктивному диалогу.



Задает вопрос, который обнаруживает незнание ответа и выявляет разные мнения

учеников класса.

Вспоминают ранее изученный материал (П),

формулируют ответы (К),

слушают других (К),

дополняют ответы товарищей (К).



Выявляют проблему недостатка знаний (П, Р) и осознают её (Л).


3

Создание проблемной ситуации.

Проблемный вопрос:

-Как вы думаете, наша планета Земля – это «сплошной ковёр» или «лоскутное одеяло»?

Развивает пространственное мышление.

Предлагает посмотреть фотографии.

Выявляют проблему недостатка знаний (П, Р) и осознают её (Л).


4

Целеполагание

Рассмотрите рисунок на стр. 67 учебника и скажите, что может обозначать данный рисунок?

Предлагает сформулировать учащимся тему урока.

Рассматривают рисунок (П), отвечают на вопрос учителя (П,К). Формулируют тему (П,К),

записывают в тетрадь.

5

Планирование

Как вы думаете, а можно ли по картам узнать, из каких веществ состоит наша планета?

Какую еще информацию о поверхности Земли можно найти на картах?


Какими источниками географической информации мы будем пользоваться, чтобы научиться читать высоты и глубины?

Создает готовность к деятельности по открытию новых знаний.



Мотивирует к планированию учебной деятельности, использованию различных видов оборудования.

Предполагают (П,Р) и называют виды знаний и умений, которые будут приобретены на уроке (К).



Перечисляют источники географической информации (П,К).

6

Открытие нового знания

Прочитайте текст учебника на стр. 68 и найдите ответы на вопросы:

- Каково внутреннее строение Земли?

- Что такое земная кора?

- Какая бывает земная кора?

- Из каких других веществ состоит наша планета?


Формулирует вопросы и корректирует ответы.


Работают с текстом (П),

выделяют в нем главное (П), отвечают на вопросы (П,К).

Записывают определения «литосфера, материковая и океаническая земная кора» в тетрадь.

-Найдите характеристику двух видов земной коры и заполните таблицу (Приложение 1).

Сделайте вывод.

Формулирует вопросы и корректирует ответы.


Записывают данные таблицы в тетрадь, работая в парах.

- Прочитайте текст учебника на стр. 69 и найдите ответы на вопросы:

- Какие проявления внутренних и внешних сил мы видим на земной поверхности?

-А человек является ли внешней силой, которая воздействует на изменение облика планеты? Приведите примеры.

Формулирует вопросы и корректирует ответы.


Работают с текстом (П),

выделяют в нем главное (П), отвечают на вопросы (П,К).

Записывают определения «внутренние и внешние силы Земли» в тетрадь.

-Прочитайте в учебнике ответ на ваш спор.

-Докажите, кто из вас был прав? Почему?

Докажите свою точку зрения.

Формулирует вопросы и корректирует ответы.


Работают с текстом (П),

выделяют в нем главное (П), отвечают на вопросы (П,К).

- Найдите в атласе и настенной карте границы литосферных плит.

Формулирует вопрос.

Развивает пространственное мышление, умение формулировать вывод, подводит к пониманию условного знака границы литосферных плит.

Находят в атласе и настенной карте границы литосферных плит (П). Обучаются культуре показа географических объектов на настенной карте (П, Р).


Вас ничего не удивило? Что значит «границы литосферных плит? Что может здесь образовываться? Из чего может состоять твёрдая оболочка земной коры?


Задает проблемный вопрос, решение которого можно отложить на следующий урок, чтобы дать время подумать, может быть, привлечь родителей.

Формулируют свои версии ответа на проблемный вопрос (П,Р), слушают версии одноклассников (К), оценивают их (Л,К).



-Обратите внимание, как на физической карте полушарий показаны самые разные неровности Земли.

- Из чего состоит земная кора?

Формулирует вопрос.



Называют материки и океаны (П,К).



Посмотрите еще раз внимательно на рисунок на с.67, рис.42, рис.44 и ответьте на вопрос: так в чём же заключаются особенности внутренних сфер Земли: ядра; мантии, земной коры? И к чему приводит движение литосферных плит?



Развивает пространственное мышление, умение формулировать вывод, подводит к пониманию того, что твёрдая оболочка Земли движется и это явление приводит к возникновению вулканов и землетрясений.

Рассматривают рисунки (П), отвечают на вопросы учителя (П,К). Формулируют выводы по результатам своих наблюдений (П,К).


Работаем с атласами.

-Найдите

1группа -зоны землетрясений ;

2группа – зоны вулканизма.

Дает задание, предполагающее работу по группам, самостоятельный выбор источников информации.

Работают в группах (К), определяют источники географической информации (текст учебника, карта атласа) (П), выполняют поиск заданной информации (П),

представляют результат работы (К).

7

Применение нового знания

Итак, что нового мы узнали на уроке сегодня?

Какие новые понятия?

Перечислите все, что теперь мы можем узнать по карте.

Формулирует вопросы, комментирует ответы.

Вспоминают (П), формулируют высказывания (П, К),

слушают (К), дополняют ответы одноклассников (П,Р,К).

Нарисуйте схему «Внутреннее строение Земли»

Предлагает назвать критерии для структурирования схемы.

Вспоминают (П), предлагают свои версии рисунка-схемы (П,К).

6.1.

Самоконтроль



Проверочная работа.

Предлагает учащимся задания на проверку новых знаний и умений (индивидуальные карточки), (Приложение 2).

Организует взаимопроверку, показывает ответы на слайде.

Побуждает учащихся оценить работу одноклассников и прокомментировать её.

Выполняют индивидуальную работу (П), обмениваются с соседом по парте (К), проводят взаимопроверку по образцу (ответы на слайде) (Р).

Оценивают одноклассников (Л,К), комментируют ответы (К).

6.2.

Взаимоконтроль


Ответы на вопросы с.70 рубрики «Я знаю»

Предлагает учащимся по группам подготовить задание для одноклассников, чтобы проверить умение работать с понятиями и картой. Создает условия для работы учащихся в роли учителя, для взаимодействия в группах.

Взаимодействуют в группах (К), формулируют вопросы для одноклассников (П), выступают в роли учителя (Л), оценивают ответы (П, К).

Отвечают на вопросы одноклассников (П, К), сопереживают товарищам (К).

8

Рефлексия (итог урока)

Оцените, что вам сегодня удалось, а что не очень?

Что нужно доработать дома?

Кто, по вашему мнению, сегодня заслуживает оценки и какой? Обоснуйте свое мнение.

Сделайте вывод по уроку.

Побуждает учащихся оценить работу свою и товарищей. Учит давать объективные оценки и аргументировать свою точку зрения. Выставляет оценки.

Оценивают свою работу, свое участие в изучении новой темы (Л). Определяют зону знания и незнания (Р).

Дают оценку работе одноклассников, учатся сопереживать (Л, К).

9

Домашнее задание

§20, ответить на вопр.1-7, выучить записи в тетради; задание 10 -по желанию (письменно)

Задает домашнее задание, комментирует его

Записывают задание в дневник (Р).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!