Приложение 1.
Информационный лист 1.
Покровная ткань располагается на поверхности органов растения: корней, стеблей, листьев. Покровная ткань, кожица располагаются на листьях, однолетних побегах. Она образована живыми прозрачными клетками, плотно прилегающими друг к другу. Кожица свободно пропускает солнечный свет. Среди её прозрачных клеток расположены парные зелёные клетки, которые называются замыкающими и образуют устьица. Через устьица происходит испарение воды. Покровная ткань, пробка, располагается на поверхности многолетних побегов. Она состоит из мёртвых клеток с утолщёнными оболочками. Все разновидности покровной ткани выполняют защитную функцию. Они предохраняют растения от различных повреждений, высыхания и проникновения микробов.
Информационный лист 2.
Проводящая ткань образована вытянутыми клетками, расположенными друг над другом. Клетки этой ткани внутри полые. Они могут быть мёртвыми и живыми. Мёртвые клетки, накладываясь друг на друга, образуют сосуды. По сосудам проводящей ткани происходит транспорт воды и минеральных веществ из корня вверх, в другие органы растения. Живые клетки проводящей ткани также полые, но между ними есть перегородки со множеством мелких отверстий, напоминающих сито. Поэтому они называются ситовидные трубки. По ситовидным трубкам вода и растворы органических веществ поступают из листьев в другие органы растения. Таким образом, все проводящие ткани являются уникальным «трубопроводом» внутри растительного организма, по которому постоянно осуществляется транспорт воды и питательных веществ.
Информационный лист 3.
Образовательная ткань состоит из мелких клеток с тонкими оболочками и крупными ядрами. Клетки образовательной ткани всё время делятся. За счёт этого происходит рост растения в высоту и толщину, а также восстановление повреждённых участков растения. Образовательная ткань универсальна и уникальна, т.к. только она способна к делению (клетки других тканей не делятся), только она может дать начало любой другой растительной ткани.
Информационный лист 4.
Основная ткань может располагаться в разных органах растения между покровной, механической и проводящей тканью. Существует несколько видов основной ткани. Например, в листьях располагается основная фотосинтезирующая ткань, клетки которой содержат большое количество хлоропластов. В них происходит фотосинтез, в результате которого образуются органические вещества, необходимые для питания растения. В стебле растения находится основная запасающая ткань, клетки которой содержат большое количество питательных веществ, т. к. здесь они откладываются про запас. В корне растения располагается основная всасывающая ткань, которая поглощает из почвы воду и минеральные соли. Таким образом, основная ткань может выполнять роль «кухни» и роль «продуктового склада».
Информационный лист 5.
Механическая ткань встречается в различных органах растения. Особенно хорошо она развита в стебле. Клетки механической ткани имеют толстостенные оболочки, которые часто одревесневают. Благодаря этому механическая ткань обеспечивает растению прочность и упругость. В листьях растений механическая ткань расположена в жилках, а в стеблях она представлена древесинными и лубяными волокнами. Механическая ткань в растениях выполняет роль своеобразной арматуры, без которой растение не смогло бы выдержать собственной тяжести, действия ветра, дождя и пр.
Приложение 2.
Клише для рекламы покровной ткани.
Наш отдел №1 предлагает вашему вниманию … (покровную) ткань. Эта ткань состоит из клеток, которые … … … … … (плотно прилегают друг к другу). Наша ткань может быть тоненькой и прозрачной, и тогда она называется … (пробка). Среди прозрачных клеток покровной ткани вы без труда сможете увидеть парные зелёные клетки, которые образуют … (устьица). Купите для вашего растения эту ткань, ведь без неё оно будет беззащитным перед различными … (повреждениями), не сможет получать … (кислород) и … … (углекислый газ), солнечный … (свет).
Клише для рекламы проводящей ткани.
Наш отдел №2 предлагает вашему вниманию … (проводящую) ткань. Эта ткань состоит из клеток, которые расположены … … … (друг над другом). Клетки нашей ткани внутри … (полые). Они могут быть мёртвыми и живыми. Если клетки мёртвые, то они называются … (сосудами), а если живые – то … … (ситовидные трубки). Приобретите нашу ткань, ведь без неё по растению не смогут передвигаться … (вода) и питательные вещества. По сосудам ваше растение мгновенно доставит из корня в листья воду и … … (минеральные соли), а по ситовидным трубкам оно сможет быстро транспортировать из листьев в другие органы воду и … (органические) вещества.
Клише для рекламы образовательной ткани.
Наш отдел №3 предлагает вам приобрести … (образовательную) ткань. Она состоит из … (мелких) клеток, которые постоянно … (делятся). Клетки имеют тонкие оболочки и крупные … (ядра). Наша ткань уникальна, т. к. без неё не сможет … (расти) ни одно растение. Наша ткань универсальна, потому что она сможет образовать … (любую ткань).
Клише для рекламы образовательной ткани.
Наш отдел №4 предлагает вашему вниманию … (основную) ткань. Она бывает … (фотосинтезирующей), … (всасывающей) и … (запасающей). Если клетки содержат хлоропласты, то основная ткань называется …( фотосинтезирующей). Если крупные клетки содержат много питательных веществ, то основная ткань называется … (запасающей). Ваше растение не сможет обойтись без основной ткани, т. к. станет невозможен процесс … (фотосинтеза) и запасания … (питательных веществ).
Клише для рекламы образовательной ткани.
Наш отдел №5 предлагает вам приобрести … (механическую) ткань. Она состоит из клеток с … (толстыми) оболочками. Эти клетки образуют волокна, которые располагаются и в корне, и в стебле, и в жилках листьев. Купите нашу ткань, ведь она понадобиться вашему растению для … (прочности) и … , … (упругости, опоры). Чем больше будет развита механическая ткань в растении, тем она будет … (прочнее).
Приложение №3
Самооценка
ФИО
Оценка
Пояснение
Таблица в готовом виде:
Тип тканей | Где расположена | Форма и размеры клеток | Внутреннее строение | Особенности жизнедеятельности | Функции |
образовательная | Верхушка корня, стебля. | Округлые, мелкие. | Крупные ядра, нет вакуолей. | Постоянное деление. | Рост корня и стебля. |
основная | Мякоть листа, плодов. Середина корня, стебля Мягкие части цветка Главная масса коры | Округлые, крупные и средние | Хлоропласты. Ядро у стенки, крупные вакуоли. Хорошо развито межклеточное вещество | Образуются органические вещества из неорганических Превращение и накопление веществ. | Фотосинтез Запас питательных веществ |
Механическая | Жилки листа Волокна стебля Косточка абрикоса Скорлупа грецкого ореха | вытянутые | Оболочка утолщена, одревесневела, цитоплазма часто отсутствует | Мёртвые клетки | Опора, Защита. |
Покровная | Кожица листа, кора дерева. | Мелкие и средние | Плотно прилегают друг к другу | Мёртвые и живые клетки. Оболочка одревесневает | Защита. Связь с внешней средой |
Проводящая | Жилки листа, в корне, стебле | вытянутые | Остались оболочки клеток, между ними есть отверстия | Сосуды – мёртвые клетки Ситовидные трубки - живые | Передвиже- ние веществ |
Технологическая карта
Дата: 10.10.2019 г.
урока по биологии в 6 классе на тему «Растительные ткани»
Тема урока | «Растительные ткани» | | | |
Цель урока | Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. | | | |
Задачи урока | задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие умения работать в группах. задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: - формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи; - развитие умения работать с информацией; - развитие операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации; - формировать умения оценивать свою деятельность; -формирование умения грамотно строить речевые высказывания; - формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения; - формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - объяснять сущность понятия «Ткань» - сформировать представление о видах тканей растений, характеризовать особенности их строения в связи с выполняемыми функциями | | | |
Оборудование | Микроскоп, готовые микропрепараты «ткани растений», учебник, таблица «ткани растений» | | | |
Этапы урока | ЭОР, используемые на уроке | Деятельность | | УУД |
| | учителя | ученика | |
Мотивационно - ориентировочный блок | | | | |
Этап актуализации | | Организует деятельность учащихся по подготовке к изучению нового материала. Организует беседу по вопросам - какие ассоциации возникают когда вы слышите слово ткань? - что такое ткань? | Актуализация необходимых знаний Построение ассоциаций к понятию «Ткань» | Личностные – формирование мотива учебной деятельности на урок. Коммуникативные -умение грамотно выражать свои мысли |
Этап проблематизации | «Натуральные текстильные волокна» | Демонстрирует образцы натуральных тканей -какие существуют виды тканей? - из чего состоит ткань? (волокна) - почему ткани разные? -одежду из какой ткани вы использовали бы в жаркую погоду? - в морозную погоду? почему? - а что вы знаете о тканях растительного организма? | 1.Рассматривают образцы натуральных тканей (шерсть, хлопок, лен, шелк), отделяют волокна. | Коммуникативные - умение слушать и вступать в диалог Познавательные - осознание, что такое свойства предмета – общие, различные, существенные, несущественные. - выбор оснований для сравнения Регулятивные- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их |
Этап целеполагания | | Совместно с учащимися формулирует задачи урока | Предлагают формулировки задач урока - определить из чего состоят ткани растений - выяснить какие существуют виды тканей - определить какое значение они имеют для растений | Коммуникативные - умение грамотно выражать свои мысли Познавательные – самостоятельное формулирование познавательных задач |
Организационно-оценочный блок | | | | |
Этап моделирования | Теоретический модуль «Разнообразие тканей растений» | Организует работу по изучению нового материала с помощью | Фиксируют в тетради определение понятия «Ткань» Заполняют 1 колонку таблицы «Ткани растений» | Познавательные – умения выделять необходимую информацию, структурировать знания |
Этап конструирования | | Организует индивидуальную работу учащихся с материалами учебника (текст, рисунки) Организует работу в малых группах (предварительное обсуждение результатов заполнения таблицы) Анализ результатов выполнения учащимися задания | Индивидуальная работа с учебником работа в малых группах (обсуждение результатов заполнения таблицы) | Личностные – осознание индивидуальной ответственности за коллективный продукт Коммуникативные - совершенствование навыков работы в группе, умение осуществлять продуктивное сотрудничество со сверстниками -владение монологической и диалогической формами речи Познавательные – поиск и выделение необходимой информации в тексте Регулятивные - работа по алгоритму, ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности (работа с таблицей) |
Первичное закрепление знаний | Контрольный модуль «Разнообразие тканей растений | Анализ результатов выполнения учащимися задания | Выполняют задание № 2 дальнейшее заполнение таблицы (фронтальная письменная работа с последующей устной проверкой и внесение коррективы в выполненное задание) | Регулятивные -овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного |
Рефлексия. Формулирование выводов урока | | Формулирует выводы совместно с учениками Раздает задания этапа рефлексии (лист с вопросами) До начала урока я не знал… На уроке я узнал и научился .. Хочу еще узнать и научиться . | Фиксируют выводы Определяют уровень усвоения темы. | Личностные – умение осознавать собственные достижения в процессе учения Коммуникативные умение грамотно выражать свои мысли Познавательные – умение соотносить цель и результат Регулятивные – осознание учащимся, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование |
Домашнее задание | | Знакомит учащихся с заданием: -изучить материал «Ткани» -задание «Посмотри вокруг себя» (приведи 3 примера растений и их органов, в которых наиболее явно представлен тот или иной вид ткани (по возможности принеси объекты в класс на следующий урок) | Фиксируют задание в дневнике | Познавательные – умение применять знания в новых ситуациях Комуникативные умение воспринимать текст с учетом поставленной задачи, выбирать вид пересказа с учетом поставленной цели. |
Таблица №2
Ткани растительного организма
Название ткани | Функции (значение) | Особенности строения (особенности клеток, межклеточного вещества) |
Покровная | | |
Образовательная | | |
Основная | | |
Проводящая | | |
Механическая | | |