СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока биологии в соответствии с требованиями ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Т

Требование  федерального  государственного  стандарта: формирование  универсальных  учебных  действий  учащихся. Организовать  урок  в  соответствии с этим  требованием  может  помочь  технологическая  карта  урока.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Каждый учитель вправе разработать свою, удобную лично для него карту – главное, чтобы она помогала в работе .

 Я предлагаю вашему вниманию  технологическую карту урока биологии в 5 классе. Тема урока: «Лишайники». УМК И.Н. Пономарева и др.

 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии в соответствии с требованиями ФГОС»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

СОШ№ 7 г. Мичуринска Тамбовской области




Технологическая карта урока по биологии,

5 класс



Автор:

Ковалева Галина Евгеньевна-

учитель биологии









Мичуринск 2017


Предмет: биология

Класс: 5

Тема урока: Лишайники

Тип урока: урок открытия новых знаний, комбинированный урок

  • По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;

  • По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;

  • По ведущему методу обучения: проблемно- поисковый.

Планируемые результаты обучения:

Личностные

Формируется экологическая культура школьников на основании изучения лишайников как биоиндикаторов, познавательные интересы и мотивы исследовательской работы.

Предметные

 Учащиеся имеют представление о лишайниках, как особой группой симбиотических организмов, особенностях их строения, питания и размножении.

Метапредметные 

 Развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы, умение работать с компьютером, находить информацию о биологических объектах, работать с текстом, составлять схемы, умение работать в группе.

Технологии и техники: Обучение на основе проблемных ситуаций. Проектная деятельность. Использование  ИКТ. ТРКМ

  • Ресурсы:

      • Учебник Пономарева И. Н. Биология.. 5 класс. М.: Вента-Граф, 2012;

      • Дополнительный текстовый материал;

      • Презентация в формате PowerPoint «Лишайники»

      • Видеофрагмент о лишайниках, фотографии лишайников и натуральные объекты.

      • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/79218/?interface=catalog&class=48&subject=29






ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Лишайник  

(N 114478)

мультимедийный

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c872d468-0a01-022a-011e-0dd3023007a7/%5BBIO6_08-55%5D_%5BPF_03%5D.jpg

2

Строение лишайника

(N 114282)

мультимедийный

Видеофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9e06f-0a01-022a-00ed-d9de614d5da7/%5BBIO6_08-55%5D_%5BMV_01%5D.WMV

3

Лишайники, особенности строения, питания и размножения. Разнообразие лишайников (детализированное представление)

Открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС)

Текст, иллюстрации

http://fcior.edu.ru/card/22745/lishayniki-osobennosti-stroeniya-pitaniya-i-razmnozheniya-raznoobrazie-lishaynikov-detalizirovannoe.html

4

Контроль. Лишайники, особенности строения, питания и размножения. Разнообразие лишайников (детализированное представление)

Открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС)

Интерактивный тест

http://fcior.edu.ru/card/27109/kontrol-lishayniki-osobennosti-stroeniya-pitaniya-i-razmnozheniya-raznoobrazie-lishaynikov-detalizir.html



Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Формы оценивания

Личностные

Регулятивные

Коммуника­тивные

Познаватель­ные


1. Приветствие. Организационный момент.


Создаёт комфортную ситуацию на уроке.

Мобилизация внимания учащихся (раздает фото растений, грибов, разрезанные на части)

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Формируют группы.




Формирование умения взаимодействовать со сверстниками,

с учителем



2. Актуализация знаний.



Расшифруй головоломку.

1. Из чего состоит тело гриба?

2. Как называют тело водорослей?

3. Как называется взаимовыгодное сожительство двух организмов?

Гриб и водоросль дружно жили.
Вместе ели, вместе пили.
Чтобы я и дальше рос,
Очень важен симбиоз.


Работа с ИД

Отгадывают головоломку и отвечают на вопросы.

1.ждлваоигрибницахшкуиамицелийэж

2. ждподвлрешслоевищеждлзхнещшг

3. цжщегфукшсимбиозещргаитм


Формирование

познавательного интереса к изучению лишайников; мотивирование учащихся на получение новых знаний; формирование потребности и готовности к самообразованию

Формулировать цель и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность




Слушать одноклассников, высказывают своё мнение

Формирование умения применять полученные знания.



За правильный ответ ученик ставит на полях своей тетради 1 б.

3. Постановка проблемы.



Учитель показывает видеофрагмент и задает вопросы:

- Что необычного вы заметили?

- Какой вопрос у вас возникает? Что будем обсуждать на уроке?

Выбирают лучшую формулировку и вывешивают на доску

Какие вопросы необходимо изучить, чтобы ответить на главный вопрос?

Что мы уже знаем? (версии фиксируем на доске)


- Лишайники похожи на растения, но не растения.

- Могут жить на камнях и скалах, зданиях, заборах.

Чем лишайники отличаются от растений?


- Каково строение лишайников? Как они питаются, размножаются? (1группа)

- Какие группы и формы лишайников бывают? (2 группа)

- Какую роль играют в природе и жизни человека? (3 группа)

Формирование познавательного интереса к изучению живой природы; мотивирование на получение новых знаний

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).



Формирование умения составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.


Высказывать свои мысли, предлагать свою гипотезу, аргументировать свою точку зрения, работать самостоятельно и в группе, осуществлять взаимопомощь

Строить логические рассуждения, устанавливать причинно – следственные связи, работать с дополнительными источниками информации, ЦОР


4. Поиск решения проблемы. Работа в малых группах.


Учитель поясняет задачу каждой группе

Первая группа будет исследовать строение, питание лишайников.

Вторая группа выяснит, как размножаются лишайники, какие формы лишайников существуют.

Третья группа будет искать информацию о значении лишайников в природе и применении человеком. (Работа с компьютером)

Если задания понятны, можно приступать к работе.


Группы по 3-4 человека, обсуждают правила работы, выбирают старшего группы.

Получают рабочие листы и начинают работать.

(Тексты см. в приложении)

Мотивирование на получение новых знаний

Работать по инструкции, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Составлять (в группе) план решения проблемы.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять цели, распределять роли).


Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации.

Наблюдать, анализировать и делать выводы по результатам наблюдений.

Взаимопроверка при заполнение рабочих листов, уточняют, дополняют друг друга


5. Физкультминутка

Мы работаем 

усердно, 

Отдохнуть совсем не вредно!

1.Откинуться на спинку стула, вытянуть ноги, отвести руки в стороны и потянуться

2. Стоя, ноги вместе, руки к плечам. Поднять руки вверх и потянуться.

3. Поставить ноги на ширину плеч, отвести руки в стороны. Повороты туловища: 1-2 – вправо, 3-4 – влево. 

4. Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Наклоны: 1 – вправо, правая рука скользит вниз по бедру, левая – вверх по торсу; 2 – и.п.; 3 – влево со сменой движения рук.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжить работу.






6.

Обсуждение результатов экспериментов.


Выслушаем представителей каждой группы (что делали, результаты, выводы)


Давайте обобщим все сказанное и представим информацию в виде схемы, опорного конспекта.

- Ребята, какой вопрос мы задали в начале занятия? Какая была тема?

Анализ результатов выполнения учащимися заданий

Отчет 1, 2 и 3 групп: что делали, что открыли, узнали. Учащиеся отвечают на вопросы, демонстрируют схемы и рисунки (фото), делают сообщения.

Зачитывают выводы


Повторяют вопрос и отвечают на него.

- Лишайники – особая группа симбиотических организмов. В составе лишайников грибы и водоросли (или цианобактерии).

Формирование познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; умение применять полученные знания в практической деятельности

Умение слушать учителя и одноклассни-ков, задавать и отвечать на вопросы.

Составлять тезисы выступления.

Выступать перед аудиторией, доказывать свою точку зрения.

Познавательные УУД

Сравнивать, обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия, преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять схему).


Сравнивать, обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия, преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять схему).


Проверка заполнения рабочих листов.



Устная проверка учителем.

Оценивает сообщения




 7.

Закрепление знаний.

Интерактивное тестовое задание

http://fcior.edu.ru/card/22745/lishayniki-osobennosti-stroeniya-pitaniya-i-razmnozheniya-raznoobrazie-lishaynikov-detalizirovannoe.html

Фронтальная работа

Выполняют  задания

Развивать умение применять полученные знания в практической деятельности


Структурировать знания, выделять существенную информацию, работать самостоятельно.


За правильный ответ ученик ставит на полях тетради 1 б.


Соотносят свой ответ с ответом на слайде




7.

Рефлексия


Формулирует выводы совместно с учениками.

Ребята, что нового вы узнали на занятии? Довольны ли вы своей работой? Что для вас было самым сложным? интересным?

Ребята, наше занятие подходит к концу, я благодарю вас за работу.

Оцените свою работу и работу товарищей на занятии.


Отвечают на вопросы. Высказывают свои мысли.

Фиксируют выводы

Определяют уровень усвоения темы.

Заполняют таблицу «Рефлексия»


В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.



Делать выводы, оценивать уровень своего эмоционального состояния


8.

Домашнее задание

Объясняет сущность домашнего задания.

1 – уровень. учить § 15 , знать общую характеристику лишайников.

2 –уровень.

Ответить на вопросы в конце параграфа.

3 – уровень.

Написать синквейн.

по теме.

Объявляет оценки за урок.


Записывают задание в тетрадь.















Показывают свои баллы.










Приложение

Приложение


Рабочий лист группы №1 ФИ учащегося_______________________ Дата _______


Строение и питание лишайников.

Цель: изучить ___________________________________________________________

Ход работы:

(прочитайте задания, распределите обязанности в группе)

1. Прочитайте в учебнике статью § 15 «Строение и питание лишайников» стр. 104 -105

2. Прослушайте и просмотрите электронный ресурс «Лишайники: строение» (находится в папке Лишайники»

3. Рассмотрите рис. в учебнике и подпишите части лишайника

1_________________________

2_________________________

3_________________________

4_________________________





4. Как питаются лишайники? ____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

В чем роль водоросли? Какую пользу приносит гриб? Какие особенности строения и питания позволяют лишайникам поселяться на камнях, скалах.



Составьте схему «Питание лишайника»











Вывод: лишайники – это ________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






Рабочий лист группы №2 ФИ учащегося_______________________ Дата _______


Жизненные формы лишайников. Размножение лишайников.

Цель: изучить ___________________________________________________________

________________________________________________________________________


Ход работы:

(прочитайте задания, распределите обязанности в группе)

1. Прочитайте в учебнике статью § 15 «Жизненные формы и размножение лишайников» стр. 103-105

2. Прослушайте и просмотрите электронный ресурс «Лишайники: формы» (находится в папке Лишайники»).

3. Рассмотрите фотографии и натуральные лишайники, определите формы слоевищ лишайников. По каким признакам они отличаются?

4. Составьте схему «Жизненные формы лишайников», напишите представителей.















____________________ ________________________ _______________________


_____________________ ________________________ _______________________


5. Как размножаются лишайники?

Размножение лишайников:

____________________________________________________


  1. ____________________________________________________



Вывод: слоевище лишайников бывает _____ видов ____________________

________________________________________________________________.


Размножаются лишайники с помощью _________________ или _________

_________________________________________________________________




Рабочий лист группы №3 ФИ учащегося_______________________ Дата _______


Значение лишайников в природе и жизни человека.


Цель: выяснить роль ___________________________________________________________

________________________________________________________________________


Ход работы:

(прочитайте задания, распределите обязанности в группе)

1. Прочитайте в учебнике статью § 15 «Значение лишайников» стр. 105

2. Найдите в сети Интернет области применения лишайников, используя ссылки (находятся в папке «Лишайники»). Какую роль играют лишайники в природе? Какие экологические группы лишайников существуют?

Найдите фотографии наиболее распространенных лишайников и сохраните их в папке «Лишайники», подпишите названия файлов биологическими названиями, например, Фисция звездчатая.

3. Подготовьте сообщение об интересных фактах про лишайники.

4. Составьте схему «Значение лишайников», назовите не менее 3-х представителей.



















Представители лишайников_____________________________________________________

_____________________________________________________________________________



Экологические группы лишайников:

1.________________________обитают на _______________________________________

2. _______________________ обитают на________________________________________

3. _______________________ обитают на _______________________________________


























Лишайники

Задание 1. Об организмах какой группы говорят «хаос природы», «нищета растительности», «наземные водоросли»?

Ответ:_________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

Почему о них так говорят, как ты думаешь?

Ответ: _____________________________________________

______________________________________________

____________________________________________________.

Рис. «Хаос природы»


Задание 2. Ответьте на вопрос:

Странное живое существо, ни на что непохожее… Кто такие лишайники — растения, грибы или таинственные животные? Почему ты так считаешь?

Ответ:_______________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Задание 3. Ответьте на тестовые задания:

1. Тела каких организмов представлены слоевищем? Выберите все верные ответы.

А) водоросли

Б) грибы

В) бактерии

Г) лишайники

Д) плауны

2. Тип взаимоотношения грибов и водорослей (циановактерий) в лишайнике относится к:

А) нейтрализм

Б) квартиранство

В) симбиоз

Г) нахлебничество

Рис. Лишайник Лобария ямчатая

3. Существуют ли съедобные виды лишайников?

А) да

Б) нет

В) вопрос еще не изучен, у ученых нет ответа на данный вопрос

Г) лишайники не могут перевариваться в организме человека и в пищу не употребляются


Задание 4. Заполните схему

















Задание 5. Установите соответствие между названиями наук и предметом их изучения:

Наука


Предмет изучения

  1. Дендрология


  1. наука о лишайниках

  1. Биология


  1. наука о деревьях

  1. Лихенология


  1. наука о грибах

  1. Фенология


  1. наука о водорослях

  1. Альгология


  1. наука о сезонном развитии растений

  1. Микология


  1. наука о живых организмах, о жизни


Задание 6. Раскрасьте предложенные лишайники во все цвета, какие характерны для лишайников разных видов (белый, розовый, желтый, голубой, серый, черный):


Задание 7. Прочти текст и ответь на вопрос:

Многие кустистые и листоватые лишайники в благоприятных условиях образуют специализированные структуры, состоящие из клеток водорослей, оплетённых гифами гриба:

  • Изидии — это выросты таллома в виде булавки, пуговицы, листочка или мелкой веточки. При воздействии ветра, воды, даже лёгкого прикосновения они отрываются;

  • Соредии образуются внутри лишайника, затем выходят наружу и разрываются, распыляя содержимое, представляющее собой т. н. диаспоры, как правило, объединённые в небольшие пачки, при увеличении проявляются зернистость или мучнистость их поверхности.

Изидии и соредии распространяются с ветром, дождём и животными. При попадании на подходящий субстрат прорастают, давая начало новому лишайнику.






Рис. Соредии у лишайника

Какой тип размножения описан в тексте? Вегетативное или половое?

Ответ: ____________________________________________________________________.

Почему ты так считаешь? Докажи свою точку зрения Я так думаю потому что ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________.

Задание 8. Если бы вы были ученым, открывшим олений мох (ягель), как бы вы его назвали? Почему название «олений мох» не самое правильное и точное название?

Ответ: открытый мной вид организма я бы назвал(ла) _______________________________________

_____________потому что ________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________.

Рис. Ягель (кладония оленья)

Задание 9. Лишайники, произрастающие в районах с суровым климатом не могут поглощать воду в твердой форме (снег), однако, лишайников, произрастающих в таких участках Земли достаточно много. Предложите вашу версию, каким образом приспособились лишайники к существованию в условиях низкой минусовой температуры воздуха и отсутствия атмосферных осадков в виде дождя?

Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Задание 10. Ответьте на вопрос. На каких видах субстрата могут расти лишайники? Из предложенных вариантов выберите на ваш взгляд верные. Верный, по-вашему, ответ подчеркните. Лишайники могут развиваться на:

камнях, асфальте, земле, деревьях, заборах, скалах, стенах, стекле, песок, снегу, ноге человека.

Благодаря каким особенностям строения и жизнедеятельности лишайник способны выживать в подобных условиях? Ответь.

Ответ: Лишайники способны выживать в различных экстремальных условиях благодаря ___________________________________________________________

____________________________________________________________________

___________________________________________________________________.



Задание 11. Отгадай загадки:



Гриб и водоросль дружно жили.
Вместе ели, вместе пили.
Чтобы я и дальше рос,
Очень важен симбиоз.


Ответ: ________________________



Тундра ягелем богата,
Ест меня олень рогатый


Ответ: ________________________


Я в еловом лесу,
Бородой своей трясу


Ответ: ________________________

Задание 12. Отметьте верные и неверные утверждения о лишайниках. Напротив каждого утверждения поставьте галочку в соответствующей ячейке (да или нет).


Утверждение

Да

Нет

  1. Кустистые лишайники имеют стебли и корни.



  1. Лишайники чувствительны к недостатку влаги



  1. Некоторые лишайники употребляют в пищу



  1. Водоросль обеспечивает гриб минеральными веществами



  1. Лишайников  много в крупных городах



  1. Гриб обеспечивает органическими веществами водоросль



  1. Лишайник - низшее растение



  1. Листоватые лишайники имеют листья



  1. Наука о лишайниках называется лихенология



  1. Способ мониторинга уровня загрязненности среды при помощи лишайников называется лихеноиндикация




Задание 13. Прочитайте высказывание ученого К.А. Тимирязева и предложите свой вариант ответа, о каких организмах говорится в тексте:

«…Выступит ли из волн океана водный утес, оторвется ли обломок скалы, выломается ли валун, века пролежавший под землей, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется он. Медленно, но упорно завоевывает он каждую пядь земли, и только по его следам, по проторенному пути появляются более сложные формы жизни…»

Ответ: речь в тексте идет о ___________________________________________.

Я так считаю потому что ______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!