СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта медиаурока биологии по теме: «Плод. Разнообразие и значение плодов»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан с использованием авторского технологичного метода медиаурока. В ходе занятия обучающиеся создают проект  - видеофильм. Урок соответствует требования ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта медиаурока биологии по теме: «Плод. Разнообразие и значение плодов»»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель: Хуртина Марина Петровна Класс: 6

Тема урока: Плод. Разнообразие и значение плодов

Тип урока: Медиаурок, урок открытия новых знаний

Место урока: Заключительный в главе «Органы растений»

Цель: сформировать понятие о плоде как о важном генеративном органе растения, познакомить учащихся со строением плода, классификацией, значением и распространением плодов.

Планируемые результаты:

Личностные - формирование личностных представлений о ценности растений и их частей; формирование научной картины мира на базе биологических знаний

Метапредметные:

Познавательные - развитие умения работать с разными источниками биологической информации (текстом учебника, дополнительной литературой, интернет-ресурсами).

Коммуникативные - Прогнозирование своей деятельности. Умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные - освоение интеллектуальных умений (сравнивать, анализировать, классифицировать биологические объекты, делать выводы). Отработка навыков самоконтроля, взаимоконтроля

Предметные: формирование знаний о строении плодов, их классификации и значении; формирование знаний о способах распространения плодов и семян; формирование целостных представлений о живой природе и роли растений в ней.

Оборудование: компьютеры, проектор, модель цветка, коллекция семян, учебник биологии, энциклопедии, выход в сеть интернет, фото, видео и аудио – файлы.

Методы:

  • по источникам знаний: словесные, наглядные;

  • по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа, фронтальный опрос;

  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый, проектная деятельность

Формы работы учащихся:

Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-работают с алгоритмом при выполнении заданий;

- проектная деятельность.

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

-оценивают себя и друг друга;

-рефлексируют.


Технологическая карта урока


Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД


1.Организационный этап

Приветствие учащихся.

Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.


Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелай те хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок биологии?

Биологию, друзья,

Не любить никак нельзя.

Очень важная наука,

Очень точная наука,

Интересная наука –

Это биология!

Готовятся к уроку. Отвечают на вопросы учителя

Познавательные: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Регулятивные: Прогнозирование своей деятельности

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог

Личностные: Умение выделять нравственный аспект поведения.



2. Определение темы, постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Определение темы урока.

Перед вами чёрный ящик, попробуйте отгадать, что в нём находится, используя описания и определить тему сегодняшнего урока?

    1. Это орган растения, который ему жизненно необходим.

    2. Этот орган появляется в определённый период жизни растения.

    3. С помощью него растения могут распространяться по Земле.

    4. Он может быть сочным или сухим, съедобным или не съедобным.

Тема сегодняшнего урока: «Плод. Разнообразие и значение плодов»

Постановка цели и задач урока.

Каковы цель и задачи нашего урока?

Цель урока: Изучить строение и значение плодов, классифицировать их виды.

Задачи урока

  • сформировать понятие плода;

  • познакомиться со строением плодов;

  • выяснить, какое значение и применение имеют плоды;

  • познакомиться и научиться определять виды плодов.



Мотивация

А для чего человеку надо знать всё о плодах?

Каково значение плодов в жизни человека? Как и где человек использует плоды?

Отвечают на вопрос: Что находится в черном ящике?

Самостоятельно формулируют тему урока: «Плод. Разнообразие и значение плодов». Записывают тему урока в тетрадь.










Формулируют цель и задачи урока. Записывают цель урока в тетрадь.











Отвечают на вопрос.

Варианты ответов:

1. Употребляет в пищу.
2. Сырьё для промышленности (хлопчатник, подсолнечник и т.д.) *жмых и шелуха подсолнечника – наполнитель для пластмасс.
3. В медицине (источник витаминов и лекарственных веществ, например, шиповник, малина, черника и т.д.);
4. В с/х надо знать агротехнику выращивания и размножения растений.

Познавательные: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Регулятивные: Целеполагание. Постановка учебной задачи на основе известного.

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог

Личностные: Самоопределение

3 . «Я – сценарист-исследователь»

погружение в тему урока, создание сценария фильма на основе изученного материала

Сегодня мы не просто изучим тему, но и создадим фильм используя программу киностудия windows live


Погружение в тему урока.

Класс разделится на три группы. На этапе погружения в тему урока вы самостоятельно изучите материал, обратитесь к различным источникам информации.



Класс делится на 3 группы.

Группа № 1. Работает с материалом учебника § 12, изучает вопрос «Строение плода».

Группа № 2. Работает с материалами интернета, изучает вопрос «Разнообразие плодов»

Группа № 3. Изучает вопрос «Значение плодов» используя энциклопедию. Биология. Современная иллюстрированная энциклопедия/  ред. Горкин А. П. - М.: Росмэн-Пресс, 2006 г . - 560 с











Познавательные: Развитие умения работать с разными источниками информации (текстом учебника, дополнительной литературой, интернет-ресурсами)

Регулятивные: Освоение интеллектуальных умений (сравнивать, анализировать, классифицировать биологические объекты, делать выводы)

Коммуникативные: Умение работать в группе

Личностные: формирование научной картины мира на базе биологических знаний


Работа по выявлению усвоения знаний.

Фронтальный опрос.

Вопросы для группы № 1.

  1. Что такое плод?

  2. Из каких частей состоит плод?

  3. Что такое околоплодник? Каково его значение?











Вопросы для группы № 2.

  1. Каковы причины большого разнообразия плодов у цветковых растений?

  2. Выделите типы плодов.

  3. Какие способы распространения семян вы наблюдали в природе?























































































Группа № 3.

  1. В чем состоит главная роль плодов в жизни растений?

  2. В чем состоит главная роль плодов в жизни животных?

  3. В чем состоит главная роль плодов в жизни человека?




Отвечают на вопросы.

Группа № 1.

  1. Плод – важнейший орган размножения цветковых растений, образующихся из цветка после опыления и оплодотворения.

  2. Плод состоит из семян и околоплодника.

  3. Околоплодник – это наружная часть плода. Околоплодник защищает формирующиеся семена от высыхания, механических повреждений и других неблагоприятных воздействий окружающей среды.



Группа № 2.

  1. Разнообразие плодов определяет их форма, окраска, консистенция околоплодника, способы вскрывания.

  2. Типы плодов

Сухие односемянные плоды

 ► зерновка - семя плотно срастается с тонким околоплодником (рожь, пшеница).

 ► семянка – околоплодник кожистый, с семенем не срастается, часто имеет хохолок или летучку (подсолнечник, одуванчик).

 ► крылатка - семянка с крыловидным придатком (ясень).

 ► орех - околоплодник твердый, деревянистый, орешек отличается от ореха маленькими размерами (лещина).

 ► желудь – околоплодник менее жесткий, чем у ореха, у основания плод окружен чашевидной плюской с защитным покрывалом (желудь).

Сухие многосемянные плоды

 ► коробочка – плод, образованный несколькими плодолистиками. Существует несколько способов вскрывания коробочки: дырочками, крышечкой, зубчиками, створками и т.д.

 ► листовка – одногнездный плод, вскрывающийся по брюшному шву (линии срастания краев плодолистика) – живокость.

 ► боб – одногнездный плод, образованный одним плодолистиком, вскрывающийся по двум швам - брюшному и спинному, семена прикреплены к створкам околоплодника (растения семейства бобовых).

 ► стручок, стручочек – двухгнездный плод, семена прикрепляются к продольной перегородке, располагающейся между створками (горчица). Стручочек - длина его превышает ширину не более чем втрое (пастушья сумка).

Сочные односемянные плоды

 ► костянка – плоды с деревянистым деревянистым внутренним слоем, околоплодник дифференцирован на тонкий поверхностный слой, мясистый средний слой. Вишня, слива, персик, служат примерами этого типа плодов.

 ► сложная (сборная) костянка - это группа костянок, образовавшая из одного цветка (малина, ежевика).

Сочные многосемянные плоды

 ► ягода – это плоды с сочным мясистым околоплодником, за исключением тонкого верхнего слоя. (томаты, клюква, смородина, виноград).

 ► яблоко - ложный плод, в образовании которого, кроме завязи, принимают участие разросшееся полое цветоложе – гипантий , нижние части тычинок, чашелистиков (яблоня, груша, рябина).

 ► тыквина - ложный плод, в образовании которого принимает участие разбухшее, разросшееся, мясистое цветоложе (арбуз, тыква).

 ► померанец – плод цитрусовых (лимон, мандарин), у которых наружный слой имеет вместилища с эфирными маслами, средний слой сухой губчатый, белый, а внутренний – сочный, мясистый.


  1. Семена могут распространять животные, ветер, человек, самораспространение.



Группа № 3.


  1. Плод – важный орган цветкового растения, обеспечивающий развитие, созревание, защиту, распространение семян.

  2. Плоды и семена служат высококалорийным продуктом питания всему животному миру.

  3. Человек использует плоды в пищу, на корм скоту, в медицине, промышленности.










Создание сценария фильма.


Опираясь на изученный материал, составьте план изученного материала – сценарий своего будущего фильма.


Группы составляют сценарий фильма.


Физминутка

Перед трудной работой надо размяться!


Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.


Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас,

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки, улыбнитесь веселей!

Мы попрыгаем как зайки,

Сразу станем все бодрей!

Потянулись и вдохнули.

Отдохнули? Отдохнули!

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.


  1. «Я – монтажер»

подбор видео, фото и аудиофайлов с использование сети интернет

Открываем компьютер, выходим в сеть интернет подбираем фото и аудиофайлы для фильма.

Обучающиеся работают в сети интернет, подбирают фото и аудиофайлы для фильма

Познавательные: Развитие умения работать с интернет - ресурсами

Регулятивные: Отработка навыков самоконтроля, взаимоконтроля

Коммуникативные: Умение работать в группе

Личностные: формирование научной картины мира на базе биологических знаний

  1. «Я – режиссер»

создание фильма в программе киностудия windows live

Открываем программу киностудия windows live. Как создать свой фильм из фотоиллюстраций и картинок   в программе  Киностудия Windows Live?

  1. Открываем программу Киностудия Windows Live.

  2. Нажимаем кнопку  "Добавить видео и фотографии". Выбираем фотографии на своем компьютере, нажимаем кнопку "Открыть". Ваши фотографии загрузились в программу.

  3. Приступаем к созданию фильма. Нажимаем на кнопку "Название". Откроется окно,  в котором вы можете написать название вашего фильма.

  4. Для каждой фотографии можно сделать надпись. Выберите кнопку "Заголовок", введите текст в открывшееся окно. Подписать можно все фотографии фильма.

  5. Добавляем музыку. Нажмите кнопку  "Добавить музыку", выберите музыку на своем компьютере, нажмите кнопку "Открыть".

  6. Для того чтобы добавить титры, нажмите кнопку "Титры", укажите авторов фильма.

  7. Сохраняем проект. Нажмите кнопку  "Сохранить фильм" –  выберите рекомендуемые для данного проекта –  нажмите кнопку "Сохранить".  

Создают фильм в программе windows live

Познавательные: Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов

Регулятивные: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог,

Интегрироваться в групповую деятельность.;

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем.

Личностные: формирование научной картины мира на базе биологических знаний

  1. «Я – аналитик»

рефлексия

Учитель собирает готовые фильмы и демонстрирует их на большом экране.

Подводит итоги работы.

- Какую цель и задачи мы ставили на уроке?

-Какие получили результаты?

Оцените себя по критериям «Я - сам», «Я – в группе», «Мы – в классе».

Смотрят фильмы. Анализируют свою деятельность по критериям «Я – сам», «Я – в группе», «Мы – в классе».


Познавательные: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Регулятивные: Оценка своей деятельности и других людей

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог

Личностные: Смыслообразование

  1. Информация о домашнем задании

Сегодня мы говорили о плодах их разнообразии и значении.

Д.з.§12,задание №5,стр.70.

Спасибо за работу на уроке!



Учащиеся внимательно слушают, записывают.


Познавательные: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Регулятивные: Саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

Коммуникативные: Умение слушать

Личностные: Смыслообразование




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!